VR-гейминг в 2025-м году. Стоит ли сейчас брать шлем виртуальной реальности ради игр?
Наступило ли время приобретать VR-шлем? Или ещё нет... Давайте вместе в этом и разберёмся.
В этой статье хотелось бы поделиться своими мыслями об актуальности и разумности покупки VR ради видеоигр, опираясь на свой полуторагодичный опыт использования шлема Oculus Quest 3. В основном обсудим, какова сейчас ситуация на рынке, что ожидается в будущем, много ли существуют различных "костылей" и подводных камней с теми или иными аспектами, а также поговорим о том, для чего ещё может пригодиться VR-гарнитура, и какую из них лучше всего рассмотреть к покупке обычному пользователю.
Оглавление:
Приятного ознакомления!
Ситуация с играми на VR
Начнём с самого вкусного: VR-гейминг жив? Выходят ли достойные игры по типу всеми знаменитого Half-Life: Alyx?
Для многих это может оказаться сюрпризом, но с играми на VR всё обстоит гораздо лучше, чем может показаться на первый взгляд. Довольно часто выходят как независимые и малобюджетные проекты, так и крупные AAA-игры по знаменитым франшизам. Например, Batman Arkham Shadow, Metro Awakening, Alien: Rogue Incursion или недавно анонсированный — Thief VR: Legacy of Shadow.
Самобытных проектов в десятки раз больше. Вспоминается сразу серия Lone Echo, The Walking Dead: Saints Siners, Asgard's Wrath 1&2 или какой-нибудь Beat Saber, Pistol Whip, а также Boneworks с Bonelab.\
В принципе, с разнообразием жанров и видов игр на VR — проблем нет. Здесь можно найти многочисленное количество шутеров, хорроров, спортивных ритм-игр, симуляторов, метавселенных наподобие VRChat и даже копирку Escape From Tarkov или S.T.A.L.K.E.R. И это я даже не упомянул ничего из смешанной реальности, официальных портов и моддинга плоских игр.
Короче говоря, каталог игр на сегодняшний день — очень впечатляет. Любой может найти себе необходимое по своему предпочтению и вкусу. Однако не стоит ожидать, что каждый из этих проектов будет отполирован до идеала...
И здесь давайте плавно перейдем к впечатлениям от гарнитуры за всё время её существования у меня.
Впечатления от VR за 1,5 года использования
За полтора года с Oculus Quest 3 я, естественно, успел пройти через стадии вау-эффектов, детской радости, восторга, до первых крупных проблем с обновлениями и играми, а также забрасыванием гарнитуры на недели и даже месяца. Впечатлениями за первые пять месяцев использования шлема я делился в личном блоге, описывая каждый плюс и минус аспекта именно этого шлема. Но самое главное, это то, что общее впечатление практически не изменилось.
Более года назад я писал, что "покупки, дарящие эмоции, — самые крутые", и это остаётся правдой. В особенности, когда речь идёт о шлеме виртуальной реальности. Да, соглашусь, что запала у меня уже стало меньше, энтузиазм уже не тот, который был раньше, а играть стал реже. Однако эмоции от каждого нового запущенного проекта всё такие же яркие. А это из-за того, что чуть ли не каждая игра в VR ощущается по-своему уникально.
Поясняю: если "плоские" проекты в одном жанре обычно дарят плюс-минус одинаковые ощущения от игрового процесса, а механики могут повторяться и не дарить что-то кардинально новое, то в VR даже незначительные различия между проектами дарят уникальные ощущения. Например, где-то есть свои особенности с взаимодействием мира, где-то интереснее реализовано оружие или система передвижения. И именно в виртуальной реальности эта разница чувствуется в разы сильнее и приятнее.
Поверьте, это сложно объяснить на словах, это нужно пробовать самому.
Игры и их недостатки
Продолжим разговор по поводу самих игр.
За время всего использования шлема я смог выделить следующее явление: практически любая игра на VR может иметь определенные недостатки. Обычно, это слабая графика, спрятанная под какую-то стилизацию, полное отсутствие режиссуры и постановки, убогая оптимизация или управление. Причём я буквально не могу вспомнить хотя бы несколько крупных и больших игр, где бы всё было на высоком уровне.
На самом деле, это абсолютно неудивительно, поскольку VR до сих пор является нишевым устройством (да и, вполне вероятно, что это так и останется), а это значит, что не каждая студия готова вкладывать огромные бюджеты в разработку, поэтому многим компаниям приходится идти на различные хитрости и ухищирения.
Всё вышесказанное относится не только к PCVR-играм, но и, естественно, автономным. Если вы планируете довольствоваться исключительно тем, что может предложить сам шлем, то сразу предупреждаю, будьте готовы к не самой лучшей картинке.
Качество исполнения VR-игр ещё не скоро будет как у топовых AAA. Нужно понимать, что ожидать от VR-гейминга и не завышать свои ожидания. Здесь и без раздутого бюджета всё очень достойно, а в даже мелких проектах практически всегда встречаются оригинальные идеи, механики и другие приятные вещи.
Поверьте, даже тот опыт, который сейчас способна предложить виртуальная реальность, не сравниться ни с чем, и на все эти недостатки вы просто будете закрывать глаза.
Возможные технические проблемы и региональные ограничения
Стоит отдельно отметить, что различные технические проблемы — это база для VR. Например, я очень часто встречался с косяками, связанные с подключением к компьютеру, стабильностью работы игр и многим другим.
Приведу пару примеров. Более полугода назад я купил игру «Skydance’s Behemoth» сразу на релизе. Первая половина игры работала безупречно, но после очередного захода — проект просто перестал запускаться по причине того, что не видит шлем. Решения я не нашёл, а разработчики до сих пор не смогли это починить... Какие-то игры у меня вообще вылетают через десять минут после начала, как с Hard Bullet, или решают отваливаться в любой рандомный момент. И дело в том, что я не один такой, практически у каждого может быть что-то подобное. Так что морально нужно быть готовым к таким поворотам.
Со шлемами (все мы понимаем, от какой компании), сервисы которых вообще не доступны в различных регионах, ситуация ещё интереснее: обновления ПО, покупка через внутриигровые магазины, а также различные сервисы — не работают. Для решения проблем постоянно надо будет искать различные обходы. Но мы здесь не для того, чтобы разбирать шлем от "экстремистской" организации, так что всё же идём дальше и обсудим, для чего ещё можно использовать шлем.
Иные возможности VR-шлема
Многие владельцы VR со временем начинают использовать его не только ради игр, но и для других различных целей. Очень часто люди смотрят кино и сериалы в "личном" кинотеатре, кто-то ежедневно занимается спортом, а некоторые вообще зависают часами напролёт в VRChat и подобных мета-вселенных. И, конечно же, есть люди, которые работают с помощью VR, но это совсем другое.
Лично мне всё перечисленное — не сильно заходит, но знаю, что многие пользуются этими благами, так что отметить стоило.
Стоит ли приобретать VR ради игр? Какой шлем лучше всего взять?
Так всё-таки, есть ли смысл сейчас покупать VR-шлем ради игр? Да, безусловно.
VR до сих пор остаётся уникальным устройством, именно оно способно подарить те самые эмоции, которых не сможет дать любая другая игровая платформа. Если вам очень хочется получить новых впечатлений, и вы устали от обычных видеоигр, то VR-шлем обязателен к покупке. Но только вот какой брать?
Исходя из своего опыта и знаний могу сказать следующее: если вы никогда не пробовали VR, то для начала попробуйте сходить в какое-нибудь место, где вы можете сами опробовать шлем и испытать его на себе. Проверьте, насколько сильна ваша вестибулярка, и уже после этого задумайтесь о покупке.
Из бюджетных вариантов советую рассмотреть Oculus Quest 3S или Pico 4. На б/у рынке можно их выхватить за отличную цену. Шлема являются актуальными, а 3S так вообще появился совсем недавно.
Для тех, кто готов раскошелиться: Oculus Quest 3 или Pico 4 Ultra. Оба сейчас являются основными вариантами для покупки.
Лично я считаю, что лучше всего взять Quest 3 или 3S, поскольку именно для них выходят эксклюзивы наподобие недавнего Batman Arkham Shadow, Assassin's Creed Nexus или Asgard's Wrath 2. Также сразу обратите внимание, что для комфортного использования вам может потребоваться иное крепление для головы, поскольку родные "лямки" - просто ужасные, и, возможно, в комплекте с ним стоит взять специальный пауербанк, так как 1,5 - 2 часа зарядки вам может просто не хватать. А вообще очень советую глянуть данный видос от Portal News, они идеально разложили по полочкам все существующие шлемы и рассказали об аксессуарах для них.
В любом случае, надеюсь, что хоть раз окунуться в виртуальную реальность и прочувствовать всё это самостоятельно у вас получится. Оно и в правду того стоит.
*Meta признана экстремистской и запрещена в России.