Expedition 33: размышления о концовках или почему любой ваш выбор все равно несет смерть и страдания
Так уж получилось, что вся современная медиа индустрия уже давно помешана на том, что бы в конце фильма или игры потребитель не чувствовал себя дерьмово. Продюссеры и издатели готовы испортить логику оригинального сценария лишь бы впихнуть хеппи-енд, хотя бы как один из вариантов. И мало кто идет против этого неписанного закона.
В случае с Экспедицией 33, что бы вы не выбрали, вы будете четко осознавать, что в жертву именно вашего финала были принесены судьбы и жизни каких-то персонажей, которые были с вами на протяжении все игры.
Осторожно, дальше будет много спойлеров!
Читая многочисленные посты, отзывы об игре и просто коментарии людей, я заметил, что все-таки преобладающей стала концовка за Версо. Причем большинство людей искренне считают, что это - единственно правильный вариант.
Более того, даже сами разработчики сделали намеки на то, какой вариант с их точки зрения правильный.
Потратив несколько вечеров на раздумия (ну и конечно на срачи в коментах) и анализ аргументов разных людей в пользу разных концовок, я пришел к твердому выводу, что вообще ни одна из концовок не является хоть сколько нибудь хорошей, причем для всех персонажей.
И сейчас я попытаюсь это аргументировать.
Используя лор игры и обычных здравый смысл, попытаемся представить чем же на самом деле являются оба финала игры, и какова гипотетическая судьба персонажей. Мы действительно решаем проблемы, сделав какой-то конкретный выбор?
Концовка за Версо
В этом финале мы даем нарисованному Версо покой, которого он так давно хочет, а так же освобождаем осколок души реального Версо, который заперт в созданном им мире (кстати почему? внятных объяснений нет) и страдает, занимясь нелюбимым им рисованием. Так же мы убиваем вообще всех жителей внутри Холста и принудительно возвращаем Алисию к реальности, хотя и горькой. Финальные кадры делают намек на примирение семьи. Ренуар и Алин обнимаются, Алисия даже пару раз улыбнулась в сторону Клеа, та в свою очередь хотя бы не смотрит волком на младшую сестру, однако в отличии от родителей, они обе все еще по разные стороны могилы брата. В самом конце Алисия в последний раз видит своих уже мертвых друзей.
Этот выбор полностью следует глобальному нарративу от разработчиков: не цепляйся за прошлое, отпусти мертвых, принимай реальность какой бы горькой она не была.
Но действительно ли семья примиралась?
На основании финальной сцены можно сделать только один более или менее уверенный вывод - они смогли смириться с фактом смерти Версо. Примирение друг с другом? Не вижу намеков на это. Улыбка со стороны Алисии, это еще не примирение. А вот такая мелочь, как расположение сестер вокруг могилы врядли является случайностью, ведь вся игра пронизана визуальными смыслами и логично предположить, что и в этом случае это намек разработчиков на то, что Клеа еще не простила сестру. Разве что перестала смотреть волком на нее.
У нас нет оснований быть уверенными, что Алисию перестанут винить в случившемся. Запомним это для будущих рассуждений.
Так же вспомним несколько фактов из игры:
Мать, когда бежала в выдуманный мир, создала себе копию своей семьи, сделала их бессмертными, что бы не испытывать в будущем горе утраты. Она реально собиралась с ними жить в Люмьере. Но при всем этом, она нарисовала Алисию обгоревшей и без глаза! Зачем? Это же должна была быть виртуальная идеальная семья, можно было нарисовать дочку молодой и красивой, какой она была до пожара. А причина скорее всего проста - Алин ненавидит Алисию за смерть сына. Она и Ренуара то не сильно любит видимо, если в его нарисованной версии подчеркнула только негативные качества его личности. Ничто не мешало ей сделать копии членов семьи лучшими, но мы видели, какими она их сделала.
Клеа тоже не очень хорошо относится к Алисии, по крайней мере после пожара. Что было до, мы вообще не знаем, но после смерти брата, Клеа возложила вину частично на сестру. Да, она сохраняет больше адекватности и здравого смысла, чем их мамаша, и понимает, что Алисию использовали в силу ее возраста и наивности. Но при этом она открыто в лицо Алисии заявляет, что если бы она была вместо Версо, то возможно и не стала бы спасать сестру. Это почти равнозначно сказать "лучше бы только ты сдохла там, тварь".
Если подумать, то это довольно странно, перекладывать всю ответственность на самого младшего и несовершеннолетнего члена семьи. Почему от 16-ти летней девочки требуют способностей к прогнозированию своих действий на уровне взрослых опытных людей? Да, может она и совершала глупость, ставшую фатальной, но несовершеннолетние потому и ограничены в некоторых правах и возможностях, что считаются еще недостаточно готовыми к самостоятельной взрослой жизни.
Давайте двинемся дальше и рассмотрим реальность, в которую мы принудительно возвращаем Алисию.
Мы возвращаем Алисию в мир образца начала 20-го века, примерно 1906-й год. Это критически важный момент, на который все кладут болт, объясняя свой выбор концовки.
Кстати, почему 1906? Разумеется это догадка, но я попробую ее обосновать.
Дата смерти реального Версо: 33 декабря 1905-го года
Нам мало что известно про хронологию мира Художников, но в тоже время вся игра нам показывает, что ни общество, ни технологии этого мира не превышали в развитии уровень нашего реального 1905-го года. А если и превышали, то очень незначительно, с погрешностью не более чем в 10-15 лет технологического развития. Поэтому в дальнейших рассуждениях мы может смело брать за основу уровень развития нашего мира на момент 1905-1910 годов.
Версо умер из-за пожара. Умер ли он именно в огне или потом еще несколько дней лежал с ожогами и умер в больнице неизвестно. А вот вот на основе внешнего вида Алисии можно попытаться сделать некоторые выводы.
Признаюсь честно, я загрузил несколько скриншотов с ней в несколько разных нейросетей и попросил их оценить степень тяжести ожогов, и какое время могло пройти между пожаром и вот тем состоянием кожи лица Алисии, что нам показали в игре. Ответ: в среднем около 6 месяцев. Конечно это не точно, но выглядит правдоподобно.
Вот и получается, что по хронологии мира Художников, события игры произошли не раньше середины 1906-го года, но и врядли сильно позже.
Итак, что у нас получается с реальностью Алисии?
А вот что: выбрав эту концовку, мы буквально обрекаем Алисию жить в очень примитивном мире с зачаточной медициной, будучи изуродованной, одноглазой и обгоревшей, скорее всего навсегда зависящей от своей семьи, которая почти в полном составе ненавидит ее. Прекрасная перспектива, не так ли?
В 1906-м году не было пластических операций, не было услуг онлайн-психолога и реабилитации после травм, там даже антибиотиков не было. Еще раз - там не было даже сраных антибиотиков. Можно было сдохнуть от столбняка просто неудачно порезав палец. Или помереть от кучи других болезней, от которых сейчас почти никто не умирает. Чудесный мир прошлого.
Причинить добро, вот как можно было бы назвать эту концовку.
А какие у Алисии вообще могли бы быть варианты дальнейшей жизни?
Я думаю, что дальше все равно все плохо:
Вариант 1: она каким-то чудом смогла примириться со своим состоянием и судьбой, мать и сестра перестали ее винить - очень маловероятно, буквально наименее вероятный вариант. Но даже если допустить его, про полноценную жизнь все равно можно забыть, с такими травмами это и в 21-м веке сложно.
Вариант 2: Алисию простили, но она саму себя нет. Она ежедневно видит в зеркале Фредди Крюгера на минималках. А тут еще семейный портрет на лестнице напоминает ей, что когда-то она была красивая... Депрессия через несколько месяцев или лет. Дальше - любой вариант саморазрушительного поведения, от банального роскомнадзора самой себе, до повторного залипания в новом или старом Холсте, где она 100% попробует воссоздать Люмьер и застрянет там до безумия или физической смерти.
Вариант 3: их всех убьют таинственные Писатели. Не известно почему и зачем, но сама Клеа в игре утверждает, что ситуация очень серьезная и опасная. Может им всем жить осталось несколько дней или недель.
Вариант 4: проживет до конца дней на деньги родителей, никому не нужной, с ненавистью к самой себе, без семьи и детей.
Вы все еще уверены, что эта концовка правильная?
Отчаянное нежелание Маэль/Алисии возвращаться в родную реальность имеет очень веские основания. Это не просто истерика ребенка, у которого отобрали игрушку.
Здесь еще можно порассуждать на тему того, как можно было бы вывести Алисию в реальность без негативных последствий. Но я пожалею читающих и ограничусь кратким мнением: гипотетически это возможно, но учитывая характеры остальных членов семьи Дессандер, это практически нереально. Там все любят "рубить с плеча" и впадать в крайности.
Так может быть эскапизм не всегда плох?
Концовка за Маэль
Маэль/Алисия возрождает Люмьер в том виде, в каком она его запомнила, возвращает всех старых друзей и конечно же Гюстава. Она не может отпустить нарисованного Версо, но дает ему возможность заняться тем, чем он всегда хотел заниматься - музыкой.
Вот только почему-то Версо не выглядит счастливым от такого щедрого подарка.
В последней кат-сцене Версо выглядит и двигается словно зомби или человек, только что вылезший из анабиозной камеры, движения некоторых других персонажей тоже немного странные, а во взгляде самой Маэль читаются нотки зарождающегося безумия. Или это нам показалось?
Каковы же последствия при выборе этого финала?
Ну во-первых мы обрекаем Версо и кусочек его души на дополнительные страдания еще на некоторое время, возможно длительное. Это самое очевидное, но далеко не единственное.
Почему Версо выглядит постаревшим? Маэль все таки дала ему смертность? Возможно, но никаких подтверждений этому нет.
Если Маэль дала ему смертность, то значит ли это, что она осознает, что когда-нибудь он умрет? Она готова принять это в будущем или просто не готова принять сейчас и отложила решение проблемы на потом? Или может быть она собралась его возрождать бесконечно (прямо как несчастного гхолу Дункана Айдахо из Дюны, точнее из Бога-Императора)?
Лично я ставлю на последний вариант, но уверенно обосновать не смогу.
Вопросов много, но информации в этой кат-сцене очень мало, поэтому трудно делать уверенные прогнозы. Но все же кое-какие зацепки у нас есть.
Что бы Маэль/Алисия не делала внутри Холста, закончится это только двумя способами:
Ее тело снаружи умрет и все закончится.
Кто-то из ее семьи попробует ее вытащить. Скорее всего успешно, ведь из всех у нее меньше всего опыта и сил. Это не та ситуация Алин vs Ренуар, когда оба были сильны и опытны. А если вытягивать ее будет вся семейка, то они смогут это сделать без проблем.
Но вот беда - если Алисию вытащат в реальный мир, она врядли примет его по причинам, которые я уже рассматривал при анализе концовки за Версо. И последствия будут те же самые.
Получается, Маэль/Алисия тоже обречена?
Да, я уверен в этом.
И в любом из вариантов мир Люмьера после этого сразу уничтожат.
Из игры мы знаем, что время в Холсте течет заметно быстрее, поэтому что бы не случилось далее, у Маэль/Алисии есть внутри Холста как минимум несколько лет, а может и десятилетий. Все это время она будет там творить что захочет.
Я часто встречал мнение, что она будет мучать как жителей Люмьера, так и Версо. Не исключено. Но с другой стороны вовсе не факт, она слабая девочка, убегающая от реальности, но не маньячка или психопатка.
Может ли она стать злым, капризным, истеричным богом для жителей Люмьера? Да, со временем. Первые годы скорее всего еще будет сохранять адекватность. А дальше все будет зависить от того, как быстро за ней придет Ренуар или кто-то другой.
Можно ли еще придумать какие-то варианты судеб мира и персонажей? Наверное, но это будет разные вариации двух описанных выше глобальных исходов.
Поэтому теперь можем подвести итоги.
Вообще ни одного хорошего варианта развития событий нет.
Жители Люмьера обречены.
Маэль/Алисия обречена на смерть или мучительное существование калекой.
Мир, созданный Версо, тоже обречен.
Как ни странно, лишь одному нарисованному Версо в итоге повезет - его сотрут рано или поздно, как он и хочет. Разница только в том, что его могут милосердно стереть сразу, либо помучается еще некоторое время, пока Маэль будет играться в своем мирке.
Вам не кажется, что финальный выбор в игре теперь предстает немного в ином свете?
Я бы дал Маэль пожить. Пусть даже это заменитель счастья, но у нее и так нет вообще никакого счастливого будущего. А Версо? Да, мне и его жалко. Но Версо как раз получит свой покой в любом случае.