The End is Nigh: Когда сложность перестает быть доброй

Пытки, истязания, издевательства, плевки, БДСМ, садомазохизм.
Это примерно то, что витало у меня в голове при игре в это. И я, пожалуй, вообще не способен понять, кем и для кого создана эта игра. В чем ее главная задача? Зачем тратить на это время? Просто, чтобы страдать? Спасибо, у меня для этого есть обычная жизнь, а сидя за компьютером мне хотелось бы чувствовать себя кем-то более значимым, чем капля кала, которая вынуждена умирать по 300 раз на экране. При этом я, как игрок, четко понимаю, что нужно делать и как добраться до нужной цели, но вынужден микроконтролить каждое движение, заучивая каждый мизерный экран, который требуется пройти.
Здесь кроется главное противоречие. Вспомните классические «сложные» игры вроде Celeste или даже Dark Souls. Их вызов — это диалог. Ты умираешь, учишься, понимаешь закономерности и в итоге чувствуешь рост. Сложность — это инструмент для доставки кайфа от победы.

В The End is Nigh сложность — это и есть конечная цель. Победа не приносит кайфа, она приносит лишь облегчение от того, что мучения закончились. Это не диалог, это монолог разработчика, который шепчет тебе на ухо: «Ты справился. Но я мог бы сделать это еще больнее, и ты все равно бы продолжил».

И в итоге ты не становишься лучше в этой игре, ты просто заучиваешь или надеешься, что в этот раз тупо повезет. Тут нет того, за что я готов любить платформеры. Это не про "честную сложность", а про максимально выкрученный за соски вызов игроку. Эта философия, с позволения сказать, четко прослеживается и в другой игре от тех же ребят - "Super Meat Boy". И на мой взгляд, тут с тех пор вообще ничего не поменялось. Просто в их БДСМ-комнате немного поменялись игрушки, а методы истязания игрока остались прежними. Чувствую ли я себя лучше после прохождения - нет. Мне не кажется, что я сделал что-то крутое. Игра только злит в процессе, но даже без особой злобы, в привычном понимании этого слова. Если бы все игры были такими - я бы предпочел не играть вовсе. Благо, это не так, поэтому надеюсь, что в следующий раз на колесе выпадет что-то получше.

Конечно, кто-то скажет: «Это же нишевый хардкор-платформер, ты просто не его целевая аудитория!». И да, возможно. Но я уверен, что уважение к времени и нервам игрока должно быть в приоритете у любой игры, даже самой сложной. Когда единственная награда за прохождение — это доступ к еще более жестокому испытанию, возникает вопрос: а ради чего, если сам процесс не приносит радости?

Как вишенка на торте - финал. Точнее его фактическое отсутствие для меня. Еле как затерпев и пройдя основной квест, с позволения сказать, игра говорит, что это еще была не сказочка, а только смазочка. То есть буквально подготовка к новому кругу ада. А учитывая, что саму основу я прошел далеко не на 100%, то и в количестве траев я был прилично ограничен. Узнавать, прошел бы я игру до конца или нет я не стал. Мне хватило около 10 часов и скажу честно - я бы мог придумать гораздо более интересный способ потратить это время.

Вердикт: Если вы не состоите в клубе самоистязателей и не считаете, что жизнь недостаточно жестока к вам — бегите. Бегите без оглядки. Эта игра — концентрированная блевотина на фоне буфета изысканных игровых блюд. Мои нервы и время стоили дороже.P.S. Теперь я пойду играть во что-то, где меня уважают. Хоть в сапёр. А это - один из самых раковых способов делать сложность в играх!

3
3 комментария