Одна из лучших додзинси игр по Touhou о которой ты ничего не слышал. Отзыв о Touhou Spell Carnival.
Меня, как фаната Touhou Project, всегда интересовал довольно простой вопрос. Почему за столько лет существования франшизы за авторством ZUNа при всей открытости автора к фанатскому творчеству никто не додумался сделать JRPG по данной вселенной?
Видимо также подумали разработчики из небезызвестной студии Compile Heart, подарившей миру серию игр Neptunia, Fairy Fencer, Date a Live и множество других относительно известных в кругах любителей японщины игр.
Анонс и Релиз игры
Осенью 2023 г. Compile Heart анонсировали работу над несколькими новыми проектами в том числе над новой игрой Touhou Spell carnival, которую они выпускали вместе со студией STING, специализирующейся на тактических RPG с видом сверху. Так как Idea factory и Compile heart это своего рода инди студии, деньги на рекламу особо не тратились. За пределами Японии выходили лишь музыкальные превью и геймплейные фрагменты. Как итогу, к выходу игры в Steam 7 мая. 2025 г. об игре знал очень уж узкий игроков. И тут разработчики будто решили испортить себе релиз еще больше, выставив за довольно "дешевую" игру довольно высокий ценник. Например в казахском регионе Steam игра стоит 11 700 тенге, что довольно немало.
Геймплей
Сюжет и его подача. Визуальная часть игры.
Сюжет игры довольно стандартный для игры по Touhou. Происходит некий инцидент, в данном случае - Карнавал Заклинаний (?), в ходе которого начинают разворачиваться странные события. Участники карнавала - извеснтные героини Touhou Project, начинают вести себя странно и активно вступают в дуэли, по результатам которых проигравший встает на сторону победителя. Главные героини - Рейму и Мариса, не только пытаются одержать верх в этом карнавале, но и пытаются разгадать причину начала этого "события". Разумеется, никаких откровений ждать не стоит. Мотивация у антагониста довольно странная, да и сюжет нужен лишь как причина для геймплея и инструмент раскрытия персонажей и в отдельности не особо интересен.
Сам сюжет подается в виде визуальной новеллы (видимо поэтому я и пихнул этот блок в "геймплей хе-хе"), но, что самое интересное, озвучены абсолютно все диалоги, что редкость для японских RPG. Причем озвучкой занимались профессиональные Сэйю и мискаста по ролям практически нет. Голоса звучат живо, убедительно и красочно.
Отдельно стоит отметить крайне симпатичные спрайты персонажей с детальной проработкой образа и внешнего вида. Также важно отметить прекрасную работу движка Live 2d использующегося для вставок с сюжетом, который придает персонажам живости в мимике. Также в игре довольно симпатичные и атмосферные задники с хорошой проработкой освещения на них в разное время суток.
Всего в игре представлено 20 разных персонажей из серии Touhou Project, 19 из которых играбельны. У абсолютно каждого из них есть личные 4 сайд-стори, а также они учувствуют в "сайд стори" друг у друга, что создает ощущение живых взаимоотношений между ними. Радует то, с какой любовью к оригинальной серии разработчики написали сюжеты для этих сайд стори. Они очень удачно раскрывают персонажей с новых сторон, при этом не нарушая заданный ZUNом в оригинальных играх образ, а дополняя его. Ну и великолепная актерская игра заставляет любить этих героев еще сильнее. Только благодаря работе сейю озвучивавшей Тенши Хинанави, например, я в кои то веки проникся озорным и наглым вайбом этой героини, который не понимал до игры в Spell Carnival.
По ходу прохождения у вас будет появляться выбор между тем, какому персонажу мы будем бить морду следующим и соответственно примем в свои ряды. Влияет это по сути на порядок получения персонажей и пару сцен новеллы, в конечном счете к концу игры у вас все равно будет полный ростер персонажей.
Сайд-стори сами по себе довольно забавные и сохраняют дух оригинальной серии по уровню проблем. То две сестры захотят сделать друг другу подарки и одновременно попросят помочь с выбором свою единственную служанку, то кто-то из героинь окажется фанатом гигантских роботов, и попросит волшебницу изготовить его, то наглый гиперактивный журналист будет заставлять читать свои газеты девчонку, которая в жизни не читала газет да и начинать не собирается. Бывает, что и крутые и всесильные небожители ловят проклятье из-за сломанных по неосторожности предметов, а потом под действием проклятия спотыкается на каждом шагу. В общем, проблемы довольно бытовые но при этом все с небольшим налетом мистики и дури, что дает им определённого шарма.
Прокачка и распределение уровней
Всего в игре 25 основных уровней с битвами и столько же дополнительных уровней, доступных сразу после прохождения основных. Доп уровни представляют собой слегка усложненные версии основных и нужны для фарма опыта. Уровни расположены на глобальной карте, на которой также представлен "Храм Хаккурей", своеобразный хаб в котором находятся найденные по ходу игры персонажи, с которыми можно поговорить, пройдя таким образом сайд-стори и магазин для приобретения снаряжения. Также в магазине можно испытать удачу и получить какой-либо бафф на следующий бой.
Всего в игре представлено 2 типа снаряжения - оружие и броня. При этом есть уникальные образцы, которые подходят лишь одному персонажу. От снаряжения зависят такие характеристики, как атака, скорость перемещения и заряда экшн поинтов, защита, атака. Также можно просмотреть и выбрать скиллы для персонажа. Максимальный уровень персонажа - 50. Растет он по мере боев. Также возможно повышение уровня вручную.
Боевка
Но довольно о сюжетной части игры, хотелось бы приступить к описанию ее боевой части. И здесь уже начинается самое интересное. Игра представляет собой очень странную смесь данмаку шутера (буллет-хэлла) и тактической РПГ с делением поля на клетки. Глядя на скриншоты или видео из игры голова идет кругом и кажется, что на экране происходит просто неконтролируемый хаос. Враги перемещаются по полю и спамят лазерами и проджектайлами, возникают различные укрытия, игрок хаотично двигает персонажей и кажется, что вовсе не контролирует происходящий на экране бардак.
Боевка действительно смотрится крайне хаотично и никазисто. Однако даже так разработчики умудряются не только создать на удивление осмысленный геймплей, но и сохранить дух оригинала. Атаки и поведение боссов копируют аналогичные в оригинальных играх, в целом создается ощущение игры в полноценный буллет хэлл, хоть и для атаки нужно не зажимать кнопки, а копить со временем "экшн поинты", своеобразную ману, и тратить ее на скиллы, атакуя противника.
Персонажи в каком-то смысле делятся на "классы", хотя каждый из них в той или иной степени способен быть автономной боевой единицей.
Перед боем вы подбираете себе отряд персонажей исходя из того, как расположены противники на поле боя. В бою доступны несколько действий. Пермещение по клеткам, Graze - уклонение от урона с активацией щита, и способности. В свою очередь способности бывают как атакующие и наносящие урон вблизи, на расстоянии, так и защитные, которые хоть и направлены в целом на нанесение урона, но прежде всего по снарядам противника. Также в арсенале героев имеются всяческие баффы, дебаффы, лечение, скиллы на добавление экшн-поинтов союзникам, увеличении заряда "ульты". Разнообразие различных проджектайлов и эффектов огромное, что открывает широкий простор для создания билдов и дрим-тимов под разные задачи.
Бои проходят в режиме реального времени, что требует от игрока максимальной концентрации на игровом процессе. По ходу боя в процессе нанесения урона, успешного уклонения и ликвидации противников, заполняется шкала использования Ace Spell Card (зеленая шкала под полем боя). Активация спелл карт сопровождается красивыми чиби-анимациями с персонажаем, который ее использует.
Также при уничтожении противника, если не полениться переместиться по карте, можно получить заряд бомбы для уничтожения всех проджектайлов противника. Однако не стоит забывать, что у врага тоже есть свои Спелл карты (ульты) и активируют они их каждый раз, когда одна из их полосок хп заканчивается.
Из-за большого количества микроконтроля игра поначалу кажется непроходимой, но со временем втягиваешься в процесс и начинаешь хорошо чувствовать позиционку в бою и избегаешь лишнего урона. А урона, поверьте, много.
В общем, экспериментальная боевка может зайти немногим, но играется это очень свежо и интересно.
Музыка
Ну и конечно, какая игра по вселенной Touhou без обсуждения музыкальных тем, которые являются визитной карточкой серии и основным источником притяжения людей к данной серии. Композиторы Compile heaart в целом не зря едят свой хлеб, создавая уникальные композиции которые запоминаются и задают их играм особое и неповторимое звучание (по крайней мере в серии игр Neptunia). Но и тут они не ударили в грязь лицом и создали действительно интересные аранжировки тем представленных в игре персонажей. Каверы получились бодрые и свежие, довольно нестандартные.
Хотя конечно хочется отдельно укорить разработчиков за то, что купить ОСТ можно только в составе делюкс издания игры. Отдельно как длс не купить, а в открытый доступ выложить музыку из игры умельцев еще не нашлось.
Итог
Игра мне очень понравилась. Неожиданный микс жанров по итогу играется интересно и необычно и не надоедает за время прохождения игры (10-20 часов). Кроме того, очень редко по Touhou Project выходят работы со столь проработанной и "богатой" подачей сюжета, полной качественной озвучкой и небанальным раскрытием персонажей. Конечно, игра представляет собой продукт от фанатов и для фанатов, и наврядли зацепит аудиторию, которой вселенная Touhou не интересна. Но тем не менее обидно, что об игре не знают даже фанаты вселенной.
Да, игра не без минусов, но в целом она достойна прохождения хотя бы один раз. Тем более, ачивки в ней достаточно легкие ;)