Я посмотрел все (почти) фильмы с Колином Фарреллом

Ирландская страсть в сердце Голливуда

Я посмотрел все (почти) фильмы с Колином Фарреллом

Не буду скрывать: Колин Фаррелл один из моих любимых актёров. Он обладает исключительной харизмой, а в таланте и профессионализме ему мало равных.

Но до сегодняшнего дня я, к своему стыду, успел посмотреть не так много кинокартин с его участием. Чтобы это исправить и составить полный актёрский портрет Фаррелла, я посмотрел почти все ленты, где он играл достаточно значимые роли. Не стал обращаться я к некоторым ранним работам, а также к сериалам. Исключением стали «Настоящий детектив» и «Пингвин». Давайте теперь во всём этом разберёмся.

2000–2005

Колин Фаррелл начал строить свою актёрскую карьеру во второй половине 90-х, однако его первые работы были скромными, он ещё не получал главные роли и на глаза зрителей, таким образом, почти не попадал.

Всё изменилось в 2000-м году, когда режиссёр Джоэл Шумахер пригласил Фаррелла на главную роль в свой фильм «Страна тигров».

Сюжет картины напоминает нам «Цельнометаллическую оболочку» Кубрика или любой прочий фильм, где идёт рассказ о жестокости армии США: нечеловеческие тренировки, унижения от командиров, дедовщина и т.п.

Роланд Бозз, персонаж Фаррелла — эксцентричный, ироничный, грубоватый, но в целом «правильный» парень, который хочет вырваться из капкана военной службы (Действие происходит во время Вьетнамской войны, когда правительство США ещё практиковало обязательный призыв граждан в ряды пушечного мяса).

Преимущество Бозза в том, что он очень хорошо изучил всю систему армии, благодаря чему иногда помогает некоторым бедолагам комиссоваться. Впоследствии его фигура приобрела мессианский характер, об этом почти прямо указывается в одном из диалогов. Но как часто бывает, на каждого мессию найдётся недоброжелатель, который захочет его распять, поэтому конфликт с «противным сослуживцем» тоже в фильме присутствует.

Коротко говоря, кино интересное, но оно не пестрит какими-то новыми идеями и вряд ли составит конкуренцию шедевру Кубрика. Однако игра Фаррелла — вот где стоит искать главное достоинство фильма.

Мы видим здесь уже почти готовый образ актёра, его приёмы и «фишки». Игра бровями, глазами, шутливый и одновременно грубый нрав, но при этом скрытая в глубинах души драма.

Пишут, что именно после «Страны тигров» на Фаррелла обратили внимание. Что ж, правильно пишут. Можно уверенно говорить о первой ступеньке к успеху.

Страна тигров (2000)
Страна тигров (2000)

Следующим значимым проектом Фаррелла стал фильм «Американские герои» (2001). Простое, понятное и приятное кино о похождениях банды «Робин Гудов» в ковбойских шляпах. На подобный путь их вынудили встать проклятые капиталисты (классика). В общем, известная тема борьбы маленького человека против системы. «Нефть», «Йеллоустон», «Горизонты» будут, пожалуй, поинтереснее и посовременнее. Хотя, в данном случае, «Американские герои» больше тяготеют к классическим вестернам, где персонажи весьма удалые, много шутят, играются в храбрецов и обязательно в конце «уходят в закат» в обнимку с красивой девушкой верхом на красивом коне.

Несмотря на то, что такое кино звёзд с неба не хватает, высокие материи не исследует, играют в нём очень харизматичные, но не перекаченные тестостероном актёры. Это выгодно его выделяет на фоне современных боевиков, где у многих из голливудских звёзд скоро прямо на экране из задницы начнут течь анаболики (Хотя есть и обратная ситуация: привет, Том Холланд).

И в этом контексте, который я обрисовал... Фаррелл не смотрится. Он снова получил главную роль, но на мой взгляд, не раскрыл персонажа. Слишком мало в нём глубины, при том, что он же разбойник, чёрт возьми! Фарреллу приходится прикидываться Томом Крузом или Мелом Гибсоном в их геройские дни юности, но будто бы это не его типаж, не его стихия.

Поэтому фильм не вытаскивает до условных семи баллов даже талант ирландца. Ему негде и развернуться. Хорошо, что Колин попробовал себя в таком амплуа, но мы знаем, что он способен на большее.

Американские герои (2001)
Американские герои (2001)

Дальше опеку над Фарреллом взял режиссёр Грегори Хоблит, который пригласил молодого ирландского таланта в свой фильм «Война Харта» (2002). Что нужно знать об этом фильме? В первую очередь то, что военная форма Брюсу Уиллису идёт больше, чем Колину Фарреллу.

Формально главным героем картины является персонаж Фаррелла по имени Томас Харт, но вообще его значение сильно ограничено. Строго говоря, это персонаж-функция. За первые полчаса меня немного сбили с толку. Я думал, что из-за некоторых действий Харта между ним и полковником Макнамарой (которого сыграл как раз Уиллис) возникнет конфликт, однако всё свелось к повестке. Да-да, а вы думали, только сейчас фильмы пестрят этим? Дело в чернокожем пленном лётчике, которого сыграл скандально известный Терренс Ховард (вспомните его, например, по роли Роуди в первом «Железном человеке»).

Главные темы фильма — честь, долг (подставьте любое другое слово из милитаристской риторики)... а ещё проблемы чернокожих в Америке. Всё это в форме двухчасовой разговорной драмы, которая меня лично не очень убедила. И вообще, военные фильмы меня редко убеждают, поскольку часто пропитаны махровой пропагандой насквозь. Этот фильм не исключение, к сожалению.

Фаррелл здесь тоже не показал чего-то примечательного. Он, конечно, хорошо отработал свой гонорар, но так как по сути его персонаж лишь функция, а не полноценная личность, то что ему ещё делать?

Война Харта (2002)
Война Харта (2002)

В том же году вышел другой фильм с участием Фаррелла — «Особое мнение» Стивена Спилберга. Буду краток, так как здесь наш герой сыграл роль оппонента Тома Круза — персонажа второго плана. Фаррелл примерил образ «вредного инспектора», который пришёл откуда-то по приказу сверху и дотошно пытается нарушать быт полицейских. Надо сказать, что Фаррелл отыграл неплохо, явно не терялся на фоне звёздного Круза, но снова ничего выдающегося показать не смог в силу ограничений сценария.

Сам фильм являет собой пример типичной спилберовской фантастики. Коктейль из философского ядра, личной драмы и кучи экшена. Смотреть можно, если вы соскучились по фантастике нулевых с мыльноватой графикой и странными дизайнерскими решениями, но с интересным сюжетом «на подумать».

Особое мнение (2002)
Особое мнение (2002)

В 2002 году Фаррелл творил как не в себя. Ещё один проект под руководством Джоэла Шумахера «Телефонная будка». Фаррелл снова получил главную роль, на этот раз его персонаж вписан в контекст психологического триллера. Лучшего сценария, чтобы раскрыть актёрский потенциал ирландца, быть не могло.

Ему пришлось выложиться по полной, поскольку весь сюжет почти полностью разворачивается в одном месте вокруг одного персонажа. На протяжении чуть более часа зритель как-то должен смотреть на лицо Фаррелла, при этом не скучая. По моему ощущению, авторам удалось провернуть такой фокус. Потому что они для хорошего сценария подобрали выдающегося актёра.

Смотреть на Фаррелла я не устал. Столько эмоций, психологии и драматизма он успел показать. Но важно не только лицо Фаррелла, на которое так долго направляли объектив кинокамеры, но и его голос. Смотреть в оригинале с субтитрами очень желательно, особенно в последние полчаса, когда происходят самые сильные эмоциональные взрывы.

Фильм иногда воспринимается так, будто это какой-то последний экзамен в актёрском вузе. Ты должен доказать свой профессионализм и универсальность, продемонстрировать полный диапазон эмоций, работу с мимикой и артикуляцией. Фаррелл этот экзамен сдал на пять с плюсом. Здесь уже никаких сомнений в таланте ирландца быть не может.

Телефонная будка (2002)
Телефонная будка (2002)

В период времени, который мы рассматриваем, у Фаррелла в личной жизни были большие трудности — он много пил и дебоширил, вёл поистине разгульную жизнь. И роль Меченого в фильме «Сорвиголова» (2003) словно была создана для него. В каком-то смысле он сыграл самого себя тогдашнего. Меченый — комиксовый злодей Marvel, один из главных врагов Сорвиголовы. Его характерная особенность заключается в том, что он удивительно метко метает всякую дрянь вроде скрепок или сюрикенов, а также у него ещё есть характерный рисунок на лбу в виде мишени. В фильме рисунок стал клеймом.

При всё унынии происходящего на экране Фаррелл без всяких шуток действительно спасает фильм. Его персонаж получился очень весёлым и запоминающимся. Меченый в фильме отъявленный психопат и ирландец (это, кстати, черта многих персонажей Фаррелла, он любит обозначать связь со своими кино-альтер-эго через общую национальную принадлежность), крайне жестокий и беспринципный — убивает даже старушек. Фаррелл играет очень экспрессивно вплоть до карикатурности, это может выглядеть нелепо, но по крайней мере, в этом есть какая-то изюминка, ведь тот же Кингпин в фильме полный отстой. Фаррелл и главного героя умудряется перевесить — но это не так трудно на фоне унылого Аффлека под маской и слоем латекса.

В общем, фильм мне не понравился, но хотя бы Фаррелл смог повеселить немного, а то я бы и вовсе уснул при просмотре.

Сорвиголова (2003)
Сорвиголова (2003)

В 2003 году Фаррелл снова поработал с Шумахером в фильме «Охота на Веронику», но его мы не будем затрагивать, поскольку роль ирландца была второстепенная. А о фильме «Разрыв» (2003) режиссёра Джона Краули поговорить стоит.

Чтобы понять стихию Фаррелла и сам фильм, достаточно посмотреть первую двух-трёхминутную сцену. Персонаж его — натуральный поганец, а также немного шутник, плут и бесстыдник. Мораль его зиждется на понятиях, которые одному ему известны, поэтому он их постоянно трактует как душе угодно. Для полноты образа ещё бы добавить частичку совести, но быть простым мутным поганцем тоже неплохо. Главное, чтобы он веселил нас и вовлекал в просмотр.

Лента при этом очень странная. Сумбурная, пытается крутится вокруг кучи персонажей, чтобы в суете связать их всех друг с другом. Диалоги шедевральны: говно, долбёжка в жопу, измены, порнуха, ещё раз измены и немного «ирландской» мечты (читай: «американской»). Если любите раннего Гая Ричи, такое даже может зайти. А ещё здесь есть Килиан Мёрфи, да и вообще каст очень солидный, многих актёров вы узнаете. Тусовочка с британских островов, если вкратце.

Лично мне фильм неожиданно понравился. Давненько не получал такого удовольствия от кино. Оно не идеальное, даже наоборот, очень неряшливое, сделанное будто бы наспех, лениво. Но в этом есть своя эстетика — недостатки в нём создают естественный, непринуждённый ход времени. Ты словно становишься случайным прохожим внутри фильма, подсматриваешь за настоящими людьми, «развесив уши» прислушиваешься к их пустым разговорам, узнаёшь о мелких трудностях. Не всё же эпичные блокбастеры смотреть, где на персонажей всегда взвален груз ответственности уровня сверхчеловека, верно?

Разрыв (2003)
Разрыв (2003)

К слову о блокбастерах. В том же 2003 Колина занесло в боевик под названием <b>«S.W.A.T.: Спецназ города ангелов».</b> Что можно сказать об этом творении? Ну, это боевик... как бы и всё... м-да... Даже неловко как-то, но мне действительно нечего добавить. Совершенно стандартный коммерческий попкорновый проект. В таких сейчас Стэтхэм любит сниматься. Фаррелл будто бы кабинетом продюсера ошибся, зашёл не в ту дверь, потому что мне и о нём нечего сказать в контексте фильма кроме того, что он «сыграл роль». Вместо него Круза подставить было бы лучше, или Брюса Уиллиса, или того же Стэтхэма. Не для ирландца подобные фильмы, убеждаюсь в этом во второй раз. Но, может быть, последующие картины переубедят меня?
Другой проходной проект лично для Фаррелла — «Сорвиголова» (2003). Проходной в том смысле, что нашему актёру отведена там довольно скромная роль, поэтому нет смысла обсуждать это кино.

S.W.A.T.: Спецназ города ангелов, 2003
S.W.A.T.: Спецназ города ангелов, 2003

Совсем другой разговор — шпионский триллер «Рекрут» (2003), в котором компанию Колину Фарреллу составил великий и ужасный Аль Пачино.

У меня возникли ассоциации с «Кингсманом», только не про британских шпионов, а про ЦРУшников. Но если «Кингсман» оказался куда более изобретательным хотя бы с точки зрения подачи сюжета и экшена, то рассматриваемая картина не может похвастаться почти ничем.

Колин Фаррелл всё ещё продолжает попытки стать лицом Голливуда посредством съёмки в тупом голливудском попкорне. Но когда уже есть за плечами более интересные роли, жалко наблюдать за тем, как он корчит из себя крутого и хорошего парня. Я не утверждаю, что он не тянет эти роли, поскольку харизмы ему для этого хватает, но дело в том, что прямо-таки видно, как ему тесно в подобных образах.

Однако радует, что он всё равно пытается проявлять себя даже в таких нетребовательных проектах. Фаррелл почти всегда конструирует живого персонажа с яркой эмоциональной составляющей — не бревно, одним словом. Поэтому сравнения с тем же Стэтхэмом явно неуместны.

Рекрут (2003)
Рекрут (2003)

Пожалуй, самым амбициозным проектом Фаррелла за эти первые пять лет стал фильм «Александр» (2004) Оливера Стоуна. Легендарный кассовый провал, полностью раскритикованный как обычными зрителями, так и кинокритиками (прости их, Господи). Сам Колин оплеух тоже получил знатных, публике его образ Александра Великого показался неубедительным: очень много нервозности в актёрской игре, истеричности, и никакого намёка на полководческий талант или великую храбрость. Как же можно назвать кого-то «Великим», если это не сверхчеловек во плоти?

Я немного не согласен со всем этим коллективным мнением. Вообще, моя история знакомства с фильмом оказалась давней. Я посмотрел его ещё в детстве на DVD — на диск была записана целая антология: «Гладиатор», «Троя», «Царство Небесное» и другие исторические боевики рубежа тысячелетий. Мне было с чем сравнивать. И хотя тогда я интуитивно не особо полюбил «Александра», но определённое ностальгическое чувство он у меня вызывает до сих пор.

Когда год назад я его пересматривал, то смог лучше понять многие моменты, особенно те, что касаются самой персоны Александра Македонского.

Я думаю, Оливер Стоун пошёл вопреки общественному восприятию образа Александра. Для большинства он в первую очередь великий завоеватель, покоритель народов, воин, полководец, стратег и т.д. Но Стоун разглядел в Александре не полководца или царя, а авантюриста.

Да, по замыслу Стоуна, именно александровская жажда познать мир была причиной его похода на Восток. А также известно, что он планировал после достижения «края света» повернуть на Запад и уже там добраться «хотя бы» до Геркулесовых столбов.

Не зря нам показывают в одной из первых сцен разговор Александра с Аристотелем. Вопросы юноши великому философу наполнены детской наивной любознательностью, которую он сохранил в себе на всю жизнь. Стоун так понимает суть личности Александра.

Тот же конфликт македонского царя со своей армией, по видению Стоуна, вызван именно этим: в Индии македонцы отказались следовать за своим правителем дальше, ведь они уже достигли чего хотели — богатство, жёны, дети и т.д. Александра же интересовало совсем не это. Его интересовал сам мир. Вероятно, настоящий Александр, если бы не стечение обстоятельств, вполне мог добраться до Китая и даже с ним повоевать.

Поэтому Колин Фаррелл, как мне кажется, оказался подходящим актёром для режиссёра, чтобы воплотить его понимание образа Александра. Экспрессия ирландца, нервозность продиктованы детским нравом персонажа: ему присущи любознательность, тяга к активной деятельности, отсутствие сомнений. А «трагическое» лицо Фаррелла напоминает нам, что Александр был всё-таки человеком, а не Богом.

Ясное дело, что людям не понравились трактовки некоторых исторических событий, сценарные ходы, баталии и прочие объективные вещи. Но здесь я спорить не буду, моя позиция иная в основном только по поводу Фаррелла — я считаю, что он превосходно справился с творческой задачей, которую ему поставил Оливер Стоун. Просто зрителям взгляд режиссёра оказался многим чуждым, непонятным.

Александр (2004)
Александр (2004)

В том же году с участием Фаррелла вышел ещё один фильм — «Дом на краю света». Наверное, самый необычный фильм в карьере ирландца на данном этапе. История разворачивается вокруг двух парней, которые подружились весьма спонтанно, но при этом обрели очень глубокую духовную связь. И не только духовную, если вы понимаете, о чём я...

Смотреть это кино мне было в высшей степени неловко, особенно первые полчаса, когда персонажи ещё были подростками. Потом стало чуть получше, но всё равно в этом фильме много того, что обычному зрителю покажется неприятным и даже возмутительным.

При этом Колин Фаррелл весьма хорош — он играет парня доброго, наивного, совершенно не способного к ненависти. Ему важно лишь иметь людей рядом, которым он мог бы посвятить свою любовь, искреннюю и чистую. В противовес предыдущим работам, где Фарреллу приходилось чаще показывать грубые эмоции, здесь он источает нежность всем своим естеством. И вот мы находим ещё одну ипостась актёрского таланта Колина. Но предел ли это?

Дом на краю света (2004)
Дом на краю света (2004)

В 2005 году Фаррелл вляпался в ещё один исторический фильм. Называется он «Новый Свет». Перед просмотром предвкушал, что буду смотреть историческую драму о первых контактах англичан и индейцев в Новом Свете во время основания поселения Джеймстаун. Я ошибался. Если вы думаете, что этот фильм подобен «Последнему из Могикан» или «Патриоту» — забудьте.

«Новый Свет» — невообразимо закоренелый артхаус, который длится почти три часа. Можно было простить, если бы нам показали монументальное кинополотно на такую интересную тему. Но на деле фильм полностью состоит из пустоты, философии и красивых планов природы Вирджинии. В фильме буквально целыми отрезками по полчаса не происходит... ничего. Тарковский курит в сторонке.

Первые контакты европейцев с индейцами — глубокая и очень интересная тема. Можно было снять великое кино. Но сняли чересчур личную мелодраму, где автор признаётся в любви к благородным индейцам, вирджинским берёзкам и лучезарным полям.

Задумка Терренса Малика в том, чтобы в очередной раз дать жизнь мифу о «благородном дикаре». Я уже, кстати, писал об этом целый лонгрид →

Но мне кажется, что он выбрал не тот исторический контекст. Истинная история девочки Покахонтас (главная героиня) очень трагичная — её отдали замуж за фермера насильно (в фильме его играет Кристиан Бейл), отвезли в Англию, где она и умерла то-ли от отравления, то-ли от оспы в двадцать один год. Она так и не вернулась на родину к своему народу. Понимаете, в чём соль? Она была разменной монетой в политической игре англичан и индейцев: никакого романа с Джоном Смитом (Фаррелл) и Джоном Рольфом (Бейл) не было, чистую любовь между индианкой и белым мужиком режиссёр выдумал на пустом месте.

Он мог показать трагедию индейской цивилизации через историю одной девочки, тем самым и индейцев «облагородить», и напомнить нам о перипетиях колониальных процессов. Но мы получили философскую притчу о любви в лоне природы. Зачем для этого брать такой политически нагруженный контекст и почти никак его не использовать? Упущенный потенциал как он есть.

Говорить о Фаррелле в этом фильме особо и нечего. Если актриса, сыгравшая юную индианку, оказалась на своём месте, то Фаррелл выглядел блекло. Как и почти все актёры на самом деле. Потому что в фильме они режиссёру были почти что не нужны. Его больше интересовала природа и философия.

Новый Свет (2005)
Новый Свет (2005)

Что можно сказать о первых годах Фаррелла в большом кино? Во-первых, он успел себя зарекомендовать очень разносторонним актёром. Исторические ленты, боевики, приключения, триллеры, драмы и мелодрамы. Фильмы на любой вкус.

Во-вторых, свой талант Фаррелл раскрыл очень быстро, благодаря чему стал очень быстро зарабатывать репутацию большого актёра. Не только «малобюджетные» постановщики, но и титаны вроде Спилберга приглашают его в свои фильмы. Колин открыл себе путь в Большой Голливуд, на самый высокий холм, где уже можно греться под лучами калифорнийского солнца, не боясь случайной тени.

Ну, и в-третьих, Колин не забывает свои корни. Хотя в его фильмографии много голливудских фильмов, всё-таки проскакивают ленты вроде «Разрыва», так сказать, родные, «отечественные». Мы знаем, что приверженность родине Фаррелл сохранит и продолжит быть проводником ирландского кино на мировые экраны. Сможет ли Юра Борисов сделать так же?

2006–2010

Ну вот Фаррелл и до классических мелодрам добрался. Заждались. Особенно то с его смазливой внешностью. Но правды ради, фильм «Спроси у пыли» 2006 года довольно обманчивый. То есть как бы не совсем мелодрама. Для мелодрамы там зачем-то впихнули много какой-то мистической пошлости. И это было очень странно. Всё начиналось как в добрых итальянских фильмах с нотками Ремарка или Брэдбери, а затем пошла какая-то непонятная «штуковина».

Вообще, снято очень старомодно. Не только временной контекст, но и стиль съёмки отсылает к прошлому. Сюжет про писателя, который приехал в Лос-Анджелес написать великий роман — то что нужно, чтобы выстроить необходимый антураж: печатная машинка, кабаки, элегантные женщины и дырка в кармане (хотя бы временно).

Фаррелл смотрится здесь даже интересно. У него такой щенячий взгляд, что будто бы идеально подходит под типаж сосунка-писателя, не знавшего ещё ни женщин, ни жизни. Но ничего, страстная мексиканка в лице Сальмы Хайек научит его всякому.

А в целом мне не понравилось. Увы, но вот это неожиданное сочетание ремарковской мелодрамщины и недоделанного нуара оказалось вообще не к месту. Как будто бы ломается «вайб» и выходит «ни то ни сё», как любил писать Антон Павлович Чехов. Хотя для Фаррелла, наверное, опыт интересный.

Спроси у пыли (2005)
Спроси у пыли (2005)

Дальше Фаррелл отправился на заработки и заглянул в ремейк сериала восьмидесятых «Полиция Майами: отдел нравов» (2006). Весьма странное, конечно, кино. Для начала, я не понимаю, причём тут отдел нравов. Отдел нравов, насколько я разузнал, расследует такие приколы как проституция, азартные игры, незаконный оборот алкоголя. Наверное, мелкими наркотиками они тоже занимаются, но вроде это больше по части других отделов, в частности, ФБР.

В этом же фильме нас сходу бросают в замес уровня Эскобара. Проще говоря, очередной фильм про то, как крутые полицейские нагибают торговцев «весёлой смертью». Фаррелл в компании Джейми Фокса, Киарана Хайндса и др. играет роль того самого крутого полицейского. Пожалуй, ничего примечательного в его образе нет за исключением внешнего вида: усы и длинные волосы сразу отсылают в будущее к «Настоящему детективу». Вероятно, создатели легендарного сериала вдохновлялись образом Фаррелла в данном фильме, а, может быть, случайно совпало. В любом случае, это единственная деталь, которая меня как-то заинтересовала. Давайте не будем тратить время и перейдём к следующему фильму.

Полиция Майами: отдел нравов (2006)
Полиция Майами: отдел нравов (2006)

В 2007 году вышел фильм легендарного режиссёра Вуди Аллена под названием «Мечта Кассандры». Колину Фарреллу досталась одна из главных ролей. Сыграл он парня по имени Терри. Вместе с братом Иэном (Юэн Макгрегор) они покупают небольшую подержанную яхту под названием, собственно, «Мечта Кассандры» — так выглядит завязка.

С самого начала режиссёр немного водит нас за нос. Первые полчаса мы наблюдаем милую и жизненную мелодраму, где двое братьев пытаются как-то реализоваться в жизни. Но если у Иэна есть чёткий «бизнес-план», то Терри предпочитает хватать удачу за хвост, участвуя в азартных играх.

Наблюдая за развитием настроения ленты, я предвосхищал просто дальнейшее драматическое усугубление, но со счастливым концом. Увы, Вуди Аллен со мной не согласился. Режиссёр бросает нас — очень резко и грубо — в пучину психологического ужаса.

Причём основной эмоциональный акцент идёт на персонаже Фаррелла. Именно Терри сталкивается с невероятным давлением совершённых им поступков. Надо признать, тут просто невероятно очевидна параллель с героем романа Достоевского Родионом Раскольниковым. Может, звучит как спойлер, но поверьте, всё ведёт к другому итогу, даже неожиданному.

Ещё более очевидна связь со следующим фильмом, о котором пойдёт речь. И хоть обстоятельства сильно изменены, но видны определённые сходства в актёрской задаче, которую выполняет Фаррелл.

Короче, «Мечта Кассандры» хороший фильм, я бы порекомендовал посмотреть даже несмотря на то, что у него довольно средний рейтинг на киноагрегаторах.

Мечта Кассандры (2007)
Мечта Кассандры (2007)

Наконец, Колин Фаррелл пришёл к Мартину Макдона, чтобы сняться в культовом «Залечь на дно в Брюгге» (2008). Актёрский дуэт с молодым ирландцем составил старый ирландец Брендан Глисон.

Наверное, именно здесь в отношении Фаррелла сложились все детали пазла. Он сыграл весьма яркую роль, в которой сочетаются незамысловатое хамство и хулиганство, безразличие ко всему сущему и глубочайшее чувство вины. Вот то, что подходит Фарреллу по его натуре. Самые его привлекательные персонажи всегда находятся за гранью нравственных устоев, но при этом неосознанно стремятся найти компромисс с собственной совестью. Короче, та самая пресловутая зона серой морали, в голом виде которая ничего особенного уже не представляет (приелась), пока талант Фаррелла и видение режиссёра не наполнят её интересными деталями и глубиной.

К фильму у меня очень тёплые чувства. Я вообще люблю такие произведения, где драму не разводят ради драмы, а аккуратно её сплетают с чем-то лёгким, повседневным, независимым от «библейских» дилемм. Так честнее получается. Нет вот этого беспрерывного гнёта ужасных ужасов человеческой жизни — каждый момент времени имеет своё настроение и свои смыслы, формируя линию бытия, которая далека от абсолютно плохого и абсолютно хорошего. Любовь и смерть, предательство и дружба, честь и стыд — всему этому есть место в «Залечь на дно в Брюгге», как и в реальной жизни. В этом его гениальность, на мой взгляд. В этом же гениальность Фаррелла — он пытается играть человека... может быть, немного карикатурного, но настоящего, чувственного (и вредного, разумеется).

Залечь на дно в Брюгге (2008)
Залечь на дно в Брюгге (2008)

В конце 2008 года на экраны вышел ещё один фильм с участием Фаррелла — «Гордость и слава». На этот раз главная скрипка досталась не ему, а Эдварду Нортону (возможно ли вообще быть в главной роли в фильме, где играет Эдвард Нортон?). Тем не менее, между их персонажами развернулась неплохая драма.

Фаррелл сыграл роль неоднозначную, хотя если с другой стороны посмотреть — однозначную. Но! Сыграл хорошо: сначала ввёл нас в заблуждение эмоциональными порывами, а затем полностью изменил отношение к своему персонажу жестокостью и беспринципностью.

Наверное, даже Нортона смог переплюнуть, потому что тот как будто бы не особенно понимал, что играет. Местами, по крайней мере. Но в целом он тоже хорош, и его ментальные дуэли с Фарреллом кое-как всё-таки работали.

Как ни странно, фильм предлагает гораздо больше, чем актёры (учитывая шикарный состав), потому что он довольно умело играется с ожиданиями зрителя. Сначала нас разыгрывают детективным спектаклем, а затем вдруг переносят в зал суда (и метафорически, и буквально), где каждый норовит обвинить или себя, или кого-то другого. Возникает много моральных сложностей, персонажи становятся одновременно и злодеями, и героями. В конце концов, каждому нужно выбрать сторону, что и происходит — без излишних «вотэтоповоротов».

Несмотря на то, что фильм раскритиковали, я бы воздержался от категоричности и дал ему шанс. Мне он показался вполне хорошим. Сейчас мог бы и в гонку за Оскар залететь, учитывая состояние нынешнего кино.

Гордость и слава (2008)
Гордость и слава (2008)

12 сентября 2009 года вышел ирландо-испано-французский фильм «Сортировка», в котором Фарреллу любезно предложили взять в руки первую скрипку. Но если отбросить лирику, всё равно отрадно видеть, как он будучи уже голливудской звездой, поддерживает европейское кино своим лицом.

Картина представляет собой типичную военную драму нового времени. Акцент с боевых действий, где блистали мужество и подлость солдат, сместился на людей второго плана — гражданские, военные врачи, ну и репортёры. Фаррелл сыграл как раз военного фотографа, который вместе с другом отправился в Курдистан перед началом войны в Персидском заливе.

В итоге в центре внимания оказываются внутренние переживания человека, оказавшегося свидетелем ужасов войны. Хотя здесь даже уместнее сказать, что Марк Уолш (Колин Фаррелл) стал полноценным участником, просто мы это не сразу осознаем.

В сюжетном плане здесь сплетается драма и психологический детектив. При этом уже к середине фильма становится более-менее понятна суть развязки. Делает ли это фильм неинтересным? Не сказал бы. Всё-таки остаётся интрига насчёт обстоятельств трагедии. Хотя смотреть всё равно тяжело, особенно, когда и в реальной жизни сыт этим по горло.

Уолш предстаёт в виде объекта психотерапии, у которого заблокированы очень печальные воспоминания о пребывании в Курдистане. С помощью психолога он пытается проработать свою травму, чтобы освободиться от душевного гнёта. На выходе получается одна из самых тяжёлых ролей ирландского актёра на данном этапе карьеры. Пространства для чёрного юмора или фирменных эмоциональных взрывов не так много (хотя они и присутствуют), поэтому ему приходится играть более минималистично, чем обычно. Наверное, мастерство актёра не только в том, чтобы выражать эмоции ярко, но и чтобы уметь их сдерживать, играть ими тоньше, в полутонах.

Сортировка (2009)
Сортировка (2009)

Следующим проектом Фаррелла стал ещё один ирландский фильм — «Ундина» (2009) Нила Джордана. В описании заявляется, что это якобы фэнтези-мелодрама. Что ж, это действительно мелодрама, причём необыкновенно классическая по меркам Фаррелла. А вот что касается фэнтези... Ну, как бы и да, и нет. Не буду раскрывать суть, чтобы не спойлерить (хотя кто это вообще посмотрит?), но если намекнуть — автор предлагает нам необычный взгляд на фэнтези — натуралистичный, то есть прямо-таки реализм без каких-то сверхъестественных свечений, магической магии и всего такого прочего. Но не чернуха, это тоже важно учесть. Просто, обычно, без магии.

Несмотря на, может быть, интригующее описание, фильм довольно скучный и предсказуемый. Не то чтобы я отвергаю предсказуемость, но если не предлагаешь закрученного сюжета, то удивляй тогда проработкой деталей и смыслов. Здесь этого особо не наблюдается. В идеях фильма нет ничего особенного (хотя одна мне понравилась), актёры тоже ничего примечательного не показывают. Ну в общем, нет каких-то достоинств, но и сильных недостатков нет. Крепкий середняк в рамках своего жанра.

Фаррелл, конечно, насмешил меня в этом фильме — он играет одинокого разведённого рыбака. И мы должны как-то поверить, что это не секс-символ поколения, а обычный мужик, над которым все ржут в городке. Абсурд, но в некоторых сценах в это действительно можно поверить: Фаррелл за немытыми патлами кое-как прикрыл свою красоту, но когда причесывался — магия исчезала — и вот, из обычного рыбака он превращался в прекрасного принца... И никто этого не замечал!

Короче говоря, фильм норм, но не более, какого-то особенного вызова у нашего ирландца здесь не было. Вполне себе рабочая роль. Даже жаль, ведь ирландский режиссёр мог бы и получше воспользоваться возможностью работы с такой звездой кино.

Ундина (2009)
Ундина (2009)

Дальше я поговорю о фильме, в котором Колин Фаррелл сыграл сильно второстепенную, но очень заметную роль. Вообще, агрегаторы меня обманули. Я думал, Фаррелл там будет в числе главных героев, но он исчезает уже к середине фильма как ненужный персонаж.

С другой стороны, фильм «Путь домой» (2010), о котором и идёт речь, подарил нам одну из самых интересных ролей Фаррелла при всей серости остальных аспектов. Играет он советского зэка по имени Валько (там много дурацких имён), отъявленного преступника в местном ГУЛАГе, который не стесняется зарезать при всех пацана, лишь бы отобрать у него фуфайку (нужна только для того, чтобы поставить на кон в карты и отыграть долг).

И вообще-то ему нормально, он не хотел никуда сбегать, но вот его большие долги заставляют последовать за польским несчастным дурачком, который вместе с ещё несколькими чудиками (там даже американец есть) грезят о «великой свободе», которая ожидает их за пределами в СССР. Они там в итоге в Индию припрутся пешком из Сибири, и всё это вроде как реальная история, описанная в мемуарах бывшим польским заключённым.

Мне, конечно, нравится, что СССР представлен тут как тюрьма народов, которая вообще от германского нацизма ничем не отличается. Все у них там страдают, а Валько даёт нам ещё одну незавидную мораль — те, кто истинно за Советы, за Сталина и Ленина — это добровольные рабы. Валько в итоге делает выбор в пользу СССР, потому что он, видите ли, не знает как распорядиться своей свободой, не нужна она ему. Ему родная проволока в ГУЛАГе дороже, чем протестантское потреблядство на Западе.

Но и если это демагогию убрать — фильм скучный, нудный и без изюминки. Два часа поляки и американец бродят по Сибири, потом по пустыне. И большую часть ленты мы просто смотрим, как они умирают то от голода, то от жажды. Снято под Оскар, может быть. Но признания фильм не получил. Потому что не за что.

Путь домой (2010)
Путь домой (2010)

Что будет, если Кира Найтли и Колин Фаррелл встретятся на экране? Режиссёр Уильям Монахен, который, кстати, был сценаристом «Отступников» Скорзесе и получил Оскар за свой сценарий к фильму, решил проверить их химию, сняв фильм «Телохранитель».

Но как справедливо заметили некоторые рецензенты — одно дело быть сценаристом, а совсем другое режиссёром, когда тебе приходится контролировать весь съёмочный процесс.

В результате самой главной проблемой, как ни странно, оказался именно сценарий, который Монахен явно перекрутил и недоработал. Персонажи оказались плохо прописаны, а сюжет скачет как лошадь от одной концепции к другой: то-ли боевик и криминальный фильм, то-ли личная драма, и всё это шито белыми нитками. Ну и получается, что страдает единство замысла и повествование как таковое.

Найтли и Фаррелл образы свои не смогли никак преподнести зрителю убедительно. Они, конечно, красиво смотрятся на экране, но их «любовь», которая возникает по волшебству сценариста «просто потому что», не убеждает ни на грамм.

Телохранитель (2010)
Телохранитель (2010)

Что можно заключить о второй половине нулевых в карьере Фаррелла? Ну, будет уместно заметить обилие фильмов европейских, довольно малозаметных по сравнению с позолоченными голливудскими проектами. Фаррелл как будто осознал свою значимость для Европы и в особенности для Ирландии, поэтому решил помочь не очень известным местным режиссёрам своей популярностью. Не сказать, что это сильно помогло с финансовой точки зрения, однако престиж точно какой-никакой наработан был.

Говоря о развитии Колина Фаррелла как актёра, я бы отметил, что он стал больше экспериментировать, играя внутренне противоречивых персонажей, далеко не всегда положительных, но очень интересных. Почти в каждой роли он пытался выстроить убедительные образы с точки зрения их уязвимости к порокам и одновременно тяги к свету, к моральным ориентирам.

2011–2015

В 2011 году с Колином Фарреллом вышел фильм «Ночь страха». И это неожиданно, поскольку перед нами самый типичный второсортный подростковый ужастик. Типичнее просто не бывает. Как нашего ирландского виртуоза занесло в этот фильм? Я не знаю.

Однако стоит признать, что он единственный, кто выглядит хорошо в этом фильме. Сыграл, кстати, главного злодея — вампира, причём брутального, харизматичного, хоть и клишированного, но не в смысле как Дракула, а как классический мачо. Но вампир. Играет мускулами, испускает феромоны, пьёт кровь, будто занимается сексом. Сексуальный вампир получился.

Но фильм сам при этом полный отстой. Причём, заявлен как комедийный хоррор, но ни того, ни другого нет в достаточной степени. Как я и охарактеризовал — подростковый ужастик. Хотя для подросткового слишком много пошлостей. Но для американцев, наверное, нормально.

Ночь страха (2011)
Ночь страха (2011)

В 2012 году Фаррелл снова вернулся в Голливуд вместе с фильмом «Вспомнить всё» — ремейком одноимённого фильма 1990 года.

Если говорить кратко: сюжет повествует нам историю двух баб, которые хотят поделить красавчика Колина. Шутка (но в каждой шутке есть доля шутки, как мы знаем). На самом деле это околофилософский боевик в сеттинге киберпанка, который играется с темой снов, свободы личности и всего прочего, что так ценно в фильмах про далёкое будущее. Зрительские рейтинги могут смутить, но я бы не назвал картину плохой или простой средней. Это очень даже недурной проект со своими достоинствами и недостатками. Боевика в нём больше, чем философии и драмы, поэтому смотрится «легко и непринуждённо». Но и подумать есть над чем.

Странно, но как будто бы заматеревший Фаррелл уже получше стал выглядеть в подобных выхолощенных блокбастерах, не так чужеродно. Видимо, научился прятать свой талант куда подальше и сосредоточился на отработке нужных актёрских функций. И сделал это хорошо, тут нет ничего предосудительного. Большую часть фильма он бегает с офигевшим лицом, которое ничего не понимает — стандартный образ героя боевиков про борьбу с системой.

Вспомнить всё (2012)
Вспомнить всё (2012)

Чуть позже вышел ещё один фильм с Фарреллом — «Семь психопатов» (2011). Снял его Мартин Макдона, с которым мы уже знакомы. Ну что сказать... Я нихера не понял. Если замысел «Брюгге» по смешению насилия и комедии были интересны, то здесь будто бы Макдона захотел больше сосредоточиться именно на насилии как бессмысленной и опустошающей буре.

И вроде бы звучит интересно и какая-то мораль приплетена, правда скорее в ироничном тоне, нежели в серьёзном. Но на деле фильм похож на несуразный поток кровищи с бредовыми мотивами вроде пропажи пса (хотя есть и конкретные истории про месть). Я не против, поверьте, просто исполнение-то хромает. Ну то есть это не уровень Тарантино, и даже не уровень Ричи. Макдона словно не хватило опыта или чувства вкуса, не знаю... А в какой-то момент даже и смотреть скучно — шутки не веселят, а экшна нет. Лишь пустая болтовня, которая не особо впечатляет — не Тарантино же.

Ну и самое забавное, что во всём этом параде идиотов персонаж Фаррелла оказывается самым нормальным — в отличие от всех его товарищей он не психопат, а просто сценарист, который пишет про психопатов. И самое крутое — он остаётся человеком до конца. И в этом образе он неплох, но всех затмевает Сэм Рокуэлл. Этот мужик просто отрывается на полную! Настоящий психопат! Вуди Харрельсон тоже, кстати, был хорош. Да и вообще каст отменный, куча звёзд и талантов. Жаль, что фильм не соответствует их уровню.

Семь психопатов (2012)
Семь психопатов (2012)

В 2013 с Фарреллом в главной роли вышел триллер «Одним меньше» режиссёра Нильса Ардена. В самом начале просмотра я подумал, что это будет стандартный боевичок с элементами детектива, но по ходу дела мне происходящее на экране начало даже нравиться.

У Фаррелла весьма интересная роль вышла. Он охотится на одного мужика, потом шантажом его заставляют охотиться на ещё одного мужика. Дело в том, что по натуре своей Виктор (персонаж Фаррелла) не злодей, он чётко понимает моральные последствия своих действий, но так как выбора ему не дают — на него давят третьи заинтересованные лица и собственная ярость, — он вынужден идти по этой скользкой дорожке.

Ну и разворачивается лютый бандитский замес про месть, про жестокость и всё такое прочее. В этом плане фильм не предлагает чего-то оригинального. Однако всё равно было занимательно наблюдать за развитием повествования. Неплохой триллер на один раз.

Одним меньше (2013)
Одним меньше (2013)

В 2013 году Фарреллу удалось также поработать с Томом Хэнксом, хотя на экране они так и не встретились. Фильм «Спасти мистера Бэнкса» повествует об истории создания экранизации фильма «Мэри Поппинс» 1964 года.

В главной роли, разумеется, не Колин Фаррелл, а Эмма Томпсон, которая сыграла писательницу Памелу Трэверс, автора оригинальной книги о женщине с зонтиком.

Конфликт разворачивается вокруг того, что Памела не хочет продавать права на экранизацию Уолту Диснею. Весь фильм в основной временной линии выстроен вокруг именно этого. Писательница всеми силами старается уничтожить сценарий правками.

При всём этом Фаррелл оказывается в одной из ключевых ролей в другой временной линии — он играет отца Памелы, который был для неё вдохновением и по замыслу фильма якобы послужил прототипом книжного персонажа мистера Бэнкса. Получился герой-мечтатель, который отказывается приимать правила меркантильного мира, но так как он не справляется с его давлением, то ищет успокоения нервов на дне бутылки. В этом основная трагедия детства Памелы, из-за чего опять же согласно данному фильму она и выдумывает персонажа Поппинс (точнее срисовывает с тётки) — педантичную, но порядочную миссис, которая помогает детям выстроить жизнь.

В чём же здесь кроется гной? А в том, что весь сюжет фильма построен на перевирании фактов. Произошла, как это принято говорить, «диснеицизация» — когда в сложной и не очень лицеприятной истории сгладили все углы, какие можно, образы людей исказили, а реальные факты преподали в ином свете. Короче, типичный диснеевский конвейер. Самое ужасное, что всю эту хрень переложили даже не на экранизацию классики, к чему мы уже привыкли, а на историю создания экранизации классики. Расширили ассортимент!

«Спасти мистера Бэнкса» (2013)
«Спасти мистера Бэнкса» (2013)

В 2014 году с Фарреллом вышло два проекта, о которых я упомяну — «Любовь сквозь время» и «Фрёкен Юлия» — но не буду что-либо писать, ибо даже не знаю, что можно было бы высказать: совершенно серые и слабые фильмы. Фаррелл здесь играет весьма стандартные образы любовника, так что и о нём нечего сказать.

Годом позже свет увидела совместная работа Колина Фаррелла и Йоргоса Лантимоса — того самого, что нынче стал модным артхаусным персональным порнорежиссёром Эммы Стоун. Но не будем о грустном.

Фильм называется «Лобстер». Не знаю, есть ли смысл как-то обозначать фабулу. Наверное, нет. Потому что если опишешь один фильм Лантимоса, то опишешь все остальные. Я сформулировал бы почерк этого режиссёра подобной метафорой — представьте кривое зеркало, которое отражает человека во всём его безобразии. А теперь представьте, что это зеркало разбили и склеили заново — вот только совсем неправильно. И теперь безобразие человека отражается в этом зеркале в двойном объёме. Примерно такого рода все фильмы Лантимоса — люди у него до ужаса чужеродны нашей реальности, но при этом магическим образом вскрывают её суть самыми извращёнными способами. Хотя в «Лобстере» вскрыть реальность режиссёру не удалось — скорее лишь сделать неубедительную сатиру. Крайне уныло...

Гораздо интереснее здесь Фаррелл. Буквально пару фильмов назад мы глазели на качка, сексуального мужчину, а в фильме Лантимоса Фаррелл превратился в типичного скуфа в очках и с животиком. Отметим, что это одна из первых весьма радикальных визуальных трансформаций актёра для определённого образа. Похвально.

Игра Фаррелла также преобразилась — неуверенность взгляда, телесная слабость — ирландец открещивается от своего привычного амплуа и предлагает нечто новое. И это при том, что Лантимос всех своих персонажей превращает в каких-то роботов. Но слава богу, талант Фаррелла вознёсся над диктатом Лантимоса. Пожалуй, Дэвид единственный более-менее живой персонаж со своей натурой, по крайней мере эта натура проглядывается. Он не смотрит на людей стеклянным взглядом, не говорит как голосовой ассистент, не двигается как C-3PO. Зрителю есть, за что зацепиться, чтобы не потерять эту нить, связывающую антиутопический, античеловеческий мир Лантимоса и нашу реальность.

Лобстер (2015)
Лобстер (2015)

В 2015 году вышел второй сезон сериала «Настоящий детектив». Первый сезон с Мэтью Макконахи и Вуди Харрельсоном стал культовым, освежил взгляд на жанр детективов и триллеров. Второй сезон должен был продолжить эту тенденцию, с чем он в целом справился, но не без огрехов.

Колин Фаррелл получил одну из главных ролей — изъеденный жаждой мести, тяжёлым детством со странным отцом и неудачным браком детектив Рэй Велкоро. Ирландец снова преобразился физически — вернул свою достаточно хорошую физическую форму, отрастил длинные патлы и усы и стал образцовым провинциальным копом.

Характер его персонажа очень сложный: Велкоро постоянно теряет над собой контроль, много пьёт, да и ко всему этому работает на мафию... Точно не идеал бравого полицейского. По ходу сериала вместе с другими интересными персонажами он оказывается замешан в безумном заговоре элит. Полиция коррумпирована, мэрия коррумпирована, мафия запустила когти в землю местного штата. Рэю, как и его товарищам по делу, нужно делать выбор — и как профессионалу, и как отцу. Второй сезон в этом отношении придерживается главной концепции, которая заключается в особом акценте на образах и действиях детективов. Фаррелл справляется со своей задачей на все сто — его персонаж определённо самый интересный во втором сезоне. Ещё одна выдающаяся роль в копилку ирландской кинозвезды.

Настоящий детектив. 2 сезон (2015)
Настоящий детектив. 2 сезон (2015)

В том же году вышел ещё один фильм с Колином — «Экстрасенсы». И не подумайте, какого чёрта его занесло в шоу про шарлатанов. Речь, конечно, же об американском детективе со звёздами на главных ролях: помимо Фаррелла это Энтони Хопкинс и Джеффри Дин Морган. Солидный каст. Но фильм это не делает каким-то особенным.

По сути, перед нами обычный триллер, который, например, любят крутить по телевизору — незамысловатый, немного жестокий, с обманчивой глубиной. Фаррелл сыграл в нём главного злодея, тоже весьма обычного — умного и злобного маньяка, с которым главный герой в лице Хопкинса ведёт игры разума. Здесь даже и обсуждать, если честно, больше нечего.

Экстрасенсы (2015)
Экстрасенсы (2015)

Ну вот и получается, что вторая половина десятых для Фаррелла вышла, скажем честно, противоречивой. С одной стороны, довольно много откровенно слабых проектов, выхолощенных голливудских криминальных фильмов и даже трэшачка немного завезли в лице сомнительного артхауса. С другой стороны, есть и интересные роли и даже уже почти культовые. Фаррелл был плодотворен, но не очень разборчив в выборе, как по мне. Он, конечно, не потратил впустую свой статус звезды, но и не так сильно обогатил его, как мог бы. Хотя сложно его обвинять, ведь не всегда можно предугадать силу проекта до его старта.

2016–2020

В 2016 году вышел фильм по вселенной Гарри Поттера — «Фантастические твари и где они обитают», в котором Фарреллу досталась роль злодея. Правда, комедия в том, что он стал всего лишь маской для Джонни Деппа. Стоило ли звать на одну и ту же роль сразу двух суперзвёзд? Так они потом ещё и Деппа на Миккельсена заменили из-за скандала — совсем сюр какой-то.

Фаррелл, к сожалению, в этих обстоятельствах не смог себя как-то проявить, он всего лишь отработал гонорар, сыграл брутального волшебника и в нужное время испарился. А если говорить о фильме, то я никогда не понимал восторгов зрителей от него. Он ведь полностью уничтожил атмосферу мира Роулинг. Вспомните, как выглядели маги в фильмах о Поттере, как они себя вели — это были в основном неряшливые и рассеянные чувачки со смешными колпаками и мантиями. Они выглядели самобытными, непохожими на обычных людей и поэтому создавали колоссальную разницу между мирами маглов и магов.

А в новой франшизе они вдруг стали чуть-ли не аристократами — одеваются по последнему писку магловской моды, крайне элегантны и по-британски учтивы. В итоге фэнтези превратилось в какое-то подобие бондианы, только вместо оружия волшебные палочки, вместо умных гаджетов различные волшебные приблуды, а вместо красивых автомобилей непонятные магические твари или летающие кареты. Отстой!

Фантастические твари и где они обитают (2016)
Фантастические твари и где они обитают (2016)

В 2017 году Фаррелл снова поработал с Лантимосом, снявшись в фильме «Убийство священного оленя». Ирландцу в очередной раз пришлось стать немного скуфом, только не усатым, а бородатым. Почему Лантимос так любит толстого Фаррелла? Очередная игра со зрителем? Слом ожиданий?

На этот раз персонаж Фаррелла получил побольше свободы в выражении своих эмоций. И позлился, и поплакал, и понервничал. Всё потому что этот персонаж встал перед сложной дилеммой. Правда, дилемма сама по себе абсурдна и призвана лишь проиллюстрировать видение автором древнего закона «око за око, зуб за зуб». Жаль, что весь смысловой слой фильма лишь химера, не имеющая никакого отношения к человеческой жизни. Очередной искусственный, упрощённый и издевательски провокационный взгляд Лантимоса на язвы нашего общества. Да и язвы эти он выдумывает чуть-ли не на ходу.

Что особенно «понравилось» — первые сорок минут фильма не происходит ровным счётом ничего, но всё это время повествование сопровождает нарочито тревожное завывание скрипок — излюбленный приём грека, который он распространил почти на все свои последующие фильмы. Будто хочет нас удивить: «Вот, бро смотри, чё могу — типа ничего не происходит, но на самом-то деле тут страшные дела творятся, ты мелодию, мелодию-то послушай. Отвечаю бро, всё не так просто, я тут навалил пять слоёв». И это, если честно, только смех вызывает.

Убийство священного оленя (2017)
Убийство священного оленя (2017)

Что ж, вечно скуфом быть Фарреллу не положено, поэтому он вписался в фильм «Роковое искушение» (2017), в котором сыграл роль раненого солдата, а позаботились о нём воспитанницы пансиона для благородных леди.

Очевидно, речь идёт о любовном треугольнике. Местные бабёнки настолько засиделись друг с другом, что случайный мужчина, даже враг (он северянин, а они южанки) подвернулся очень кстати. Феромоны у всего коллектива заиграли, даже у самых младших. А уж про старших я вообще молчу. Николь Кидман, Эль Фаннинг и Кирстен Данст — вот выбор, который предстоит Фарреллу. Если надеяться на его учтивость, то он выберет кого-то одного, но всё не так просто. А в конце так вообще началась какая-то дичь, Фаррелл съехал с катушек, а бабы знатно испугались. Концовка предсказуемая. Фильм же довольно уныл. Но Фаррелл хорош, и девушки тоже хороши.

Роковое искушение (2017)
Роковое искушение (2017)

Всё в том же 2017 с участием Фаррелла вышел ещё один фильм — «Роман Израэл, Esq.», однако главная роль досталась не ему, а Дензелу Вашингтону.

Фильм повествует об адвокате по имени Роман Израэл, который вынужден менять своё место работы после закрытия фирмы. Проблема в том, что он довольно специфический человек, я бы назвал его человеком эпохи Романтизма. Он грезит о социальной справедливости, о борьбе за честный суд и за права подсудимых. Из-за этого он сталкивается постоянно с профессиональными сложностями, поскольку система откровенно перекатывает его. И самые интересные метаморфозы происходят, когда он откровенно устаёт от своей позиции. В этом трагедия Израэла и драма фильма.

Колин Фаррелл играет Джорджа Пирса — юриста иного толка. Он карьерист, прагматик, для него в первую очередь важно процветание бизнеса. По ходу фильма нам указывают на это мировоззренческое противостояние Израэла и Пирса, хотя сам Пирс глубоко ценит профессионализм Израэла. Какого-то настоящего конфликта между ними нет. А в конце так и вовсе всё принимает несколько неожиданный поворот для самого Пирса.

Конечно, Фаррелл в образе хорош, но ему и играть особо нечего — важно лишь хорошо выглядеть в костюме и всем своим видом показывать силу и уверенность, создавая образ успешного человека. Всё внимание в итоге перетягивает на себя Вашингтон — за свою роль он даже получил номинацию на Оскар.

Фильм мне в целом понравился. Несмотря на то, местами кажется, будто он повесточный, на самом деле он в первую очередь исследует конкретную личность, весьма романтическую, старомодную... Но на таких личностях и держится мир. К сожалению, свою долю признания получает малая часть из них, и то уже после их смерти. Хотелось бы видеть больше фильмов именно про таких людей. Не про великих бизнесменов, супергероев или военных — а про обычных работников, которые лишь на голом энтузиазме и потребности в справедливости пытаются изменить окостеневшую систему. Без ресурсов, без поддержки, без видимых перспектив. Эта жертвенность сейчас многими недооценивается, особенно в эпоху идолов-пустышек вроде футболистов, моделей или тех же актёров.

Роман Израэл, Esq. (2017)
Роман Израэл, Esq. (2017)

Не первый семейный фильм Фаррелла, но, пожалуй, самый удобоваримый — Дамбо 2019 года. Не знаю, что так смутило многих зрителей и кинокритиков, ведь это же самый простой семейный развлекательный фильм с самыми банальными идеями о добре, толерантности, семье и бла-бла-бла. Это плохо? Не думаю. Может быть, смутило то, что такую стандартную картину снял Тим Бёртон? А почему бы и нет? Это же Дисней, в его случае от режиссёра мало что зависит.

Фаррелл в этом кино смотрится интересно. Как минимум потому, что ходит весь фильм без руки. А ещё он крутит шуры-муры с Евой Грин. Хороший повод ознакомиться с фильмом, учитывая, как актриса хороша в образе парижской акробатистки.

В целом же, ничего больше я не могу сказать о ленте. Это неплохой семейный аттракцион, можно сводить своих детей, им точно понравится. Тем Более, что какой-то явной повестки в фильме почти нет, никаких чёрных Белоснежек и Русалочек. Слон обычный. Индийский. Только с ушами большими.

Дамбо (2019)
Дамбо (2019)

В 2019 году Гай Ричи снова пошумел вместе с выходом его фильма «Джентльмены». Как минимум в России фильм быстро стал хитом. Вернулись фирменные приёмы Ричи, а что самое главное — сюжетные особенности, за которые мы и полюбили этого режиссёра. Криминал, яркие персонажи, комизм происходящего, неожиданные встречи и расставания.

Колин Фаррелл получил одну из самых интересных ролей, при том что в фильме снялась целая россыпь звёзд. Он сыграл Тренера (его имени мы так и не узнали), который попадает в криминальные разборки в попытке разгрести дерьмо, раскиданное его учениками. Его образ запоминается за счёт внешнего вида, экспрессивной манеры игры а также поведения. Тренер очень любит своих учеников и желает отгородить их от зла — настолько, что сам готов пойти по кривой дорожке. Также он поступает по справедливости и всегда платит по счетам. В общем, идеальный Тренер, большой наставник. Пожалуй, этим он и подкупает зрителя.

Джентльмены (2019)
Джентльмены (2019)

В итоге во второй половине десятых Фаррелл окончательно закрепился в качестве актёра первой величины — он снимался как в артхаусе, так и в блокбастерах, стал весьма популярным творцом в Голливуде. Но, к сожалению, его участие в том или ином фильме не стало гарантом качества. Всё ещё присутствуют мусорные или как минимум спорные проекты (о некоторых я не писал в силу того, что у Фаррелла в них было мало экранного времени). Однако Фаррелл, как мне кажется, преодолел тот рубеж, когда лицо актёра на постере к фильму очевидно привлекает дополнительный интерес.

2021–2025

Двадцатые годы для Фаррелла начались с участия в фильме южнокорейского режиссёра Когонады под названием «После Янга» (2021). Когонада может быть известен фанатам Звёздных войн — именно он снял провальный сериал «Аколит».

К счастью, на поприще авторского кино Когонада гораздо сильнее, поэтому фильм «После Янга» достоен внимания. Повествование выстроено вокруг одной семьи, которая живёт в будущем, в мире андроидов неотличимых от людей. Может показаться, что это копипаст «Бегущего по лезвию» или других ранних трудов о проблемах «электроовц», однако всё несколько иначе.

Фильм исследует не философию человечности в глобальном смысле, пытаясь столкнуть «живых» андроидов и людей, а наоборот — концентрируется на весьма локальной теме — судьбе одного андроида по имени Янг. Янг относится к классу культурных андроидов, его задачей является обучение усыновлённой китайской девочки её родной культуре.

В итоге Янг становится полноценной частью семьи, девочка к нему сильно привязывается и искренне считает своим братом. Но в один обычный день Янг неожиданно отключается. Девочка в истерике, родители (Колин Фаррел и Джоди Тёрнер-Смит) в замешательстве. У них есть выбор — отдать его по гарантии и обменять на нового робота или же попробовать починить. Фаррелл выбирает второй вариант. Всё это приводит к интересной (на мой взгляд) истории изучения «души» андроида, сокрытой в коротких моментах памяти. Через этот в определённом смысле трансцендентный опыт семья переосмысляет место Янга в их жизни и свою собственную жизнь.

Это очень красивый фильм, медитативный и созерцательный. Антураж восточной эстетики в соединении с минималистичным футуризмом лично меня очень впечатлил. Я могу понять, почему фильм многим может показаться скучным или пустым — в нём мало нарратива, а больше именно наблюдения. Явных трансформаций персонажей не прослеживается, лишь очень плавные, незаметные для глаза «надстройки». Однако это один из немногих фильмов за последнее время, при просмотре которых я почти не отвлекался и смотрел всё залпом (да и фильм идёт всего полтора часа). Видимо, тяготею я к чему-то медлительному, так как устал от суеты, навязываемой нам реальностью. Эта суета и в кино проникла, к сожалению.

Фаррелл сыграл роль не очень яркую, но довольно интересную — именно его персонаж большую часть времени возится с починкой андроида и первый взаимодействует с его памятью, поэтому эмоциональный опыт, который предлагает нам ирландец, мы должны переложить на свой, чтобы прочувствовать замысел фильма. Мне это удалось, я даже небольшую скупую слезу пустил при просмотре.

После Янга (2021)
После Янга (2021)

В 2022 году Фаррелл принял участие в экранизации одной знаменитой спасательной операции, которая происходила прямо во время чемпионата мира в России. 12 детей и их тренер застряли в затопленной пещере и им на помощь съехались спасатели со всего мира.

Фильм «13 жизней» повествует как раз об этих спасателях, отдаёт дань уважения всем, кто участвовал в операции. Кроме журналистов — их вообще выгнали с места событий, чтобы не мешались. Неблагодарная профессия, всё-таки.

Колин Фаррелл в паре с Виго Мортенсеном примерили образы британских спасателей, которые первые смогли найти детей в пещере и внесли, наверное, самый большой вклад в операцию. Особого акцента на личностях этих людей нет, они скорее являются проводниками зрительских переживаний. Мы наблюдаем за ними именно в силу того, что на них лежит большая ответственность. Поэтому играют актёры без излишнего драматизма, но в меру сентиментально, чтобы мы могли видеть их живыми людьми, а не сюжетными функциями.

Фильм очень хороший, интересно снят, держит в напряжении несмотря на хронометраж. Однако он скорее похож на документальное кино в художественной обработке. Такие фильмы призваны не внести какой-то вклад в искусство, а скорее увековечить реальные события, сделать их героев достоянием истории. Ничего против такой цели не имею. Благодаря этому фильму я вообще впервые узнал об этих событиях и после просмотра ознакомился с дополнительной информацией о них.

13 жизней (2022)
13 жизней (2022)

Многое возвращается на круги своя, вот и Мартин Макдона вернулся в компании Колина Фаррелла и Брендана Глиссона. Фильм «Банши Инишерина» (2022) — ещё одна сугубо ирландская, но интересная история, в которой нашему герою отведена главная роль.

Не буду писать о фильме, так как уже это сделал, можете прочитать обзор →

Сосредоточусь лишь немного на образе, который предлагает нам Фаррелл.

Подрик — весьма простоватый мужичок, живущий вместе со своей сестрой в окружении небольшой свиты из домашних животных, самым ценным из которых является ослица. Он не особо образованный, но честный человек и верный друг. Из-за этого он и страдает в фильме, поскольку его товарищ Колм (Глиссон) как раз-таки весьма образованный, но, как оказывается, не очень верный друг.

Наблюдать за Подриком очень печально на протяжении фильма. В пользу этого играет и то, что у самого Фаррелла довольно печальное выражение лица само по себе. А вдобавок к этому он ещё и изображает если не полуумного, то как минимум наивного человека. Таким всегда сочувствуешь больше. Поэтому фильм воспринимается весьма эмоционально, ведь как-то «жаль этого добряка». В итоге Фаррелл за эту роль получил Золотой Глобус — пока что его третья главная награда в карьере (ещё два Глобуса он получал за роли в «Залечь на дно в Брюгге» и «Пингвин»).

Банши Инишерина (2022)
Банши Инишерина (2022)

Ну и наконец, последним на данный момент времени проектом Колина Фаррелла является сериал «Пингвин» (2024) — криминальный триллер об одном из самых главных врагов Бэтмена. Фаррелл уже появлялся мимоходом в фильме про Бэтмена Мэтта Ривза, но теперь он выступил на первый план — вся история целиком и полностью посвящена хромому бандиту.

Я полагаю, Фаррелл подсмотрел приёмы Кристиана Бейла и решил преобразиться внешне невероятно сильно. От прежнего выражения лица красавчика Колина не осталось и следа — теперь только изуродованное, толстое, неказистое и злобное лицо, которое постоянно изображает не то насмешку, не то презрение.

Изменил Фаррелл не только внешность, он также поработал над голосом. Мягкость и текучесть, свойственные речи ирландца, ушли — остались только хрипота и издёвка.

Очевидно, что Пингвин Фаррелла получился выдающимся, крайне аутентичным и убедительным. Но и сериал сам по себе от него не отстаёт. Для меня это главный кинокомикс 2024 года — весьма красивый, жестокий и захватывающий. Очень много художественности и пафоса, но не как у Снайдера — без перегибов. В определённых местах сериал вообще становится немного «бытовым». В общем, постановщики постарались. Сценарий тоже интересно расписан, персонажи интригуют, а сюжет увлекательно подаётся. Я посмотрел все серии буквально за одну ночь — заснул только в шесть утра.

Пингвин (2024)
Пингвин (2024)

Мне кажется, что двадцатые годы оказались для Фаррелла самыми ровными с точки зрения качества проектов. Откровенной хрени почти нет. Такое ощущение, сейчас лучшее время в карьере ирландца — он получил два Золотых Глобуса за два года (2023 и 2025), влился в альтернативную вселенную DC и в невообразимо крутом образе Пингвина теперь радует массового зрителя. При этом он не забывает сниматься в более нишевых проектах и быть лицом концептуальных студий: тот же фильм «После Янга» снимался под крылом студии A24, столь популярной в наше время у критиков (да и у зрителей тоже). Его актёрский путь явно ещё не окончен, я бы осмелился сказать, что он только начинается, как бы странно это не звучало, учитывая послужной список актёра.

Заключение

Что ж, теперь я хочу подвести итог своего знакомства с фильмами Фаррелла, составив топ-10 самых интересных и сильных проектов, которые я бы порекомендовал смотреть в первую очередь, если вдруг и вам захочется глубже окунуться в творчество ирландского гения.

10 — 13 жизней (2022)

9 — Сортировка (2009)

8 — Мечта Кассандры (2007)

7 — Джентльмены (2019)

6 — После Янга (2021)

5 — Настоящий детектив (2015)

4 — Пингвин (2024)

3 — Телефонная будка (2002)

2 — Банши Инишерина (2022)

1 — Залечь на дно в Брюгге (2008)

217
16
6
5
5
1
1
1
1
145 комментариев