Ну жаль конечно что ты попал в такую ситуацию. Но есть решения получше: Калькулятор распределения долей для стартапа [ЛОНГ]

Из прочитанного видно что человек решил 50/50, а потом сам же включил заднюю, поскольку понял что делает больше. Его не в чем винить, ведь это чувство безысходности и обделённости. Но договорённости надо соблюдать изначально сколько бы ты не потратил часов и каково бы твое вложение не было. Именно поэтому я придумал механизм, который будет относительно ЧЕСТНО и ПРАВИЛЬНО разбивать доли согласно вклада каждого участника, а главное всё это будет фиксироваться с каждой задачей. Я, как человек, проработавший QA 8 лет и отвечающий за ведение проектов и процессы на них долго думал как сделать стартап относительно честным. И вот вам список того что нужно сделать перед стартапом и собсна к чему я пришел

Понять характер и мотивацию участников проекта

Кажется это не важно. Но это важно. Основная мотивация это деньги. Но важно понять зачем они. Если у денег есть цель, а не просто тратить разбрасываясь, то этот человек будет более ценен и целеустремлён в команде

Письменные договорённости

Даже если вы договорились 50/50 (хотя очевидно так делить нельзя). Вы должны зафиксировать это письменно. Отправить письмо через почту. Человек должен подтвердить вам ответным письмом. Вы должны в этот же день в проекте прикрепить почтовые адреса и еще подтвердить в разных мессенджерах

Тасктрекер

Все ваши задачи кто-то должен вести. Никто не должен делать что-то просто так. Первый ваш шаг сделать прототип (это может быть одна платформа и бегающий персонаж из другой игры). Вы должны завести задачи Эпики (глобальная мысль части в релизе) и из него будут выходить подзадачки. Даже если какая-то задачка родилась раньше чем вы успели подумать -- её надо завести в тасктрекере. Самый простой вариант для ведения тасктрекера это Трелло и его аналоги

Ну жаль конечно что ты попал в такую ситуацию. Но есть решения получше: Калькулятор распределения долей для стартапа [ЛОНГ]

Фиксация времени

Всё на честном слове. Но каждый из участников проекта при взятии задачки в работу должен сделать оценку (которая делается до 10-15 минут) и проставить часы, которые ему понадобятся. В IT это распространённая практика, но чаще всего в стартапах это игнорируется и считается бесполезным, но дальше для правильного распределения долей оценка нужна. А фиксировать затраченное время на выполнение можно просто в Гуглдоке (так сохранится история и не получится подделать часы позже)

Ну жаль конечно что ты попал в такую ситуацию. Но есть решения получше: Калькулятор распределения долей для стартапа [ЛОНГ]

Хотя конечно и есть другие инструменты для таймшитов (всё зависит что именно вы найдете по удобству или стоимости)

Когда ты работаешь дома над стартапом. То личное время и работа могут развиваться так как совсем другое чувство ответственности. Поэтому если вдруг непонятно сколько и куда вы тратите время для этого есть разные приложухи трекеры помощники. Например которые трекают время активного окошечка. Вроде самая популярная и бесплатная это Activity Watch. Например если вы кодите в IDE и всегда будете искать что-то не в Хроме, а в Mirsoft Edge, то получится вся ваша работа будет исчисляться временем за этим IDE и Micriosoft Edge. Приложуха сама всё посчитает, вам надо будет только занести тацмшиты за день. Те кто работает над интеллектуальными задачами (полчаса думает и 2 минуты пишет) можно сделать также. Ваше место где вы описываете диалоги это одна программа, а вторая где вы ищете в гугле будет MS Edge. Так программа поможет уточнять время ушедшее на проект

ГЛАВНОЕ!!!! Это если вы отходите куда-то или отвлекаетесь на перерыв ставьте активным другое окошко или все сворачивайте. Или поставьте что через 30 секунд комп должен уйти в сон

Правильное распределение долей

Собсна самый главный блок в этом посте. Ради чего я его и создал. У меня есть 3 идеи создания игры. Одна делается от 1 до 2 месяцев. Другая за 6-8 месяецв. И последний платформер метроидвания 1-2 года. На каждую игру мне нужны были разные люди. Всвязи с тем что я работал я не мог совмещать всё это. Но я хотел и плюс частенько слышал как колективы распадаются когда дело доходит до реальных денег. Сначала всё решили делить поровну "на энтузиазме" (как у автора поста). а потом выясняется что кто-то потратил 2 часа на всю игру, а кто-то 180 часов. Второму обидно, а первый говорит что его 2 часа равны как их 180. Соответственно где честное и справедливое распределение долей?

Я призадумался и начал искать как же это сделать и наткнулся на калькулятор Демлера на хабре. Чтобы хорошо понимать что я пишу дальше вам придётся прочитать эту статью. Но я постараюсь окунуть вас в смысл. Суть такова. Каждый участник проекта разбивает свои скилы на конкретные категории и вписывает СУБЪЕКТИВНЫЙ вес, с которым ДОЛЖЕН согласиться каждый участник. В статье об этом не описывается, но чтобы это сработало каждый участник проекта должен доверять субъективному мнению своего участника или как минимум знать его скилы, что не является возможным в наших реалиях, так как в стартапы обычно собираются разные люди, иногда они о друг друге вообще ничего не знают и вся работа начинает кипеть буквально после одного созвона

В общем я решил проработать как можно честнее и доработал калькулятор с изменениями где скилы уже хотя бы не субъективны

ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТ С АВТОПОДСЧЕТОМ ДОЛЕЙ

Первое что вам надо это определиться со списком активностей на вашем проекте. Дальше вы должны эти активности грамотно поделить на роли

У меня получился следующий список

Продюсер: Бизнес-План, Курирование и развитие проекта, принятие решений относительно идей, создание этапов разработки, общение со всей командой, назначение задач, ведение документации

Сценарист: диалоги, предметы, квесты, жанр, персонажи, характеры, история, названия

Геймдизайнер: Сюжет, геймплей

Арт художник/дизайнер: Рисование, поиск, обработка текстур

Разработчик: написание необходимого кода, скрипты, оптимизация, поддержка нескольких платформ, исправление багов, подготовка инфрастуктуры, поддержка и ответы на вопросы других членов команд

CGI дизайнер: CGI еффекты, поиск или разработка, работа с графическими еффектами

Аниматор: Оживление тех или иных объектов, работа со скелетами и движениями, моушн кепчур и корректировка

Левелдизайнер: Создание префабов, стиль уровней, построение схемы карты, наполнение карты, постройка логики интерфейса, наполнение настройками и другими игровыми элементами

Саунд-дизайнер: создание звуков если таковое требуется, обработка звуков, поиск готовых решений

Композитор: создание музыки, поиск готовых решений

QA: тестирование построенных персонажей, предметов, интерфейс, уровней на играбельность, проверка работоспособности объектов, заведение багов, проверка исправлений багов, анализ геймплея

Маркетолог: раскрутка приложения на необходимых сайтах, заключение договора со стимом, а также со сторонними сайтами, рассылка игры в разные игровые журналы.

Каждый из этих ролей является отдельным человеком, который в нашем мире получает зарплату. У вас этот список может быть другим. Где-то больше, где-то меньше и какие-то другие роли. Но важно понять что одна роль это как отдельный человек. Не нужно смешивать Маркетолога с Разработчиком, думая что этот человек может делать и то и то. Я дальше объясню почему

Как вы уже поняли по таблице в команде всего 3 человека: Саня, Леха и Инвестор (об этом дальше)

Каждый человек решает какие роли в проекте он займет. Более того он может их занимать иногда даже в середине проекта. Т.е. забирание ролей не является обязательным на 100% в самом начале. Ну т.е. всё адаптивно. Т.е. сегодня ты занимаешься тестированием, а завтра ты Пишешь диалоги для игры. Разработчик если решит что он тоже афигенный аниматор, возьмет да и сделает анимацию одному персонажу (с согласования с Продюсером)

Дальше важно понять какова ставка по каждой из роли. Я работаю в IT QA специалистом. Моя зарплата (например) пусть будет 100000 рублей, т.е. я точно могу оправдать свой скилл моей зарплатой. У Лехи как у разработчика пускай будет 300000. Т.е. его рабочий час дорогой как специалиста в уровне разработки. Даже если ему не знаком С#, так как он работал с JAVA, он выучит и адаптируется к нему гораздо грамотнее и быстрее с учетом всех других навыков, чем это сделает дизайнер. Остальные роли в проекте каждый из нас не имеет опыта, поэтому он получает ориентировочную ставку как у ДЖУНА (новичка) на рынке (на момент создания калькулятора это было 25000, но цифра может быть другой, главное чтобы каждого члена команды это устроило и можно делать ставку в зависимости от города где вы проживаете). Почему новичка? Потому что вы не работали в этой роли и не можете гарантировать что вы сможете работать как Офигенный Аниматор. Но если есть возможность доказать обратное (опыт или готовые проекты, документация и прочее) и можете подтвердить хоть в какой-то другой роли свою экспертность, то вы можете поднять где-то ставку, но с этим должны быть согласны все участники проекта. Например вы уже делали стартап и у вас есть опыт ведения проекта, ведения задач в тасктрекере, дизайна в фигме и так далее. Забиваете роли и все ставки в документ по каждому участнику и согласоываете письменно. Прикрепляя почтовые адреса к самому проекту

Дальше всё просто. Договариваетесь о постоянных созвонах хотябы 2 раза в неделю и в каких днях вы будете выполнять задачки. Вы оцениваете задачки, выполняете, а после выполнения записываете часы выполнения в таймшиты. Грамотный ПМ будет следить соответствие оценок с фактом и насколько они разнятся. И этот калькулятор может быть доработан с коефициентом план/факт, но это сильно задротское решение и подойдет для проекта где очень много участников, скажем больше 5 (в этом калькуляторе нет ПЛАН/ФАКТ коефициентов)

В калькуляторе еще есть Вовлечённость

Я не внедрял её для участников проекта, но это типа фактор, который отвечает за ежедневное выполнение задач (а точнее не ежедневное а своевременное по договорённостям). Предполагается что должно содержать значение 1. Ну т.е. если что-то делалось в обозначенные дни то ставится 1 в таймшитах. Если ничего не делалось ставится 0. Потом складывается из всех дней по таймшитам и делится на количество получается своего рода коефициент вовлеченности. Просто надо общий денежный вклад резать умножая на вовлеченность. Это своего рода промежуточный расчет перед превращением в проценты. Вовлеченность нужна, чтобы проект не помер, так как кто-то может заснуть и сделать 0 задач за месяц обещая вам завтраками

В калькуляторе еще есть Денежные вложения

Денежные вложения: Количество денег которые пришлось вложить. Будь то покупка ассетов, музыки или чего-либо что требуется проекту. Даже заказ аниматора. Эта сумма записывается для показа доли в проекте

Дальше калькулятор пересчитывает согласно затраченным часам на ставки и с учетом денежных вложений. Этот калькулятор сделан так что вручную надо проставлять часы в него из таймшитов. Но если пару вечерочков потратить, то можно сделать так, чтобы с листа Таймшиты автоматически хватались все цифры по конкретному участнику от конкретной роли и считались автоматически на листе Калькулятор. Ну т.е. всё будет автоматизировано так что вам надо лишь таймшиты писать правильно после каждой выполненной задачи.

Идея

Не знаю справедливое это или нет, но человек с готовой и со сформированной идеей (т.е. знает от начала до конца что надо сделать) у меня в калькуляторе получает 10% сразу. Согласны вы с этим или нет уже сможете решить сами. Можете и убрать это. Но я считаю что если человек целиком знает что надо делать, а всей команде надо лишь выполнять задачки это очень и очень сэкономит всем время и эти 10% достойное вознаграждение

Итоги

Если посмотреть на текущий калькулятор, то Лёха потратил 435 часов в разных ролях, в основном в разработчике. Если пересчитать его часы в зарплату то это 719 494₽. Его доля с учетом его ставки равна 50.38%. Саня потратил больше часов 510, но по его ставке он получает 11.62% что приравнивается по деньгам к 165 922₽ и 10% за идею, его доля получается 21.62%. Инвестор потратил 0 часов, но принёс 400 000 рублей. Он получает 28.01%

Как вы видите Лёха самый дорогой. Почти 700к потерял бы на этом проекте пока кодил. Никто не знает взлетит ли проект, но точно знают все что потратят какое-то количество времени. Поэтому доли должны быть согласно их экспертности в каждом вопросе

Кстати не многие понимают, но для какого-нибудь проекта можно уволиться смело одному из сотрудников. И скажем если инвестор дает 400к в качестве своей доли. То один из участниколв проекта может жить на 50к в месяц скажем и делать свои задачки. Чего хватит на 8 месяцев беспрерывной работы

Что калькулятор не учитывает

Он не учитывает Пересмотр зарплаты на работе. А это пожалуй один из важных моментов. Но если это обговорить заранее, то в текущий калькулятор забиваются все часы чтобы посчитать Общий денежный вклад по часам. Создаётся копия калькулятора в котором уже не будет проставленных часов с таймшитов, но будут новые ставки после пересмотра ЗП. Потом в конце проекта там где Общий денежный вклад надо будет вручную приплюсовать цифры от старой версии калькулятора где были предыдущие ставки. Иными словами вы учтете затраченные часы со старой ЗП и с новой ЗП

Какие подвохи и минусы?

Всё упирается в то кто сколько часов впишет. Но очевидно что после любой активности должны быть артефакты работы. Слитый код, написанные диалоги и так далее. Опять же если каждый будет ставить оценку на задачи, то будет общее понимание сколько надо на ту или иную задачу. А так как все задачи будут раздроблены и заведены постепенно, то и весь проект постепенно будет расти. Некоторые впервые услышат о понятии таймшиты. Но людям работавшим в айти это не будет в новинку, поэтому этот трекинг не составит проблем

Очевидно, что может быть обман в заполнении тайшитов, но если вы делаете стартап с коллегой, с которым уже давно на проекте по работе, то уровень доверия будет гораздо больше чем с ноунейном с интернета. А общие созвоны для понимания и контроля происходящего с рандомным челом из интернета хоть немного да помогут

Если кто-то знает что можно дописать для улучшения калькулятора я буду только рад

7
3
31 комментарий