Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

1. Crysis: Remastered

Знаменитый ПК-эксклюзив и вместе с тем игра золотого Yoba-стандарта, Crysis открылся мне лишь в 2025-м. Это могло бы случиться лет на 10 так раньше, но steam-версия оригинальной игры отказывалась запускаться тогда, отказывается и сейчас. Прям как в той самой шутке — не смог. Но зато под ремастер моя скромная машина войны сгодилась.

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

И что хочется сказать — вопреки всем усмешкам, Crysis это действительно величина. Всё здесь, от сюжетной структуры до графических эффектов, служит цели создать у тебя ощущение нахождения в дорогом кинобоевике тех лет — таком, в котором есть место и спиномозговой отваге, и картинной жестокости, и сай-фай дискурсу. Кино, что начинается как локальная войнушка, а заканчивается битвой за будущее человечества, и чтоб картинка внушала трепет и каждый персонаж знал свою роль. Crysis это продукт из нулевых во всех смыслах — сейчас так уже не делают, что только повышает ценность игры с годами. А ещё здесь отличная разрушаемость окружения — я думал, в Bad Company 2 с этим было хорошо, но Crysis демонстрирует, как это должно быть.

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

Ничто из этого не имеет значения, если в такой видеоигре противно или вовсе скучно находиться. Но это не наш случай и Crysis до сих пор отлично ощущается, а также имеет очень приятную стрельбу — пушкам немного не хватает убойности и звучности, но это уже пожелания. Заслуга ли это ремастера, но здешний ганплей доставил мне куда больше удовольствия, чем оный в сиквеле.
Тупым шутаном игру тоже назвать нельзя — ты вынужден держать во внимании специфику окружения, ведь среди буйной растительности тропического острова прячутся многочисленные и очень наблюдательные враги, под коллективным огнём которых в одночасье сминается броня нано-костюма. Даже тактический бинокль здесь оказывается совсем не лишним и служит для прояснения ситуации и собственных шансов.

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

Однако сказанное куда более справедливо для боёв против людей, и я разделяю мнение общественности, что с появлением пришельцев Crysis становится куда как менее увлекательным. Игра не становится хуже в прямом смысле слова, остаётся богатой на эпические нарративы и крутые сцены, и хотя бы раз добраться до финала однозначно стоило, но вот повторять я этот путь уже не решусь. Одно только путешествие по кораблю кальмаров было испытанием для моих топографических способностей, не говоря о том, какой же в Crysis отвратительный босс-файт — я сдох там чаще, чем за всё предшествующее прохождение. Ещё одна добротная игра, постаравшаяся испортить мне впечатление под конец.

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

2. Mafia: Definitive Edition

С оригинальной "Мафией" познакомиться мне также не случилось, но в этом уже и нет необходимости — переиздание полностью удовлетворило мои ожидания. Ремейк Mafia это замечательное художественное произведение, умело и броско рассказывающее свою историю, погружающее в контекст времени и специфику присущих ему криминальных кругов, одновременно романтизирующее мафиозный уклад и в тот же момент весьма прозаично иллюстрирующее жестокость, беспринципность и безрассудность такой жизни. Ну и оформлено всё это нарративное многообразие в, прямо скажем, довольно посредственную видеоигру.

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

Не имею цели ругать игромеханическую часть "Мафии" — она сносная и свою задачу выполняет, играть было интересно. Но в то же время нельзя было не заметить, насколько кустарно и неказисто реализованы многие геймплейные моменты — от смехотворных рукопашных схваток до перестрелок, исполнением своим отсылающих к видеоиграм начала века. Геймплея в Mafia ровно столько, чтобы не превращать игру в кино, однако фокусируйся разработчик на нём сильнее и это могло бы фатально сказаться на общем восприятии произведения. Потому я не вижу причины играть выше чем на "средней" сложности — слишком многое, от интеракций с окружением до регистрации попаданий, выполнено спорно или вовсе архаично, чтобы бросаемый игрой вызов был оправдан. Как отдельный пример сам город, Лост-Хэвен, чьё существование тоже обусловлено экспозиционными задачами и у которого практически нет применения вне сюжетных эпизодов — то обстоятельство, что в оригинальной игре 2002-го было так же, аргументом быть, разумеется, не может.

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

Насколько я могу понимать, в Mafia: The Old Country был использован тот же подход, при котором нарратив господствует над геймплеем, но второй раз это уже не сработало, и к ностальгическим чувствам новая игра апеллировать уже не может.

Словом, могло быть лучше, могло быть более целостно, но даже в текущем виде ремейк "Мафии" это пристойное видеоигровое приключение, интерактивность в котором имеет не последнее значение. Пусть геймплей здесь не является самоценным элементом, но это тот фокус зрения, который позволяет воспринимать историю со всей вовлечённостью, сопричастностью, неравнодушием — ведь ты как игрок неразрывен с главным героем в ключевых моментах истории, видишь картину вещей с его перспективы, осуждаешь, понимаешь, хочешь пройти извилистой тропой криминальной жизни вместе с ним. Линейные сюжетные игры это моя любимая категория, и Mafia во многом является образцовым их примером.

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

3. Putrefaction

Теперь о кое-чём попроще. Putrefaction это инди-шутан из далёкого 2015-го года в духе Doom 3, где есть только ты, коридор и толпа вражин. Игра уже тогда не была никому нужна, и первое же достижение, которое получаешь в первые 15 минут, есть лишь у 6% купивших её в Steam. В свою очередь 2,5% людей настолько отчаянные, что одолели Putrefaction на высокой сложности — а это, между прочим, творение нашего соотечественника, и если вы когда-либо играли в российские видеоигры, то можете знать по себе, как они любят выкручивать вам яйца своими представлениями о справедливом испытании.

Putrefaction здесь исключением не стал, и когда я пробовал пройти игру на социально приемлемом medium, то уже ко второму уровню остался без боеприпасов и был благополучно сожран местными чупакабрами. Впрочем, и на низкой сложности преодоление сего детища составило некоторый вызов.

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

Игра-то в самом деле неплохая — по крайней мере, соответствует минимальным стандартам жанра. Много оружия, разнообразные враги и попытки в создание интересных ситуаций, боссы, при чём последний трёхфазный. В Putrefaction, в отличие от мириад других кустарных поделок, чувствуется творческое присутствие автора, его желание воплотить как можно больше того, что он умеет. И это было бы даже хорошо, да только стрелять совсем неинтересно — при всех вложенных усилиях, игромеханически Putrefaction это всё ещё кастомка на Unity. Зато здесь потешные враги, предметно никак не согласующиеся друг с другом — какие-то зомби в штанах с топорами в руках, накаченные мутанты уже без штанов, но с автоматами, шустрые рыбо-люди, которые спотыкаются на ровном месте, а под конец вовсе какие-то призраки. У всего этого даже присутствует какая-та система расчленения. В общем, Putrefaction это манифестация всего, что умел его разработчик в те годы — он и по сей день делает игры, но уже в других жанрах.

Putrefaction проходится что-то типа часа за полтора, и стоила мне рублей 20 — жалеть в любом случае не пришлось, это было по-своему занимательно. В каком-то смысле игра даже симпатичная — вся эта кустарщина вкупе с пластиковым рендерингом Unity нет-нет да образует какую-то диковатую идентичность. В общем и целом, не самая плохая игра из бесконечного списка тех, которые никто никогда более не запустит.

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

4. Skyrim

Skyrim он как Doom — ты мог в него никогда не играть, но точно о нём слышал, при чём чаще, чем хотел бы. В 5-й "Свиток" я поиграл ещё тогда, году в 2012-м, но тогда я совершенно не понимал видеоигры в открытом мире — сразу после эпизода с драконом ушёл куда-то в третью сторону, убил курицу, был казнён стражей, на чём своё приключение и окончил. Были попытки и позже, но характерная грязно-серая гамма "Скайрима" стабильно навевала на меня уныние. Ходьба по безмерным пустотам открытого мира и затыкивание бесконечных драугров в курганах тоже никак не вязались у меня с образом увлекательной видеоигры.

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

И вот, за 14 лет с релиза, я таки исполнился необходимого настроения, чтобы ещё раз отправиться в Тамриель — ну и набродил там свыше 100 часов. При том не сильно-то изменился во взглядах — это всё ещё до крайности монотонное путешествие среди пейзажей зимнего Железногорска, но вместе с тем "Скарим" оказался куда богаче на впечатления и смыслы, чем могло мне казаться изначально.

Начиная с глобальных этнических и культурно-религиозных конфликтов нордов, Империи и Талмора, заканчивая маленькими нарративами в духе фалмеров, похищающих путников прямо на дорогах, или тех же изгоев, живущих в горах и ритуально вырезающих себе сердца в честь собственного мессии. А потом оказывается, что изгоев в своё время выгнали из собственных земель норды-захватчики, и что сами норды далеко не монолитная нация, чья ментальность и нравы сильно отличаются от города к городу, от авторитарного Морфала до бандитского Рифтена. Да и сам Скайрим нордам, строго говоря, не принадлежит, и на необъятных просторах этой земли, вплоть до кланов орков. Словом, в какой-то момент я погрузился в нарративные глубины игры и мне сталось по-настоящему интересно здесь пребывать — при том, что лор "Свитков" ведом мне почти никак.

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

Мне даже основной сюжет понравился, хотя очень многие им пренебрегают — как для РПГ в открытом мире получилось очень недурно и даже интригующе. Тем более что Skyrim, со всей его серостью и однообразием, совсем не поощряет исследования, и если ты и забрёл в какую из усыпальниц драугров, то будь уверен, что она ничем не отличается от сотен таких же, и что ты сюда ещё вернёшься, уже по квесту.

В известном смысле я понимаю тех, кто приходит в "Скайрим" жить, хоть сам до моддинга ещё не дошёл. Мне нравилась даже не сама игра, но нахождение внутри неё — пребывание в этом жестоковыйном, пронизываемом северными ветрами мире политических раздоров и древних легенд. Вплоть до того, что я потратил какое-то неадекватное количество часов у кузницы и в вояжах по торговцам вблизи Вайтрана, чтобы сколотить себе даэдрические доспехи и оружие — больше никогда не буду так усердствовать в РПГ. И только когда мой персонаж стал неприлично сильным по меркам игры, а его развитие подобралось к потолку, "Скайрим" наконец-то утомил меня и освободил от своих чар. Столько усилий у кузницы, столько марш-бросков при полном перегрузе и теперь мне слишком скучно продолжать игру.

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

Да, в "Скариме", как оказалось, есть уровни сложности, но они неадекватные — когда тебя казнят одним ударом при 80% здоровья, относительно сбалансированное приключение превращается в парад боли и ретраев. Сражаться на мечах в игре, конечно, забавно, но не настолько, чтобы сжирать сотню кочанов капусты или вовсе прожимать F9 на каждом пропущенном ударе.

"Скайрим" всё ещё не игра моей мечты, и те 20 часов в "Обливион" хоть и были чертовски недружелюбными — из-за тамошнего автолевелинга в какой-то момент я стал абсолютно беспомощным в бою, — запомнились мне куда как ярче. И тем не менее, уважения к 5-м "Свиткам" я преисполнился и теперь хотя бы понимаю, почему имя игры никак не предадут забвению.

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

И какого чёрта все усыпальницы нордов полны неупокоенной нежити?

5. Deus Ex

Ещё один образчик неувядающей классики, до которого у меня добрались руки. Отдаю должное игре, она прекрасно сохранилась до наших дней — хотя бы даже потому, что её геймдизайнерские решения активно применяются и сегодня. Разве что ориентироваться на местности посреди черноты здешних ночей мне бывает очень уж тяжко, и возраст самой игры нет-нет да сказывается на логике построения уровня.

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

Я всегда понимал понятие Immersive sim как что-то большее, ежели только выбор между стилями прохождения. С вариативностью у Deus Ex всё более чем в порядке, но я вижу заслугу игры в другом — в воплощении на экране целой новой реальности, мрачного альтернативного будущего, фантастического, но не невероятного. Я верю нарративу игры, и, несмотря на давно устаревшую графику, почти что осязаю угрюмую действительность этого мира.
При том, что Deus Ex не очень-то многословен по части сюжета и сеттинга, он каким-то образом умудряется рассказать куда больше изобразительными средствами, просто за счёт своего облика — экстерьеров запустелых локаций, внутреннего убранства UNATCO, непроницаемой глухой мглы, в которой игровой процесс и протекает. А всевозможные маленькие интеракции с возможностью ощутить на себе их последствия лишь придают окружающему достоверности.

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

Откровенно говоря, не уверен, что доведу игру до конца. Пусть по содержанию оригинальный Deus Ex почти ничем не уступает тому же Human Revolution, но что касается формы игра всё-таки утратила прежний лоск, и минувшие с релиза годы берут своё, омрачая игровой процесс. Банально даже что касается стрельбы, — хоть Deus Ex вообще не про стрельбу, но тем не менее. Да и ломать глаза о чертовски мелкий интерфейс хотелось бы реже.

В любом случае, достоинства игры оценил и отдаю должное её наследию.

Микро-блог: во что я играл в 2025-м [3]

На этом очередной очерк подходит к концу, но мне ещё есть о чём рассказать. Лишь бы нашёлся подходящий слушатель. Благодарю за внимание.

7
2
4 комментария