Plants vs Zombies: Heroes – малоизвестное сокровище

Plants vs Zombies: Heroes – малоизвестное сокровище

Интерфейс и правила игры

Plants vs Zombies: Heroes (PvZH) – коллекционная карточная игра для мобильных устройств. По моей классификации она относится к клеточным играм: существа выводятся в определенные клетки на поле и автоматически атакуют существа оппонента в противоположных клетках. Если напротив нет существ оппонента, повреждение наносится герою оппонента, которого и требуется убить для победы. В начале игры у обоих героев по 20 жизни.

Игра расширяет простую клеточную модель до концепции линий (lane), каждая из которых может иметь свои правила – нечто похожее мы видели в The Elders Scrolls: Legends (TES:L), но там линий всего две, а в PvZH – целых пять. На стандартной арене первая линия высотная (heights), а последняя – водная. На высотную линию можно играть любые существа, но некоторые получают там дополнительные бонусы или способности – например, “если сыгран на высоте, вылечите 4 жизни”. На водную линию можно играть только существа со способностью Amphibious. Три центральные линии считаются наземными (ground). В некоторых сценариях набор линий другой: например, можно встретить две водные линии или все пять наземных.

Plants vs Zombies: Heroes – малоизвестное сокровище

Все карты в игре делятся на три типа: существа (зомби и растения), трюки (tricks) и локации (environment). Трюки – это привычные заклинания, которые в этой игре не делятся на “быстрые” и “медленные”, а вот локации заслуживают подробного рассмотрения. Карта локации играется на одну из наземных линий и превращает ее в особую – на этой линии начинают действовать особые правила, выгодные для игрока, сыгравшего локацию. Если при этом там уже была какая-то локация, новая локация ее уничтожает.

PvZH – асимметричная игра, то есть разница между зомби и растениями есть не только в их героях и картах, но и в базовых правилах игры. Каждый ход игры имеет следующую структуру:

  1. Герой зомби играет свои существа.
  2. Герой растений играет все свои карты (существа, трюки и локации).
  3. Герой зомби играет трюки и локации.
  4. Существа сражаются на каждой линии, слева направо (это важно).

Таким образом, герой растений на своей фазе знает, что оппонент уже не сможет сыграть существа, но еще сможет сыграть трюки и локации, если они у него есть. Герою зомби приходится планировать, какие трюки и локации он будет играть на этом ходу, не зная, что сыграет оппонент.

Кроме того, только существа зомби могут иметь способность Gravestone (существо скрыто в могиле до третьей фазы хода, и большинство карт на него не действует), и только существа растений могут иметь способность Team-Up – становиться во второй ряд, как показано на рисунке. Игра просто не допускает боев зомби против зомби или растений против растений.

Герои и карты

Каждый герой в Plants vs Zombies: Heroes имеет две пиктограммы класса, очень похожих на дисциплины из Vampire: the Eternal Struggle. Классы определяют, какие карты этот герой может использовать, а какие нет. Каждая карта в игре принадлежит к одному из этих классов. И зомби, и растения имеют по пять классов карт.

Plants vs Zombies: Heroes – малоизвестное сокровище
  • Guardian - защищается с помощью второго ряда растений с высоким Здоровьем. Лечит героя и растения.
  • Kabloom - самый агрессивный класс в игре: быстро выводит существа с высокой атакой. Умеет наносить повреждения оппоненту и его зомби.
  • Mega-Grow - лучше всего усиливает растения, дает им дополнительные атаки. Также умеет тянуть дополнительные карты.
  • Smarty - замораживает зомби, возвращает их в руку. Многие растения – амфибии или атакуют несколько зомби сразу.
  • Solar - растения дают дополнительные ресурсы, лечат героя или пробивают повреждения сквозь зомби.
Plants vs Zombies: Heroes – малоизвестное сокровище
  • Beastly - усиливает зомби. Многие из них имеют Ярость (атакуют второй раз, если уничтожают растение и выживают). Есть и плавающие зомби.
  • Brainy - множество разнообразных трюков, включая призыв новых зомби, карт и ресурсов.
  • Crazy - множество зомби, взрывающихся при уничтожении. Массовые повреждения трюками и способностями существ.
  • Hearty - бронированные зомби, повышение здоровья зомби. Есть трюки, уничтожающие растения массами.
  • Sneaky - смертоносные зомби, многие плавают или скрываются в могилах. Трюки передвигают существа или возвращают в руку.

Кроме того, каждый герой имеет четыре “супер-способности” (особенно мощные карты, стоящие по 1 ресурсу каждая), одна из которых уникальна для данного героя и имеет собственную анимацию. Эти карты не попадают в колоду, а получаются в процессе игры: одна случайная из них добавляется в руку игрока в начале игры, а остальные срабатывают при супер-блоке (см. ниже).

Такой подход обеспечивает равномерную стратификацию карт, явно превосходящую стратификацию Hearthstone: здесь нет “нейтральных” карт, которые мог бы использовать любой герой, и с которыми дизайнерам приходится быть очень осторожными, чтобы случайно не создать слишком сильные комбинации. С другой стороны, нет и карт, специфических для данного героя, которые можно делать намного более сильными, поскольку у данного героя не будет карт, образующих слишком сильные комбинации с ними.

Plants vs Zombies: Heroes – малоизвестное сокровище

Игрок PvZH ощущает индивидуальность своего героя гораздо сильнее, чем игрок Hearthstone:

  • там всего девять видов героев, а здесь их целых 22 (по 11 у зомби и растений), причем у оппонента не может быть ни одной карты, присутствующей в колоде игрока, поскольку зомби всегда воюют только с растениями;

  • практически все супер-способности героя будут использованы в каждой игре и окажут огромное влияние на ее результат, тогда как способности героев Hearthstone могут использоваться редко и не оказать серьезного влияния на результат игры;
  • герои PvZH прекрасно анимированы: кроме анимации уникальной супер-способности, есть анимации выведения существ, разыгрывания трюков, анимации состояния героя (например, когда у героя 5 жизни или меньше, он дрожит от страха) и его смерти. Герои Hearthstone представлены статическими картинками.

Не все герои доступны игрокам с самого начала: их нужно постепенно покупать за игровую валюту. Двух героев (Бета-Каротину и Огромного Гигантуса) нельзя купить, они с некоторой вероятностью выпадают в дополнительных наборах. Впрочем, они не сильнее обычных героев, а просто обеспечивают другой стиль игры.

“Супер-блок”и взаимодействие между игроками

Plants vs. Zombies: Heroes поддерживает здравую мысль, что проигрывающему игроку следует помогать, чтобы он имел шанс собраться с силами и переломить ситуацию. Это позволяет избежать “игры в одни ворота” и делает игру более интересной. С этой целью в игру введена механика “супер-блока”. У каждого героя есть “супер-блокметр” - индикатор, который растет на 1-3 деления каждый раз, когда герой получает повреждения. Если при этом индикатор переполняется, повреждение полностью предотвращается, и игрок получает случайную “супер-способность” своего героя, которую можно немедленно сыграть бесплатно или забрать в руку. “Супер-блокметр” имеет три заряда, после чего он уже не работает – таким образом, игрок имеет хорошие шансы сыграть все четыре “супер-способности” своего героя в каждой игре. Оба “супер-блокметра” видны игрокам, и они могут планировать, когда именно должен сработать “супер-блокметр”, и как это может повлиять на игру. Знание всех способностей героев – именно то, что отличает хороших игроков в PvZH.

Plants vs Zombies: Heroes – малоизвестное сокровище

Знатоки жанра ККИ скажут, что идея давать проигрывающему игроку карты не нова: в TES:L тоже есть руны, которые разрушаются при получении игроком повреждений и приносят ему карты. Однако очевидно, что “супер-блок” PvZH задуман намного лучше:

  • игрок TES:L, проигрывающий агрессивной колоде, обычно и так имеет много карт на руке, он просто не успевает их сыграть. Реально помогают только карты Prophecy, которые можно сыграть сразу, но и среди них очень мало карт, тормозящих агрессию оппонента;
  • разрушение руны не предотвращает получение повреждений, в отличие от “супер-блока”;
  • в TES:L есть карты, которые усиливаются при разрушении рун оппонента, и они, естественно, используются в агрессивных колодах. Создается впечатление, что не все дизайнеры игры понимают, для чего введена механика рун, раз уж используют их для усиления “игры в одни ворота”;
  • Игрок TES:L управляет своими существами и может не атаковать, пока не накопит достаточно существ, чтобы победить за один ход – это достаточно популярная тактика, если у оппонента мало карт на руке. Игрок PvZH не может предотвратить атаку своих существ.

В целом, уровень взаимодействия между игроками в PvZH феноменальный для клеточных игр и почти не уступает играм с блокированием, которые вводят ради этого “быстрые заклинания”, замедляющие и усложняющие игру. Во всех клеточных играх существа автоматически блокируют вражеские существа в противоположных клетках, но зачастую игрок проигрывает просто потому, что не успевает заблокировать все существа или не может прорваться через “толстые” существа оппонента. В PvZH есть множество способов победить различные стратегии: есть карты, уничтожающие сразу несколько существ, есть способность Смертоносный, позволяющая разменять мелкого зомби на крупное растение, способность Пробивной удар позволяет атаковать не только существо оппонента, но и его самого, а Ярость дает дополнительную атаку, если существо оппонента погибло, а наше выжило.

Очень помогает и то, что здесь нельзя собрать всю колоду из летающих/неблокируемых существ и победить только потому, что оппонент не получит карт, позволяющих их перебить. Такие колоды всегда представляли угрозу для взаимодействия между игроками в Magic и особенно в Eternal, в котором довольно много существ Unblockable. В PvZH этот вопрос решен идеально: есть ровно одна водная линия, на которой существа-амфибии трудно заблокировать (для этого оппоненту нужны собственные амфибии). Сколько бы амфибий ни было в вашей колоде, на других линиях они не получат никаких преимуществ! Таким образом, игроки все-таки могут использовать трудно блокируемые существа, но ими нельзя злоупотребить.

Монетизация и развитие аккаунта

Любителям обвинять игры в “агрессивной монетизации”: в этой игре, как и в любой ККИ, тоже есть дополнительные наборы, которые можно купить за деньги. Более того, некоторые наборы в игровом магазине можно купить только за реальные деньги (не за игровую валюту, которую можно заработать). Если для вас этого достаточно, чтобы поливать игру грязью на форумах, дальше эту статью можете не читать.

На самом деле монетизация в PvZH чрезвычайно “мягкая”, и при должном старании любой игрок получит все нужные ему карты, не заплатив ни копейки – и это несмотря на то, что здесь можно положить в колоду целых четыре копии каждой легендарной карты. Дизайнеры игры нацеливали ее на детей, у которых нет банковских карточек, и поэтому основным методом монетизации является просмотр рекламы. За один рекламный ролик вы получаете 5 гемм (игровая валюта), а за день таким образом можно заработать 100 гемм – именно столько стоит дополнительный набор, гарантированно содержащий редкую, супер-редкую или легендарную карту.

Plants vs Zombies: Heroes – малоизвестное сокровище

Но это только начало. В игре есть особый набор “карт событий”, которые можно заработать. По редкости карты событий приравнены к супер-редким, и каждую неделю в игре разыгрывается очередная карта события: игроки могут заработать четыре копии этой карты за игровую активность (победы в PvP- и PvE-режимах). При этом также можно заработать дополнительный набор, если выполнить все ежедневные квесты. А еще есть стандартные квесты, которые получаются каждые три часа и приносят по 10 гемм каждый. В общем, активный игрок зарабатывает около 150 гемм в сутки, а также получает карты событий. Еще можно заработать на повышении своего PvP-рейтинга.

Лишние карты (сверх четырех копий) можно распылить, а за пыль создать нужные карты. Кроме того, игра содержит несколько “стандартных колод” для каждого героя, которые можно “выкупить” за геммы - цена выкупа зависит от количества недостающих карт. Это позволяет игрокам получить не просто случайные карты, а именно те, которые они хотят получить, даже если они не собираются играть этой колодой.

Разумеется, лучшие колоды содержат множество легендарных карт, и до них игрок добирается далеко не сразу. Тем не менее, в игре есть и дешевые конкурентоспособные колоды, списки которых можно найти на форумах. Никакой ротации нет, и не предвидится. В результате каждый игрок может комфортно играть несколько лет, не платя ни копейки и не теряя интереса к игре – у него всегда будут цели, которых предстоит достичь.

Монетизация игры близка к идеалу. За реальные деньги можно покупать специальные предложения в игровом магазине, но в игре нет никаких “эксклюзивных” карт только для богачей – любые карты можно создать за пыль, открыть в дополнительных наборах или выкупить в составе какой-нибудь колоды. Само собой, деньги позволяют получить ценные карты прямо сейчас.

Бешеный рандом

Роль случайности в ККИ описана во второй части моей статьи “Сага о балансе”. Из нее вы узнаете, зачем в ККИ вообще нужна случайность, и к чему приводит слишком большое и слишком маленькое влияние рандома на победу.

Базовые правила PvZH определяют средний уровень влияния случайности. Конечно, “супер-блок” игроков растет случайным образом, но поскольку в большинстве игр герои получают повреждения много раз, срабатывает закон больших чисел, и эта случайность не так уж часто оказывается решающей. Поскольку колода состоит из 40 карт, и в нее можно класть целых четыре копии каждой карты, стабильность прихода карт здесь даже выше, чем в большинстве ККИ (для сравнения: в Magic разрешается четыре копии на 60 карт, в Hearthstone – две копии на 30 карт).

К сожалению, в игру был введен невероятный уровень рандома в виде случайных эффектов карт. В игре есть не только карты, создающие случайные эффекты один раз, но и множество карт, дающих игроку случайные карты на каждом ходу (например, показанный на картинке Mad Chemist) – и, разумеется, такие мощные карты очень популярны! Некоторые существа также превращаются в случайные существа либо призывают другие случайные существа прямо на поле боя.

Plants vs Zombies: Heroes – малоизвестное сокровище

Повышение роли рандома снижает роль класса игры и качества колоды, и, несомненно, именно эту цель преследовали дизайнеры игры, пытаясь создать ККИ, в которой было бы комфортно даже детям. К сожалению, это помогает только до определенного уровня, за которым игроки перестают относиться к игре серьезно – а ведь даже казуальные игроки любят осознавать, что они играют в серьезную спортивную игру. Девин Лоу, дизайнер игры, имеет огромный опыт создания ККИ, но даже гении совершают ошибки. Невероятный уровень рандома полностью уничтожил спортивность PvZH.

Опытные игроки с хорошими колодами по-прежнему чаще выигрывают, чем проигрывают, но здесь нет никаких “чемпионатов”. Максимум, чего может добиться игрок – это 50-й уровень PvP-лиги, причем, в отличие от Hearthstone, здесь потерять уже завоеванный ранг невозможно. Пожалуй, чрезмерный уровень рандома – единственный серьезный недостаток игры. Но, по крайней мере, в ней никогда не бывает скучно!

Заключение

Дизайнеры ККИ, попросившие меня проанализировать их игры, знают, что я щедр на критику и скуп на похвалу. Тем не менее, Plants vs Zombies: Heroes я могу оценить только как истинный шедевр. Эта игра – примерно такая же революция в мире мобильных ККИ, какой когда-то стала Hearthstone в мире игр на PC. Дизайнерам Hearthstone удалось упростить интерфейс и правила игры до такой степени, чтобы дуэли занимали около 15 минут, а PvZH сократила время дуэли до идеального для мобильных устройств - пять минут!

При этом уровень взаимодействия между игроками в PvZH намного выше, чем в Hearthstone, что приносит игрокам больше эмоций. Да и сама игра выглядит намного более красивой: если в Hearthstone существа – всего лишь статичные плоские картинки в рамках, то здесь у каждого существа есть анимация призыва, стояния на месте, атаки и гибели – а если у существа есть специальные способности, они также анимированы.

Более того, уникальная модель монетизации игры и отсутствие ротации делают ее просто идеальной для подростков, желающих играть в интеллектуальные игры, но не имеющих денег, необходимых для комфортной игры в традиционные ККИ. Хотите, чтобы ваш ребенок не просто играл на мобильном телефоне, но и развивал свой мозг – смело ставьте ему PvZH. Это вам не какой-нибудь арканоид, платформер или match 3, здесь надо думать – причем не только над своими ходами в процессе игры, но и над стратегией развития своего аккаунта. Игра имеет рейтинг 7+, и в нее действительно могут играть семилетние дети.

Обратите внимание: эта игра полностью разрушает оба распространенных стереотипа о мобильных играх, которые я назову “на мобилах игры для дебилов” и “хочешь играть – будь готов башлять”. То, что в любом виде искусства основной поток произведений состоит из низкопробной чепухи, сделанной на потребу толпе, не означает, что среди них вообще нет шедевров! Надо просто уметь искать. А поскольку в хорошую игру, в отличие от хорошей книги, хорошего фильма или хорошей песни, можно играть годами, жаловаться вообще не приходится. Более того, я знаю десятки отличных мобильных игр, и каждый месяц выходят новые. А если уж вам не повезло, и ваша игра оказалась глупой и жадной - просто удалите ее и найдите лучшую.

Неизвестно, почему PvZH не получила практически никакой поддержки после релиза: у игры нет ни официального форума, ни даже официального информационного ресурса! Более того, новые карты также давно не выходили, хотя разработчики продолжают следить за метагеймом и изменять карты для его улучшения. Может быть, отрицательным фактором послужило то, что игроки не привыкли серьезно относиться к миру “зомби и растений”, а люди не платят серьезные деньги за несерьезные игры. Кроме того, в карточной игре нарушен основной канон мира: зомби здесь никуда не движутся.

Но, разумеется, такие мелочи не могут помешать истинным любителям ККИ насладиться этой замечательной игрой. Сам я играю уже второй год, и до сих пор не надоело. Сейчас у игры 10 миллионов установок, а при правильном маркетинге и поддержке было бы не менее ста миллионов.

2020
6 комментариев

Уже убрали дикий фриз при просмотре карточки?

Кстати статья хорошая, по делу и до малейшей детали , заслуженный плюсик

Спасибо на добром слове! Никакого фриза я и не видел никогда.

Чтобы убрать фриз - надо поменять язык устройства на английский. Делать я этого конечно же не буду.

На счет статьи - она шедевр!

Игра супер, но разработчики бросили её на произвол судьбы