Мнение про «Planscape: Torment» 1999 года (без спойлеров)
Всем приветы!
Наконец-то я выполнил данное самому себе (и вам) обещание и прошел культовую РПГ с видом краеугольная проекция «Пленскейп: Тормент». И в кои-то веки, я постараюсь рассказать вам о ней со всей объективностью и не растягивая на тонны текста. Почему? Потому-что игра мне показалась очень ёмкой, концентрированной, но требующей внимательности и погружения. Она точно не подойдёт новичкам и тем кто любит экшен, потому-что это олдскул))
Заранее извиняюсь, что я больше использовал скрины других игроков, а не свои. Я-то своих понаделал, но там сплошь спойлеры. И ещё я тупанул и не заскринил инвентарь персонажей – сами понимаете, что от начального они сильно отличаются наличием шмотья и расходников.
Рассказывать буду не долго, по делу, пройдусь по основным нарративным и геймплейным моментам. Так же дам список советов, которые вам должны помочь, если решили пройти эту игру. Ну и вообще про свои ощущения о 25-летней игре расскажу.
Представление одного из мест действия в середине игры
@@@@@@
НОСТАЛЬГИЯ
Когда-то давным-давно, в году эдак 2004/05, ко мне на ПК попал этот самый «Пленскейп» и я в него даже немного играл. У меня тогда была дурная привычка забивать под завязку весь небольшой винчестер (на 20 Гб) играми и очень зря. Игр было много, половина не игралась и удалялась забываясь что да как. Так произошло и с «Торментом», который я начал, потом забросил, а когда вернулся уже и не помнил что там было – удалил. При этом я смог увидеть как прогружаются текстуры мира игры в реальном времени. Как сейчас помню белые восьми (или шести) угольники, которые загружались и выгружались по мере приближения к ним – страшное дело))
На игру я забил на очень долгое время. Когда стал старше и отгремели всякие «Драгон Эйджи» с «Тираниями» я принялся навёрстывать олдскул. Конечно, в списках «Пленскейп» всегда была в статусе культовой и пройти я её хотел и не хотел одновременно. Ну, блин, старезная игра и как она сейчас будет играться я не представлял. Не хотелось разочароваться.
Как говорится, не так страшен черт, как его малюют. Я это понял, когда в захлёб прошел одну за другой первый и второй «Балдурс Гейты». Да, игры старые, но они классные, в них интересно играть и их интересно читать. И вот тогда я твёрдо решил пройти «Тормент». Поэтому мой взор абсолютно не затуманен величием и ностальгией ибо просто нечем затуманивать – я играл в игру как в первый раз.
«Кстати по теме: Мой сосед Гер ещё в те далёкие играл в неё в игровом клубе и доходил аж до Гильдии Кузнецов – это ближе к середине. Но он застрял и не смог найти какой-то там молоток и чего-то там выковать. Так он её и забросил. Сейчас, пройдя игру, я не очень понимаю о каком молотке шла речь. На том этапе тебе всё давали сразу для ковки, а если че-то провтыкал, то можно было купить. Возможно в ранних версиях этого сделать было нельзя.»
Когда-то и сиськи были больше, то есть трава зеленее
@@@@@@
ВО ЧТО Я ИГРАЛ И КАКИЕ ОЩУЩЕНИЯ
Игрушка уже давно валялась у меня в «Стиме» с очередной летней или какой-то распродажи. Версия Энхансед Эдишен была улучшенной и переулучшенной ещё в 2017 году (если «Стим» не врёт). Но она полностью на английском. Мне-то всё равно, ведь я его знаю хорошо, но если кому-то нужен понятный язык, то можете поискать фанатские переводы.
Вообще сообщество фанатов постоянно улучшало и апгрейдило игру (как и «Бладлайнс», как и «Арканум» и т.д.) и в какой-то момент исправило там всё что можно и нельзя. Собственно и язык был уже встроен в некоторых версиях, а перевод был очень даже хороший. Если вам это критично, то поройтесь в Интернете и обязательно найдёте.
Ну вот так примерно я всё это читал, а вы уж смотрите по себе))
Должен сказать, что ощущения от игры у меня позитивные и я очень благодарен самому себе. За что? За то, что сначала решил пройти «Балдурсгейты 1-2», которые подготовили меня к реально олдскульному геймплею. Если б не они, я бы преодолевал порог вхождения и разбирался намного дольше необходимого. Но после забегов по небольшим открывающимся локациям в творениях «Биоваров» локации в «Пленскейпе» были такими ламповыми и уютно-небольшими, что я реально обрадовался. Да и нет в ней большой карты с точками интереса – всё по месту. Если мы зашли в городок, то решение проблемы где-то неподалёку. Хотя основные квесты часто решаются в разных городах и тянутся всю игру.
Чтобы вы понимали – размеры игры реально небольшие и проходится она с нуля недельки за две если не спешить. Но при этом в локациях постоянно что-то происходит, нам куда-то нужно бежать, нас кто-то встречает перевстречает, мы бегаем взад-назад и верх-вниз. И вообще мир очень насыщенный, а разговоров там больше чем сражений раза в три-четыре.
Сами знаете, что в хорошей ролёвке нужно больше читать чем бить, а опыт за выполненные задания дают даже если никого не убил. Конечно, за мёртвых тоже дают опыт (и неплохо), но в соотношении с затратами оно того может не стоит – лучше поговорить, порешать и получить основательную прибавку экспы за удачно решенное дело.
«Вики. Как пишет Вики, то в игре можно убить всего 4 персонажей чтобы пройти игру – остальных можно уговорить и т.д. Видимо всяческих червей в канализациях такие умельцы просто пробегали под невидимостью. Я таким не занимался, но и просто лезть в драку не мой выбор.»
@@@@@@
ПЕРВАЯ И ВАЖНАЯ ПРОБЛЕМА
Уверен вы в курсе, что в этой игре можно «запороть» персонажа. ЧТО это такое и как? Это когда мы неправильно распределяем ХАРАКТЕРИСТИКИ главгероя в начале игры. Сразу скажу, что даже зная это, я чуть не заруинил всё прохождение потому-что сделал упор на Харизму и Ловкость, но вовремя понял, что тут решает Мудрость))
Вот тут постарайтесь не «запороть» и распределить всё логично. В то же время не упарывайтесь в что-то одно, но и не распорашивайте очки. По ходу игры и повышении уровня вы сможете добавлять ГГ ещё очечи
Наверняка адепты игры умеют проходить её танкуя всё Силой и Выносливостью а ля соулслайк, но я так не играл. Я ж харизматичный убежденец с луком, то есть кинжалом! Такой модели и придерживался какое-то время, но провалы по испытаниям Мудрости внесли свои коррективы. Слава Леди Кинжалов, что я вовремя осознал свою ошибку и начал накидываться необходимыми очками. Чего и вам советую.
@@@@@@
ВТОРАЯ И НЕВАЖНАЯ (для меня) ПРОБЛЕМА
Наверняка вы догадались, что речь пойдёт о графике и визуале в целом. 25 лет назад «Пленскейп» щеголял самым крутым пиксельартом нарисованным вручную на то время. «Диаблы», «БалдурсГейты» и «Фаллауты» были на уровень ниже, если что. И тогда это действительно впечатляло. Но с приходом 3Д картинка утратила в зрелищности, хотя и выглядела получше многих тогдашних переходов в полное 3Д.
Но то тогда, а сейчас? Сейчас лично для меня картинка абсолютно смотрибельная и нареканий нет. Я ж в игру играю, а не кино смотрю. Конечно, я понимаю, что многих игроков такой визуал отпугнёт. Если это так – то вы не тру олдскульный геймер))
Для примера решил вам показать, как сильный скелет застрял (видимо много кушал при жизни) в текстурах и череп Морт заковырял его в руко…зубопашку
Зато «Тормент» нарисован очень стильно, а это куда важнее. К стилю рисовки добавляется гротескный сеттинг и общая атмосфера упадка и жестокости. Забавно, конечно, что в таком агрессивном мире персонажи не против поболтать за жизнь, а не убить при первой возможности))
Локации тоже нарисованы вручную и они все разные. Вы не спутаете подземелье первого города, катакомбы нежити, школу магии или бар «Рваные Паруса» (шутка). В каждой локации свои маркеры-достопримечательности чтобы вам было легче ориентироваться, а в некоторых играет своя музыка, что очень круто.
@@@@@@
С проблемами разобрались, поехали по важным моментам и советам.
@@@
КВЕСТЫ, ЖУРНАЛ И СЮЖЕТ
Некоторые «ценители» ролевых игр и не только постоянно сетуют, что в ролёвках «их ведут за ручку», что не дают свободы действия, что некуда пойти помимо основного квеста и что это вообще такое!? А я им в ответ скажу, что абсолютная свобода действий это путь в никуда.
Во-первых, решает не то, что нас куда-то ведут, а то что нам дают при этом делать. Во-вторых, важно не открытость мира на тысячи километров, а набор возможностей в нём. В-третьих, именно за хорошие истории, по которым нас провёл сценарист, ролёвые игры и становятся культовыми. Нет хорошего гейммастера – будет скучно.
«Пленскеп» в этом плане что-то среднее. Сюжет требует от тебя погружения, запоминания того, что читаешь, с кем говоришь, где бываешь и какой предмет лежит у тебя в инвентаре. Почему это важно? Да потому что в игре полно квестов с очень пространным описанием и никаких меток на карте вообще нет.
Для примера опишу побочный квест. ГГ замечает нервного типа и начинает разговор, мол, че как? А тот чувак в ответ, та всё норм, хочешь заработать? Ну кто ж не хочет!? Ну тогда вот тебе коробочка, не открывай и принеси Васе на склад. Ок, беру коробку иду к Васе. А тот складской Вася как увидел коробку офигел и сказал, что эта коробка проклята и со временем ты от неё помрёшь. А отдать её можно только тому, кто захочет её взять. Вася её брать решительно не хочет и убегает, а ГГ теперь вообще дупля не отбивает что делать. Предмет редкий и магический, что уже уже подсказка. Вот и думайте хорошо или плохо так поступать с игроками))
Если где-то застряли, то читайте Журнал, хотя не факт, что он вам поможет))
@@@
А теперь про сам сюжет, как обещал без спойлеров.
Те кто не проходил, но читал или слышал разбор сюжета, наверняка, начнёт восхвалять какой он сложный, умный и глубокий. Очень хорошее описание, если хочешь что-то похвалить при этом разобрался или не разобрался, прочувствовал или нет, пофиг. Хотя большинство просто знает, что ГГ по имени Неймлесс (буквально Ноунейм) прожил кучу жизней, постоянно умирает, возрождается и ничего при этом не помнит.
А вот когда ничего про сюжет не знаешь и сам начинаешь потихоньку его раскрывать во время игры, то совсем другие ощущения. Это я про себя сейчас. Вчитываясь в диалоги ты не то что проникаешься, тебе становится ИНТЕРЕСНО разгадывать собственную тайну. Тебе не рассказывают по телику – ты сам докапываешься до чего-то по крупицам информации и сам строишь догадки. Ты сталкиваешься с последствиями своих прошлых действий, например, и тебя могут ненавидеть или любить. Сейчас таким может и не удивить, а ГГ с амнезиями уже моветон, но тогда это было что-то новенькое.
Вот представьте, что вы где-то небыли пару десятков лет, а потому вернулись уже забыв о чем-то. Ну а тебе заявляют, что ты, оказывается, кого-то бросил и чего-то там наобещанного не выполнил… ну сложная ситуация.
И самое важное, что наш ГГ очень непростой человек. Вокруг него постоянно крутятся сильные личности, он постоянно кого-то встречает и его узнают, он явно повлиял на этот мир когда-то, но забыл об этом. И вот это понимание, точнее ощущение этого у игрока и затягивает в историю. Тебе реально хочется узнать, что же произошло и чем это закончится. Я уже молчу о том, что по ходу игры ГГ без памяти задаётся вопросами, а нужен ли вообще что-то разгадывать и существовать. Игрушка точно не для детей и самокопание приходит с возрастом))
Не в первый раз я встречаю в игре Крысиного короля (куча крыс с интеллектом), но этот мне очень понравился…я с ним договорился, если что))
@@@@@@
НАПАРНИКИ
Выделяю отдельно напарников, как важный сюжетный и игровой элемент. Их тут аж семь штук и я не знаю, стоит ли вам о них рассказывать чтобы избежать типа спойлеров (немного будет). Хотя, уверен, что черепушку Морта и так все видели. Он присоединяется к нам с первых минут игры и это точно не спойлер. Куда спойлернее его прошлое))
Поэтому расскажу, что при прохождении я смог подружится (взять в пати) только с пятью из них. И это мне ещё повезло с Игнусом, хотя я думал, что заруинил квест с его освобождением, но оказалось, что нет – просто не договорил с ним по одной диалоговой строчке. Ещё я каким-то чудом провтыкал присоединение робота Нордома. Хотя, по идее, он офигенно ко мне лояльный, но даже сейчас я не понимаю почему он ко мне не присоединился… видимо тоже что-то не то ему сказал))
Классика, но где же Игнис и Нордом?
Почему напарники важны? Во-первых, они неразрывно связаны с НоуНеймом. У большинства из них есть тайна. И если дальше начать рассказывать, то будут спойлеры)) Во-вторых, это любовный интерес…кажись тут нет однополой любви, но это не точно. Лично я выбрал однозначно между Йен и Трис, ой не то. В-третьих, с ними очень много диалогов, влияний на них и постоянно происходящие события. Как начнёшь у Морта расспрашивать чего там у меня на спине написано, так на пол часа зависнешь))
В лучших традициях РПГ напарники могут быть лояльными, нейтральными, могут свалить из пати, а могут обратится против нас. Мало того, их можно попробовать обменять, убить, воскресить и т.д. В общем полный набор для добряка или злодея. Кстати, я отыгрывал роль такого себе доброго хлопца, но если кто-то вякнет, то тоби пи*да. Ну а нечего лезть не в свои дела не разобравшись – я ж тут решаю))
Вот пример лояльного «не смотря ни на что» напарника по своим собственным причинам, в прочем как и Морт
@@@@@@
БОЁВКА
Наверно самая слабая часть игры – это сражения с активной паузой. Что значит слабые? В смысле, что контролировать что-то на поле боя довольно сложно. Зачастую бой превращается в свалку из рукопашников и магических эффектов. Так-как я играл за ловкача, то в меня было довольно сложно попасть и я был типа танком)) Даккон помогал мечом, Морт сильно кусал зубами и пробивал на Одессу. Остальные ковыряли ножами в спину и добавляли магией. Не уверен в большой вариативности сражений, ведь умений практически нет, а вот магии хоть отбавляй. Совет: подкопите свитков магии на финальную битву – очень поможет, как и всегда))
В игре есть места, в которые не прокачавшись вообще лезть не стоит. Но по моей старой доброй традиции я выжимал максимум из минимума, то есть пёрся не по основному квесту, а туда куда можно было всунуться. В основном после такого приходилось сильно лечится, зато опыт получал. Но даже при таком подходе были места, в которые мне давали транды.
Скрин из "Стима", но пати как раз как была у меня. Кстати, локация с этими червяками как раз из тех, куда я припёрся и умер пару раз пытаясь их убить. Пришлось качаться и возвращаться туда позже
И сразу совет: не разделяйте пати и не бегите со всех ног вперёд – приведёте парик монстров и вам пи*да. Идите по заветам «Балды 1-2» - вытягивайте поштучно))
Реально большую роль в сражениях отыгрывают расходники и их тут полно. От банальных отравок до черных дыр и призыва каких-то там плеоральных существ (шутка). Но стандарт для рядовых боёв – это пару огоньков, замедлялка и шипы под ноги.
Вообще сражений в игре довольно много, если их не избегать, но при этом они не самые сложные в мире. Большинство из них проходится с первого раза, а сложные со второго-третьего. Для примера, я недавно «Балдурс Гейт 3» прошел, так там местами такие пошаговые битвы были, что я реально задумывался чего делать. И это на уровне «Баланс»…хотя я грешу на кубики)) Поэтому в «Торменте» у меня возникли всего две сложные битвы – с финальным боссом и с крысами в подземелье, потому-что я приперся в их логово недокачанным и упорно не хотел оттуда уходить))
Поэтому не отчаивайтесь, что вам придётся биться со всяческими монстрами в пиксельном Аду. Если вы нормально оснастили персонажей, не тупите и не спешите, то спокойно со всеми разделаетесь. Боёвка тут реально не сложная по своим механикам и труда не составляет. Лично у меня было именно так.
@@@@@@
НАБОР СОВЕТОВ
Для тех, кто не играл во что-то РПГшно тру-олдскульное у меня есть парочка советов которые, надеюсь, помогут вам пройти игру. Если б мне их дали перед игрой, я был бы рад. А так-как их не было, то я чисто по опыту стал проходить игру и постепенно подмечал для себя некоторые моменты. Справедливо только для «Энхансд Эдишен» в которую играл.
@@@
Совет номер ноль: Сразу определитесь с тем, кем будет ваш персонаж: Воин, Маг или Вор. От этого и будет зависеть первая раскидка характеристик. Очки-то с лвлапом будут давать, но основа всё равно закладывается при создании и если Воин то Сильный и Выносливый, а если Маг, то Мудрый и Харизматичный. Я прошел, технически, Вором, но с уклоном в Мудрость))
@@@
Совет номер раз: Не спешите продавать, выбрасывать или бестолково использовать предметы. Тут нет разделения на квестовые или не квестовые вещи, тут нет понимания когда и какой предмет может понадобится. Даже кусок мусора может пригодится в этом мире порталов и других измерений-миров, я серьёзно. Благо, что у нас появляются напарники, которым можно распихать всякий хлам, хотя важные вещи лучше отдать НоуНейму.
Вики так же отмечает, что в игре необычное снаряжение. Не просто там броня, поножи, плащ, но можно всунуть новый глаз, забить масть, то есть сделать тату и взять в руки четыре оружия на выбор))
@@@
Совет номер два: Собирайте деньги и не сильно много тратьте в магазах. Во-первых, денег не очень много; во-вторых, вам периодически будут нужны Н-ные суммы для прохождения квестов; в-третьих, хорошие вещи (которых по игре не очень много) стоят довольно дорого, но самые крутые выбиваются из мощных врагов, если вы их убили.
@@@
Совет номер 3: Обязательно имейте штук 6-7 сохранений типа: в начале входа в Главу, локацию, перед началом любого диалога или битвы и т.д. Сохранит вам кучу времени и даст возможность переиграть момент, если что-то пошло не так, а оно обязательно будет идти не так как вы хотите))
@@@
Совет № четыре: Подходите и говорите со всеми персонажами и по пару раз. К некоторым НПС нужно будет подходить по нескольку раз, потому-что по ходу получения квестов у них будут открываться новые диалоговые строки. Признаться, я почти провтыкал с пяток квестов потому-что не договорил с кем-то о чем-то по теме. Почти, потому-что я вовремя понял (ещё в первом городе), что некоторые диалоги открываются только после каких-то моих действий. Ну а если застряли наглухо, то можете подсмотреть в Интернете гайд, только никому не говорите))
@@@
Совет №5: Выполняйте сперва побочки и желательно все в одном городе, а потом уже идите по основному квесту. В некоторые места вообще нельзя вернуться и вы недополучите опыта. А некоторые квесты заканчиваются/проваливаются как только вы попали в другую локацию.
@@@
Совет без номера: Обязательно имейте под рукой чистый листок бумаги и ручку чтобы делать записи/пометки. У меня ещё со времён текстовых квестов из «Космических Рейнджеров» такая привычка имеется, так что мне не привыкать что-то записывать.
@@@
Совет номер бесконечность: не бойтесь влезать в квестовые неприятности. То есть, если на вас накинули проклятие «Икота», то не спешите убивать обидчика и оставаться с ней до конца игры – где-то рядом есть решение проблемы)) Поэтому постарайтесь понабирать как можно больше квестов чтобы потом было интереснее из них выпутываться.
@@@
Последний совет: Если возьметесь играть в «Пленскейп: Тормент», то не забрасывайте её надолго. Даже два-три дня будет долго)) Я бы вообще посоветовал играть только в неё пока не пройдёте. Она небольшая, но требует концентрации. А то перебьёте чем-то и через неделю зайдёте, а что, а куда уже забудете – не надо так.
Может что и забыл, но вы уж сами разберётесь так что вот вам красавица Аннах
@@@@@@
ФИНАЛ
Итак, пройдя тру-олдскул РПГ «Пленскейп: Тормент» хочется сказать лишь одно: не смотря на явную старость игры она очень хорошая и мне понравилась. Я зачитывался диалогами и в волю выбирал что, как и кому сказать. Я такое очень ценю и теперь понимаю, откуда черпали вдохновение для сюжетов и квестов многие разработчики после этой игры.
Может и хорошо, что я прошел её когда стал старше, ведь это как оценивать взрослую книгу не будучи малолетним долбо*бом, но уже состоявшимся человеком. Так и с этой игрой – я смог по достоинству оценить страдания/метания НоуНейма и его напарников.
Да, игра не самая удобная в мире, но «Энхансд Эдишен», как обычно, улучшило многие аспекты в сравнении с оригиналом. И теперь она играется сравнительно удобно и чего-то мозговыносящего в ней нет. Само собой, нужно немного привыкнуть к тутошним механикам и любителям ролёвок по типу «Элден Ринга» или «Скайрима» тут делать нечего))
Играть в «Пленскейп: Тормент» я вам очень советую и не будьте жадинами-говядинами, а купите игрушку хоть где-то. Ну или сами знаете что и где делать, поди не дети уже))
@@@@@@
П.С. Забыл упомянуть, что у «Тормента» было то ли продолжение, то ли ответвление, то ли дополнение…короче духовная наследница и отдельная игра «Torment: Tides of Numenera». Я в неё ещё не играл и не знаю поиграю ли, но отзывы у неё сначала были серединка на половинку, но потом стали более позитивными. Если кто играл, то напишите как она вам в комментах. Спасибо.
@@@@@@
С вами был Геймер Димка, а следующий разбор будет по огроменной «Балдурс Гейт 3» (от «любимой» «Лариан»), в которую я играл 2 месяца реального времени и это рекорд. Впечатления у меня от неё неоднозначное о чём и расскажу в не менее огроменном посте на стопитсот букав как вы любите))
Спасибо за чтение и до встречи.