Почему у нас картошка вместо гранат? Ностальгия по Call of Duty. Часть 1
В детстве первые две части Call of Duty были одними из моих любимых игр. Каждую них я проходил, наверное, раз тридцать. В какой-то момент даже пытался спидранить и ломать скрипты с переменным успехом.
Вспоминается, 9 мая, бабушка будит рано, Парад ведь. И, позавтракав, я бегу запускать лучшую, по версии себя-ребенка, игру на планете. И не важно как и насколько за прошедшие года поменялись мои взгляды, об этих играх я всегда вспоминаю с теплотой.
Последней частью, которую я проходил от начала до конца, оказалась Call of Duty: Black Ops 1 (которая вышла аж 15 лет назад), и с тех пор я вообще не притрагивался к серии.
А тут что-то приспичило...
Я подумал, что сейчас в первую часть мало кто будет играть специально, но вдруг кому-нибудь будет интересно, с чего началась серия. Так и появился этот текст. Скорее, даже не текст, а набор мыслей и воспоминаний из детства о полном прохождении игры вперемешку с кучей скриншотов.
Сейчас игра запускается с трудом. В Steam ее не купить из России, а если бы было и можно, то стоит она аж 20 Евро! Но и старая повязка на глаза помогла не сразу. Две сборки вообще отказались запускаться, а с третьей я немного помучился - не удавалось выставить широкий формат. Но в итоге все закончилось успешно.
Содержание
Америка
Игра разделена на три кампании: Американскую, Британскую и Советскую. Именно в таком порядке, и никак иначе. В первой части еще не придумали возможность проходить миссии из любой кампании отдельно.
Но зато придумали автоматические, а что самое главное - быстрые сохранения (от которых впоследствии отказались). Так как автоматические сохранения накапливаются в течение игры, можно в любой момент переиграть уже пройденные миссии.
А еще здесь все еще есть полоска здоровья! Да, в этой части Infinity Ward еще не придумали так многими "любимую" механику кровавого экрана. Но, справедливости ради, аптечек в достатке, и с ними проблем не возникало.
А начинаем, как водится, за американского рядового Мартина, который служит в парашютных войсках. Нас встречает обучающая миссия. Она не такая забавная, как в Call of Duty 2, но сойдет. Здесь учат тому, что геймеры за десятилетия стажа уже выучили назубок. Постреляй, поприседай, кинь пару гранат. Но самое главное - здесь надо пристально разглядывать агитационные плакаты, без этого обучение даже не начнется!
Не знаю, почему, но в детстве мне обучение нравилось. Оно совершенно не напрягающее и есть возможность потренировать свои навыки в стрельбе (не то, чтобы они сильно нужны в этой игре). А еще в этой миссии тебе дают заложить заряд с таймером. И господи, как же мне в детстве нравилось делать подобные скриншоты:
Как видно, графика тут выглядит не слишком свежей (движок idTech 3, на котором сделаны RtCW и Quake 3), но достаточно неплохо, особенно в некоторых местах, которые я покажу позже.
И нас выбрасывают на первое боевое задание во французскую деревушку Сент-Мер-Эглиз. Выбрасывают буквально, мы же играем за десантника.
В детстве я вообще не задумывался о сюжете, хотя сюжетом это назвать сложно. Разработчики просто взяли за основу крупные баталии Второй Мировой и запихнули туда игрока. Например, в этой миссии нам придется поучаствовать в операции "Оверлорд" еще до начала всем надоевшей морской высадки на Нормандию (хотя это нас ждет в следующих частях серии).
К тому моменту я уже успел поиграть в Splinter Cell и знал как надо действовать. Тем более, здесь можно бить врагов прикладом!
Подкрадываемся и оглушаем его. Перемещаемся дальше тихо, на карачках, а лучше вообще ползком. Встречаем менее удачливого товарища и забираем у него маячок.
Впереди бункер, в нем сидят два немца и играют в шахматы. Начинаем усердно думать, как бы избавиться от них по-тихому. Ну, вроде вариантов нет. Врываемся в бункер и двумя выстрелами избавляемся от непрошенных свидетелей.
Фух, вроде никто не услышал... Идем ставить маячок. А вокруг красота, ночь, только вдалеке едет немецкий транспорт. Но нас никто не замечает.
Ставим маячок, товарищи высаживаются. И на этом стелс заканчивается и больше никогда не начинается. Взрывы, вдалеке пулемет стрекочет, пытаемся найти укрытие, но в чистом поле некуда деться. Отстреливаемся как-можем и из последних сил падаем плашмя перед низким заборчиком.
Как же я в детстве был поначалу разочарован, ведь я на полном серьезе ждал какой-никакой стелс! Игра поманила меня, приютила и пнула ногой в живот. А ведь тогда я еще не знал, что такое Call of Duty.
Но это все в прошлом.
Не скажу, что первая миссия раньше мне сильно нравилась. Слишком она прямолинейная (смешно это говорить по отношению к Call of Duty), слишком простая. Здесь почти ничего не происходит - беги вперед да стреляй фашистов.
Из интересного - прячемся за трупами коров, да так прячемся, что в финальных титрах можно увидеть фразу "No cows were harmed in the making of this game" (В процессе создания игры ни одна корова не пострадала).
А дальше придется заняться подрывным делом - избавиться от немецкой артиллерии. А это означает еще больше скриншотов со взрывами!
Наконец мы добрались до ультимативного оружия в этой игре - всем известного пистолета-пулемета MP40. И вроде же ничего такого? Считай, стартовое оружие, которое подбирается с первого же убитого немца.
А еще для MP40 всегда найдутся патроны. Я не шучу, каждый второй германский солдат ходит с этим пистолетом-пулеметом. Да, есть уровни, где пользоваться им уже не так удобно, например, в Советской кампании. Но это этого я доберусь потом.
А сейчас же мы переходим к следующей миссии, которая является продолжением предыдущей. Итак, наши бравые десантники отбили город и отсиделись ночь, но на утро по ним начали стрелять из миномета.
И немцы опять набежали, и сотни их, а тут еще и танки поперли. Здесь нам презентуют новое оружие - гранатомет Panzerfaust.
В детстве мне ох как не нравилась эта штука. Во-первых, когда ты подбираешь гранатомет, то он заменяет оружие, что ты держишь в руках. И ладно, если это что-то бесполезное. Но представьте, что придется выбросить MP40. Ну уж нет!
Во-вторых, у гранатомета всего один выстрел. Промахнулся, беги за следующим. А бежать за новым приходится к какому-нибудь далекому ящику.
А танков бывает несколько, и попадать желательно в боковую часть. В общем, в детстве я немного страдал из-за своей криворукости. Выбегаешь, стреляешь, промахиваешься, бежишь обратно, повторяешь. А еще основное оружие у ящика потом желательно не забывать.
Но сейчас все прошло неплохо, и я даже почти ни разу не промахнулся.
А миссия в целом не сложная. Перебиваем немцев и танки, немного стреляем из пулемета. Ах да, любимые стационарные пулеметы. Здесь это всем надоевший MG 42. Стрелять из него не то, чтобы очень удобно, но зато не перегревается. Правда, перерывы между выстрелами все равно делать приходится, потому что за вспышками огня ну вообще ни черта не видно.
Уничтожаем подкрепление, освобождаем другую часть деревни, потом бежим валить минометные расчеты. Здесь нам дают немного пострелять из снайперской винтовки. И снайперские винтовки тут... ну вообще-то неплохие и убивают с первого выстрела почти в любую часть тела. Прицел правда слишком непривычный для современного игрока - маленькое окошко в черноте.
А вот дальше начинается самое интересное. Я восторгался этим в детстве, восторгаюсь и сейчас. И это погоня на автомобиле.
Нам приказывают добраться до штаба командования - 6 миль по усеянной немцами территории. Ты сидишь на пассажирском и можешь высунуться из окна, если захочешь. И меня удивило, как эта погоня хорошо сохранилась до сих пор.
Рядом сидит Сержант Муди и видно, как он нервно крутит рулем и давит на педаль. А вокруг блокпосты и толпы врагов. Пытаешься стрелять, но дорога пересеченная, еле попадаешь (хотя, кажется мне, что в таких миссиях у немцев хитбокс чуть-чуть больше, чем обычно), потом танк в деревне. Ты, сидя за монитором, переживаешь за героев, успеют ли они.
Бежим к гаражу, пока товарищ возится с немецким автомобилем. Отстреливаем набегающих врагов из пулемета. Успели. Крадем машину, и огородами успеваем умчать врагов. За рулем уже не сержант, а обычный рядовой, который так разнервничался, что не может перестать жать педаль, даже когда мы уже вырвались с немецких территорий.
В общем, полный восторг даже спустя столько лет. Одного я не понимаю - почему в штабе никто не спохватился, когда к ним на полной скорости подъехала немецкая машина?
Ну а дальше скука смертная. Следующая миссия казалась неинтересной тогда, такой она мне кажется и сейчас.
Бежим через какие-то однообразные траншеи, взрываем немецкие артиллерийские пушки. Один раз отстреливаем фашистов, пока товарищ тащит раненого с поля боя, крадем документы. Рассказать больше нечего.
Чего я не могу сказать о следующей миссии. Нам нужно пробраться в немецкий особняк и вызволить... КАПИТАНА ПРАЙСА! ДА!
Уровень простой, даже слишком, но какой эффектный. Немцы подъезжают на грузовиках, но даже не успевают вылезти, моментально попадают под твои пули. Потом особняк - зачищаешь все этажи, но капитана нигде нет.
Находишь какую-то секретную дверь за камином, спускаешься в подвал. А там, оказывается, темница! И вот он, наш долгожданный ПРАЙС!
Но оказалось, что вместе с Прайсом сидел еще один британец, майор Ингрэм, но его перевели в лагерь неподалеку. Туда мы и направляемся.
Эта миссия раньше мне тоже не особо нравилась, да и сейчас показалась скучноватой. Единственный интересный момент - это таймер, который подгоняет тебя закончить уровень как можно быстрее.
А так, лагерь как лагерь. Разве что в начале присутствует небольшой элемент стелса. Начинаешь со снайперской винтовкой, и первый твой выстрел этот самый таймер активирует, поэтому желательно сперва подобраться как можно ближе к воротам.
Вызволяем майора, и на этом заканчивается американская кампания (ну почти, но об этом в конце).
Что я могу сказать, это было неплохо. Если не считать парочки совсем скучных заданий, то свое удовольствие я получил. Но это только 1/3 игры, и нас ждет еще много интересного.
Британия
Первая миссия британской кампании мне всегда нравилась своим вступлением, чего нельзя сказать о самом ее наполнении.
Мы начинаем в воздухе на борту тесного самолета. Бойцы сидят в напряжении в тишине, только ветер шумит за скрипящим фюзеляжем, да капитан Прайс переговаривается с пилотом.
А потом посадка. Жесткая. Всех бросает вперед по инерции, а герой - сержант Джек Эванс, бьется головой о приборную панель и теряет сознание.
Приходит он в себя уже на земле. И меня всегда удивляло как немцы не заметили два почти разбившихся самолета в ста метрах от их дислокации.
А вот дальше не очень весело, пусть и не без исключений. Стандартно и постепенно отбиваем мост у фашистов. Оружие у британцев мне никогда не нравилось. Пистолет-пулемет Stan постоянно косит, пулемет Bren неказисто выглядит, занимает пол-экрана и перезаряжается вечность. Хотя винтовка Lee-Enfield довольно неплохая.
Поэтому забираем у первого же немца MP40 и... бежим стрелять из зенитной пушки Flak-88. А все потому что приехал танк, а Панцерфаустов у нас не имеется (ну и слава богу).
Этот уровень, как и у американцев, перетекает в точно такой же уровень, но утром. Теперь нам надо удержать захваченный мост. И если первая часть этой миссии напрягала, но не особо, то теперь же это превращается в какую-то рутину.
В начале локации разработчики заботливо разложили коробки с Панцерфаустами. Это значит, что на уровне будут танки. Но зачем мне эти неуклюжие гранатометы, ведь у меня есть зенитная пушка! И я нисколько не прогадал.
Сперва нам предстоит удержать один берег, и тут просто толпы врагов, которые лезут изо всех щелей. Это не сложно, просто надоедает. А потом приезжают танки.
Нагло пробежав мимо бесполезных гранатометов, я устремился к пушке. И это было отличное решение. Пушка достает до любой точки в локации и взрывает танк с одного выстрела.
А потом включился таймер, отсчитывающий время до прибытия союзников. Все это время я провел за пушкой, и даже не отвлекался на эту противную пехоту, а просто изредка и лениво постреливал гусеничную технику.
На этом миссия и закончилась. Было скучно, даже стрелять из пушки было скучно.
Еще я в этот момент заметил, что почему-то ты всегда в этой игре пользуешься немецким оружием. Что MP40, что Panzerfaust, что пушки, пулеметы и даже гранаты. И при этом немецкое оружие всегда точнее и мощнее. Ничего не хочу сказать, просто отметил это для себя.
В общем, мы плавно переходим к следующей миссии за британцев, и это одна из моих любимых миссий в этой игре. Подрыв дамбы и дальнейшая погоня на грузовике с финальным эпиком.
Уровень встречает нас красотой гор и, опять же, неким намеком на стелс. Но, к сожалению, первый же выстрел включает на дамбе сирену и каждый немец становится враждебным.
Но посмотрите, как красиво!
Сам уровень довольно интересный в плане геометрии. Тут и балкончики, и замкнутые пространства, и длинные дугообразные коридоры.
В общем, закладываем мы заряды, и вырываемся на свободу, где нас уже поджидает наш старый добрый капитан Прайс на ворованном грузовике. И начинается погоня.
С Панцерфацустами...
Да, погоня хорошо поставлена. Не на уровне, конечно, первой, но тоже неплохо. Но вот необходимость взрывать настигающие тебя машины немцев из гранатомета немного портит картину.
Я и на земле то не всегда ровно им целюсь, а тут движущийся грузовик, который еще постоянно трясет. Но даже в таких условиях получилось неплохо. Как я уже говорил, мне кажется, что хитбоксы соперников в погонях становятся слишком уж большими.
А когда мы добираемся до аэропорта, начинается совсем эпичная сцена, ведь нас сажают за Flakvierling - четырехствольное зенитное оружие, которым надо отбиваться от истребителей Stuka.
В детстве эта миссия была одной из моих любимых, и даже сейчас она смотрится великолепно. Небольшой стелс и одиночная операция перетекают в напряженную погоню, а заканчивается все динамичным отстрелом истребителей. Потрясающе.
Как потрясающа и следующая миссия, где мы с капитаном Прайсом проникаем на борт вражеского авианосца с целью его подрыва и кражи документов.
Сперва все идет тихо и мирно. Мы на лодке подплываем к авианосцу, а нерасторопный часовой радостно пропускает нас на борт (никак поразился идеальному немецкому Прайса).
Спускаемся в трюм, но там уже немцы не такие сговорчивые. Пытаются дознаться, кто мы такие. На это у капитана один ответ - двумя меткими выстрелами он убивает обоих охранников, что, вот неожиданность, поднимает тревогу по всему кораблю.
Пока мы бегаем и устанавливаем заряды, капитан Прайс... капитан Прайс... капитан Прайс... ну, в общем, он умирает. Но перерождается в будущем в нескольких играх, так что не будем о нем горевать.
А мы как ни в чем не бывало крадем документы, ломаем технику и сбегаем на той же лодке, о которой немцы, видимо, позабыли.
В детстве я решил, что Прайс забаговал, когда не вернулся на лодку. Я спокойно прошел уровень, а он все не идет и не идет. Пришлось перезапускать миссию, и только тогда я понял, что не заметил его труп в телах убитых немцев.
А британская кампания на этом заканчивается, чтобы продолжиться в конце, но об этом позже. Переходим к Советам.
Советский Союз
Вот где разработчики развернулись по полной. Сразу скажу, что я не буду давать историческую оценку происходящему, а просто опишу свои эмоции от игры.
Начинается все на Волге, где отряд (а скорее напуганная группа) советских солдат плывет в захваченный немцами Сталинград на дырявой посудине. На бортах стоят комиссар, который в мегафон орет указания тов. Сталина, а также несколько его подопечных с ППШ в руках.
Вокруг стрельба, летают истребители, паромы с такими же несчастными отправляются в воздух. В общем, очень атмосферно и жутко. На атмосферу еще влияет цветовой тон. Если в западной кампании все цвета были, если не позитивные, то довольно яркие, то здесь мрак, тлен и пустота.
В какой-то момент наш паром расстреливают Штуки (кстати, надо догадаться вовремя присесть, чтобы не получить урон), а один из товарищей выпрыгивает за борт, и его уже в воде добивают комиссары.
Едва ступаем за борт, начинается ад. Прямо за нами взрывается паром, и мы остаемся единственным выжившим. Встаем в шеренгу, где солдатам выдают оружие... или не оружие. Каждому первому - винтовку Мосина, каждому второму - патроны от нее. Мол, дальше сами разберетесь.
А дальше ужас похлеще Высадки в Нормандию. Пулеметы палят без остановки, артиллерия бомбит берег, все бегут куда-либо, лишь бы выжить. Все шумит, гремит и трясется.
Я прочитал потом, что разработчики пытались передать сцену из фильма "Враг у ворот", но я так давно его смотрел, что уже ничего и не помню.
Наша артиллерия наконец выходит на позиции и разбивает заставу немцев, и на секунду наступает тишина. А после - крики: "За Сталина, отобьем Красную Площадь", ну и так далее.
В общем, если опустить всякие скользкие моменты (которыми потом вообще вся серия будет пропитана), эта миссия прекрасна во всем. Но вот в детстве она мне не нравилась. Не нравилось, что приходится шкериться и постоянно ползать, не нравилось, что мне не выдали оружие. Не нравилось, что я постоянно умирал, потому что не понимал, что от меня требуется. Да и в детстве я вообще не осознавал, что здесь происходит. Я просто хотел побегать за доблестного русского солдата, а не вот это вот все.
А дальше сам Сталинград. Это не простые небольшие европейские деревушки с парой домов, не какие-то там траншеи и окопы, а целый огромный полуразрушенный город. И это выглядит впечатляюще даже по текущим меркам.
И опять разработчикам очень хорошо удалось передать панику и хаос на поле боя. Все куда-то бегут и кричат, умирают от пулеметного огня. У какого-то несчастного подбираем уже ненужную ему Мосинку и обходим всю эту вакханалию по флагу, где нас встречает... А черт его знает, кто.
Вот, если честно, я вообще не запомнил персонажей в советской кампании. У американцев были капитан Фоули, сержант Муди. У британцев - капитан Прайс и майор Ингрэм. А тут каждый ведущий тебя персонаж постоянно меняется. Разве что одного персонажа можно запомнить, но об этом позже.
Здесь оказывается, что наш герой, а зовут его кстати Алексей Иванович Воронин, превосходный снайпер. Мы снимаем несколько офицеров и захватываем Красную площадь города.
Но дальше начинаются не самые интересные уровни. Пусть и красивые, но такие пустые. Да, окружение очень красивое и жуткое, но отстреливать редких солдат Рейха довольно скучно.
Здесь, да и далее, я почти перестал пользоваться MP40. Расстояния большие, на таких уже не добивает. Зато Мосинка со снайперским прицелом справляется отлично.
В общем, следующий уровень у меня слился с предыдущим. Так хорошо начали, и опять немного недотянули, как и в кампаниях западных союзников. Захватываем какую-то железнодорожную станцию, перегруппировываемся со своим, и нам дают звание младшего сержанта.
А вот дальше начинается кое-что интересное. Нам дают в руки ППШ (и снайперскую винтовку, конечно) и отправляют в канализацию. Надо добраться до товарищей, которые не могут сдвинуться с позиции из-за снайпера.
Уровень в канализации неплохой, постоянно что-то происходит. Наши отстреливают немцев на параллельных отрезках, в разломы на потолке видно, как враги пробегают над нашими головами. Укрытий довольно много, да и архитектура интересная. А на фоне официальным тоном фашистские захватчики призывают советских солдат сдаться в плен (кажется, что-то подобное было и во второй части).
Ну а когда выходим на поверхность, начинается одна из самых напряженных миссий в игре - удержание дома Павлова (один из немногих запоминающихся персонажей в этой кампании). Интересно, что разработчики и эту историю основали на реальных событиях.
Пока товарищ перебежками выманивает немецких снайперов, избавляемся от супостатов, а затем со всех ног бежим к дому - приближается эскадрилья бомбардировщиков.
Методично зачищаем дом - этаж за этажом, и четыре минуты ждем прибытия подкрепления. Скажу честно, в детстве меня постоянно здесь убивали. Да даже сейчас пару раз пришлось загружаться.
Здесь же нам дают пострелять из противотанкового ружья ПТРС. Не скажу, что это очень интересно, ведь ружье стреляет практически в автоматическом режиме. Но при этом приходится на слух определять, откуда едут танки. Ружья стоят на втором и третьем этажах, направленные в разные стороны. Услышал танк - бежишь проверять оба этажа, а немцы равно валят изо всех щелей.
После этой миссии нам дают звание сержанта и отправляют в Варшаву на танковый завод. В детстве мне очень нравились эти миссии, а сейчас я почему-то такого удовлетворения не получил.
Скучные они какие-то. Все враги либо сидят по комнатушкам, куда можно ворваться и положить их одной очередью, либо рассеяны по большой площади вперемешку со сломанными танками.
Единственный интересный момент - один из сломанных танков внезапно оказывается рабочим. Но вот удача, рядом заботливо лежит коробка с Панцерфаустами!
И вот мы подошли наверное к самым нелюбимым мною в детстве миссиям. ТАНКИ! Не те, от которых растет пивной живот, хотя концепция похожа.
Но вот что меня удивило. Наш герой - снайпер, но никак не танкист. Так, спрашивается, какого черта его посадили управлять танком. Да не просто управлять, а принять на себя роль командира экипажа!
Почему мне эти миссии не нравились? Да просто меня всегда выносили с двух выстрелов. Танк, как и игрок, имеет показатель жизней. Вот только танку аптечку скормить не получится, а бьют враги больно.
Сейчас, на удивление, я прошел танковые миссии без проблем. Да и заканчиваются они очень быстро. В меня попадали пару раз, но до критичного состояния не доходило. Из приятных мелочей - на втором уровне можно разрушать дома. Понятно, что рушатся они огромными полигонами, но выглядит эффектно.
А на этом и Советская кампания заканчивается, и начинается...
Совместная кампания
И это настолько уныло, что я просто пробегусь по основным моментам. Не понимаю, как можно было так запороть финал игры. Хотя в детстве мне эта часть нравилась, и я даже запомнил некоторые моменты.
В этих трех миссиях мы по очереди играем за американцев, британцев и русских.
Сперва американцы. Бежим по снежному лесу, отстреливаем немцев, воруем документы в бункере, уничтожаем два танка. Все!
Британцы. Тут поинтереснее, но ненамного. Бежим по снежному лесу, отстреливаем немцев, уничтожаем пушки и грузовики, а в конце взрываем несколько ФАУ-2. Скучно!
И наконец, русские. Захват Рейхстага! Ну звучит же! Предвкушаешь эпик на уровне первых миссий в Сталинграде, но нет. Бежим по городу, отстреливаем немцев, уничтожаем несколько зениток, зачищаем два этажа главного здания буквально за минуту. И даже не ты лично поднимаешь Советский флаг!
Причем все эти три миссии проходятся за 10-15 минут!
Какой-то вывод
Мне кажется, что Call of Duty довольно неплохо сохранилась. Картинка иногда выдает довольно красивые виды, но конечно заметно, что графика уже давно устарела. Анимации персонажей слишком потешные, особенно, когда они бегают туда-сюда по полю боя.
Но вот стрелять до сих пор интересно, а это в шутере самое главное. Правда стреляем мы в основном из MP40 да снайперской винтовки, другое оружие почти всегда бесполезно.
А вот с миссиями все не так однозначно. Эпические забеги и погони перемешиваются со скучными пострелушками в траншеях да деревнях, а заканчивается игра вообще унылыми подобиями полноценных миссий.
Но в чем все таки разработчиков нельзя упрекнуть - это в отсутствии разнообразия. Даже в самых скучных миссиях (последние три в расчет не берем) они придумали хотя бы один способ тебя развлечь.
То мы взрываем какие-нибудь танки, то стреляем из зенитных орудий, то на полной скорости мчим от врагов по пересеченной местности. И даже танком дают порулить. А Сталинградские миссии с постоянным ползанием на брюхе под пулеметным огнем просто великолепны. Хоть и понятно, что до уровня более новых частей по уровню безумия игра совершенно не дотягивает, но играется все еще хорошо.
А на этом, собственно, все. Следующая на подходе - Call of Duty 2.