[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } } ] { "gtm": "GTM-NDH47H" }
{ "author_name": "Олег Чимде", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0438\u043d\u043e","\u0434\u043e\u043a\u0442\u043e\u0440\u043a\u0442\u043e","\u0448\u0435\u0440\u043b\u043e\u043a","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f"], "comments": 13, "likes": 30, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section": "default" }
10 718

«Шерлок» и «Доктор Кто»: одни идеи, похожая концепция

Что общего у двух знаменитых британских сериалов.

Поделиться

В избранное

В избранном

Все схожести между двумя популярными британскими ТВ-шоу в этом тексте могли бы показаться притянутыми за уши, если бы не одно «но»: у обоих сериалов один и тот же автор — Стивен Моффат, а второй продюсер «Шерлока», Марк Гэтисс, также принимает активное участие в работе над «Доктором».

Моффат и Гэтисс были фанатами «Доктора» с раннего детства, а в дальнейшем активно работали над сериалом. Моффат написал ключевые и самые известные сюжеты сериала после перезапуска 2005 года: ему мы обязаны появлением знаменитых плачущих ангелов и сюжетной арке «Тишина в библиотеке». Именно в его серии «Пустой ребёнок» впервые появился капитан Джек Харкнесс, которому затем посвятили отдельный сериал. Как говорил тогдашний продюсер Рассел Т. Дэвис, он переписывал многие сценарии, но работы Моффата не трогал никогда.

В 2010 году Стивен Моффат предсказуемо занял пост исполнительного продюсера «Доктора Кто», заменив Дэвиса. Тогда сериал сильно изменился. Одновременно с этим BBC запустили и «Шерлока», ставшего впоследствии одним из самых популярных сериалов современности. Моффат оказался у руля и там тоже, а Гэтисс сыграл Майкрофта Холмса и написал сценарии для нескольких эпизодов.

Стивен Моффат и Марк Гэтисс

Наивно было бы думать, что весь богатый опыт Моффата и Гэтисса, накопленный за многолетней работой над «Доктором Кто», не найдет своё отражение в «Шерлоке». К нашумевшему последнему сезону можно относиться как угодно, но отрицать влияние «Доктора Кто» на него чертовски сложно.

Олег Чимде из команды DTF смотрел оба сериала и заметил очевидные (и не очень) сходства.

Осторожно, спойлеры!

Общий тон и структура повествования

После того, как исполнительным продюсером «Доктора Кто» стал Моффат, сериал во многом перестал быть концептуальной фантастикой. Раньше каждая серия основывалась на своей, уникальной идее, что роднило сериал со Star Trek: The Original Series, а сами концепты были крайне необычны.

Мир, в котором люди рождаются и умирают в огромной автомобильной пробке. История о новом изобретении для похудения, благодаря которому жир буквально уходит из людей (на своих двоих). Огромная планета-библиотека, тёмные углы которой наводнила хищная раса Вашта Нерада.

Но с 2010 года курс сериала меняется. Концепции отходят на второй план, а все сюжеты вращаются вокруг главных героев и их отношений. Отныне сюжет каждого сезона, так или иначе, завязан на личности Доктора.

Фраза «Эй, кто выключил свет?» из эпизода «Тишина в библиотеке» быстро стала локальным мемом, как и «Не моргай»

Точно так же «Шерлок» достаточно быстро перестал быть детективом, поставив акцент на характерах персонажей и их дружбе. Суть детектива в чём: тебе дают преступление и несколько улик, а затем ты, вместе с героями, распутываешь этот клубок. Но теперь Шерлок раскрывает всё сам, без участия зрителя. Можно легко заменить дедукцию на всемогущую звуковую отвёртку Доктора, смысл не изменится.

Чертоги разума — одна из немногих действительно уникальных концепций в «Шерлоке»

В обоих сериалах со временем нарастает пафос, как в постановке (все куда-то бегут под эпичную музыку), так и в сюжетах. События обоих вращаются вокруг одной конкретной личности, которая превращается в этакое космическое существо. Вокруг этого существа строится культ, на нём завязано всё. Ему поклоняются, его зовут на помощь. Он может что угодно.

Сериалы одинаковы по структуре. Весь сезон закручивается интрига, а в конце герой решает проблему самым неочевидным и нелогичным образом. То же касается и отдельных серий. В начале зрителю даётся дело — кто-то уничтожает бюсты Маргарет Тэтчер в «Шерлоке» (эпизод «Шесть Тэтчер»), кто-то находит пугающую видеозапись с борта космической станции, где все умерли (эпизод «Не спите больше», оба сценария принадлежат Гэтиссу). Затем в дело включается главный герой, нарастает эпик. Спутники главного героя ничего не понимают и задают глупые вопросы, а гений делится своими наблюдениями. В итоге дело раскрывается самым неочевидным образом, а Шерлок и Доктор поясняют свою логику на камеру, чтобы хоть как-то удовлетворить зрителя.

Герои

Главный герой — интеллектуал, самый умный человек из всех. У него большие проблемы в общении с людьми, он даже считает себя социопатом, однако таковым, конечно, не является. На самом деле он — чертовски ранимая и очень эмоциональная личность, которая не хочет зависеть от других людей, но всё равно зависит от них.

Речь как про Доктора, так и Шерлока.

Доктор такой недавно: прошлые его инкарнации обладали несколько другими характерами, но, впрочем, все были гениями и спасителями. На Доктора молятся, его зовут на помощь, когда надежды не осталось. Все остальные бессильны.

Шерлока к работе привлекает Грег Лестрейд и, время от времени, Майкрофт, работающий в британской разведке MI6. Доктор обычно впутывается в неприятности сам, однако же периодически к нему за помощью обращается военная организация UNIT. Между последней и MI6 тоже легко провести параллели.

Спутники

Что Шерлок, что Доктор — космические существа, которые на ровном месте могут потерять связь с людьми и потом не найти её самостоятельно. Для этого им обоим нужны спутники. В случае с Шерлоком спутник один — доктор Ватсон, но недолгое время вторым спутником была Мэри Морстен. Доктор меняет спутников чаще: последним была Клара Освальд, а до этого он также имел дело сразу с двумя, четой Пондов.

Сценарий тут один и тот же. По вине Доктора или Шерлока случается катастрофа, после чего у героя со спутником случается разлад. В последнем сезоне «Шерлока» по вине детектива погибла жена Ватсона, в «Докторе Кто» то же самое случилось с парнем Клары Освальд.

Разлуку со спутником герой переживает крайне тяжело, он отрицает сам себя и катится по наклонной. Шерлок употребляет наркотики, опускаясь на дно, а Доктор сатанеет и становится жестоким. Спутник при этом держит обиду и не собирается возвращаться к герою просто так, однако только он может спасти героя от падения в тёмную яму саморазрушения.

Заклятый враг

Здесь параллели очевидны даже больше, чем в случае со спутниками. У Шерлока есть заклятый враг — психопат Мориарти, и их судьбы связаны неразрывно. Детектив постоянно думает о своём враге и подпускает его к себе ближе, чем даже Ватсона. Даже после смерти Мориарти преследует Шерлока. Без Мориарти Холмс — никто.

У Доктора заклятый враг — Мастер. Как и главный герой, он — Повелитель Времени, однако во многом прямая противоположность. В отличие от Доктора, он хочет не спасать мир, а захватить его. При этом, равно как Доктор, он всегда строит планы наперед. У Мастера есть достойная причина сумасшествия — он постоянно слышит барабанную дробь в своей голове, что сводит его с ума.

Шерлок против Мориарти. Доктор против Мастера. Это вечная борьба, от которой кайф получают обе стороны. И они идеально дополняют друг друга.

Навязчивый элемент сюжета

В обоих сериалах всегда есть какой-то элемент сюжета, который проходит через все эпизоды, так или иначе.

В первом сезоне перезапущенного «Доктора Кто» это была фраза «Злой волк», которую тут и там встречают герои сериала. В итоге выясняется, что это сообщение оставила сама себе тогдашняя спутница Доктора, создав временной парадокс. А в другом сезоне, к примеру, Доктор регулярно встречает щель в иное измерение — она преследует его из серии в серию.

В последнем сезоне «Шерлока» в качестве такого навязчивого элемента выступает знаменитая «Скучали по мне?». Её записала сестра детектива, чтобы использовать спустя несколько лет. В любом случае этот связующий элемент — часть хитрого замысла.

Эффект внезапности

В определённый момент выясняется, что барабанная дробь в голове Мастера — это маячок для остальных Повелителей Времени, благодаря которому можно вытащить родную планету этой расы из безвременья. То есть, всё это время Мастер был психопатом исключительно по задумке, которая должна была реализоваться спустя огромное количество времени. Если время здесь — вообще подходящее слово.

Этот сюжетный ход принадлежит Расселу Т. Девису, однако и Моффат в дальнейшем ещё не раз применит эффект внезапности.

А теперь посмотрим на «Шерлока». В последнем эпизоде четвёртого сезона выясняется, что несколько лет назад сестра Холмса сделала запись с Мориарти, чтобы использовать её уже после смерти последнего. То есть, она затеяла план длиною в годы.

Большая часть сюжетных ходов Моффата строится на внезапности. В обоих сериалах в конце сезонов неизбежно выясняется, что многие события, предшествовавшие развязке, были запланированы кем-то изначально. Ради главного героя, преимущественно.

Риск и самопожертвование

Шерлок и Доктор гении и сверхлюди, но они готовы рисковать и жертвовать собой ради человечества. Так, Холмс фактически позволяет себя задушить, чтобы вывести на чистую воду Калвертона Смита в эпизоде «Шерлок при смерти». А Доктор регулярно рискует и периодически даже умирает, обрекая себя на перерождение в другом обличье. Они оба смело выходят вперед, когда кто-то наводит на героев оружие, и «толкают» пафосные речи, глядя прямо в дуло.

В предпоследнем эпизоде девятого сезона Доктор оказывается заперт в нереальном старинном замке, выбраться из которого можно только умерев. В последнем эпизоде четвёртого сезона Шерлок, пусть и не в одиночку в отличие от Доктора, заперт в древней тюрьме. Чтобы выбраться — нужно попытаться умереть.

Эти два эпизода разные по стилистике, но во многом одинаковы в плане идеи.

Что будет дальше

В начале 2016 года BBC объявили, что Стивен Моффат покидает «Доктора Кто» после 10 сезона. В 2018 году шоу займётся Крис Чинбал. До этого он уже успел приложить руку к нескольким эпизодам «Доктора Кто» (эпизоды «Сила трёх» и «42» — его работа), а также выступал главным сценаристом первых двух сезонов спин-оффа «Торчвуд» про Джека Харкнесса. Кроме того, Крис Чибнал — создатель популярного сериала «Убийство на пляже» (Broadchurch).

Что это может значить для сериала? Фанаты предполагают, что сериал станет более мрачным и реалистичным. Всё-таки «Торчвуд» и «Бродчёрч» — далеко не самые светлые произведения. И, скорее всего, в 2018 году приключения гениального детектива и Повелителя Времени перестанут быть похожими настолько явно.

Ну а что касается «Шерлока», то его пока что не продлили на пятый сезон. У Моффата есть идеи на этот счет, но ещё предстоит получить согласие BBC и ключевых актеров.

#кино #докторкто #шерлок #мнения

Статьи по теме
Финал «Шерлока» показал на родине самые низкие рейтинги со времён первого сезона
Что общего у Шерлока и Бэтмена
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться