Бесконечное путешествие в ностальгию. Поговорим о The Longest Journey

Помните ли вы времена, когда квесты были популярным жанром? Когда он был еще был живее всех живых, его представители становились культовой классикой и продавались отличными тиражами, а на решение некоторых загадок могли уходить недели и целые месяцы, ибо просто загуглить было нельзя, да и негде. И сегодня в рамках такой ретроспективы, мне бы хотелось поговорить с вами про игру The Longest Journey.

Бесконечное путешествие в ностальгию. Поговорим о The Longest Journey
Автор статьи Adskeatake
Специально для блога маркетплейса Playerok.com

Я вообще очень люблю сам жанр, пусть и играю в него не так уж часто, ибо новинок днем с огнем не сыскать. Навскидку могу вспомнить разве что Broken Age от Тима Шейфера, да Deponia и другие игры от Daedalic Entertainment. Правда и их то уже новинками с очень сильной натяжкой назвать можно. А в свое время новые игры в этом жанре выходили по нескольку десятков в год. Были и культовые и всемирно известные игры, типа Full Throttle, Grim Fandango, Syberia и иже с ними. Были и сильно более локальные проекты, на нашем рынки под это вполне себе проходят старые квесты про Петьку. Лично я, так уж вышло, играл именно в третью часть с подзаголовком Возвращение Аляски.

Бесконечное путешествие в ностальгию. Поговорим о The Longest Journey
Бесконечное путешествие в ностальгию. Поговорим о The Longest Journey
Бесконечное путешествие в ностальгию. Поговорим о The Longest Journey

И как раз таки одной из причин популярности жанра в те годы, было отсутствие повсеместного интернета и вездесущих гайдов. В силу это лично я часто эти игры проходил с отцом, потому как малолетнему мне многие загадки давались с трудом. Порой особо сложные квесты проходили всем классом или всем двором. В итоге это выливалось в то, что на переменках все дружно обсуждали и прикидывали а как же можно тот или иной момент пройти. Как раз таки за счет этих воспоминаний у меня, да и у многих других игроков тех лет, к жанру самые теплые чувства.

Фото не мое
Фото не мое

И начать повествование с такой вот очень ностальгической нотки я решил не просто так. Просто The Longest Journey для меня нечто большее, чем просто артефакт из далекого прошлого, это память о долгих неделях, которые я тупо бегал по локациям из одного края в другой, в надежде понять уже что дальше то делать нужно. Это радость, после того как очередная безумно сложная головоломка таки поддалась моим попыткам ее раскусить, и мне бы хотелось постараться через повествование передать эти чувства и вам.

Но начать бы мне хотелось немного рассказав о разработчиках, ибо это вам не какие-то ноунеймы. Ответственной за The Longest Journey стала небезызвестная норвежская студия Funcom, правда современному игроку она известна прежде всего по разным ММО типа Age of Conan или Secret World, или же выживастикам таким как Conan Exiles и вышедшая недавно Dune: Awakening.

Бесконечное путешествие в ностальгию. Поговорим о The Longest Journey
Бесконечное путешествие в ностальгию. Поговорим о The Longest Journey

Однако мировую славу они получили именно благодаря вышедшему в далеком 1999 году Бесконечному путешествию. Это, конечно, не был дебют студии, но до этого были либо совсем уж нишевые проекты, либо просто работы над портами и локализациями чужих игр. Особенно интересно, что никакого Путешествия норвеги не планировали, драккары то уже давно сгнили видимо. Изначально готовилась некая аркада, в которой однако была фишка с двумя разными мирами. Во время работы над проектом главный художник и дизайнер Дидрик Толлефсен, понял что выбранный сеттинг ему безумно интересен, и растрачивать его потенциал на банальную аркаду было бы расточительством. Однако что со всем этим делать, команда не знала, пока не пришел он, по сути отец всей серии, который был ответственен за каждую из ее частей и человек этот Рагнар Тёрнквист. Если бы он был японцем, то в стартовых титрах игры нам бы 50 раз упомянули что эта игра Directed by Рагнар Тёрнквист. Ибо он тут и продюсер и геймдизайнер и сценарист, просто человек оркестр.

Рагнар Тёрнквист
Рагнар Тёрнквист

И вышел у него по настоящему культовый квест, получивший множество наград и продавшийся отличным тиражом. Именно ему и удалось вывести небольшую норвежскую студию на высоты, где летают только орлы.

Бесконечное путешествие в ностальгию. Поговорим о The Longest Journey

Ну и прежде чем мы начнем говорить о самой игре, хотелось бы подметить одну интересную особенность творчества Рагнара. Так уж вышло что в большинстве его игр, протагонисты сильные женщины, и на одной из конференций ему задали вопрос: “а почему вы пишете так много женских персонажей?” На что тот гордо ответил:

Я предельно очарован женщинами! Я окружён ими. Моя жена, моя дочка. Моя кошка женского пола. Я нахожу женщин очаровательными — я люблю женщин! Во всех смыслах. Я не знаю, просто появляется больше вариантов, когда речь идет о женских персонажах. На эмоциональном, духовном уровне. Что, конечно, очень несправедливо по отношению к мужчинам.
Рагнар Тёрнквист

Такие вот дела и это еще до всяких этих повесточек и других современных трендов.

Бесконечное путешествие в ностальгию. Поговорим о The Longest Journey

Все, теперь точно к игре. Действие разворачивается ажно в двух мирах: Старке, который напоминает нашу обычную землю, только в будущем. Уже началась колонизация космических пространств, всюду снуют летающие межпланетные шаттлы, а вся инфраструктура, равно как и власть принадлежат большим корпорациям, да тут в этом плане прямо таки киберпанк. Даже полицейские и то по сути стали чем то вроде ЧВК.

Бесконечное путешествие в ностальгию. Поговорим о The Longest Journey

Второй же мир это Аркадия, фентезийное сказочное королевство, где правит балом магия, а уровень материальной культуры предельно отдает средневековьем.

Бесконечное путешествие в ностальгию. Поговорим о The Longest Journey

Но на самом деле я вас чуть-чуть обманул, ибо мир то на самом деле один, просто его раскололи на две части, и вот с этого момента я немного окунусь в детали сюжета и лора, в том числе и со спойлерами. Однако, я призываю вас их не боятся, потому как ну знаете, сама по себе история довольно простая, важен сам путь, который мы пройдем. Ну это как знаете, краткое описание истории третьей части The Witcher можно подать так: Геральт ищет Цири, странствует по миру, потом находит и всех побеждает. Финал.

И таким образом мы забываем о главном, что есть в игре
И таким образом мы забываем о главном, что есть в игре

Как бы сама суть в тех приключениях которые герои переживают по ходу своего пути, в тех персонажах что они встречают и задачах, которые нужно решить для дальнейшего. Короче, я это все к чему, я сейчас в рамках общего анализа, обозначу основную колею сюжета, но каких-то деталей спойлерить не буду, так что если потом сами надумаете игру пройти, то никаких проблем с этим возникнуть не должно.

Когда то был мир, где была и магия и наука. И все в нем было здорово, причем настолько, что его жители могли начать покушаться на Баланс (это местная условно добрая сущность, что руками своих детей Дар Кинов, ну или же драконов если по нашенски по Старковски, удерживает мир в правильном русле). Ну и произошло этакое переложение легенды о Вавилонской башне, Баланс увидел, что алчные людишки могут до него добраться и тем самым приблизить царство хаоса. И тогда эта высшая воля, при помощи драконов, разделило мир на научный и магический.

Гарантом этой всей системы стал Страж, особый человек избранный Балансом, который ближайшую тысячу лет будет следить за тем, чтобы разделение работало как надо. Через тысячу лет пересменка и нужно выбирать нового Стража.

Бесконечное путешествие в ностальгию. Поговорим о The Longest Journey

Кроме того, в каждом мире живет по два дракона обязанность которых помогать в избрании нового Стража. Есть еще две силы: Хранители, это этакий околомонашеский орден, что служит Балансу, они помогают всю эту систему с разделением поддерживать. И есть Авангард, эти парни напротив хотят вернутся к исходному состоянию и вновь слить два мира в один.

И на момент начала игры противостояние между ними достигает особо острой фазы, Авангард ловко отслеживал всех претендентов на титул Стража, и успевал их вербовать себе, причем далеко не самыми лояльными методами. Из-за этого срок службы старого Стража подошел к концу, и его просто вытолкнуло из башни, но так как никто не пришел занимать пустующий трон, то завеса между мирами стала истончаться.

Бесконечное путешествие в ностальгию. Поговорим о The Longest Journey

И вот тут то мы и встречаем нашу главную героиню Эйприл Райан, девушку восемнадцати лет, которая сбежала из дома от авторитарного отца и теперь учится в местной шаражке на художника, попутно подрабатывая официанткой. И героиня у нас прямо скажем барышня интересная, пожалуй ее можно назвать доброй

Порой юморной

Порой боевитой

Ну а главное что башковитой, но за это уже мы как игрок отвечаем. Так вот Эйприл слыхом не слыхивала ни про какие Аркадии, расколы, Хранителей и драконов, однако, ей постоянно снятся сны, сны о странном мире, что так не похож на родной ей Старк.

Как оказывается Эйприл обладает способностью к перемещению между мирами, даром довольно таки редким и само по себе его наличие делает ее потенциальным кандидатом на пост Стража в 2036 году. Ну а дальше закручивается, Эйприл нужно и бывшего Стража найти, и особый диск, что нужен для входа в башню Баланса, и четыре драконьих камня, в общем приключение предстоит поистине бесконечное.

Бесконечное путешествие в ностальгию. Поговорим о The Longest Journey

Игра нас и по большому мегаполису будущего Ньюпорту потаскает и по фэнтезийному граду Меркурии. Эйприл побывает и в космосе, и в башне безумного колдуна, и на дне океана и в жерле вулкана, декорации меняются так, что скучать точно не придется. По ходу странствий мы с Эйприл встретим довольно таки много интересных и колоритных персонажей

Мисс Райан получит столько титулов, что иные монархи позавидуют. Станет Эйприл Банду Эмбата среди народа банда, невероятно смешных ребят.

Ветровеем у алатинов

Усмирителем вод среди маэрунов

Кан-анг-ла для народа венари, что живет одновременно и в прошлом и в будущем и в настоящем

И Волной для таинственного темного народа, хранящих все знания обоих миров. И получив очередной свой титул, Эйприл даже не сможет удержаться, чтобы не пошутить на эту тему

И разумеется все эти титулы не даются нам просто так, на пути у Эйприл по доброй традиции любого квеста будет стоять множество преград. Зачастую даже самые банальные действия, по типу поездки на метро или покупки места на корабле превращаются в запутанную череду действий. И раз уж об этом зашла речь, то давайте пока нарратив отложим в сторону и поговорим за геймплей.

Перед нами типичный квест второго поколения. Что еще за поколения спросите вы? Ну это градация только моя, может быть есть что-то более удобное и общедоступное, однако сейчас буду пользоваться тем что сам себе сформулировал и если, вдруг, вы хорошо за тему шарите и я что-то пишу не так, то жду вас в комментариях. Давайте так договоримся, до всего того о чем мы сейчас говорим появились текстовые квесты, которые по логике могли бы именоваться первой волной, но пусть будут нулевой, ибо там и геймплей несколько иным был.

Бесконечное путешествие в ностальгию. Поговорим о The Longest Journey

А к первой же волне я отношу те самые старенькие квесты с огромным количеством действий и не всегда удобным инвентарем, да и интерфейсом в целом. Чаще всего тут со всем окружением можно взаимодействовать кучей способов, и для каждого из них есть своя кнопка или и вовсе конкретные текстовые команды, из-за чего втянутся в них бывает очень уж непросто. В таких квестах частенько персонаж был смертен, и неверные решения отправляли его на экран загрузки.

Квесты второй волны уже попроще: интерфейс привели в порядок, количество возможных взаимодействий сокращено до нескольких вариантов, герой как правило бессмертен, в худшем случае его могут чуть откатить по прогрессу, как пример, Байкера Бена из Full Throttle могла гонять собака.

А куда как большую роль уже начинают играть интересные диалоги и прикольные постановочные моменты. Среди представителей именно этого поколения и находятся почти все мои любимые игры этого жанра, потому как далее тенденция оказуаливания увела жанр слишком уж далеко. К квестам третьего поколения я отношу игры сильно отдалившиеся от того что было раньше, это всякое интерактивное кино с остатками голволомочного геймпля, ну что то по типу игр Telltale, или Life is Strange. На смену работе извилинами тут пришла красивая постановка и QTE, а загадки же, ну они стали максимально простенькими и совсем перестали перетягивать на себя одеяло. И я не буду кряхтеть что это плохо, жанр в определенный момент выпал из обоймы трендовых и чтобы выжить ему пришлось меняться, и ту же первую часть Life Is Strange и приквел Before The Storm для нее я искренне люблю.

Бесконечное путешествие в ностальгию. Поговорим о The Longest Journey

Так вот, как я уже писал выше The Longest Journey квест именно второго поколения. И в целом геймплейно тут все просто, посредством мышки перемещаемся по экрану, ей же находим всякие активные объекты и можем с ними взаимодействовать четырьмя способами. Просто осмотреть и тогда Эйприл выдаст свой комментарий.

Можем как бы взаимодействовать с объектами, хм, ртом Эйприл. В том случае если это что то одушевленное, ну или просто то, с чем можно поговорить, то это спровоцирует как раз таки разговор

А с рядом неодушевленных предметов,например с едой или флейтой, взаимодействие ртом приводит к логичным последствиям.

Можем мы воздействовать на этом мир и своими руками, ну вернее руками Эйприл. Таким образом можно и предметы поднимать, и с разными интерактивными объектами взаимодействовать.

Ну и последний способ, это воздействие на мир с помощью предметов. Он как правило максимально зависит от контекста, то есть если предметы между собой не стакаются, то просто ничего не произойдет. Так можно работать как с объектами в окружающем мире, так и прямиком в инвентаре.

Ну и это в целом та самая база, на которой и будет основываться весь основной геймплей. И знаете что, мне бы его хотелось похвалить, многие квесты страдают от того, что они или слишком легкие и все задачки ты щелкаешь как орешки, или слишком шизофазичные, где загадки вообще под собой здоровой логики не имеют из-за чего сложность улетает за грань добра и зла, а пройти их можно разве что бесконечным перебором.

Тут авторам Бесконечного путешествия удалось соблюсти баланс, с одной стороны ваш межушной ганглий постоянно будет работать, с другой же все в целом логично и понятно. Ну ладно,есть ровно одна наглухо сломанная загадка, с доставанием ключа с рельс метрополитена, там есть странные решения, все остальное нареканий не вызвало.

Но при этом сказать что геймплейная формула прямо таки идеальна я так же не могу, во первых, очень сильно не хватает кнопки с подсветкой всех активных объектов на экране, из-за чего порой приходится натуральным пиксель-хантингом заниматься, ведь довольно часто активные объекты просто сливаются с окружением. А порой встречается еще один неприятный момент, когда никак не получается нащупать точку взаимодействия с объектом.

У меня была одна ситуация, когда я с первого взгляда понял, что нужно сделать. А именно, взять зеркальце и перенаправить им лазерный луч, однако мне никак не удавалось найти пиксель в котором это можно сделать, потыкавшись некоторое время я решил, что видимо что-то я делаю не так, и ухожу ломать голову что же мне делать дальше и что же я пропустил, хотя решение то было на поверхности, просто техническое его исполнение немного подкачало.

Ну и раз уж о проблемах игры заговорили, то еще бы хотелось отметить то, что она порой ну вообще не бережет ваше время. Во многих квестах если дважды кликнуть на активную точку, то персонаж автоматически к ней телепортируется. Так вот Эйприл на два клика просто побежит к объекту, что быстрее чем топать пешочком, но порой напрягает, учитывая, что в игре есть большие локации, которые придется пересекать по нескольку раз. Но с другой стороны такой подход выглядит чуть более иммерсивно, чем прыжки в пространстве.

А ну и анимации действий есть порой не скипаемые.

И таких книжек у него штук шесть или семь попросить, и за каждой он будет с одинаково долгой анимацией ходить. Кстати, раз уж об этом заговорили, местные миры очень круто продуманы, у них есть и своя география и своя история и свои особенности с культурой. Ознакомиться с ними можно как читая те самые книжки, так и общаясь с обывателями. И при этом у вас могло сложится впечатление что игра детская, это совсем не так. Тут поднимаются и вполне себе взрослые темы

Но речь не только о сексе, тут проскальзывают темы и дискриминации

И с наркоманией

И с пьянством

Так что да, это вполне себе взрослое произведение и не дайте сказочному стилю себя обмануть

А кстати, еще про загадки хотел поныть немного. Игра не всегда четко проговаривает куда идти и что делать, чаще всего и так примерно понятно из контекста, но порой его банально недостаточно. Вот смотрите, я понимаю что мне нужно найти Кортеза, это один из важных для сюжета персонажей. Что мы про него знаем? Во первых, нам известно, что он любит сидеть на лавочке возле дома где снимает комнатушку мисс Райан. Идем туда, его там нет, обходим весь квартал на всякий случай, тут его тоже нет. Второй файт о Кортезе, это то что он любит старое кино, и часто зависает в кинотеатре где его показывают. Идем туда, но там его тоже нету. И знаете где он по итогам будет ? Вообще в левом районе, в церкви спорить со священником о чем то своем, потом то мы узнаем что священник сам служит Балансу, но откуда мы в этот то момент должны понимать где его искать. Ну только методом тыка.

Плюс не всем может понравится и то, что к концу игры ее темп слишком уж разгоняется. Если первые главы очень длинные, они неспешно знакомят игрока и Эйприл с этим миром, его историей и особенностями, то в финале события начинают набирать обороты, главы становятся короче, да и экшена в них становится как-то больше, пусть реальных угроз и таймеров и нет, но все равно у игры получается создать вот этот эффект сильного напряжения, что все висит на волоске, и Эйприл между опасностями словно между капельками проскальзывает.

И знаете что, The Longest Journey прекрасный представитель квестов своего времени, она не выносит мозг, но при этом и не дает расслабится. Тут отличная и по сей день картинка, благодаря такому чуть мультяшно сказочному стилю. Сюжет же интригует, а персонажи цепляют и надолго остаются в памяти. Блин, я впервые прошел эту игру уже более двадцати лет назад и все равно считаю, что в данном жанре ничего лучше так и не выходило. Хотя на истину не претендую, ведь для каждого из нас будет своя та самая, к которой хочется возвращаться снова и снова даже спустя годы. И про которую хочется рассказывать другим людям, чтобы и они прикоснулись к прекрасному и получили свою толику удовольствия.

К слову, The Longest Journey я не просто так серией называю, ведь у нее еще два продолжения были: Dreamfall: The Longest Journey и Dreamfall Chapters. Они уже как раз тяготеют скорее к интерактивному кино, нежели к классическим квестам, но это не мешает им быть отличными играми. Ту же Dreamfall я раз пять перепроходил и всем советую. Может сохранилась они и чуть хуже чем оригинальная The Longest Journey, но игра все равно отличная.

87
6
5
3
1
77 комментариев