Катана против Russia's greatest love machine
Ко дню выхода ремастера вспоминаем, как в серию игр про кульбиты мировоззрения посреди руин мегаполиса просочилась Япония 1920-х, до верху напичканная злобными матрёшками и другой инфернальщиной.
Из огня да в полымя
В 2003 году после напряжённой работы над Shin Megami Tensei III: Nocturne, подустав от пыльных постапокалипсисов и разногласий с богами, Atlus обратит внимание на другие вселенные своей демонической франшизы. И отправит двух самых заряженных сотрудников на разработку свежего, амбициозного проекта.
Тут крайне удачно пригодятся наработки главного суетолога компании – дизайнера Кадзумы Канэко, которые ветшали в столе со времён SMT: Devil Summoner (1995), и чутьё главного архитектора безысходности – Кадзуюки Ямаи, который после разработки режиссёрской версии SMT III (Maniax) снова возглавит авантюру.
Разработка затянется на два с лишним года – гигантский срок, учитывая, что с начала 2000-х Atlus усердствовала на пределе и ежегодно выпускала несколько масштабных игр и спин-оффов поменьше.
Один только сценарий «авантюры» переживёт череду колоссальных правок – таких, что под конец команде будет казаться, будто работа шла над тремя проектами сразу.
И всё же разноликая серия о призывателях, метавшаяся между детективным триллером в закоулках Японии 90-х (SMT: Devil Summoner) и киберпанком в кулуарах мегаполиса (Devil Summoner: Soul Hackers), получит весьма… оригинальный виток.
Все школьники останутся в Persona
По задумке Кадзумы Канэко, Devil Summoner: Raidou Kuzunoha vs. The Soulless Army должна была вобрать в себя гремучую смесь эпохи Тайсё (1912–1926) – и не взорваться.
Так в игре столкнули «махровые пережитки» с притягательным «будущим»: самурайскую традицию с западным модерном, а на улицы альтернативного Токио вывели кимоно, цилиндры и эксцентричного героя в гакуране (школьной форме).
Как бы то ни было, подобные исторические парадоксы – не то, что способно смутить очень юного на вид протагониста. Достаточно зрелый, для того чтобы пройти «проверку на избранность» и стать четырнадцатым Райдо Кудзуноха – Призывателем демонов, он немногословен, собран и умеет обращаться не только с катаной и револьвером.
Удивительно, но герой игры про призыв чертей ✨со стилем✨ ловит их и… безбожно абьюзит!
И если на героя так удачно свалился наследный титул Призывателя клана Кудзуноха, то разбираться с системой переговоров вам придётся самолично. Не всех бестий можно сразу уболтать на служение – часть из них останется враждебна до последнего вздоха, завалив капризами и угрозами, прямо как в любимой SMT.
Оттуда же мигрирует возможность в своё удовольствие скрещивать и прокачивать бедолаг. Для этого достаточно почаще призывать их в битвы – и можно наслаждаться мощными демоническими приёмами, доступ к которым открывается с высоким уровнем «симпатии».
Из базовых механик соседних мегатенов*, не перешла разве что ОНА…
Великолепная, непревзойденная и трижды проклятая нормальными игроками пошаговая система потерялась в офисных коридорах Atlus ещё на этапе концепта.
*ласковое прозвище всех игр франшизы, от сокр. Megami Tensei.
На черновиках самая первая игра линейки о призывателях SMT: Devil Summoner (1995) для Saturn фокусировалась исключительно на механике слияния демонов – её хотели усовершенствовать и аккуратненько положить в основу. Пока не разбушевался Кадзума Канэко. Дизайнера не отпускала идея о детективе, который вовлекается в любые городские проблемы с паранормальщиной.
Atlus это как раз идеально подходило: новая игра позволила бы преданным фанатам отдохнуть от тягот «спасителя» мира и привлекла к серии внимание тех, кому ближе нуарный антураж и повседневность.
Не кошмары апокалипсиса, а частное расследование, не школьники, а работяги, не руины мегаполиса, а улицы современной Японии – ещё полной жизни, но уже заражённой демоническими миазмами.
Увы, по-настоящему разгуляться с той же концепцией Канэко сможет лишь спустя десятилетие – пусть события и разыграются при совсем других обстоятельствах.
Возможно криминал, по коням
В Raidou Kuzunoha отказ от пошага в пользу сражений в реальном времени позволит создать ощущение, что вы управляете своими демонами: они здесь двигаются так, как будто вы действительно кукловодите ими. О чём и мечтал дизайнер.
Более того, именно экшен-составляющая откроет простор для своеобразных головоломок.
Пока одни демоны раскрываются в бою, другие пригодятся в головоломках и квестах. Некоторые сумеют прочитать мысли, обнаружить скрытые объекты, почесать спину прохожему или помочь пройти сквозь препятствия. Словом, полезны при любом раскладе.
Особенно для Райдо – начинающего «оперативника» тайной организации призывателей Ятагарасу, без которого с городом – да что там, с миром – обязательно сотворят плохое. Но что хуже – хозяину детективного агентства Наруми придётся работать с человеком, который умеет не только кивать.
Именно в это агентство однажды обратится загадочная девушка с просьбой… убить её.
Недолго думая, босс Наруми захватит на встречу молчаливого и на всё готового протагониста. Но договорить с незнакомкой не успеет – на встречу пожалуют маски-шоу в красном. Чьи и кому подчиняются – неизвестно, однако девушку всё равно ангажируют.
Первое столкновение с Бездушной армией вы вряд ли забудете и уж точно без внимания по сюжету не оставите.
При создании «бездушных» Кадзуюки Ямаи вдохновлялся реальными милитаристскими настроениями эпохи Тайсё, популярными фантазиями о суперсолдатах и ребяческой легендой 60–70-х об Ака Манто – страшном призраке в красном плаще, терроризирующем подростков.
Впрочем, одним вдохновлённым образом не обошлось.
Крайне энергичная журналистка Таэ Асакура будет раздавать дружеские пинки и всячески помогать детективам на протяжении всей игры. Свой псевдоним «Кичо» Асакура получит отнюдь не случайно – в честь не менее смелой японской писательницы и политической активистки Хирацуки Райчо (урождённая Хирацука Хару).
Но шороху в итоге наведёт совсем другой, хорошо известный нам персонаж, реальный прототип которого оброс паутиной домыслов и пересудов. «Простой сибирский мужик», сумевший сблизиться с царской семьёй, известный пьяница и гуляка, едва не причисленный к лику святых.
Речь, конечно, о Распутине, чей образ идеально вписался в канву Raidou Kuzunoha – не злой, не добрый, но опасно влиятельный.
Харизматичный антагонист с боевыми матрёшками, в которых прячутся демоны, и словесной манерой, основанной на, очевидно, японских представлениях о «загадочном русском мистике», всячески пытается помешать расследованию главного героя.
Для тех, кто не планирует проходить игру, мы ниже разместили спойлер.
Ближе к концу игры становится ясно, что Распутин, сюрприз, – не главный злодей. Он сам стал пешкой в игре более могущественных сил – армии бездушных и генерала Мураки. С определённого момента даже не побрезгует обеспечивать протагониста информацией, став союзным персонажем, что типично для серии SMT, где бывшие враги способны упрятать взаимные претензии куда поглубже, хоть и временно.
А тех, кого заинтересовал свежий ремастер или даже оригинал, мы забираем с собой. В следующий раздел.
Без пяти минут ремейк
Прежде чем перейти к главным особенностям ремастера, вспомним, к каким фантастическим манёврам прибегал северо-американский филиал Atlus, чтобы адаптировать игру под регион.
Европейский релиз – это скорее регионально совместимая версия американской: никаких дополнительных правок издатель Koei (Koei Tecmo Games) не вносил.
Первым делом Atlus USA избавились от мини-игры в маджонг. Изначально не подразумевалось, что правила маджонга нужно кому-либо объяснять – каждый японский игрок давно этим знанием обладал, поэтому ни в мануал для физики, ни во внутриигровые инструкции подсказки не добавили. Учитывая, что это не та мини-игра, в которой можно разобраться самостоятельно, американцев ею решили не беспокоить.
Кроме того, побоялись, что американская аудитория не поймёт и японскую попсу 80-х, заменив её на американские песни.
В локализацию добавили щепотку колоритного сленга 1920-30-х, например, «gumshoe» (частный детектив) или «hooch» (самогон).
После всех внутренних перестановок взялись за название. И, что ж, наворотили – оговорим отдельно (в разделе ниже).
А что касается ремастера – пусть само слово «Remastered» не вводит вас в заблуждение.
Когда-то фанаты Atlus очень хотели увидеть перезапуск игры, в котором сохранилось бы всё, кроме функционала и боевки – их предлагали перенести из сиквела SMT Devil Summoner 2: Raidou Kuzunoha vs. King Abaddon.
Компания учла пожелания и теперь в обновлённой версии практически ничего не осталось от боевой системы оригинальной Raidou Kuzunoha. Она действительно переняла всё лучшее из сиквела и готова развлекать фанатов, не устраивая пытошную с пререндеренными фонами.
При всей любви к эпохе PS2… Типичным ракурсам камеры в союзе со статичными фонами, как в Shadow Hearts или Koudelka, молодые и платежеспособные игроки предпочтут трёхмерность Clair Obscur: Expedition 33.
С потрясающей точностью внутренняя команда разработки Atlus, Team Maniax, воссоздала каждый экран в 3D, а случайные встречи заменила на разломы – места на карте в реальном мире, где вы при желании сразитесь с уникальными противниками.
Игра заметно ускорилась, начиная от введения уже привычной всем системы быстрого перемещения и заканчивая сражениями, ритм которых заметно приободрился. Появились лёгкие и тяжёлые атаки, а также специальные «награды» за идеальные уклонения – любители испытаний на рефлексы точно не заскучают.
Из особо приятного – наконец-то разрешили использовать двух одинаковых демонов одновременно. В принципе управлять не одним-единственным демоном, чем ограничивался оригинал! Да и сам зоопарк пополнился на 50 исчадий – теперь их больше 120. Часть новых демонов завезли прямиком из сиквела Devil Summoner 2: Raidou Kuzunoha vs. King Abaddon и SMT V: Vengeance.
Ремастер больше не скован 30 кадрами в секунду даже на первом Switch и подкрадываться к нему можно как с геймпадом, так и с набором ПК-боярина – без страха потерять комфорт где-то между мышью и клавиатурой.
Бесподобное музыкальное оформление от бессменного композитора Atlus и главного ценителя джаза Сёдзи Мэгуро обросло свежей аранжировкой Atlus Sound Team – настолько бережно, насколько это вообще возможно.
Конечно, за всеми приятностями – обновлённым сценарием и его новыми дополнительными квестами – стоит не самая высокая по меркам франшизы сложность. Однако, учитывая расширенный набор механик и восхитительную работу Atlus над ошибками (такого издевательства над наследием, как Nocturne HD Remaster, в истории компании больше не было), на местный аттракцион стоит взять хотя бы базовый билет.
Это капитализм, детка!
Devil Summoner: Raidou Kuzunoha vs. The Soulless Army вышла в 2006 году – в период жесткой конкуренции за внимание владельцев PlayStation 2, на фоне стремительного перехода игровой индустрии к новому поколению железа: PlayStation 3, Xbox 360 и Wii. Райдо оказался буквально зажат со всех сторон – в той же нише JRPG уверенно доминировали такие блокбастеры, как Kingdom Hearts II и Final Fantasy XII.
С FF всё понятно – одно название гарантировало продажи, ведь её ждали повсюду. А харизма KH, несмотря на молодость франшизы, в США сработала безотказно: «народные» диснеевские персонажи создали куда более мощное поле притяжения, чем мрачная, нишевая Raidou Kuzunoha.
Не справилась со своей задачей и магия бренда.
Просто запомним раз и навсегда: Persona, Devil Summoner, Digital Devil Saga – это самостоятельные ветви франшизы Shin Megami Tensei. Свой мир, свой лор, законы, антураж.
Ещё в прошлом веке компания прекрасно поняла, что узнаваемое продаётся. К тому же было у кого подсмотреть: пробираясь на рынок США и Европы, Square не стеснялись перестраховаться, а заодно окончательно запутать покупателя. Так первая игра серии SaGa превратилась в Final Fantasy Legend, и предшественница Secret of Mana, то есть первая часть франшизы Seiken Densetsu (Mana), тоже смогла покрасоваться родством с великой серией, став Final Fantasy Adventure в США (но почему-то Mystic Quest в Европе).
С тех пор почти все спин-оффы Atlus перед покорением Запада тоже получали приставку «SMT» к названию.
Дословный перевод японского названия игры «Debiru Samanā Kuzunoha Raidō tai Chōriki Heidan» звучит как «Призыватель демонов: Райдо Кудзуноха против сверхмощной армии».
Отдел Atlus USA посчитал, что «сверхмощная армия» – слишком глупое сочетание, чтобы воспринимать его всерьёз, поэтому в тираж отправилась уже «Бездушная армия», по пути нацепляв лишних букв.
В итоге полное название игры из 60 букв западным игрокам запомнится так:
Shin Megami Tensei: Devil Summoner: Raidou Kuzunoha vs. The Soulless Army
Шучу, конечно, никому оно так не запомнится – даже ремастер получит более адекватный заголовок:
RAIDOU Remastered: The Mystery of the Soulless Army
Несмотря на относительно скромные продажи игры (около 86 тыс. копий) приключения детектива-призывателя продолжатся в 2008 году. Но Devil Summoner 2: Raidou Kuzunoha vs. King Abaddon мы сегодня касаться не будем – справедливо отложить это до релиза следующего (надеемся!) ремастера.
Go, Raidou
Одна из лучших игр франшизы с неподражаемыми «thicc lip» дизайнами от Кадзумы Канэко появилась слишком поздно для уходящего поколения и слишком рано для пресыщенной необычными сеттингами аудитории, что иронично в контексте задумки и акцентов эпохи Тайсё.
И всё же время расставило всё по своим местам: Raidou Kuzunoha вернулась на цифровые и пока ещё физические полки как подарок игрокам, изголодавшимся по дерзким проектам, и напоминание о том, что стиль, идея и атмосфера могут пережить любую суматоху.
Расчехляйте свои катаны, подвязывайте плащи и готовьтесь врываться – игра доступна уже на: Nintendo Switch, Nintendo Switch 2, PlayStation 4, PlayStation 5, Windows и Xbox Series X/S.
Разбалована новинками: Deneufe