Я не доволен CONTROL
Неужели я один такой «особенный», что игра, имеющая 85% положительных отзывов как у игроков, так и у критиков, мне совершенно не понравилась?
Сразу говорю, будут спойлеры, так что если вас это не устраивает, то лучше дочитать это до конца и не пробовать играть в CONTROL.
Я делю игру на 5 частей:
- сюжет
- лор
- геймплей
- лвлдизайн
- общий стиль
Часть 1. Сюжет
Достаточно простая история без каких-то душевных мук и тяжелых моральных решений (и я это отметил потому что именно на это как будто попытались сделать упор), которую можно описать буквально в трех предложениях:
Сестра спасая брата, практически случайно стала директором организации, которая этого брата держит взаперти. Оказалось, что брата спасать особо не надо, а вот работников организации стоит. В финале сестра всех спасла, а брат в коме. Конец…? Ну вообще, да, конец.
Все это приправлено паранормальщиной, что никак не придает глубины сюжету, а только делает историю странной и непонятной. Также странной её делают катсцены и подача, постоянно резко сменяющиеся кадры в любой катсцене сделают из вас эпилептика, а пространные рассуждения о происходящем как главной героини, так и основных лиц игры - шизофреника. Я не буду долго распыляться на эту тему, отмечу лишь один момент - ближе к концу игры ГГ как бы переносят в прошлое, где директор Бюро на протяжении 10 минут распинается о своих переживаниях и подозрениях. Может быть так хотели показать его помешательство, но сошел с ума тогда только я, ведь практически никаких секретов он не раскрывает, к тому времени тебе уже объяснили что произошло, а тут более подробно, но без каких-либо важных деталей.
Если говорить более обобщено:
История настолько короткая и простая, что подается порционно и разбавляется кучей дополнительных/необязательных квестов, которые направлены только на прокачку персонажа, никаких интересных ответвлений раскрывающих дополнительных деталей сюжета в них нет, а их единственная задача - как можно сильнее растянуть и без того скучное повествование.
Часть 2. Лор
Здесь буду краток. Лор сродни SCP, а такое мне действительно нравится. Тут прям все правила жанра: паранормальные явления, связанные с другими измерениями, предметы, впитавшие необычные способности, секретная организация, пытающаяся это исследовать, использовать и содержать. Ну прям вся вкуснятина, видно что авторы вдохновлялись народным интернет-творчеством. Но вот беда, лор обычно познается опционно и полунамеками через записки сотрудников, засекреченную документацию, аудио и видео материалы. Все это в игре есть и выполнено хоть и качественно, но добраться до этого нужно через такое дерьмо… Игра до краев забита бесполезными записками о походах к стоматологу и планах на ужин, что в какой-то момент ты просто бросаешь в этом разбираться и пропускаешь, скорее всего, много интересного. Ну тогда видео и аудио должны помочь, они в целом тоже неплохие, тебе расскажут и про предметы силы (чуть-чуть, в основном в записках), и про какие-то исследования (хотя и тут может сложиться мнение, что ученые - идиоты), но вот вам ложка дегтя в этой баночке сливок - есть в игре мультики, настолько артхаусного кина я еще не видел, такое непонятное нечто ни к чему не ведущее, это надо постараться придумать, авторы точно жестко угарали пока их писали.
Часть 3. Геймплей
Вот здесь реально сложно. Я не могу сказать, что геймплей плохой, вообще он мне даже понравился. Есть множество видов противников, у каждого запоминающийся внешний вид и уникальные способности, свои слабые и сильные стороны, а игра подкидывает их тебе в различных комбинациях, что на начальных этапах игры не позволяет вести игрока со всеми одинаково и предлагает использовать практически весь арсенал способностей, который тоже не маленький. Во-первых, у тебя есть универсальный пистолет, который имеет полдюжины модификаций, позволяющих его по-разному использовать и как обычный пистолета, так и дробовик, автомат, снайперку и т.д. Во-вторых, у ГГ по мере прохождения появляются супер-способности - телекинез, левитация, подчинение и т.д. Сражения задуманы очень интересным энкаунтером: комбинации противников требуют постоянного жонглирования способностей и пушек, а отсутствие выбора сложности не дает сочковать, так что ты либо справляешься, либо нет.
Но вот реализация… способности тратят некую энергию, что ограничивает тебя в возможностях, и вы скажите «так это норм, ты должен всем пользоваться, иначе тебе станет скучно, у тебя же есть пистолет - стреляй» так а я стреляю, но у пистолета ограниченное количество зарядов, объем которых зависит от модификации, а если ты весь боезапас истратил - ждешь пока патроны восстановятся, да, не перезаряжаешься, а просто ждешь. За пару секунд все расстрелял, потом покидался предметами телекинезом, и ждешь пока все ресурсы восстановятся, а вот противники ждать нифига не будут. Короче, это как-то странно, с учетом того, что сыпят тебе этих врагов ну просто на каждом шагу, так еще и постоянно выскакивают ивенты ограниченные по времени, в которых тебе также требуется перестрелять штук 30 противников в конкретном месте. И часто получалась ситуация - двигаешься по сюжету, в каком-то коридоре разобрался с пачкой противников, выскакивает ивент, несешься к нему (ну а как иначе?), справился там, возвращаешься и там тебя уже ждет новая партия дурачков. В итоге, все боевые сегменты хоть и выполнены в целом хорошо, но уже к середине игры настолько тебя душат, что ты ищешь способ их избежать, а его нет, ведь зону тебе специально ограничивают, так что будь добр - воюй.
Часть 4. Лвлдизайн
Бюро представляет из себя многоуровневый лабиринт, поделенный на сектора, в каждом из которых куча областей с помещениями. Среди серых стен и стеклянных перегородок сложно ориентироваться, а какого-то маячка, бьющего сквозь стены к цели - нет. И обычно это хорошо, ориентируйся по карте, тут она благо имеется, но тот гений, решивший, что на карте должны подсвечиваться более ярко этажи находящиеся выше уровня на котором ты находишься, должен получать премию в ставках на скачки, которые будут проходить года через 3. Ну и так сложно ориентироваться, зачем путать то? Есть же примеры, тот же DEAD SPACE. В сражениях окружение тоже сложно использовать, противники видят тебя сквозь стены и умело этим пользуются. Ну и «открытый» мир. Вот зачем мне предоставлять дорогу в сегмент, в котором я ничего не могу сделать, так как пришел туда слишком рано? Квестов там нет, только декорации, а время на их изучение потратил не понятно к чему, ведь пока не начнется квест, ты скупо представляешь о происходящем, и это не я ною, а уж так выстроена игра. Говорю я конкретно про момент с плесенью, игравшие поймут.
Часть 5. Общий стиль
Вот тут разработчика можно только похвалить. Вся игра оооочень красивая и минималистичная. Каждая локация запоминается своим настроением: строгие серые офисы, пышащие работой обслуживающие отделения, научные лаборатории - все заставляет тебя поверить в возможность существования такого объекта, что важно при создании такого сеттинга как SCP.
Заключение
Я с большими ожиданиями начинал прохождение, так как общее мнение в инфополе о CONTROL было очень положительным, но в итоге разочаровался. Чувство будто эти положительные отзывы оставили либо ради какого-то глобального пранка, либо игра действительно нашла ценителей, что также допускаю. Уверен, найдутся люди, прочитавшие каждую записку и погрузившиеся в этот лор с головой, они обязательно закроют глаза на факт, что это игра, задача которой в первую очередь развлекать, во вторую проникнуться заложенной историей/замыслом, и только в третью развивать дополнительные лорные ответвления. А справляется CONTROL с первыми двумя пунктами ой как плохо. Ну а записки про SCP почитать можно и на специализированном сайте.
Если думаете, что я один такой глупый и не понял такую замечательную игру, то прошу вас на подкаст, в котором мы подробно разбираем CONTROL с разных сторон, а участники подкаста люди с разными видеоигровыми вкусами и соотвественно мнением: