Анализ сюжета Mafia: The Old Country или карусо остается карусо
За два прохождения и несколько часов сбора коллекционных предметов (для чего часто приходилось перепроходить отдельные главы) я достаточно хорошо изучил сюжет этой игры, поэтому захотелось проанализировать, что же конкретно хотели показать и рассказать авторы.
Человек не слова
Первое, что мне бросилось в глаза, - это общее в концепции главных героев из оригинальной дилогии.
Томми Анджело, Вито Скалетта и Энцо Фавара - все трое, хорошие парни без внутреннего стержня. У них нет своих принципов, а есть лишь желание лучшей жизни. Они могут в процессе сделать какое-то заявление, но оно ничего не стоит.
В самом начале игры Энцо Фавара говорит (прежде всего самому себе), что как только он спасется от рабства, то уедет в США. Город Эмпайр Бей - его цель и мечта. Однако стоило ему быть спасенным людьми дона Торризи, а потом увидеть его дочь Изабеллу и он просто по щелчку забыл об этом.
И все трое - Томми Анджело, Вито Скалетта и Энцо Фавара - это неплохие люди, которые делают ужасные вещи просто потому, что им сказали. Они вообще не рефлексируют и не задумываются над своими действиями. Фавара лишь ближе к финалу приходит к мыслям, что эта жизнь не для него, и то только лишь под постоянным давлением Изабеллы. Да и было уже поздно...
Левый пассажир
Как будто главное, что хотели показать нам во всех трех частях (про Мафия 3 я не говорю, потому что мало в нее играл), что связываться с мафией в любом виде имеет печальные последствия. Но тут интересно посмотреть на нюансы.
Конкретно в случае с историей Энцо Фавара еще и поднимается тема того, что стать настоящим мафиози, реально попасть в семью, не просто сложно, а иногда попросту невозможно.
По сюжету Mafia: The Old Country формально Энцо попадает в Семью довольно быстро (примерно через год). Вот только соотносится ли это с реальным положением вещей? Через весь сюжет красной нитью проходит то, что никто не забывает, кто такой Энцо. Он карусо, чернорабочий с шахты, практически раб.
И дело тут не только в том, что "карусо" становится фактически прозвищем Энцо в мафиозной семье Торризи. Даже после принятия в семью мы видим, что Энцо стоит особняком. Никто не забывает, кто он и где его место.
Энцо делает всю тяжелую и опасную работу. Не только злодей Тино, оправдывая свою репутацию, делает всю грязь руками Энцо, но и казалось бы друг главного героя Чезаре не упускает случая умыть руки и просто подождать в сторонке.
Чезаре как персонаж вообще выступает главным способом для сценаристов показать, что Энцо не член семьи, несмотря на свою клятву крови. Вокруг их общения всегда витает аура принца и нищего. Чезаре мнит себя наследником Империи. Он уверен, что станет правой рукой дона Торризи, а затем и заменит его на троне. Энцо же он рассматривает исключительно как своего будущего боевого пса.
Когда дела принимают опасный оборот и начинается настоящая война между семьями Торризи и Спадаро, Чезаре бросает Энцо такую фразу о будущем семьи, которое он видит:
Я, дядя, Тино - и все остальные. Вот как будет. И, конечно, нам будешь нужен ты.
И вот это обособление во фразе очень хорошо иллюстрирует в целом отношение к Энцо в игре. Чезаре, конечно, эгоцентрик, и ставит себя на первое место, но в целом эта иерархия не далеко ушла от того, как это явно видят сам дон Торризи и его правая рука Тино. Есть верхушка, настоящая семья, куда входят родственники дона и его самые доверенные соратники, потом идут бойцы и другие люди, работающие на семью давно. А такие, как Энцо, не то что в конце этой цепочки. А вообще особняком. Это просто полезный инструмент. Приютили паренька, чтобы насолить конкурентам, а он еще и оказался талантливым. Но в этом мире талант не рассматривается как что-то драгоценное, что нужно сохранять и развивать. Это просто нужно использовать, а в случае непригодности - выкинуть.
Энцо не понимает этого, он верит, что стал таким же членом семьи, как его друг Чезаре.
Знай свое место
Именно поэтому он верит, что сможет добиться у дона Торризи благословления на брак с Изабеллой. Нужно только получше служить и добиться максимального расположения. Он не понимает, что для Торризи Энцо и Изабелла - не просто разного поля ягоды. Это его активы, ресурсы, инструмент, и он будет использовать их по тому назначению, для которого они по его мнению созданы. Изабелла - ценный актив для расширения семьи и её влияния. Энцо - орудие убийства, просто инструмент, которым пользуются, пока он не выйдет из эксплуатации.
Поэтому Торризи приходит в ярость, узнав о связи дочери с Энцо. Он такого и подумать не мог, потому что для него Изабелла и Энцо не люди, а активы, при чем разного порядка. Один, как ценная бумага лежит в сейфе, а другой валяется в сарае на заднем дворе.
В итоге, Mafia: The Old Country не просто показывает нам, что игры в мафию заканчиваются плохо, а также уточняет, что если вы человек со стороны, то вы даже лавры от этой жизни пожать не сможете. Вас просто используют и выкинут за ненадобностью. Если ты по жизни карусо, то твоя судьба делать всю тяжелую работу за нас.
Читайте также: