Одна из лучших додзинси игр по Touhou о которой ты ничего не слышал. Отзыв о Touhou Spell Carnival.

Нестандартная игра осталась практически без внимания фанатов вселенной. 
Нестандартная игра осталась практически без внимания фанатов вселенной. 

Меня, как фаната Touhou Project, всегда интересовал довольно простой вопрос. Почему за столько лет существования франшизы за авторством ZUNа при всей открытости автора к фанатскому творчеству никто не додумался сделать JRPG по данной вселенной?

Видимо также подумали разработчики из небезызвестной студии Compile Heart, подарившей миру серию игр Neptunia, Fairy Fencer, Date a Live и множество других относительно известных в кругах любителей японщины игр.

Анонс и Релиз игры

Осенью 2023 г. Compile Heart анонсировали работу над несколькими новыми проектами в том числе над новой игрой Touhou Spell carnival, которую они выпускали вместе со студией STING, специализирующейся на тактических RPG с видом сверху. Так как Idea factory и Compile heart это своего рода инди студии, деньги на рекламу особо не тратились. За пределами Японии выходили лишь музыкальные превью и геймплейные фрагменты. Как итогу, к выходу игры в Steam 7 мая. 2025 г. об игре знал очень уж узкий игроков. И тут разработчики будто решили испортить себе релиз еще больше, выставив за довольно "дешевую" игру довольно высокий ценник. Например в казахском регионе Steam игра стоит 11 700 тенге, что довольно немало.

Также релиз был омрачен техническими проблемами. Многие негативные рецензии были связаны с черным экраном при запуске игры. Из-за этого рейтинг игры до сих пор находится на уровне 65% положительных отзывов. 
Также релиз был омрачен техническими проблемами. Многие негативные рецензии были связаны с черным экраном при запуске игры. Из-за этого рейтинг игры до сих пор находится на уровне 65% положительных отзывов. 

Геймплей

Сюжет и его подача. Визуальная часть игры.

Сюжет игры довольно стандартный для игры по Touhou. Происходит некий инцидент, в данном случае - Карнавал Заклинаний (?), в ходе которого начинают разворачиваться странные события. Участники карнавала - извеснтные героини Touhou Project, начинают вести себя странно и активно вступают в дуэли, по результатам которых проигравший встает на сторону победителя. Главные героини - Рейму и Мариса, не только пытаются одержать верх в этом карнавале, но и пытаются разгадать причину начала этого "события". Разумеется, никаких откровений ждать не стоит. Мотивация у антагониста довольно странная, да и сюжет нужен лишь как причина для геймплея и инструмент раскрытия персонажей и в отдельности не особо интересен.

Сам сюжет подается в виде визуальной новеллы (видимо поэтому я и пихнул этот блок в "геймплей хе-хе"), но, что самое интересное, озвучены абсолютно все диалоги, что редкость для японских RPG. Причем озвучкой занимались профессиональные Сэйю и мискаста по ролям практически нет. Голоса звучат живо, убедительно и красочно.

Главные героини - Рейму Хакурей и Мариса Кирисаме 
Главные героини - Рейму Хакурей и Мариса Кирисаме 

Отдельно стоит отметить крайне симпатичные спрайты персонажей с детальной проработкой образа и внешнего вида. Также важно отметить прекрасную работу движка Live 2d использующегося для вставок с сюжетом, который придает персонажам живости в мимике. Также в игре довольно симпатичные и атмосферные задники с хорошой проработкой освещения на них в разное время суток.

Всего в игре представлено 20 разных персонажей из серии Touhou Project, 19 из которых играбельны. У абсолютно каждого из них есть личные 4 сайд-стори, а также они учувствуют в "сайд стори" друг у друга, что создает ощущение живых взаимоотношений между ними. Радует то, с какой любовью к оригинальной серии разработчики написали сюжеты для этих сайд стори. Они очень удачно раскрывают персонажей с новых сторон, при этом не нарушая заданный ZUNом в оригинальных играх образ, а дополняя его. Ну и великолепная актерская игра заставляет любить этих героев еще сильнее. Только благодаря работе сейю озвучивавшей Тенши Хинанави, например, я в кои то веки проникся озорным и наглым вайбом этой героини, который не понимал до игры в Spell Carnival.

По ходу прохождения у вас будет появляться выбор между тем, какому персонажу мы будем бить морду следующим и соответственно примем в свои ряды. Влияет это по сути на порядок получения персонажей и пару сцен новеллы, в конечном счете к концу игры у вас все равно будет полный ростер персонажей.

Хотя поначалу конечно выбор кажется очень жестоким по отношению к фанатам
Хотя поначалу конечно выбор кажется очень жестоким по отношению к фанатам

Сайд-стори сами по себе довольно забавные и сохраняют дух оригинальной серии по уровню проблем. То две сестры захотят сделать друг другу подарки и одновременно попросят помочь с выбором свою единственную служанку, то кто-то из героинь окажется фанатом гигантских роботов, и попросит волшебницу изготовить его, то наглый гиперактивный журналист будет заставлять читать свои газеты девчонку, которая в жизни не читала газет да и начинать не собирается. Бывает, что и крутые и всесильные небожители ловят проклятье из-за сломанных по неосторожности предметов, а потом под действием проклятия спотыкается на каждом шагу. В общем, проблемы довольно бытовые но при этом все с небольшим налетом мистики и дури, что дает им определённого шарма.

Прокачка и распределение уровней

Всего в игре 25 основных уровней с битвами и столько же дополнительных уровней, доступных сразу после прохождения основных. Доп уровни представляют собой слегка усложненные версии основных и нужны для фарма опыта. Уровни расположены на глобальной карте, на которой также представлен "Храм Хаккурей", своеобразный хаб в котором находятся найденные по ходу игры персонажи, с которыми можно поговорить, пройдя таким образом сайд-стори и магазин для приобретения снаряжения. Также в магазине можно испытать удачу и получить какой-либо бафф на следующий бой.

Всего в игре представлено 2 типа снаряжения - оружие и броня. При этом есть уникальные образцы, которые подходят лишь одному персонажу. От снаряжения зависят такие характеристики, как атака, скорость перемещения и заряда экшн поинтов, защита, атака. Также можно просмотреть и выбрать скиллы для персонажа. Максимальный уровень персонажа - 50. Растет он по мере боев. Также возможно повышение уровня вручную.

Боевка

Но довольно о сюжетной части игры, хотелось бы приступить к описанию ее боевой части. И здесь уже начинается самое интересное. Игра представляет собой очень странную смесь данмаку шутера (буллет-хэлла) и тактической РПГ с делением поля на клетки. Глядя на скриншоты или видео из игры голова идет кругом и кажется, что на экране происходит просто неконтролируемый хаос. Враги перемещаются по полю и спамят лазерами и проджектайлами, возникают различные укрытия, игрок хаотично двигает персонажей и кажется, что вовсе не контролирует происходящий на экране бардак.

Боевка действительно смотрится крайне хаотично и никазисто. Однако даже так разработчики умудряются не только создать на удивление осмысленный геймплей, но и сохранить дух оригинала. Атаки и поведение боссов копируют аналогичные в оригинальных играх, в целом создается ощущение игры в полноценный буллет хэлл, хоть и для атаки нужно не зажимать кнопки, а копить со временем "экшн поинты", своеобразную ману, и тратить ее на скиллы, атакуя противника.

Персонажи в каком-то смысле делятся на "классы", хотя каждый из них в той или иной степени способен быть автономной боевой единицей.

Перед боем вы подбираете себе отряд персонажей исходя из того, как расположены противники на поле боя. В бою доступны несколько действий. Пермещение по клеткам, Graze - уклонение от урона с активацией щита, и способности. В свою очередь способности бывают как атакующие и наносящие урон вблизи, на расстоянии, так и защитные, которые хоть и направлены в целом на нанесение урона, но прежде всего по снарядам противника. Также в арсенале героев имеются всяческие баффы, дебаффы, лечение, скиллы на добавление экшн-поинтов союзникам, увеличении заряда "ульты". Разнообразие различных проджектайлов и эффектов огромное, что открывает широкий простор для создания билдов и дрим-тимов под разные задачи.

Бои проходят в режиме реального времени, что требует от игрока максимальной концентрации на игровом процессе. По ходу боя в процессе нанесения урона, успешного уклонения и ликвидации противников, заполняется шкала использования Ace Spell Card (зеленая шкала под полем боя). Активация спелл карт сопровождается красивыми чиби-анимациями с персонажаем, который ее использует.

Красочная анимация спелл-карты ЮЮко
Красочная анимация спелл-карты ЮЮко
Ядерный реактор Утсухо 
Ядерный реактор Утсухо 

Также при уничтожении противника, если не полениться переместиться по карте, можно получить заряд бомбы для уничтожения всех проджектайлов противника. Однако не стоит забывать, что у врага тоже есть свои Спелл карты (ульты) и активируют они их каждый раз, когда одна из их полосок хп заканчивается.

Из-за большого количества микроконтроля игра поначалу кажется непроходимой, но со временем втягиваешься в процесс и начинаешь хорошо чувствовать позиционку в бою и избегаешь лишнего урона. А урона, поверьте, много.

В общем, экспериментальная боевка может зайти немногим, но играется это очень свежо и интересно.

Музыка

Ну и конечно, какая игра по вселенной Touhou без обсуждения музыкальных тем, которые являются визитной карточкой серии и основным источником притяжения людей к данной серии. Композиторы Compile heaart в целом не зря едят свой хлеб, создавая уникальные композиции которые запоминаются и задают их играм особое и неповторимое звучание (по крайней мере в серии игр Neptunia). Но и тут они не ударили в грязь лицом и создали действительно интересные аранжировки тем представленных в игре персонажей. Каверы получились бодрые и свежие, довольно нестандартные.

Увы, но саундтрека в открытом доступе нет. В Steam его даже нельзя купить отдельно, поэтому на оценку могу представить лишь трейлеры от самих разработчиков. 

Хотя конечно хочется отдельно укорить разработчиков за то, что купить ОСТ можно только в составе делюкс издания игры. Отдельно как длс не купить, а в открытый доступ выложить музыку из игры умельцев еще не нашлось.

Итог

Игра мне очень понравилась. Неожиданный микс жанров по итогу играется интересно и необычно и не надоедает за время прохождения игры (10-20 часов). Кроме того, очень редко по Touhou Project выходят работы со столь проработанной и "богатой" подачей сюжета, полной качественной озвучкой и небанальным раскрытием персонажей. Конечно, игра представляет собой продукт от фанатов и для фанатов, и наврядли зацепит аудиторию, которой вселенная Touhou не интересна. Но тем не менее обидно, что об игре не знают даже фанаты вселенной.

Да, игра не без минусов, но в целом она достойна прохождения хотя бы один раз. Тем более, ачивки в ней достаточно легкие ;)

11
3
1
10 комментариев