Gizmondo — самая провальная консоль за всю историю

Та самая.
Та самая.

В попытках конкурировать с Nintendo и Sony, Gizmondo удивила не столько амбициями, сколько некомпетентностью руководства. История, в которой нашлось место даже беговой лошади и настоящей мафии.

Были времена, когда в игровую индустрию вернулись портативные консоли, урвавшие ещё больший кусок аудитории и прибыли, чем в прошлые разы. Nintendo это удалось сделать с помощью DS, Sony покорила сердца и кошельки миллионов геймеров с помощью PSP. Естественно, такой успех не мог не вдохновить китайских клоноделов и компании разрядом повыше, которые планировали выпустить достойный ответ, имея планирование и бюджет. Одной из таких консолей оказалась Gizmondo — одна из самых коммерчески провальных консолей в истории игровой индустрии.

В 1981 году сотрудник автосервиса из Швеции был приговорен к трём месяцам лишения свободы по обвинению в ограблении. Семь лет спустя этот человек вновь оказался за решёткой, на этот раз за наркотики и оружие. Никакой тюремный срок не мог остановить стремление Стефана Эрикссона к богатству и власти. Он воровал, незаконно торговал и запугивал людей. В начале девяностых годов он уже управлял целой бандой. Власть Эрикссона росла постепенно, чего нельзя не сказать об амбициях. Попытка провернуть махинацию с банком и украсть 22 миллиона крон обернулась для Эрикссона ещё одним тюремным сроком.

Освободившись, Стефан отправился в США в погоне за американской мечтой. Естественно, криминальный деятель трактовал это по-своему. Он занялся бизнесом и в скором времени приобрёл крупную недвижимость, что не могло не заинтересовать налоговую и полицию. В 2006 году выяснилось, что «бизнес» заключался в угоне автомобилей и сбыте кокаина в особо крупных размерах, что послужило веской причиной для ещё одного тюремного срока. Однако мистер Эрикссон действительно занимался бизнесом и вкладывался в разные проекты нелегально добытыми деньгами. Одним из таких проектов стала портативная консоль Gizmondo.

Стефан Эрикссон, его дорогая машина и фирменный магазин Gizmondo за кадром.
Стефан Эрикссон, его дорогая машина и фирменный магазин Gizmondo за кадром.

Но вернёмся снова немного назад. В 2000 году швед Карл Фрир основал небольшую фирму Eagle Eye Scandinavian, занимающуюся продажей электроники. Дела шли неплохо, и через два года Фрир решил объединить усилия с бизнесменом Майклом Каррендером. Так родилась на свет компания Tiger Telematics Inc., генеральным директором которой стал Фрир. Первой разработкой компании должен был специальный GPS-трекер для отслеживания перемещения своего ребёнка. Однако компания вдохновлялась успехами Nintendo и Sony на рынке видеоигры и поставила себе задачу создать портативный компьютер, который перевернёт игровую индустрию с ног на голову. Компании нужны были немалые деньги, которыми с удовольствием поделился любезный бизнесмен по имени Стефан Эрикссон, ставший исполнительным директором компании Gizmondo.

В 2003 году компания Nokia выпустила телефон-консоль N-Gage, который продавался в количестве трёх миллионов копий, что казалось хорошим показателем до тех пор, пока меньше чем через год Nintendo не выпустила DS, наглядно продемонстрировав, как должно продаваться подобное устройство. Однако DS ещё не вышла, а в Tiger Telematics Inc. решили, что могут сделать устройство не хуже, поэтому в интернете начали появляться сообщения о разработке консоли Gametrac, которая обещала стать незаменимым устройством в повседневной жизни активных подростков в возрасте от 7 до 15 лет. Из запланированных функций большой упор делался на поддержку SMS, 3D-игр и GPS, чтобы родители знали, где находится их заигравшееся чадо. Проект впервые представили в начале 2004 года на выставке электроники уже с именем Gizmondo, и с тех пор консоль часто мелькала в руках знаменитостей второй категории на различных мероприятиях. Удалось привлечь дополнительные инвестиции и некоторых издателей игр, что вселяло надежду на успех. Ещё одной «фичей» должен был стать онлайн-магазин приложений, где разработчики могли продавать свои игры и софт. Для 2004 года это оказалось слишком сложным. В ноябре должна была выйти Nintendo DS, однако этого никого не волновало.

Про эту игру на релизе шутили столько, что в комментариях можно и воздержаться.
Про эту игру на релизе шутили столько, что в комментариях можно и воздержаться.

Консоль обещала быть доступной, удобной и «сексуальной». Начинка была довольно неплохой: на платформе Windows CE.net с процессором Samsung и графическим ускорителем NVIDIA можно было свернуть горы. С технической точки зрения Gizmondo была совершенным прорывом. К всеобщему сожалению, ничего из обещанного на презентациях не было реализовано. Различные анонсы и интервью действительно подогревали интерес, но после релиза стало понятно, что нужно держаться от такого гаджета как можно дальше. Он оказался очень маленьким, неудобным, и дорогим, что сразу ставит крест на всех трёх пунктах. Стоила коробка с консолью 229 фунтов стерлингов или 400 долларов в США, где проект практически не рекламировался, что привело к провалу. Nintendo DS на момент релиза Gizmondo уже вышла и стоила на 100 долларов дешевле. На старте у DS был десяток игр самых разных известных франшиз. На запуске Gizmondo была готова только игра Trailblazer. Эта игра была тепло встречена игровым сообществом, но это было далеко не то, чего хотели игроки. Вместо новых игр открывались новые магазины, когда доходило дело до выпуска игр, то это были порты классики типа Worms World Party или Carmageddon. «Первая в мире GPS-игра» Colors оказалась никому не нужна. С эксклюзивами у консоли не заладилось. Из разрабатываемых 30 игр до релиза дожило только 14. Из этих 14 игр в штатах вышло только 8.

Внутри фирменного магазина помимо консоли можно было узнать какие игры скоро появятся в продаже и в некоторые даже поиграть.
Внутри фирменного магазина помимо консоли можно было узнать какие игры скоро появятся в продаже и в некоторые даже поиграть.

В честь запуска консоли была устроена одна из самых масштабных вечеринок за всю историю видеоигр, на которую потратили больше трёх миллионов фунтов. Потенциальные контакты с акционерами затмили разум руководства Tiger Telematics Inc. настолько, что позже им пришлось оправдываться, что они проводили не вечеринку, а «стратегическое мероприятие». На продвижение консоли было выделено очень много денег, однако часть из них, судя по интервью причастным к разработке, была растаскана по карманам. Была даже куплена беговая лошадь по имени Gizmondo. Она до сих пор жива, однако в скачках больше не учавствует.

На фоне 25 тысяч проданных копий Gizmondo продажи N-Gage выглядели бы как настоящий успех, не существуй Nintendo DS. Tiger Telematics Inc. пыталась произвести впечатление на конкурентов, позабыв предоставить качественный сервис покупателям. Уже через месяц после старта продаж цена устройства была урезана на 100 фунтов. Такой шаг никто не оценил, так как консоль уже была никому не нужна. В феврале 2006 года проект Gizmondo был окончательно закрыт. Примерно в это же время в руки полиции попал Стефан Эрикссон, разбивший свою машину за два миллиона долларов, что привлекло налоговую, о чём мы писали выше. Эрикссона депортируют на родину, а через два года он опять сядет в тюрьму.

"Больших" звёзд позвать рекламировать консоль не вышло, однако очевидцы утверждают, что на вечеринке в честь запуска пел Стинг.
"Больших" звёзд позвать рекламировать консоль не вышло, однако очевидцы утверждают, что на вечеринке в честь запуска пел Стинг.

Tiger Telematics Inc. не сдавалась, в работе находилась версия Gizmondo с поддержкой WiFi. И обновленная консоль поступила бы на рынок, если бы не скандал, вызванный арестом Эрикссона и обнародование информации о связях с мафией. Это добило компанию. С ней перестали сотрудничать компании, посыпались один за другим иски от бывших партнёров. Потери были колоссальными и невосполнимыми.

Фрир подал в отставку, когда начал разгораться скандал с Эрикссоном. Он вернулся в 2007 году, чтобы возродить бренд Gizmondo и попытаться ещё раз. Была запланирована поддержка Android и Windows CE 6.0. Прошёл год, но не было никаких вестей. Потом проект перенесли. Только в 2012 году Фрир в интервью сказал, что всё кончено и проект никогда не увидит свет.

Gizmondo стала жертвой амбиций руководства и непонимания работы рынка. Деньги, получаемые от мафии подлили масла в огонь. И остаётся только догадываться, знали ли в компании, какой ценой они достались, или нет.

Эту и другие статьи о старых играх вы можете найти в Telegram-канале «Старые игры о главном».

Мы в VK:

Наш Patreon: patreon.com/retrold

123123
49 комментариев