Однажды мы сделаем топ-100 хорроров, и туда они обязательно попадут. Здесь же — игры, которые, так или иначе, двигали жанр вперед. Тот же The Evil Within, при всей своей гениальности, ничего принципиально нового не привнёс, к сожалению.
Просьба к авторам, если будете впредь составлять такие списки, то облегчайте работу читателям - к игре стоит делать сноску о том, на каких платформах она выходила, год, как минимум. Про разработчиков уж не прошу. Если игра до сих пор продается где-то (гог, стим), то стоит и такую ссылку давать. Много места не займет, а добавить в список желаемого самое то. Или хотя бы узнать, что на твоей платформе этой игры не было.
Раз уж зашла речь об интересных механиках, пусть и не прижившихся, то в Rule of Rose была необычная задумка с компаньоном главной героини- псом Брауном: если в комнате валяется несколько незаметных для Дженифер вещей( игрок их просто не видит), то можно выбрать какой-нибудь предмет из инвентаря и дать собаке команду искать- и он что-нибудь найдёт. У каждого предмета был свой список вещей( около 3х штук), которые пёс может найти, понюхав этот предмет. Да и сюжетные акценты интересные- детская жестоксть, все дела, и стилистика- жуткие мотивы типа крови, монстров, психов сочетаются с детскими и сказочными типа кукол, кроликов, бабочек, принцесс, гигантских летающих рыб и т. д. Жалко, геймплейно она всё равно ужасна)
Отличный список. Говорю, как человек, имеющий целую научную публикацию по предмету. В которой весь указанный список и был разобран с точки зрения психологии : )
Субъективно не люблю Dead Space, правда. После SS2 он был очень вторичный и не страшный, плюс core-механика боя, на которой держится половина саспенса, на мой взгляд, топорная. Но это как раз тот случай, когда целое поколение начало именно с этой игры и никогда не слышало о SS2 - отрицать вклад в развитие индустрии невозможно.
Из классики я бы добавил в список Friday 13th, которая пугала на "Денди" до икоты и D для PSone, как предтечу Penumbra и ей подобных игр. Плюс, Papa Sangre - абсолютно уникальный экспириенс и дальнейшее развитие жанра хоррор, уже на мобильных платформах. Она в одном ряду со Slender.
Но всё встаёт на свои места, когда узнаёшь, что вообще-то она не должна была носить название Silent Hill, просто «Конами» так захотели. ------------------------------- Это не правда. Сколько можно тиражировать этот миф? Его придумали фанаты, так как на одной из выставок игру показали, как Project Room. Но разработчики всегда делали продолжение Silent Hill. 4 часть делала команда, которая делала СХ2, пока другая часть студии делала СХ3.
Неа. Ребята из объединения Twin Perfect сделали документальный сериал по всей серии SH. Ссылка с привязкой во времени, где они рассуждают на эту тему и приводят цитаты людей, разрабатывавших The Room. Ах да, The Room делала вторая команда Team Silent, пока основная, корпевшая над SH2 в том числе, завершала работу над третьей частью.
Слендер? Серьёзно? Обычнейшая, однообразная, скучная и не страшная инди-поделка, паразитирующая на попсовых интернет-историях. Там ведь даже скримеры не особо страшные.
Вопрос не в том, насколько она для кого-то страшна, а в том, как она повлияла на жанр (если хотите - на рынок). А эту заслугу у неё отнимать было бы, как минимум, странно.
А так - ни одна из игр в подборке (и вообще в жанре) не является страшной. Потому что каждого пугают разные приёмы и, как следствие, разные игры. Спорить о том, является ли какой-то хоррор объективно страшным, бессмысленно в принципе. Потому что страх субъективен.
Спасибо, очень круто! Большую часть пропустил, но во что-то поиграл и запомнил на всю жизнь. Очень надеюсь, что Condemned 2 всё таки появится на XBOX One и я его допройду.
Clive Barker's Undying я воспринимал как простой шутан. Хз, она как-то не пугала. Были пушки, были монстры, которых надо было убивать. И как-бы все. Страха - нет. :(
Condemned: Criminal Origins был страшен. Вроде как обычные люди за тобой гонятся, но в то же время было крайне неуютно слышать быстрые шаги этажом выше и бешеные крики бомжей из темноты.
Dead Space пугал внезапными появлениями вражин. Но потом тупо привыкаешь к подобной схеме пугалок и игра превращается в какую-то рутину с блужданиями по этажам и манипуляциями с механизмами.
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth запомнился атмосферой. Я бы даже сейчас с удовольствием в нее поиграл. Буквально с самого начала, когда герой приезжает в тот мрачный город, атмосфера начинает напрягать: странные горожане, смотрят косо, что-то скрывают. А сцена с побегом из отеля просто десять из десяти. До сих пор холодок по спине от той напряженки, когда герой бежит от преследователей и запирает двери на щеколду буквально перед их носом.
Scratches до сих пор считаю отличным квестом. Ночью в наушниках играть довольно жутко (если вытерпеть и не уснуть на первых 20 минутах игры).
Насчет FEAR спорно: я лично воспринимал его как "симулятор удара с ноги в прыжке", то есть как шутан, в котором можно по-фаниться в ближнем бое и стрельбе из гвоздомета. Есть конечно пугающие моменты, но на фоне пострелушек я даже не могу вспомнить что там пугающего было...
System Shock 2 отличная игра, но пугающего я там практически ничего не увидел.
Alien: Isolation шикарная игра. Постоянное напряжение, выживание - все как надо.
В Penumbra играл совсем чуть-чуть, поэтому не успел оценить всю ее прелесть.
Остальные игры из списка либо не пробовал, либо не зацепили. В Doom 3 меня лично пугали начальные уровни, когда появились зомби и гас свет в комнатах. Resident Evil 4 воспринимался как шутер от третьего лица. Из похожего мне больше нравилась Cold Fear, так как управление там было более отзывчивое и удобное. Но что та, что эта - не страшные... Cry of Fear была пугающим психоделом, но множество страшных моментов рушились багоюзом. Чел с бензопилами, который скрывался в доме, убивался так, что можно было в прыжке стрелять по нему через окно и он ничего не мог сделать. Но если играть не осторожно и залезть в дом сразу, то можно и ваншот словить от него.
Вспомнил еще сеговский Splatter House. В детстве эта игра казалась такой ужасной: кровь, кишки, расчлененка, противные монстры. Финальные боссы всех трех игры были просто болью. Мы с дядей так и не смогли пройти первую и вторую часть именно из-за финальных боссов.
Вспомнил еще Pathologic. Сама по себе игра жутковата, но момент с сестрами я никогда не забуду... Настолько было жутко, что я в игре буквально по кровати одной из сестер пробежался, лишь бы побыстрее оттуда свалить. :D
В данном жанре всё-таки есть проблемы с актуальностью в плане визуального исполнения. Хочется отдать должное пионерам вроде "Alone in the Dark" и "Silent Hill", но проникнуться ими и воспринимать серьёзно сейчас будет крайне трудно из-за слишком архаичной графики и общего пресыщения, если не играл в них в детстве. Старая трилогия RE мне зайдёт из-за ностальгической подвязки, когда я пытался их пройти на PS1. А в "Silent Hill", который тогда пропустил, не втянуло на эмуляторе. Пробежал пролог до кафе, оценил классную режиссёрскую работу в этом сегменте, но плавающие желейные текстурки, как и в RE2 дальше проходить не побудили. Благо "Silent Hill 2" был просто поразительно красив для своего времени, с таким запасом, что я его с придыханием прошёл года 3 назад. Хотелось бы ещё отметить безусловно спорный проект с участием того же Клайва Баркера - Jericho. Когда она вышла в далёком и безвозвратном 2007-м, я прошёл её в полном восторге на пиратке. Undying уже после проходил. Когда спустя несколько лет приобрёл "Иерихон" в Стиме, надумал перепройти... и тут я быстро вспомнил, насколько же кривая там система ИИ напарников и частично боёвка. Как и в Undying в игре присутствовали в некоторой степени инновационные элементы игровой механике, в данном случае, моментальное перемещение между 6-ю персонажами, также как и совместное использование оружия со сверхъестественными способностями. Но отлажена она была довольно плохо. Из-за пассивности членов отряда, без прямого контроля многие стычки превращались в беганье и отхиливание постоянно падающих при смерти товарищей с попутным отчаянным отстреливанием он врагов. И тем не менее, я очень рад, что тогда мне хватило терпения не обращать на это внимание при первом и единственном прохождении Clive Barker's Jericho. Потому что практически во всём остальном он прекрасен. Это такой не тёсанный алмаз с ошмётками дерьма на нём. Игра могла бы стать культовом. И уж тем более она заслуживает продолжения или хотя бы ремастерда.
Большинством старых игр сложно проникнуться, да. Но SH1 все равно особняком стоит) Я его первый раз прошла только года 3-4 назад, когда эмулятор и комп доросли до нормального воспроизведения. Отлично зашел, в личном топе остался. Пусть там пиксели размером с ноготь – но я их замечала только у блокнотиков (эмуляторными квиксейвами не пользовалась), а потом когда выходишь из безопасного места, начинается амбиент, начинается движуха – какие пиксели, куда все девается...
The Suffering, The Evil Within, Cry of Fear не хватает..
Однажды мы сделаем топ-100 хорроров, и туда они обязательно попадут. Здесь же — игры, которые, так или иначе, двигали жанр вперед. Тот же The Evil Within, при всей своей гениальности, ничего принципиально нового не привнёс, к сожалению.
The Suffering офигенный.
Просьба к авторам, если будете впредь составлять такие списки, то облегчайте работу читателям - к игре стоит делать сноску о том, на каких платформах она выходила, год, как минимум. Про разработчиков уж не прошу. Если игра до сих пор продается где-то (гог, стим), то стоит и такую ссылку давать. Много места не займет, а добавить в список желаемого самое то. Или хотя бы узнать, что на твоей платформе этой игры не было.
F.E.A.R. до сих пор отлично играется, и графика до сих пор на высоте.
Раз уж зашла речь об интересных механиках, пусть и не прижившихся, то в Rule of Rose была необычная задумка с компаньоном главной героини- псом Брауном: если в комнате валяется несколько незаметных для Дженифер вещей( игрок их просто не видит), то можно выбрать какой-нибудь предмет из инвентаря и дать собаке команду искать- и он что-нибудь найдёт. У каждого предмета был свой список вещей( около 3х штук), которые пёс может найти, понюхав этот предмет. Да и сюжетные акценты интересные- детская жестоксть, все дела, и стилистика- жуткие мотивы типа крови, монстров, психов сочетаются с детскими и сказочными типа кукол, кроликов, бабочек, принцесс, гигантских летающих рыб и т. д. Жалко, геймплейно она всё равно ужасна)
Аутласт здесь лишний. Как и re4
помню F.E.A.R. меня всегда пугала одним элементом - никогда не знаешь , когда эта игра порушит твой пк
Хороший материал, но я считаю, что вниманием была обделена игра "Cold Fear".
А где же наша королева хорроров Амнезийка первая?
В «Пенумбре» упоминается. Там всё-таки логичное развитие идей.
И да, ребята - The Evil Within очень посредственная игра, каких в эпоху расцвета жанра было очень много. Просто вы её не застали, наверное : )
Тот случай, когда короля делает свита - Миками мой кумир, идей интересных в игре куча, реализовано из рук вон плохо.
Эх, придётся мне написать очередной цикл статей, насколько она гениальна :)
Там в стиме , кстати , вышел достаточно интересный тайваньский 2D-хоррор - Detention , так , на заметку .
Начинается он неплохо, а потом скатывается в какой-то непонятный абсурд и наркоманию.
Отличный список. Говорю, как человек, имеющий целую научную публикацию по предмету. В которой весь указанный список и был разобран с точки зрения психологии : )
Субъективно не люблю Dead Space, правда. После SS2 он был очень вторичный и не страшный, плюс core-механика боя, на которой держится половина саспенса, на мой взгляд, топорная. Но это как раз тот случай, когда целое поколение начало именно с этой игры и никогда не слышало о SS2 - отрицать вклад в развитие индустрии невозможно.
Из классики я бы добавил в список Friday 13th, которая пугала на "Денди" до икоты и D для PSone, как предтечу Penumbra и ей подобных игр. Плюс, Papa Sangre - абсолютно уникальный экспириенс и дальнейшее развитие жанра хоррор, уже на мобильных платформах. Она в одном ряду со Slender.
Интересно было бы почитать, есть DOI или что-нибудь?
Но всё встаёт на свои места, когда узнаёшь, что вообще-то она не должна была носить название Silent Hill, просто «Конами» так захотели.
-------------------------------
Это не правда. Сколько можно тиражировать этот миф? Его придумали фанаты, так как на одной из выставок игру показали, как Project Room. Но разработчики всегда делали продолжение Silent Hill. 4 часть делала команда, которая делала СХ2, пока другая часть студии делала СХ3.
https://youtu.be/zNmZCOmZ040?list=PL87676CF7D0B816B4&t=43
Неа. Ребята из объединения Twin Perfect сделали документальный сериал по всей серии SH. Ссылка с привязкой во времени, где они рассуждают на эту тему и приводят цитаты людей, разрабатывавших The Room. Ах да, The Room делала вторая команда Team Silent, пока основная, корпевшая над SH2 в том числе, завершала работу над третьей частью.
А по другим жанрам подобных подборок не планируете?
Планируем)
В SOMA скорее страшно интересный сюжет. Сама по себе она не пугает)
Слендер? Серьёзно? Обычнейшая, однообразная, скучная и не страшная инди-поделка, паразитирующая на попсовых интернет-историях.
Там ведь даже скримеры не особо страшные.
Вопрос не в том, насколько она для кого-то страшна, а в том, как она повлияла на жанр (если хотите - на рынок). А эту заслугу у неё отнимать было бы, как минимум, странно.
А так - ни одна из игр в подборке (и вообще в жанре) не является страшной. Потому что каждого пугают разные приёмы и, как следствие, разные игры. Спорить о том, является ли какой-то хоррор объективно страшным, бессмысленно в принципе. Потому что страх субъективен.
Спасибо, очень круто! Большую часть пропустил, но во что-то поиграл и запомнил на всю жизнь. Очень надеюсь, что Condemned 2 всё таки появится на XBOX One и я его допройду.
Clive Barker's Undying я воспринимал как простой шутан. Хз, она как-то не пугала. Были пушки, были монстры, которых надо было убивать. И как-бы все. Страха - нет. :(
Condemned: Criminal Origins был страшен. Вроде как обычные люди за тобой гонятся, но в то же время было крайне неуютно слышать быстрые шаги этажом выше и бешеные крики бомжей из темноты.
Dead Space пугал внезапными появлениями вражин. Но потом тупо привыкаешь к подобной схеме пугалок и игра превращается в какую-то рутину с блужданиями по этажам и манипуляциями с механизмами.
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth запомнился атмосферой. Я бы даже сейчас с удовольствием в нее поиграл. Буквально с самого начала, когда герой приезжает в тот мрачный город, атмосфера начинает напрягать: странные горожане, смотрят косо, что-то скрывают. А сцена с побегом из отеля просто десять из десяти. До сих пор холодок по спине от той напряженки, когда герой бежит от преследователей и запирает двери на щеколду буквально перед их носом.
Scratches до сих пор считаю отличным квестом. Ночью в наушниках играть довольно жутко (если вытерпеть и не уснуть на первых 20 минутах игры).
Насчет FEAR спорно: я лично воспринимал его как "симулятор удара с ноги в прыжке", то есть как шутан, в котором можно по-фаниться в ближнем бое и стрельбе из гвоздомета. Есть конечно пугающие моменты, но на фоне пострелушек я даже не могу вспомнить что там пугающего было...
System Shock 2 отличная игра, но пугающего я там практически ничего не увидел.
Alien: Isolation шикарная игра. Постоянное напряжение, выживание - все как надо.
В Penumbra играл совсем чуть-чуть, поэтому не успел оценить всю ее прелесть.
Остальные игры из списка либо не пробовал, либо не зацепили. В Doom 3 меня лично пугали начальные уровни, когда появились зомби и гас свет в комнатах. Resident Evil 4 воспринимался как шутер от третьего лица. Из похожего мне больше нравилась Cold Fear, так как управление там было более отзывчивое и удобное. Но что та, что эта - не страшные... Cry of Fear была пугающим психоделом, но множество страшных моментов рушились багоюзом. Чел с бензопилами, который скрывался в доме, убивался так, что можно было в прыжке стрелять по нему через окно и он ничего не мог сделать. Но если играть не осторожно и залезть в дом сразу, то можно и ваншот словить от него.
Вспомнил еще сеговский Splatter House. В детстве эта игра казалась такой ужасной: кровь, кишки, расчлененка, противные монстры. Финальные боссы всех трех игры были просто болью. Мы с дядей так и не смогли пройти первую и вторую часть именно из-за финальных боссов.
Вспомнил еще Pathologic. Сама по себе игра жутковата, но момент с сестрами я никогда не забуду... Настолько было жутко, что я в игре буквально по кровати одной из сестер пробежался, лишь бы побыстрее оттуда свалить. :D
Комментарий недоступен
SOMA, по-моему, действительно достойна места в списке, тем более что формально вполне себе хоррор, а по факту уникальная игра
В данном жанре всё-таки есть проблемы с актуальностью в плане визуального исполнения. Хочется отдать должное пионерам вроде "Alone in the Dark" и "Silent Hill", но проникнуться ими и воспринимать серьёзно сейчас будет крайне трудно из-за слишком архаичной графики и общего пресыщения, если не играл в них в детстве. Старая трилогия RE мне зайдёт из-за ностальгической подвязки, когда я пытался их пройти на PS1. А в "Silent Hill", который тогда пропустил, не втянуло на эмуляторе. Пробежал пролог до кафе, оценил классную режиссёрскую работу в этом сегменте, но плавающие желейные текстурки, как и в RE2 дальше проходить не побудили. Благо "Silent Hill 2" был просто поразительно красив для своего времени, с таким запасом, что я его с придыханием прошёл года 3 назад.
Хотелось бы ещё отметить безусловно спорный проект с участием того же Клайва Баркера - Jericho. Когда она вышла в далёком и безвозвратном 2007-м, я прошёл её в полном восторге на пиратке. Undying уже после проходил. Когда спустя несколько лет приобрёл "Иерихон" в Стиме, надумал перепройти... и тут я быстро вспомнил, насколько же кривая там система ИИ напарников и частично боёвка. Как и в Undying в игре присутствовали в некоторой степени инновационные элементы игровой механике, в данном случае, моментальное перемещение между 6-ю персонажами, также как и совместное использование оружия со сверхъестественными способностями. Но отлажена она была довольно плохо. Из-за пассивности членов отряда, без прямого контроля многие стычки превращались в беганье и отхиливание постоянно падающих при смерти товарищей с попутным отчаянным отстреливанием он врагов.
И тем не менее, я очень рад, что тогда мне хватило терпения не обращать на это внимание при первом и единственном прохождении Clive Barker's Jericho. Потому что практически во всём остальном он прекрасен. Это такой не тёсанный алмаз с ошмётками дерьма на нём. Игра могла бы стать культовом. И уж тем более она заслуживает продолжения или хотя бы ремастерда.
Большинством старых игр сложно проникнуться, да. Но SH1 все равно особняком стоит) Я его первый раз прошла только года 3-4 назад, когда эмулятор и комп доросли до нормального воспроизведения. Отлично зашел, в личном топе остался. Пусть там пиксели размером с ноготь – но я их замечала только у блокнотиков (эмуляторными квиксейвами не пользовалась), а потом когда выходишь из безопасного места, начинается амбиент, начинается движуха – какие пиксели, куда все девается...
А где же Don't Starve? )
Forbidden Siren, играл. Адская дичь...стремна и непонятно. Все как надо.
А где Evil Within?
Кстати, в Alone in the Dark помимо прочего просто очешуительный саундтрек!
Комментарий недоступен
Все самые сочные тайтлы.
Among The Sleep не?
Undying прекрасен.
Странно, что никто не упомянул Splatterhuse. Наверное самая жуткая игра на Sega Mega Drive.
Чимде - школота. Что-то в голосину.
Вы бы какую игру порекомендовали?
Ивил Визин кстати странно, что нету в списке, отменный хоррор от Миками.
Потому что это не хоррор, но его можно было упомянуть вместе с резидентом четвертым, которому тоже тут не место