Как нейросети уже сейчас меняют музыкальную индустрию? ЛОНГ
Разбираем громкие и не очень случаи использования ИИ в крупной индустрии, и насколько это хорошо или плохо.
ИИ - главный бум 20-ых, кто бы что не говорил. Можно долго спорить, пузырь это или изобретение на уровне парового двигателя. Но отрицать то, что они уже повлияли на многие сферы жизни просто нельзя. В том числе и на музыку, и не только каверами на говновоз.
Разобрать я сегодня хочу разные кейсы использования ИИ в индустрии, условно разделив их на креативные и ленивые. И начну я с хороших.
Креативные:
Ленивые:
Возвращение к истокам
Почти каждый артист чем старее становится, тем больше его проекты проседают по качеству. Оно и понятно - когда молодой, то у тебя куча амбиций, глаза горят, и когда добиваешься, чего хотел, уже не так творишь. В их число входит и хорошо всем вам известный Эминем - выпустив на рубеже тысячелетий 3 классических альбома для индустрии как таковой, еще до 2013 включительно выпускал не такие великие, но все еще отличные альбомы, но потом выпускал уже и близко не такие бэнгеры, как раньше. Ругать не буду - спасибо за то, что уже было.
В 20-ых хайп вокруг него начал стремительно угасать, и как мне кажется из-за этого у него появилась идея сделать альбом, где он убивает свое известное альтер-эго бунтаря Слима Шейди. Так и появился на данный момент его последний альбом - The Death Of Slim Shady.
Великим камбеком этот альбом, однако, не стал, но и пососным его не могу назвать. В рамках сегодняшней темы он интересен тем моментом, что на пластинке использовался ИИ. Причем пример, раз он в категории креативных, положительный.
По названию с обложкой думаю понятно, что альбом посвящен похоронам своего старого альтер-эго, которое Эминема как прославило, так и с ним вышли объективно лучшие его альбомы. Сама концепция пластинки - Шейди восстает из мертвых и присутствует на куче треков, пытаясь свыкнуться с новой реальностью в мире. Но тут встает большой вопрос - прошло уже больше 20 лет, у Эма уже другой голос и подача из-за возраста, и тасовать голоса так, чтоб это не звучало будто дед пытается выдавить из себя голос школьника - проблематично, потому на помощь, помимо старых демок (а иногда и вместе с ними), пришел ИИ.
Хоть это и официально не подтверждается, да и странно такое видеть от одного из главных хейтеров автотюна в свое время, но после некоторых манипуляций, я надеюсь, у вас вопросов не останется.
Возьмем, например, 4 трек - Brand New Dance.
При прослушивании может показаться, что это что-то из старого Эминема, и не просто так - трек был полностью завершен еще в начале нулевых, но так и не вышел, и его решили вернуть для нового альбома. Ниже - версия 2004 года, когда трек еще назывался Chritopher Reeves.
Понятное дело, для полноценного релиза нужно было апгрейднуть вокалы, но как это легче всего сделать? Правильно! Наложить ИИ фильтр на трек чтобы качество вокалов улучшить. И выдает это как артефакт ИИ на 21-22 секунде, где изменена пара слов, а также наличие панч-инов (грубо говоря вставок, которые слышно, что это вставки) на 31-32 секунде, отрезок с 37 по 41 секунду и на 2:01-2:02. На кой делать вставки абсолютно другим голосом, если есть и так работающий оригинал? Наиболее логичным как раз кажутся аретфакты ИИ, не так хорошо справившегося со своей задачей, который в 2024 был еще хуже, чем сейчас, и чтоб их замаскировать - спеть чутка измененные строки.
Пруфы могут показаться жидкими, но мы лишь разгоняемся.
Houdini - главный хит альбома, лид сингл, имеющий более 700 млн прослушиваний на Спотифае. Нехило для трека, вышедшим полтора года назад. А что там с клипом по нему?
В нем есть и Маршалл, и Слим Шейди, и второй, если что, не переодетый и загримированный рэпер, а то вдруг кто подумал. Его визуал - нейронка. С чего вдруг такие громкие выводы?
Представляю вам компанию Metaphysic.
Компания была основана в 2021 году и целиком завязана на генеративном искусственном интеллекте. Про нее подробнее чуть позже расскажу, а пока спустимся немного вниз и посмотрим, что у них есть в общедоступном портфолио, которое они сами показывают, как свои заслуги.
Правильно догадались - клип на Гудини. Но это касалось только визуалов, ведь так?
Идем дальше. Посмотрим на еще трек с альбома, в котором активно используется голос Шейди - Guilty Conscience 2.
Качество вокалов Слима слышно, что ухудшилось, и как раз у этого трека не было никакого еще давно готового трека, тут полностью новый материал. Совпадение? Не думаю.
С чего кстати я вообще взял, что Эминем не способен в свой старый голос? Для этого достаточно отсмотреть, к примеру, прошлогодний его концерт в Саудовской Аравии.
Пришел он и со старыми треками, где прекрасно слышно, что свой голос тех времен он делает иначе в сравнении с тем, что у нас на альбоме.
Не хочу дальше мусолить треки, последние два аргумента
Раз - интервью Маршалла и альтер-эго для издания Complex
Имеем такого же ИИ сгенерированного персонажа, у которого уже очевидно роботизированный голос.
Два - статья Дамьена Скотта, человека, пишущего про хип хоп уже десятилетиями в главном музыкальном издании Billboard, и имеет кучу связей. Статья же была посвящена как раз тому, как Эминем использовал нейросети на своем новом альбоме.
Тут замешан все тот же Metaphysic. Предоставляют они услуги не только визуала. Как заявляет сама компания, они предоставляют людям возможность сделать цифровые версии себя же, которыми они могут манипулировать для своих проектов или для рекламы. Их Pro версия позволяет сделать базу данных из вашей внешности, выступлений и голоса любой вашей эпохи, и потом помогут с бумагами чтобы вы были стопроцентным владельцем себя же в виде нейронки.
Как это работает - команда Метафизика узнает, какая цель проекта, а именно кто будет омоложен или чье лицо будет заменено. Они потом собирают все ассеты - старые фото, видео, аудио сэмплы и так далее - чтобы собрать свою ИИ модель. Это занимает чуть меньше 2 месяцев чтоб Метафизик собрали свою модель на основе найденных ассетов. Команда тестирует модель, чтобы та выглядела и работала корректно перед продакшеном. Потом наступает время сиять.
Надеюсь, больше ни для кого не является тайной или конспирологией факт использования ИИ на The Death Of Slim Shady. Теперь отвечу, а почему я внес это как положительный пример, тут же просто генеративная нейронка, которую и принято ненавидеть?
Тут решает для меня концепт. В блоке про негативные примеры большинство примеров будут олицетворением лени артистов, которым по тем или иным причинам лень самим работать и всю, или почти всю работу отдают на аутсорс искусственному интеллекту. За этим нет никакого творческого видения или еще чего-либо творческого, что бы те не говорили.
В ситуации с Эминемом это творческое видение, интересное применение есть - оживление своего старого альтер эго, которое без нейронок выглядело бы крайне вяло и кринжово, а так имеет хотя бы шансы на жизнь. Банально такого альбома не существовало бы, а ведь кейс интересный.
Лазейки в законе
С массовым распространением генеративного ИИ с каждым годом все громче поднимается законодательный вопрос - авторские права, на чем можно и нельзя обучаться нейросетям и так далее. В 2025 такие вопросы уже начали поднимать и правительства, тот же недавний случай с Японией, которая высказала OpenAI претензию касаемо обучения на стилистике аниме студий страны.
Касательно того, как это может на музыку повлиять я сейчас рассуждать не хочу, так как тема этого подблока - элемент, который уже регулируется законом, а именно сэмплы.
Объяснять что это такое я не буду (вырезка с другого трека если супер кратко), вы и так знаете, как и пытаться доказывать, что это сэмплы не являются воровством или плагиатом (считать это таковым = говорить что Земля плоская на полном серьезе). Но вот просто так использовать понравившийся нельзя - их надо "очищать", то есть просить разрешение у автора оригинала и у лейбла, зачастую еще денежку отсыпать надо.
Если попробуешь выложить песню без его очистки, а правообладатель заметит - готовь жопу, так как и трек твой удалят, и по судам потаскают. Ты, конечно, можешь очистить после релиза и трек вернут, но есть и примеры как с треком выше - GOOD (DON'T DIE) Канье Уэста и Тай Долла Сайна, который по сей день удален с площадок из-за неочищенного сэмпла. Просидел на стримингах 1 день всего лишь.
У очистки сэмплов еще очень много деталей, но вдаваться в них для сегодняшнего объекта интереса вообще не надо. Теперь к гостю нашему.
Знакомьтесь - JPEGMAFIA, один из главных относительно андерграундных рэперов последних 10 лет, чья ключевая фишка - крайне странные биты с еще более непонятными и редкими сэмплами, например реального убийства или японской рекламы мяса. Не всегда он, правда, ищет что-то редкое, ведь для хорошего звучания может подойти и сэмпл чего-то популярного.
Так, для одной из песен со своего альбома i lay down my life for you, вышедшего в 2024, он хотел использовать трек одного из самых известных рэперов США - Future, а именно нашумевший в начале 10-ых Turn On The Lights
Но вот незадача - сэмпл не был очищен. Что же делать?
А как раз в то время на хайпе были ИИ джаз каверы, и на эту песню тоже вышел от AI For The Culture.
Именно этот трек и был засемплен, попав на песню either on or off drugs
Итог - главный хит альбома с 35 млн прослушиваний на данный момент, благодаря чему вообще в пятерке самых прослушиваемых треков артиста, а в добавок обошел проблемы с законом.
Все, что я написал выше, правда, лишь теория, так как нигде не было сказано, в чем причина использования ИИ сэмпла - для обхода законов, связанных с сэмплированием или просто что-то креативное Пегги (это его кликуха, не путайте с тем о чем подумали) нашел, есть логичные доводы как за одну, так и за другую сторону, но все равно хочется верить в первый вариант.
Так или иначе, тема у нас про ИИ в музыке, и этот пример однозначно положительный, который, думаю, и так понятен почему - крайне креативное и необычное применение, которое сделало звучание интереснее и является хорошим примером, что можно реально как инструмент использовать нейронку. В какой-то мере это может стать инновацией, тк это первый подобный прецедент, но говорить что-то точно нельзя, еще мало времени прошло.
А из чего песни состоят?
Еще до бума нейронок в музыке в 23-24 годах, а точнее за пару лет до этого появилась технология, которая вообще почти никем не порицается, так же являющаяся нейронкой, хоть и не генеративной. Имя ей - Stem Splitter.
В чем соль?
Каждый трек можно поделить на условно 4 части - вокал, основная мелодия, бас и барабаны. Допустим, простой человек хочет заполучить какой-то определенный элемент из песни, например ему понравилась барабанная партия. Что же делать? Скачать трек, на одном из кучи сайтов загрузить, скормив нейронке, а та разделит трек на стемки и теперь с ними можно играться, скачивая по отдельности, увеличивая или уменьшая звук и так далее.
Технология появилась еще в конце 10-ых, и крупные артисты не сказать чтобы редко к ней прибегают - то чтобы с сэмплом разыграться, то партию проанализировать, то посмотреть как в теории, например, бас с одного трека может звучать на другом и так далее. Ну и сплиттеры у них, очевидно, получше, чем бесплатные из интернета.
В начале 2022 как-то продвинуть эту технологию попытались совместными усилиями британские инженеры из Kano Computing в коллаборации с Канье Уэстом (почти любой мой пост про музыку без него не обходится, про него еще будет сегодня), а именно выпустив Stem Player, как единственное устройство, на которое выйдет грядущий альбом рэпера DONDA 2 (на стримингах НЕ выходит, если что), и там же будет получать обновления в реальном времени.
Суть этого девайса проста - загружаешь песню и слушаешь, имея возможность в реальном времени ее миксовать, убирать элементы, спидапить или замедлять и так далее.
Тем более песни любые туда можно загрузить, правда насколько нормально будет звучать - сильно разнится от песни к песне, что можно было бы простить в виду того, что это первое подобное устройство подобного рода, но никто не простил.
Почему же? И почему сейчас эта штука никому не уперлась? Дело в деньгах - 200, мать его, долларов, за такое - для многих это был дикий оверпрайс, что всецело справедливо. Тем более одновременный релиз со второй Дондой, через который и пиарился плеер в основном был не очень позитивным по причине того, что альбом банально недоделан, и закончен никогда не будет.
Потому, сложив цену и негативный фон от посредственного лид эксклюзива, получаем провальный девайс, который на состояние конца 2025 никому не уперся.
А сама технология стем сплиттера живее всех живых и имеет консенсус в музыке как о полезном ИИ инструменте, против которого адекватные люди не выступают.
Развод гоев
Одно дело - нагреть на 200 долларов за девайс, который реально существует и реально работает, пусть и не всегда идеально, другое - на тысячи долларов ради несуществующих песен. Давайте подробнее.
Знакомьтесь, это - Фрэнк Оушен, один из главных певцов 10-ых, и если вы не слушали ни один из его альбомов, я вам настоятельно рекомендую сейчас же это исправить, не зря его единственные альбомы, channel ORANGE и Blond входят во всевозможные списки лучших альбомов как прошлого десятилетия, так и 21 века в целом.
Быть фанатом этого исполнителя больно. Блонд, последний на данный момент альбом вышел аж в 2016, то есть скоро уже как 10 лет назад, и если до 2021 Фрэнк хоть как-то активничал, выпуская 1-2 сингла в год и появляясь столько же раз на чужих треках, то начиная с пандемии о нем практически ни слуху, ни духу (кроме фестиваля Coachella 2023, который пропустим тк это как 11 сентября для фанбазы и для сегодняшней темы неинтересно). Если что, артист нигде не заявлял, что завершает музыкальную карьеру.
С каждым годом ожидание росло. Желание что-то услышать. Хоть немного. Певец даже в инфополе не отсвечивал. И тут - мана небесная.
Предупреждаю - в дальнейшем блоке могут быть неточности, так как на данный момент трекер Фрэнка (таблица со всеми треками, вышедшыми, слитыми, фейковыми и тд) лежит уже не первый месяц, и проверить достоверность некоторых фактов я не могу.
5 и 6 апреля 2023 года в сообществе фанатов певца всплывает сниппеты двух песен, как заявлялось, планировавшихся на Blond.
Затем на сервере появляется некий пользователь с ником Mourning, заявляющий, что он в контакте с приближенным к Фрэнку человеком, у которого есть немало контента на продажу для групбая. Коротко, групбай - когда масса людей скидывается на покупку трека/альбома, который не вышел в свет или отличается от вышедшей версии. Про это явление вообще можно отдельный лонг писать, на этом явлении, если суммировать все музыкальные сообщества, заработали уже миллионы долларов.
Но мы что-то от темы отвлеклись.
Администраторы дискорд сервера Фрэнка вышли на контакт с Морнингом, и уже вскоре начался групбай на 4 тысячи долларов слепой (в плане даже сниппета не дали, просто "поверьте что трек есть дайте денег") песни с 2021 года, который меняется на другой, после того как был выложен сниппет нового невышедшего трека The Line, теперь продают 2 песни за 6к долларов.
Когда в групбае добивают 3 тысячи долларов, сливают The Line, а также появляется сниппет клипа Changes, невышедшего фита Фрэнка Оушена и Розалии.
Сразу же на Морнинга пошли обвинения в том, что сниппет клипа, да и сам слив - дипфейки, и его выгоняют с сервера.
Дабы вернуть себе доверие, он показывает скриншот, что у него есть файлы с несколькими треками, спродюсированными Риком Рубином. Ему верят и возвращают на сервер, групбаю снова ничего не угрожает.
Через пару дней сливается полный клип Changes, чему крайне недоволен продавец, и отказался передавать Морнингу песни в дальнейшем (там система какая - деньги с групбая получает морнинг, а затем он их скидывает продавцу, после чего получает трек и сливает публично). Правда сам пользователь продолжает уверять, что треки у него есть, и он их продает.
До этого инцидента групбай на 6к успевает закончиться, и сливается These Days
Деньги собираются, а песни все не сливаются. Морнинг объясняет это тем, что продавец по разным причинам задерживается, и все точно будет отправлено. Ничего он не отправил.
Решил один из участников комьюнити вообще проверить почту и сайт со скрина и узнаёт, что ни того, ни другого, попросту не существует. Морнинга банят, а тот в телеграме признается, что все треки, которые были слиты (помимо мною запосченых была еще парочка, тоже успено проданных), за исключением Changes - ИИ фейки.
Вот, например, Steer It.
Всего с этих приколов команда скаммеров, в которую входил Морнинг, заработала 13 тысяч долларов. Для наживы они создали свою ИИ модель Фрэнка Оушена и сделали около 10 песен.
Каков вывод? Вообще ситуация, очевидно, отнюдь не позитивная, но попала в креативные, так как это крайне забавно, и по совместительству реально необычный способ использовать нейронки, дабы поугарать над фанатами певца, которых небезосновательно сравнивают со свидетелями третьего Халф Лайфа.
Воскрешение из мертвых
То, что выпускают артисты - лишь малая часть из всего их каталога. Огромное количество материала так и остается демками, которые никогда не доходят до релиза, а порой бывают кейсы полностью законченных песен, которые по тем или иным причинам никогда не увидели и вряд ли увидят свет.
Легендарные Битлз, и их участники по отдельности, не были исключениями, у которых огромное количество невышедшего материала, одной из которых была демка Леннона Now And Then конца 70-ых.
Песню получил Пол Маккартни еще в середине 90-ых от вдовы бывшего напарника на кассете, которая ему предназначалась, но по различным причинам композиция была отложена в долгий ящик, лишь изредка о ней вспоминая.
Летом 2023 Пол оказался на радио BBC, где рассказал о том, что сейчас ведется работа над "финальной песней Битлз", не указав название, зато рассказав, что использовался ИИ, пускай и заверив, что искусственный интеллект там ничего не создавал и все оригинальное. Люди все равно насторожились, тогда как раз было начало нового бума нейросетей с многократно увеличившимися количеством противников.
Так или иначе, 2 ноября 2023 года, песня, которой оказалась та самая Now And Then, увидела свет.
Где же тут ИИ использовался? Вокалы Джона Леннона на пленке были не лучшего качества, и чтобы их вытащить и улучшить как раз и был использован искусственный интеллект. В этот момент все противники и замолчали - это было использование нейросети как инструмента, помогающего, а не заменяющего, вот никто против и не остался, почти что.
Закрепило это мнение победа на Грэмми этого года в категории "Лучшее рок исполнение", став первой песней, созданной при помощи ИИ, выигравшей столь престижную, кто бы что не говорил, награду.
Миллиард на нейросети
А теперь мы перейдем к методам, которые мне лично не нравятся, так как я считаю их ленивыми и несовершенными, хотя со вторым конкретно эта история в состоянии побороться, учитывая что немало людей все еще не знают или отказываются верить в ИИ на некоторых работах.
Справа вы могли узнать Викенда, одного из главных артистов последнего десятилетия, который и сейчас остается одним из самых популярных. Слева же один из самых популярных ныне рэперов Плейбой Карти, и объединяет их не только то, что оба в музыке варятся, а и то что у них не так давно был совместный тур по США, а в 2026 будет такой же в Европе и Южной Америке.
А предшествовало ему выход 2 совместных песен, по 1 на каждой из на тот момент еще невышедших пластинок (Hurry Up Tommorow у Викенда и I AM MUSIC у Карти)
Первая композиция - Timeless, вышедшая в сентябре 2024.
Трек стал главным хитом Выходного за последние годы, а для Карти так и подавно - за год с небольшим на треке уже 1,2 миллиарда прослушиваний на главном стриминговом сервисе в лице Спотифая. Может показаться, что достаточно заслужено - звучит круто, а рэпер на фите классно меняет голоса (один и тот же человек это был, если вы вдруг подумали, что эт разные люди под одним псевдонимом).
Вторая - Rather Lie, вышедшая уже на альбоме Карти.
Этот же трек на данный момент является самым прослушиваемым с последнего альбома рэпера, имея 240 млн прослушиваний чуть более чем за полгода.
Но вот незадача - в обоих треках куплеты Плейбоя Карти сгенерированы нейросетью.
Давайте разбираться.
Заходим на трекер всех слитых треков Плейбоя Карти, и видим, что в ноябре прошлого года в сети появилась демка Таймлесса. Давайте послушаем.
А если вы сомневаетесь, что слив вообще реален, схожая версия, где также слышен ИИ звучала на одном из выступлений от F1LTHY, на данный момент главного продюсера восходящей рэп звезды, так что всякие сомнения должны у вас отпасть. Я и в дальнейшем, если что, стараюсь по максимум информацию проверять и лонги пишу не что бы фейки постить.
Что часть Карти, что часть Викенда сгенерированы ИИ, что слышно, если вы не глухи, доказывать вам я, надеюсь, не надо. Правда отличия от релиза тоже существенны - у Эйбела абсолютно другой текст на вышедшем треке, который звучит уже реальным голосом, а ИИшные эдлибы (эти ФАААХ, СИЯЯЯЯ, ВААААТ и прочие, новое слово вам в копилку) были заменены на эдлибы Выходного, которые звучат реальнее.
Но вот текст Карти никак от вышедшего трека не отличается, разве что часть последнего куплета вырезана так как там слишком большая концентрация артефактов нейронки. Но ладно, скажете вы, это просто референс от некого Кейта Лоусона чтобы понять как звучать будет, а на релизе все перепели, че докопался то?
Во-первых, на кредитах в треке отсутствует Карти вообще (на оф сайте Викенда тоже, если вы вдруг Гениусу не доверяете), что странно для человека, у которого как бы немаленький куплетик есть. Зато тут как тут есть Кейт Лоусон.
Во-вторых, если сопоставить вокалы на вышедшем треке и на демке - а у нас не так уж и много разницы.
Давайте к следующему гостю, а именно Rather Lie. И угадайте что - демка у этой песни тоже имеется.
Причем тут даже ОГ файл, так что сомнений в подлинности и быть не может. Прослушаем и его.
БИНГО! И ИИшка, и снова референс от Кейта Лоусона, у которого тоже есть кредиты на официальном релизе трека.
Да кто же этот ваш Кейт Лоусон?
Знакомьтесь - нафиг никому неизвестный человек (Кейт Лоусон это кстати псевдоним, но так удобнее называть), потому что сольной карьеры толком нет, зато с ребятами крупнее тусит, как вы уже поняли. Ключевой факт про него - из всех вышедших треков Карти его кредиты есть только на 3 треках - выше упомянутых Rather Lie с Timeless и на Fine Sh!t (так то тоже ИИ, но не упоминал потому что трек непопулярный и мне не нравится вообще), в которых есть дикое подозрение на ИИ. Неужели он это делает?
Да, и в сети есть слитый невышедший трек Джордана (реально имя Карти) REAL MUSIC (иронично, да?), который тоже сделан ИИ
И при этом имеется слитая версия с вокалами от самого Кейта.
Складываем 2+2 и получаем, что на Rather Lie и Timeless, подобно слитому Real Music, куплеты записал Лоусон, поверх чего был наложен ИИ фильтр с голосом Карти.
Так, например, утверждает человек под псевдонимом TWXN, прославившийся в прошлом году тем, что выпускал ИИ треки с голосами Карти и других звезд. Вот, например, 2 главных его хита - TELESCOPE (160 млн прослушиваний) и R0T (40 млн)
Он как раз так и делает - записывает вокал, накладывает ИИ фильтр, и вуаля - трек готов. Так что ему вполне можно верить, да и доказательства, мне кажется, уже достаточные (можно еще упомянуть что у UMG, лейбла, участником которого является Джордан, в прошлом году было заключено много контрактов с ИИ конторами чтобы у "артистов была возможность создавать достоверные копии себя", прямая цитата), пускай что Карти, что Викенд никогда не подтверждали тему с использованием ИИ. Вряд ли куплеты рэпером целиком являются ИИ, но частично - точно и неопровержимо.
Каков вывод? Немного пугающий, из-за того что нейросети уже умеют настолько хорошо копировать голоса, хоть и только приватные (у Твина не настолько качественно вышло, очевидно) ИИшки на такое способны, а с другой стороны, судя по тому, что люди хавают, да и звучит реалистично - чеб нет? У меня самого обе песни есть в плейлисте, так как звучат классно, даже зная, что часть песни является нейросетью. Но пример я в любом случае добавил в лист негативных, так как применение крайне ленивое
Но что могло сподвигнуть Карти использовать нейронки? Текста и читка у него и так в массе своей фристайлового уровня, записать реальный вокал тут как нефиг делать. Тайна, мне кажется, кроется в одном из лучших его корешей в индустрии.
"Больной шизофренией с бредовыми идеями величия"
Кореш этот - хорошо вам знакомый Канье Уэст, который в 2024-2025 (неизвестно, остается ли на данный момент) являлся с отрывом главным сторонником и инфлюенсером ИИ музыки в крупной музыкальной индустрии, потому про него будет самый большой блок.
В начале 2024 года он ставит себе гриллзы на зубы (не перманентные, прошу заметить), а зачем - непонятно, так как от этого лишь негативные последствия для него же были, одно из них - Канье ОЧЕНЬ не нравилось, как он звучит в гриллзах, что вылилось в то, что за 2024 вышла лишь 1 песня, записанная с ними, и то, только на ютуб.
В феврале 2024 у него вышел первый за долгое время альбом - VULTURES 1 совместно с другим рэпером, Тай Долла Сайном. Альбом стал коммерческим успехом, хоть и по качеству был крайне мидовым по меркам Йе, но все еще хорош по меркам индустрии как таковой. В любом случае, суть не в этом - единица в названии альбома не пустое место, так как планировалось выпустить еще 2 и 3 часть.
Сиквел постоянно переносился - то релиз в марте, то в апреле, то в мае, и по итогу альбом увидел свет в августе. Что стало полной трагедией, и в деталях можете прочитать в моем посту про данный альбом, который я писал в начале года.
Здесь же остановимся на одной из главных причин провала - использование ИИ. ПЛОХОГО качества.
Возьмем, к примеру, трек SKY CITY - один из главных граалей фанатов, полностью законченная еще в 2018-2019 году песня, которая так и не вышла. На сиквеле стервятников увидела свет, ноооо
Мне кажется тут даже угадывать не надо, какой куплет записан был в 2018, какой фит, а какой ИИшка. Если в предыдущем кейсе с Карти у нас был крайне тяжело отличимая от реального голоса нейронка, то здесь у нас настолько низкосортная, что непростительно.
ИИ применялся еще в некоторых треках на альбоме, и об их качестве даже заикаться не надо. Что же сподвигло использовать нейросеть, еще и такую некачественную?
Знакомьтесь, один из постов Тракстера, одного из главных протеже Йе в эру вулчрсов, который и познакомил Канье и Тая с ИИ, отчего те и решили использовать подобные вокалы на альбоме. Но еще больше света проливает Гейб Шэдоу
Не так давно, на нескольких своих стримах, он решил признаться, что именно он занимался ИИ на альбоме, и моделей нейронок было аж 14 штук, что в комьюнити сразу возвело его в статус главного злодея.
Хотя винить надо, в первую очередь, самого артиста - это как низко надо пасть, чтобы первый твой трек в карьере, Through The Wire, записывался еще когда ты не восстановился от автокатастрофы, но уже бежишь в студию зачитывать со ртом в проволоке, а через 20 лет комплексовать по поводу звучания из-за гриллзов.
Но это было только начало.
В сентябре 2024 на концерте в Китае он анонсирует свой новый трек - Preacher Man, а через пару недель на другом концерте показывает еще 1 трек и говорит, что треки с грядущего сольного альбома BULLY. Загвостка для вас, смышленных, думаю, уже понятна - оба трека имеют ИИ вокалы.
Причем это задумка альбома как такового (по крайней мере, до 7 февраля 2025) - все биты сделаны Канье и только им, а вот за все вокалы ответственна нейросеть.
На интервью Джастину Лэбою, вышедшего 5 февраля, артист сообщает, что по его мнению, ИИ это новый автотюн (напомню, что именно Канье Уэст снял табу с него и ввел в массы с альбомом 808s & Heartbreak в 2008), который воспринимают многие еще негативнее, чем автотюн в нулевые.
А также продемонстрировал в рил тайме, как ИИ фильтр работает, если у вас есть вопросы, что это и как.
Как я и говорил ранее - записывается референс трек, после чего накладывается ИИ фильтр с желаемым голосом. Модель, правда, все еще отвратная.
Немного отвлечемся от Булли в пользу 2 других проектов, над которыми артист работал в этом году - Donda 2 и WW3/CUKKK
Первый вы можете помнить по блоку со Стем Сплиттером, и в этом году на радость фанатов он решил закончить альбом, так еще и выпустить на все стриминговые площадки.
Основная проблема альбома была в том, что он, собственно, незакончен, а также то, что почти все оригинальные файлы были утеряны, из-за чего случилась крайне забавная ситуация, где люди из окружения Канье просили сливщиков давать им файлы треков. Но не об этом.
Альбом в конце апреля вышел, пару раз обновлялся чтоб новые треки добавить, но обновился он добавлением ИИ на все незавершенные по части вокала треки. Причем настолько плохого без исключений качества, что невозможно.
Трек - City Of Chi / Closed For Business. Вокалы на припеве (Дона Толивера) реальны, а куплет Йе - ИИ. Хотя это и так очевидно, думаю
Так что по итогу вместо доделанного альбома, о котором фаны просили долгие годы, они получили кандидата на худшую пластинку 20-ых годов.
Про ВВ3 особо распространяться не хочу, так как из названия альбома вы уже поняли, что это, а получать люлей неособо желаю, а рассказывать про альбом без того, чтоб поднимать темы нацизма, оправдания насильников и так далее невозможно. Просто скажу, что вся суть альбома была в том, что жирнич слева (Дейв Блантс, знакомитесь) пишет для Канье Уэста как текст, так и вокалы (а иногда и биты), а тот просто через ИИ фильтр прогоняет. Результат, ожидаемо, дрисня, который вы можете сами найти в интернете, благо альбом был отменен и никогда не увидит свет.
Вернемся к Булли.
Альбом Канье слил в один из дней своего шизопостинга в первой половине года, а именно демо версию от декабря 2024. Найти ее вы и сами можете, я не буду (не вижу смысла + альбом все еще планируется к выходу, хоть и 99% в ином виде, так что руинить прослушивание не буду), зато на примере заврешающего трека, Melrose, виден весь его бред.
Трек еще с 2023 года и предназначался для VULTURES 1/2/3 с фитами Карти и Тая, но так и не увидел свет. Знаете, как он решил вернуть его уже на свой сольный альбом?
ПРОГНАТЬ УЖЕ ГОТОВЫЙ РЕАЛЬНЫЙ ВОКАЛ ЧЕРЕЗ НЕЙРОНКУ)))))))))))))))))))))))))))))))
Не буду отрицать, что нейросеть варировалась в качестве, где-то она была отвратительна, где-то съедобна, но факт остается фактом - мы имеем до безумия ленивое применение ИИ, где артист исходит из принципа, что раз раньше он был великим и получалось работать с различными непопулярными инструментами, популяризируя их, то получится и сейчас, имея выжженный от закиси азота мозг и будучи окруженным йесменами.
Альбом все еще планируется выходить, и уже кучу раз переносился, сейчас дата выхода - 30 января 2026. 5 треков было выпущено еще в июне, так же ИИшными, но зато в июле слили копию из начала лета, что дает надежду.
Завершающим треком стал Mission Control, на котором полностью реальные вокалы. Может вполне означать то, что альбом будет перезаписан без ИИ, тем более учитывая имеющийся потенциал, а так же то что недавно Канье снял гриллзы, которые и были первопричиной использования нейросетей.
В таком случае помимо более раннего вывода можно сделать еще один - если это окажется правдой, то мы имеем кейс, где артист сам понял, насколько голосовые нейросети в нынешнем состоянии КАЛ (в следующих блоках лишь больше доказательств будет) и вернулся к записи реального голоса.
Ви лив ин сасаити
Здесь я рассмотрю сразу 2 кейса, начну с того, что поновее.
Знакомьтесь - это Зеная Моне, от и до вымышленная артистка.
Текст песен, вокалы, мелодия - ВСЕ сделано нейросетью. За свою недолгую карьеру, начавшуюся пару месяцев назад, она успела наклепать уже десяток синглов, а так же 2 альбома с суммарно 31 треком в них.
Касательно жанра - примитивная рнб/попса, вообще у нейросетей, если ими сделано всё, не так уж и много жанров, которые будут выдавать результат, который будет хоть при каком-то условии съедобен.
Хотя даже про съедобность я бы поспорил, так как на примере 3 треков выше, одних из самых ее популярных, отчетливо слышна полная однотипность и отсутствие оригинальности, один трек похож на другой на столько, насколько это возможно.
Что же я про нее тут пишу, будто нет тысяч других таких же "артистов"?
Зеная Моне - официально первая ИИ исполнительница, попавшая в мировые чарты.
Да, вы не ослышались - настолько пресный ИИ слоп попал на 30 строчку в чарт Adult R&B Airplay в начале ноября этого года, а так же еще в 4 РнБ чарта. Прошу вашему вниманию трек, а точнее даже клип (ТРЕВОГА - ВИДЕО НЕ НЕЙРОНКА, ХОТЬ ТУТ КРУПИЦА РЕАЛЬНОСТИ ЕСТЬ), который смог стать популярным - How Was I Supposed To Know?
У трека на стримингах уже более 8 миллионов прослушиваний, у Зенаи самой более миллиона слушателей в месяц. А под ИИ видео, где она поет, десятки комментариев с благодарностями, которые даже не факт что реальными людьми написаны.
Короче, теория (а чем больше живем, тем больше это аксиома) мертвого интернета во всей красе, разве что такие большие прослушивания - реальность и люди жалуются, что их родственникам в кайф и им насрать, ИИ это или нет.
А вот, кстати, реальный человек, который за Моне стоит - 31 летняя Телиша Джоунс. Она не отрицает что вокалы и мелодию делает ИИ (говорит что текст ее, но от него так нейропомоями воняет, что не могу с ней согласиться), причем использует она не способ нейросетевых фильтров, а хорошо вам известную SUNO AI. Так что думайте головой, когда решаете сделать очередной кавер на говновоз для себя - вы в это время могли бы рубить хорошие бабки, делая слезливую попсу/кантри/рнб, она вон в начале прошлого месяца сделку на 3 миллиона долларов подписала.
А теперь ко второму похожему случаю переходим.
Приятного знакомства с The Velvet Sundown, инди рок группой лета этого года.
Так как про ИИ рок никто и подумать не мог еще в июне, то немало людей поверили в реальность этой группы и побежали стримить, и если предыдущая гостья стала первой ИИшкой, залетевшей в полноценные чарты, то Велвет Сандаун - первые исполнители, собравшие миллион прослушиваний на сгенерированном нейронкой треке.
Это, собственно, тот самый взлетевший трек - Dust On The Wind, на котором сейчас уже почти 4 миллиона прослушиваний. Как и в случае с Зенаей, все треки звучит максимально однотипно, что, опять же, не мешало людям верить в реальность этой группы, да и сами авторы не спешили признаваться в использовании нейросетей.
5 июля на своей странице в бывшем Твиттере они все же решили поделиться тем, что ИИ им помогало в создании треков, хотя и загоняли типичную мантру про будущее музыки, креативный инструмент и так далее. После этого и их третий, по совместительству последний альбом никому не всрался и проект молчит уже несколько месяцев.
Какой вывод? Зеная и Вельветы являются буквальным олицетворением отсутствия какого-либо творчества в их процессе - все сделано нейросетями, все звучит однотипно, никакой изюминки нет. В этом и проблема того и тех, кто говорит, что ИИ может уже полноценно делать музыку - да, может, но на примитивном уровне, треки слушать вообще не хочется. И от этого еще обидней, что каким-то фигом у этого находятся неироничные слушатели, которые оправдывают "ну звучит же нормально, без разницы мне нейронка или нет". Честно, чем больше таких кейсов (а никаких предпосылок к их уменьшению нет), тем больше я теряю веру в человечество.
Но пора отойти от пафоса и ужаса, перейдем к чему-то менее жесткому, хоть и все еще постыдному.
Денег на художников не нашлось
Это - обложка вышедшего осенью этого года альбома Тейлор Свифт The Life Of A Showgirl, и говорить мы будем не о музыке как таковой, так как тут хоть и один из слабейших альбомов в ее карьере, но все сделано реальными людьми. В отличии от того, что музыку окружает.
Реклама - ключевой элемент в музыке, от того, как ты проводишь роллаут альбома во многом зависит, какие цифры продаж и какой хайп будет вокруг твоей пластинки. Тейлор пиарилась, как и всегда, везде - во множестве городов, на Ютубе, в Гугле, в Плей Маркете, было кучу постеров, видео и так далее.
И в видео пробрался импостер.
К сожалению, это единственное видео, которое команда Тейлор Свифт не вычистила из интернета - все остальные либо имеют огромные надписи и лица поясняющих людей, перегораживая все, либо удалены, даже перезаливы.
Вот разве что еще пара скриншотов с удаленных промо-роликов.
Команда артистки удалила всю рекламу, которая попадала под подозрения, и использование ИИ она никак не подтверждала. То есть если сейчас это сразу не найти, значит этого не было, запоминайте.
Итог по такому мини блоку какой? Удивительно конечно, что женщина миллиардерша не в состоянии набрать достаточно художников, монтажеров и других и вместо этого использует далекие от идеала нейросети, причем артефакты крайне палевные, потому и добавил в ленивые.
Чтоб не была эта часть настолько короткой, скажу, что я не совсем противник ИИ рекламы, будто она только плохой может быть - отнюдь, попадается и веселая, как например к превеликому сожалению удаленная реклама ОППО под нейроремикс той самой песни Канье про Гитлера, но вот в повседневной жизни (немного от музыки отойдем) я все чаще вокруг себя замечаю лютый слоп - реклама лекарств с рисовкой диснея/гибли, на новогодних подарках самые типичные промпты - люди даже не стараются в нейросеть чет интересное закинуть, а просто, условно, "сгенерируй картинку детей у ёлки". Грустно всё это, если честно.
У разбитого корыта
Канье Уэст - не единственный старичок, кто решил, что ИИ уже сейчас музыкальная революция и надо вставать на рельсы первооткрывателей.
Человек справа - Тимбэленд. Вы могли его не знать, но точно слышали - он основной продюсер одной из главных мужских поп-звезд нулевых, а именно Джастина Тимберлейка, слева вон стоит, ну и помимо этого он продюсировал общемировые хиты как Stronger Канье, Drunk in Love Бейонсе с Джей Зи и так далее. Человек не то что не последний, а один из главных музыкальных продюсеров нулевых и десятых (хотя 10-ых скорее ток первой половины), который мог за один год спродюсировать как Тимберлейка, так и Бьорк с Ван Репаблик, то есть еще и жанровое разнообразие безумное.
Сейчас он чуть менее востребован, но таланта не растерял, и от того еще удивительнее прогремела новость, что он становится советником SUNO, а потом и вовсе свою ИИ артистку запустит.
Одновременно с этим запуском стартовал конкурс на то, кто лучше всех сделает ремикс на его, на тот момент последний, сингл Love Again. Конкурс проходил с конца октября по начало ноября, а призом для победителем должны были стать огромные бабки и публикация на стримингах.
Касательно денег не знаю, выдали или нет, зато на стримингах песни появились. Аж в марте.
Такими успешными стали, что 30 тысяч прослушиваний за скоро уже как год собрали. Спойлер - дальнейшие проекты Тимба не лучше и не успешнее.
Уже в июне он запускает ту самую ИИ артистку, TaTa. Причем делается одновременно с запуском лейбла и по совместительству компании Stage Zero, которую он, правда, обещает подписывать не только нейро артистов, хотя на данный момент только Тата там и числится.
Планы у него вообще Наполеоновские были, он делился насколько ИИ крутая штука, что ему классно видеть, как то, на что он раньше по 3 месяца тратил теперь за 2 минуты делает, и что его ТаТа вообще станет первой A-Pop (Artificial Pop, он сам придумал) звездой.
Стала ли она звездой? Осенью у нее вышла первая песня и по совметительству клип на нее - Glitch X Pulse, и спасибо что хоть для видео они живую актрису взяли.
Как он сам говорит, ИИ он использует лишь на 15%, только для вокалов и доработки продакшна (хотя с чего вдруг это 15%, а не условные 70%, я не знаю), обе вещи, естественно, через Suno, а то было бы странно, если бы их главный актив через что-то другое делал.
Правда от того, что трек говно это не спасло, хотя стоит заметить, что нейросеть в плане вокалов выдала хороший перформанс почти без артефактов. Правда успеха песня не сыскала. Вообще.
На спотифае жалкие 32 тысячи прослушиваний, то есть, если учитывать среднюю прибыль с одного прослушивания в 0,003-0,005 центов, миллионер Тимбэленд разбогател аж на 100-150 долларов. Достойно, ничего не скажешь, зато емко формулирует, какой ИИ сейчас раздутый пузырь, потому что очевидно на все эти проекты потрачено немало денег, но выхлопа, за исключением везунчиков вроде Моне, никакого.
5 декабря вышел второй трек артистки, уже даже с фитом от не прям ноунейма Файвио Форейна (реальный куплет), но результат такой же - провал, над которым уже даже в Твиттере на миллионы просмотров не смеются, как было с Глитч Пульсом.
Пока что Тимбэленд не планирует съезжать с дороги ИИ, но учитывая неутешительные результаты его экспериментов, когда он еще недавно, в 2024, продюсировал хиты вроде FUK SUMN Канье или Sticky Тайлера, а сейчас на обочине индустрии - мне кажется вопросом времени, когда он забросит это дело. Хотя кто его знает.
Пример, конечно, негативный. Когда, зачастую, безосновательно, орут про "ИИ УЖЕ СЕЙЧАС ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ ЗАМЕНЯЕТ!!!!!!" - это является нередко преувеличением, но тут наглядный пример с выращенным ИИ артистом, а ведь вместо этого столь талантливый человек мог бы с таким же рвением кого-то реального продвигать.
ИТОГИ
Полноценные итоги по ИИ делать рано - мы сейчас прямо в разгаре его развития, каждый день появляется что-то новое вообще во всех сферах. Даже в своем посте я далеко не всё упомянул, так как примеров использования нейросетей в полноценной музыке уже немало, потому я планирую раз в полгода/год писать новые части как продолжения этого лонга, ну или же этот обновлять.
Каково мое мнение по ИИ слопу в музыкальной индустрии? На данный момент - скорее негативное. Вокальные и продюсерские нейросети еще очень слабы в синтезе чего-то интересного и креативного, они могут лишь являться инструментом в воплощении реального творчества, и надо в любом случае обладать талантом, что бы грамотно их использовать. Но у нас уже проблема, что люди готовы хавать даже сделанный за минут 10-20 трек, и как с этим бороться - неизвестно.
А как вы считаете, ИИ является светлым будущим в музыкальной индустрии или же началом конца?
Спасибо большое что прочитали! С момента последнего полноценного лонга прошло аж 3 месяца, извиняюсь, в реальной жизни кучу всего происходило и было не так много времени на написание постов. Обещаю, что в ближайшие много месяцев лонгов про музыку больше не будет (1 исключение максимум может быть, и то не фак), а только про игры, игровой сайт как никак. Если у вас есть какие-то претензии, пожелания, да что угодно - пишите в комментарии, я все до единого читаю, просто реагирую не на все, хех.
Еще увидимся в этом году!