Суровый мужицкий cozy-гейминг: подборка игр на осень
Первый желтый лист уже упал с деревьев, а значит женская половина человечества скупает тыкву для пирогов, и ставит на репит Сумерки. В эти ритуалы также входит установка cozy-игр - игр направленных, на воссоздание атмосферы уюта. И такие игры принято считать типично женскими.
Говоря о cozy xаще всего вспоминают Animal Crossing, Stardew Valley или Spiritfarer — яркие, милые, с цветастыми персонажами и околомультяшной эстетикой.
Но cozy как явление не имеет отношения к полу. Его основа — не милота, а погружение игрока в состояние сосредоточенного спокойствия. В геймдизайне cozy-игры держатся на трёх столпах:
- Предсказуемость. Cozy игры понятны: у них четкое позиционирование, в них нет второго дна и внезпаных поворотов, остро влияющих на ход игры. Это же касается и геймплея. В игре всегда поддерживается определенная цикличность, которая помогает войти в ритм и придерживаться его так долго, как захочет того игрок.
- Отсутствие стресса. Даже если в игре есть вызов, в том числе сопряженный со смертельной опасностью для героя игрока, он не должен быть жестким. Так же cozy игры не подразумевают скриммеров и механик, которые требуют высогоко скилла и хорошей реакции.
- Чувство контроля. Самое главное, что дают эти игры - медитативное состояние, в котором игрок сосредоточен на исследовании мира и открытии новых возможностей. Cozy может строиться на мастерстве, инженерии, выживании.
Давайте посмотрим на подборку cozy-игр, которые дарят «мужской уют»: спокойствие, ритуалы и медитативность через ремесло и выживание.
Dredge
- Жанр: рыбалка + лёгкий хоррор
- Время прохождения: 10–15 часов
- Платформы: PC, PlayStation, Xbox, Switch
Геймплей держится на ритмичности повторяющихся рутинных ритуалах жизни рыбака, которые подчинены циклам выхода в море: отправиться впуть, вернуться с уловом, подготовить снаряжение. Ночью правила игры меняются, но стресс здесь минимальный - всегда можно просто вернуться к берегу.
Eastshade
- Жанр: исследование и медитация
- Время прохождения: 15–20 часов
- Платформы: PC, PlayStation, Xbox
Здесь ты - художник, а действие происходит в мире, похожем на землю и населённым разумными существами. Игровой процесс сосредоточен вокруг созидания: картины — это диалог с миром и способ его исследования.
Lake
- Жанр: нарративный симулятор жизни
- Время прохождения: 6–8 часов
- Платформы: PC, PlayStation, Xbox
Lake работает на ритуалах повседневности почтальона в небольшом городке. Игроку предстоит раносить почту и общаться с жителями. Здесь нет челленджа, но есть сложные выборы — остаться или уехать, выбрать карьеру или отношения. Это пример нарративной cozy-игры.
ABZÛ
- Жанр: исследование подводного мира
- Время прохождения: 2–3 часа
- Платформы: PC, PlayStation, Xbox, Switch
Игра полностью исключает внешнее давление. Это чистая медитация во время передвижения по миру игры. Просто очень красиво.
The Long Dark
- Жанр: survival
- Время прохождения: 50+ часов (режим выживания), 10–15 часов (сюжет)
- Платформы: PC, PlayStation, Xbox, Switch
Мир в The Long Dark хоть и составляет угрозу для игрока, но тем не менее это тоже пример cozy игры. Здесь уют строится на ритуалах выживания: найти еду, разжечь костёр, дойти до убежища. Cozy здесь по-истине мужской: суровый, минималистичный, про победу над стихией.
House Flipper
- Жанр: симулятор ремонта
- Время прохождения: 15–30 часов
- Платформы: PC, PlayStation, Xbox, Switch
Мужская игра про наведение порядка. Геймдизайн работает с удовлетворением от хорошо выполненной работы: покраска стен, отладка проводки, расстановка мебели. Cozy здесь — в системности и завершённости действий.
Moonglow Bay
- Жанр: симулятор рыбалки и повседневности
- Время прохождения: 20–30 часов
- Платформы: PC, Xbox
Хоть это тоже симулятор рыбалки, но здесь гейм-дизайн работает со стремлением людей заботиться о других заботы: ты не просто ловишь рыбу, а готовишь из нее блюда для семьи, поддерживаешь родных. Атмосфера — спокойная, без излишней милоты.
My Time at Sandrock
- Жанр: ферма
- Время прохождения: 50–100 часов
- Платформы: PC, PlayStation, Xbox, Switch
- В чём особенность: вместо грядок здесь мастерская. Чиним станки, собираем механизмы, строим дома, исследуем пустыню.
- Кому будет интересно: тем, кто любит инженерию и создание систем.
Геймдизайн Sandrock выстраивается вокруг эффективности добычи и распределения ресурсов. Здесь вообще нет давления - ты сам выбираешь, какие объекты крафтить. И здесь тоже работает ритуальность процессов: собрал ресурсы - накрафтил - построил новый верстак - улучшил мастерскую.
Вместо заключения
Cozy — это не жанр, не эстетика и, уж тем более, не игры для женщин. Это тип игр, которые работают с состоянием игрока.
А если вам понравилась статья и вам интерены небольшие проекты, я приглашаю в свой блог в телеграмм Хорошие маленькие игры. Здесь я регулярно рассказываю об играх, которые можно пройти за один вечер, и которые интересны с точки зрения гейм-дизайна.
До следующей игры ✨