Ваш рай - это только сон!

Ваш рай - это только сон!

Неоновая обложка с ярко-фиолетовым фоном сразу бросалась в глаза. Парень с ирокезом, в тёмных очках, под градом пуль убегает от преследователей — образ, будто взятый из комикса о мрачном будущем. Такой диск невозможно было не заметить среди прочих на витрине.
Как всегда, я был на Щёлковской. Мой пятничный ритуал под названием "выбрать игру на выходные" продолжался и после школы, и уже в студенческие годы. Я сразу узнал эту обложку, ведь совсем недавно я читал о ней в «Игромании»:

"Очень сильно усилилась RPG-составляющая игры. Если первоначально планировалось порядка 28 квестов, то теперь только в первом эпизоде их больше 60 — и это, не считая системных и подквестов (так, один и тот же квест может изменяться в зависимости от того, какие герои в текущий момент находятся в команде игрока). Кроме того, расширен набор характеристик, которые может улучшить игрок при подъеме своего уровня." - Игромания.

Ваш рай - это только сон!

Как поклонник ролевых игр, я просто не мог пройти мимо и решение о покупке было мгновенно принято. Ещё через полчаса игра уже устанавливалась на мой жёсткий диск.
Код доступа: РАЙ - тактическая RPG от MiST Land South, в сеттинге киберпанковской антиутопии. Главный герой - хакер, укравший сверхсекретные данные у тоталитарного ИИ. Мир игры - это мрачная урбанистическая антиутопия: кастовое общество, всевидящий ИИ, иллюзорное счастье в виртуальной реальности и повсеместное присутствие спецслужб. После кражи данных на вас начинается беспощадная охота, и впереди - только бегство, борьба и поиск союзников.

Ваш рай - это только сон!

Одной из технических особенностей было полноценное 3D-исполнение. В начале 2000-х тактические игры редко покидали уютный 2D. Здесь же - объём, перспектива, блики на мокром асфальте. Визуальный стиль подчёркивал мрачную эстетику: тёмные улицы, агрессивные неоновые вывески, серые фасады, тревожная геометрия будущего. Атмосфера напоминала фильмы вроде «Бегущего по лезвию» и «Джонни-Мнемоника».
Игровой процесс строился на пошаговой боевой системе. Здесь нет места случайностям: каждое действие - результат расчёта. И важно всё: как вы двигаетесь, куда стреляете, кого прикрываете. Прицел, очки действий, взлом замков, использование укрытий - каждая мелочь имела значение. Спутники в игре были не просто боевыми единицами - у каждого была своя история и характер. Репутация, выборы в диалогах, разные пути прохождения - всё это влияло на развитие сюжета, добавляло глубины, хотя и не воспринималось так же живо, как например Baldur's Gate или Planescape Torment.

Ваш рай - это только сон!

Локации в игре выполняли сразу несколько ролей: они были и полем боя, и местом, где обитали NPC, происходили события, выдавались квесты. Даже вне боёв игра оставалась в пошаговом режиме. Это придавало процессу особую размеренность, однако, это же мне казалось самым неудачным решением разработчиков. Простые задачи превращались в рутину, например, если нужно было просто дойти до нужного персонажа, приходилось ждать, пока завершат свои действия все остальные кто есть на карте, как враги, так и мирные жители.
Код доступа: РАЙ - одна из тех редких игр, где всё работает в синергии: атмосфера, механики, визуальный стиль и, конечно же, музыка.

Да... Музыка.
Невероятный саундтрек Александра Шукаева — тревожный, техно-электронный, местами меланхоличный — идеально ложился на гулкий ритм бетонного мегаполиса будущего. Даже сегодня я время от времени переслушиваю отдельные композиции, как из Кода доступа: РАЙ, так и из более поздней Власти Закона.

Ваш рай - это только сон!

Сейчас так уже не делают, идеально сочетание всего - музыки от Шукаева, голос Бориса Репетура произносящий - "Ваш рай - это только сон". Славные были времена. "От винта" с Зайцевым и Репетуром, "Навигатор Игрового Мира" и цикл о сотнике от Игоря Бойко, "Денди-новая реальность" с Супоневым...
Может, тогда и был рай. А теперь — только сон?
Из архива Горбушки. | Подготовил спецкор MSK

13
1
14 комментариев