Space Sauce: сомнительное сотрудничество

В поддержку недавней публикации Максима Козлова про его опыт сотрудничества с Space Sauce (Они же Space Games в ВК) хочу рассказать свою историю.

Недавно был пост, к которому мне есть что добавить. Сразу оговорюсь, мне выплатили почти всю сумму. Но те проблемы, о которых говорили до меня — я с ними тоже столкнулся.

В общем, какая история. После выступления моей жены на митапе (она локализатор, но на выступлении затрагивала китайские соцсети) к ней подошел Павел — CEO SpaceSauce, который шоукейсил со своей женой Елизаветой игру Origament: A Paper Adventure, предложили сотрудничество по теме маркетинга. Она договорилась на созвон, и на созвон позвала (с их позволения) меня, т. к. у меня больше профильного опыта в маркетинге, есть опыт работы с блогерами и Китаем в целом. Сразу скажу до этого играми я не занимался, хотя участвовал в продуктовых исследованиях в других сферах. Моя жена, в свою очередь, предупредила их, что она локализатор и работает только с текстами. На первом созвоне мы обсудили, что они хотят в целом. Мы в соответствии с этим предложили им еще раз созвониться, чтобы я представил план работы, а еще чтобы мы договорились о финансах.

На созвоне мы устно (наш bad) согласовали план: 1 неделя — предварительная аналитика, 2 — начало работы над соцсетками игры + поиск блоггеров, 3 — анатилика по блоггерам, коммуникация с ними, ведение соцсетей. На первой неделе я отправил смету и два отчета с рекомендациями на основе проделанной аналитики. Они созвонились со мной, задали вопросы по отчетам, и согласились с этими отчетами. Я продолжил работу. По смете тогда они не оплатили, но задержка была на моей стороне — банк, у которого я заказал карту для оплат налажал и задержал выпуск карты. Окей, не их проблема, все ок.

Я работал дальше, и с 20 августа начал уже вести китайские соцсетки, и где-то к 31 августа, после того, как я предоставил им список блоггеров, готовых к сотрудничеству, подходящих по бюджету, тематике и показателям, они резко начали запрашивать какую-то новую отчетность, которая в наши договоренности не входила. Например, сначала они запросили список вообще всех блоггеров, которых я анализировал. В этот момент я засомневался, так как изначально наша договоренность была о том, что я предоставлю им 10-15 блогеров, которые готовы работать с игрой, подходят по показателям, а не всю базу данных с инфлюенсерами. Мое сомнение было вызвано тем, что запрос списка всех блогеров с контактами выглядел как попытка вытащить из меня всю информацию, которой я обладал по их проекту. Учитывая, что они сами позиционировали себя как “маленькое инди”, я списал все на их переживания.

Я подготовил для них список, четких требований к его форме не было, поэтому я составил его в том виде, какой посчитал наиболее репрезентативным. Далее к разговору подключилась Елизавета, которая до этого редко участвовала в обсуждениях, и в ультимативной форме потребовала приложить ко всем блоггерам скриншоты их профилей. Для них это очень удобно, потому что им не понадобится обходить барьеры китайского интернета, и по скринам уже определят, заходить на страницу или нет. Свое ультимативное требование она обосновала тем, что они уже пообещали список блоггеров со скриншотами своим инвесторам, о чем мне не было известно. Я снова пошел им навстречу, догрузил скрины.

В итоге, когда я предложил им созвон для обсуждения дальнейшей работы, они предложили «короткий разговор». К сожалению, я согласился, и они просто сказали примерно так: «У нас две-три минуты, нам все не нравится, давайте заканчивать, у нас одна минута, до свидания».

В тот же день сразу после созвона я отправил смету за все три недели работы, в которой было прописано, что было сделано и сколько было потрачено времени, т. к. они предложили почасовую оплату, и я согласился на нее. Они до позднего вечера среды, т. е. чуть меньше недели, кормили меня завтраками — что завтра посмотрят. В итоге из трех недель по подсчитанным часам они готовы были оплатить только одну неделю работы.

Так, они сказали про аналитику, которая делалась на первой неделе работы, что ее «так долго не делают», и что им она вообще не нужна, хотя на созвоне они ее утвердили и вопросов к той смете, с первой недели, изначально у них не было. Далее они сказали, что их не устраивает список блоггеров. Буквально: «Мы открыли первого попавшегося блоггера из списка, у него на обзорах разные игры — солянка, нам не подходит». То, что в списке в итоге вместо оговоренных на первых двух созвонах 10-15 блоггеров вышло больше сотни, они не упоминали. В итоге они просто апеллировали к тому, что я просто новичок и «некомпетентный». Причем Елизавета, которая до этого толком не участвовала в обсуждениях и проявилась только с требованием скринов, взяла инициативу и стала в достаточно грубой, на мой взгляд, форме предъявлять претензии. Их с Павлом комментарии по проделанной работе по сути сводились к тому, чтобы обесценить большую часть работы и сказать, что они не хотят за нее платить — оплатят только то, что посчитают нужным.

Space Sauce: сомнительное сотрудничество

При этом Елизавета еще добавила, что за 8 лет работы они ни разу никого не кидали — только «срезали часы».

Space Sauce: сомнительное сотрудничество

По итогу я ответил на все их претензии развернуто и убедительно, обосновывая все этапы работы. Они несколько дней снова кормили меня завтраками. Я написал большое сообщение, в котором попросил все это уже закончить. На это я получил очередной хамский ответ Елизаветы про то, что она дальше второго абзаца читать не будет и обвинила меня в некомпетентности, а также привела какую-то аналогию, не имеющую отношения к делу, в качестве аргумента. В итоге я все же добился того, чтобы они в определенный срок произвели оплату и настаивал на том, что вся моя работа должна быть оплачена.

В оговоренный день поздно ночью Елизавета написала еще одно письмо счастья, в котором уже в более адекватном тоне, забыв про все предыдущие претензии, обвинила меня в других проблемах, и все же согласилась оплатить большую часть моей работы, за исключением той отчетности, которую они сами запросили, меняя к ней требования по ходу пьесы (т. е. они зажали 3 тысячи рублей).

В итоге я не стал с ними дальше ругаться, согласился на сумму оплаты, и хотел просто все это забыть - мне казалось, что раз мне заплатили, у меня недостаточно оснований рассказывать об этой истории. Но потом появились сообщения моих коллег - Максима, который опубликовал пост на DTF, и Соры, видео которой он прикрепил в своем посте.

И я понял, что во всем этом прослеживается общий паттерн: они сотрудничают с людьми, у которых не очень много опыта в геймдеве, сперва заявляя о себе как о небольшом инди-проекте, а потом обесценивают работу, ссылаясь на то, что у них-то куча опыта во всем, и что они сами лучше все знают.

Кстати, про моих коллег: поразительно, но ни Павел, ни Елизавета не говорили о том, что у них в команде есть или были маркетолог и Соры, которая на проекте вела соцсети (хотя она вообще нарративная дизайнерка), и связи с коллегами не было, как и информации о их наработках или планах, что выглядит странно, потому что мы буквально работали над одним продуктом. Зачем такая атомизация?

Итак, я не рекомендую SpaceSauce, Павла и Елизавету к сотрудничеству. Вам придется потратить нервы и силы на то, чтобы защитить свою работу, и то, истории моих коллег показывают — не факт, что вы добьетесь оплаты за свой труд. А еще с вас будут будут просить результат сверх договоренностей, высосав из вас все соки.

9
1 комментарий