Кин-дза-дза! - О вреде курения, дружбе народов и совести

Не совсем лонг и не совсем привычная для меня тема. Да и про сигареты совсем немного, но все-таки:

Кин-дза-дза! - О вреде курения, дружбе народов и совести

Досмотрев фильм, я сперва подумал о том, какая интересная и концептуальная пропаганда произошла на экране. Потом решил, что, в общем-то, на этом мои мысли о кинце заканчиваются и отложил в долгий ящик памяти.

На следующий день я еще раз подумал о том, какая складная все-таки вышла агитка и снова забыл обо всем. А потом вспомнил Гедевана Александровича и понял, что это не просто агитка, а огромное такое ультимативное Агитатище. Сразу и написать захотелось, смотрите, мол, как делать надо.

Чтоб из абсурдизма вычленить что-то понятное, достаточно просто поподробнее описать главных героев.

Дядя Вова: прораб на стройке коммунизма (зачеркнуть). слово "совесть" в фильме ни разу не прозвучало, но оно исчерпывающе описывает ГГ. Дядя Вова в фильме настоящий амбассадор дружбы народов и невыкуренных сигареток, да и в целом честный, бесхитростный и активно надуваемый остальными персонажами. А еще и талантливый во всем человек, вон и на скрипке играет и починить её может, да и в устройстве звездолетов разбирается. Но вот от курения одни проблемы.

Кин-дза-дза! - О вреде курения, дружбе народов и совести

Гедеван (Александрович): инертный, бесталанный и вороватый студент-грузин. В фильме часто уходит на второй план, но, по факту, является ключом к правильному пониманию картины. И да, больше про него мне сказать действительно нечего.

Кин-дза-дза! - О вреде курения, дружбе народов и совести

Уэф: чатланин-Леонов жаден и лицемерен. Как и Би, активно пропогандирует классовое неравенство.
Тандем Леонова и Яковлева, в целом, демонстрирует модель отношений, где есть условный Господин и его подчинённый, обусловленные этим самым неравенством и правом рождения.
Важным моментом является то, что Уэф и Би сами на Плюке являются пришлыми, прилетевшими с другой планеты.

Для справки, Голлум Питера Джексона появился сильно позже. 
Для справки, Голлум Питера Джексона появился сильно позже. 

Би: пацак-Яковлев на деле, как персонаж, даже поинтереснее Уэфа. По словам самого Би, пепелац (который "летающее ведро") принадлежит ему, да и в целом выглядит он сильно пообразованнее персонажа Леонова. Тем не менее, его полностью устраивает главенство Уэфа, а идеи социального неравенства для него совершенно базисны. Такой вот смирившийся со своей долей интеллигент.

Кин-дза-дза! - О вреде курения, дружбе народов и совести

Далее, чтоб понять, что Данелия не просто снял странную комедию, а сделал вполне себе осмысленное высказывание, я бы упростил всё, что происходит в фильме (а в Кид-дза-дза всё, наоборот, гипертрофировано). Создал бы некую метафору.

По сути, другая планета на которую попали дядя Вова со Скрипачом, мало чем отличается от нашей, разве что выглядит в духе Безумного Макса. На ней живут такие же люди и разговаривают они на таком же языке, вынося за скобки костыль "переводчика".

А вот Безумного Макса сняли на 7 лет раньше, совпадение?
А вот Безумного Макса сняли на 7 лет раньше, совпадение?

1986 год, перестройка только началась, а риторика Холодной войны еще не угасла. Не забылись еще разговоры Хрущева о преимуществах социализма над свободным рынком и всё такое прочее.

Ну вы поняли, да, что символизирует по моему мнению планета Плюк?)

Особенно, учитывая, что Би и Уэф, по сути-то мигранты.

ОМЕЕЕРИКА
ОМЕЕЕРИКА

Ну и совсем ударяясь в метафоры, у нас получается, что:

  • Дядя Вова - советский гражданин, строитель коммунизма
  • Гедеван - житель отдалённой советской республики, во всем поддерживаемый дядей Вовой
  • Уэф и Би - ОМЕРИКЭНЦЫ

И эти вот самые Омерикэнцы в фильме ежесекундно стараются всех кинуть. Пагубный капитализм настолько засел в их головах, что они готовы терпеть над собой несправедливость исключительно ради эфемерной надежды облачиться в желтые штаны и вершить несправедливость над другими.

Когда у общества нет цветной дифференциации штанов - нет цели!

Забавнее тут то, что Гедеван, он же "скрипач, который не нужен", не очень сильно-то от них и отличается. Приобщившись к дружбе народов, он не забывает старые привычки и активно кладёт (читай "крадет") в карманы всё, что плохо прикручено, прикрываясь "научной ценностью".

Кин-дза-дза! - О вреде курения, дружбе народов и совести

И получается некий конфликт, когда каждый пришелец активно требует от дяди Вовы избавиться от бесполезного уроженца Батуми. Советский человек, в свою очередь, каждый раз героически от этого отказывается. Ему скрипач нужен, потому что "а как же он без меня?".

По сути, любой конфликт фильма, если углубляться, происходит исключительно между дядей Вовой и его порядочностью.

И я не просто так указал на то, что слово "совесть" в фильме ни разу не встречалось.
В момент, когда пришельцы спрашивали, почему дядя Вова спас их и в чем его выгода, он ничего им не ответил, хотя слово это, по факту, напрашивалось.

Актер, конечно, тут удачный. Совестливый. 
Актер, конечно, тут удачный. Совестливый. 

Ну и как должно быть в хорошей агитке, в конце фильма, снова спасши всех, советский человек предлагает и инопланетян забрать с собой в чудесный мир коммунизма (а инопланетяне в очередной раз пытаются его кинуть).

Это я всё к чему пишу: хороша та пропаганда, которая не лежит на поверхности. Хорошо, когда есть в чем покопаться.

Вроде и сплошная политика, а вроде и подумать есть о чем.

Писать о кино мне даётся тяжело, слишком много хочется сказать и слишком много сказано кем-то до меня. Да и написанное мной здесь, я уверен, много кто написал до меня. Уже полгода теплю надежду разобрать "Слезы капали" того же Данелии, но массив настолько сложный, что не уверен, что это вообще когда-то случится.

Агитировать на подписку не буду, ибо про кино писать я если и продолжу, то делать это буду редко, разборы игр мне нравится делать поболе.

А эту статейку написал скорее для себя, для души и для компиляции мюслей в голове, всем спасибо!

#киндзадза #разборфильма надтфнетхештегаДанелия #советское_кино

17
5
2
26 комментариев