Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей
Сегодня я хочу сделать то, что давно собирался - разобрать по косточкам одну из величайших игровых франшиз в истории. Metal Gear - это эпопея, это целая философия, завернутая в шпионский боевик с зашкаливающим уровнем пафоса и абсурда. Это то, что заставляло нас покупать консоли, гуглить историю Холодной войны и сомневаться в реальности.
И как у любого преданного фаната, у меня есть свое, выстраданное годами, мнение о каждой части. Будем двигаться от самого дна, от того, что лучше бы и не выходило, к сияющей вершине гения Хидео Кодзимы. Поехали!
Прежде чем мы начнем, одно важное правило: этот топ субъективен! Если ваша любимая игра оказалась внизу списка, это не значит, что она плохая (ну, кроме одной). Это значит, что для меня лично другие части оказались важнее. Metal Gear - это настолько многослойное произведение, что каждый находит в нем что-то свое. И это прекрасно...
19. Metal Gear: Survive (2018)
Оценка: 3/10
Краткий вердикт: Что это вообще такое?
Ладно, не буду долго разводить демагогию. Metal Gear Survive - это, пожалуй, самый большой провал в истории франшизы. Я не знаю, что курили Konami, когда решили сделать из Metal Gear игру про выживание в другом измерении с зомби, но это было странно. Игра потеряла всё, что делало Metal Gear уникальной: сюжет, стелс-геймплей, харизматичных персонажей. Осталась только общая атмосфера и, честно говоря, даже она какая-то выхолощенная.
Не знаю, кто это покупал, но я даже не смог себя заставить пройти её до конца. Это не Metal Gear, это какое-то недоразумение, пытающееся выехать на чужой славе.
18. Metal Gear Solid Mobile (2008)
Оценка: 4/10
Вердикт: Для своего времени, но всё же...
Помню, как гонял в нее на N-Gage, который мне тогда подарили. Игра была попыткой перенести MGS на мобильные платформы, и, надо признать, для того времени это было неплохо.
Управление, конечно, было то ещё испытание, но сам факт того, что ты можешь играть в Metal Gear на мобилке, казался тогда чем-то невероятным. Сюжет был какой-то притянутый за уши, но атмосфера, отдельные моменты - всё это было.
17. Metal Gear Solid: Social Ops (2012)
Оценка: 4.5/10
Вердикт: Сборник карточек с персонажами.
Вот это уже совсем странная история. Social Ops - это, по сути, карточная игра с элементами RPG. Собираешь команду из персонажей Metal Gear, сражаешься с другими игроками, проходишь какие-то миссии.
Само по себе играть в это было скучно. Единственное, ради чего можно было в это играть - это собрать как можно больше карточек любимых персонажей. Но как игра, это полный провал.
16. Metal Gear Solid Touch (2009)
Оценка: 5/10
Вердикт: Тематический тир.
Touch - это, по сути, рельсовый шутер. Ты просто водишь пальцем по экрану, чтобы прицелиться и стрелять. Это было забавно на пару часов, потому что там были знакомые персонажи и локации из MGS. Но глубины никакой, никакого стелса, никаких хитроумных головоломок. Чистое развлечение на один вечер, не более.
15. Metal Gear Acid / Acid 2 (2004/2005)
Оценка: 5.5/10
Вердикт: Карточные эксперименты, которые могли бы быть лучше.
Эксперимент с жанром, где геймплей полностью строился на карточных сражениях. Нужно было собирать колоду, комбинировать карты, чтобы атаковать, обороняться или использовать какие-то специальные способности. Это было необычно, но настолько далеко от того, что мы любим в Metal Gear, что было сложно принять.
Acid 2 немного улучшил механику, добавил 3D-режим через специальный аксессуар, но всё равно это было скорее "похоже на MGS", чем "является MGS".
14. Metal Gear Solid: Portable Ops
Оценка: 5/10
Краткий вердикт: Амбициозный, но неуклюжий прародитель Peace Walker.
Portable Ops - это странный зверь. С одной стороны, игра пыталась перенести полноценный MGS на PSP, и во многом ей это удалось. Она представила систему вербовки солдат и менеджмента базы, которая позже расцветет в Peace Walker и MGSV. История, рассказывающая о становлении Бин Босса и создании FOXHOUND, была важна для лора... пока Peace Walker не переписал ее мягко и ненавязчиво.
Проблема в управлении... Играть в это на PSP без второго стика было физической болью. Камера жила своей жизнью, прицеливание превращалось в пытку. Каждый бой был скорее борьбой с портативкой, чем с врагами. И хотя сюжетные вставки в виде анимированных комиксов были стильными, самой игре не хватало режиссуры и кинематографичности старших братьев. Это важный, но очень корявый шаг в эволюции серии.
13. Snake's Revenge (1990)
Оценка: 6.5/10
Вердикт: Неофициальное продолжение, которое удивило.
Проект, вышедший после первой Metal Gear, но без участия Кодзимы. И, честно говоря, игра получилась довольно неплохой! Были какие-то интересные идеи: новый геймплей, например, возможность отдавать приказы союзникам. Диалоги стали более осмысленными.
Но всё равно чувствовалось, что это не то. Не было той магии, того безумия. Игра была хорошей попыткой, но ощущалась как продукт, созданный по лекалам, а не с душой.
12. Metal Gear Solid: The Twin Snakes (2004)
Оценка: 7/10
Вердикт: Переиздание, которое добавило больше безумия.
Ремейк первой PlayStation-части для GameCube. Графика стала на порядок лучше, текстуры, модели - всё было на уровне MGS2. Но самое главное - это то, как они переработали сюжет и геймплей. Появились новые трюки, вроде паркура, замедления времени, более зрелищные кат-сцены.
На мой взгляд, они даже переборщили с "крутостью". Снейк стал уж слишком супергероем, потеряв часть своей уязвимости. Но в целом, это всё равно MGS1, только в более красивой и мощной обертке.
11. Metal Gear (1987)
Оценка: 6/10 (с поправкой на время)
Краткий вердикт: Проект, с которого все началось.
Судить первую Metal Gear по сегодняшним меркам - глупо. В 1987 году это был прорыв. Идея игры, где прятаться выгоднее, чем стрелять, была революционной. Кодзима создал жанр стелс-экшена. Здесь уже были все фирменные элементы: проникновение на базу, радио-переговоры, харизматичный злодей и гигантский шагающий танк в качестве финального босса.
Но давайте честно, играть в это сегодня - занятие для самых стойких. Управление деревянное, дизайн уровней примитивен, а некоторые моменты (вроде поиска нужной ключ-карты) способны довести до белого каления. Это исторический артефакт, который нужно уважать, но наслаждаться им в 2025 году практически невозможно.
10. Metal Gear Solid: Ghost Babel (2000)
Оценка: 7/10
Вердикт: Мрачная и оригинальная история на Game Boy Color.
Ghost Babel - это очень интересная игра, которая вышла на Game Boy Color. Она имеет свою собственную, отдельную сюжетную линию, которая происходит после первой MGS. Игра получилась очень мрачной, с интересными персонажами и даже некоторыми философскими размышлениями.
Геймплей был неплох для портативной консоли, учитывая ограничения. Жаль, что эта часть осталась незамеченной многими.
9. Metal Gear 2: Solid Snake (MSX2)
Оценка: 7/10 (с поправкой на время)
Краткий вердикт: Прототип Metal Gear Solid.
Если первая часть была наброском, то вторая - полноценным эскизом будущего шедевра. Колоссальный скачок вперед. Враги получили конус обзора и слух, Снейк научился ползать и стучать по стенам, чтобы отвлечь охрану. Появился радар! Сюжет стал на порядок глубже: здесь уже были темы ядерного сдерживания, детских травм и двойных агентов. Все основы MGS1 заложены именно здесь.
По сути, Metal Gear Solid - это трехмерный ремейк идей из MG2. И хотя игра все еще страдает от ограничений 8-битной эпохи, она играется на удивление бодро даже сейчас. Если вы хотите понять, откуда растут ноги у всей саги, но не готовы к боли от первой части, MG2 - отличный вариант.
8. Metal Gear Solid V: Ground Zeroes (2014)
Оценка: 7.5/10
Краткий вердикт: Самая дорогая и гениальная демо-версия в истории.
Да, это пролог. Да, основная миссия проходится за час. Но какой это час! Ground Zeroes - это концентрированный MGSV. Идеальная демонстрация возможностей Fox Engine и новой геймплейной философии "тактической шпионской свободы". Десятки путей проникновения, невероятный искусственный интеллект врагов, отзывчивое управление. Все это создавало ощущение настоящего, живого шпионажа!
GZ также подарил нам один из самых мрачных и жестоких сюжетов в серии. Эта концовка... она бьет под дых и задает тон всей Phantom Pain. Несмотря на свою краткость, это выверенный, отполированный до блеска и невероятно реиграбельный кусок геймплея, который многие полновесные игры не могут предложить.
7. Metal Gear Rising: Revengeance (2013)
Оценка: 8.5/10
Краткий вердикт: Чистый, незамутненный, адреналиновый кайф.
А теперь нечто совершенно иное. Спин-офф, который плюет на каноны стелса и превращает все в безумный слэшер от PlatinumGames. И это прекрасно! Они взяли кибер-ниндзя Райдена и позволили нам делать то, о чем мы мечтали в катсценах MGS4 - кромсать все на своем пути под зубодробительный метал.
Система Blade Mode, позволяющая в замедленном времени нарезать врагов и роботов на сотни кусочков, - это одна из лучших механик в жанре. Битвы с боссами - эпичные, гротескные и незабываемые (привет, сенатор Армстронг). А сюжет, который на первый взгляд кажется бредовым, на самом деле идеально ложится в философию MGS, доводя до абсурда темы мемов, воли и информационной войны.
6. Metal Gear Solid: Peace Walker (2010)
Оценка: 8.5/10
Краткий вердикт: Полноценная номерная часть, притворяющаяся портативной.
Игра, которая сделала для PSP невозможное. Это огромная, комплексная история, которая является прямым сиквелом MGS3 и приквелом MGSV. Здесь Кодзима окончательно оформил идею "Mother Base", превратив игру в гибрид стелса и симулятора управления военной базой. Фултонить солдат, назначать их в разные отделы, разрабатывать новое оружие - это затягивало не на шутку.
Сюжет, хоть и подан через стильные комиксы, не уступает номерным частям. История Босс и её истинной миссии получает здесь невероятно трогательное развитие. Да, структура из коротких миссий выдает портативное происхождение, а управление в оригинале было компромиссным. Но в HD-переиздании Peace Walker раскрывается как одна из самых важных и недооцененных глав саги.
5. Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots (2008)
Оценка: 9/10
Краткий вердикт: Фансервис, возведенный в абсолют. Идеальное прощание.
Самая противоречивая игра в топе. Это одновременно и гениальное завершение саги, и игра, в которой катсцен больше, чем геймплея. Кодзима решил закрыть абсолютно все сюжетные линии, ответить на все вопросы и дать каждому персонажу его минуту славы. Результат - игра-фильм, пронзительное, трогательное и эпичное прощание со Старым Снейком и целой эпохой.
Да, геймплей здесь часто отходит на второй план. Но когда он есть, он великолепен: кастомизация оружия, новая система маскировки OctoCamo, динамичные поля боя. А моменты, которые MGS4 дарит фанатам... Возвращение на Шэдоу Мозес под музыку из MGS1, битва двух Метал Гиров, финальный рукопашный бой с Оцелотом на вершине "Аутер Хэвен" - это чистые, концентрированные эмоции. Не лучшая игра в серии, но это, возможно, лучший финал, который только можно было представить.
4. Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (2015)
Оценка: 9/10
Краткий вердикт: Геймплейный бог и сюжетный калека.
Я разрываюсь каждый раз, когда думаю о The Phantom Pain. С одной стороны, это вершина геймплейного дизайна в жанре. Свобода, которую дает игра, просто феноменальна. Огромные открытые локации, десятки способов выполнить одну и ту же задачу, идеальная механика стелса, стрельбы и управления. Играть в MGSV - чистое удовольствие. Fox Engine выдает невероятную картинку и физику. Это песочница, в которой можно жить сотни часов.
С другой стороны... сюжет. Он оборван. Вторая глава, состоящая из повторных миссий. История просто не закончена. Она интересна, она поднимает крутые темы личности и мести, а финальный твист - это самый большой "средний палец" Кодзимы игрокам за всю его карьеру. Это гениальная, но глубоко неполноценная игра. Шедевр, у которого вырвали сердце. Та самая фантомная боль.
3. Metal Gear Solid (1998)
Оценка: 9.5/10
Краткий вердикт: Революция на сером пластике.
Для многих из нас все началось именно здесь, на острове Шэдоу Мозес. MGS не просто перенесла серию в 3D. Она создала новый язык для видеоигр. Это было кино, в которое можно было играть. Постановка, озвучка (Дэвид Хейтер навсегда!), кинематографичные ракурсы камеры - все это было в новинку.
Каждая комната, каждый коридор базы был маленькой стелс-головоломкой. А боссы! Психо Мантис, читающий вашу карту памяти. Снайпер Вульф, требующая выдержки. Вулкан Рэйвен, Грей Фокс... Каждый из них - икона. Это идеальное сочетание геймплея, сюжета и атмосферы. Вечная классика!
2. Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001)
Оценка: 10/10
Краткий вердикт: Постмодернистский шедевр, который мы не заслужили.
Самая смелая, самая непонятая и, положа руку на сердце, самая умная игра в серии. Кодзима мог просто сделать "MGS1, но с графоном". Вместо этого он подменил главного героя, заставив нас играть за новичка Райдена, и обрушил на игроков ведро холодной воды в виде сюжета о контроле над информацией, мемах (в научном смысле), фейковых новостях и пост-правде. В 2001 году это казалось бредом. Спустя 24 года - пророчеством.
Геймплейно это был огромный шаг вперед: стрельба от первого лица, возможность висеть на перилах, более умные враги. Игра мастерски играет с ожиданиями игрока, ломает четвертую стену и заставляет сомневаться во всем, что вы видите на экране. Да, Райдена тогда ненавидели. Да, сюжет казался переусложненным. Но спустя годы MGS2 выглядит как абсолютный, непоколебимый шедевр. Игра, которая осмелилась быть не тем, чего от нее ждали.
1. Metal Gear Solid 3: Snake Eater (2004)
Оценка: 10/10
Краткий вердикт: Абсолютная вершина. Идеальная игра.
Если бы мне нужно было оставить только одну игру из серии, это была бы она. Идеальный баланс между геймплеем, сюжетом, атмосферой и эмоциями. Кодзима отбросил футуризм и отправил нас в джунгли 60-х, во времена Холодной войны.
Новая механика выживания и камуфляжа идеально вписалась в сеттинг. Появление CQC (рукопашного боя) навсегда изменило геймплей. Но сердце MGS3 - это ее история. Это трагическая, красивая и пронзительная шпионская драма. История Нейкеда Снейка и его наставницы, легендарной Босс. Их отношения, ее жертва и финальный выбор Снейка - это одна из самых сильных историй, когда-либо рассказанных в видеоиграх.
Каждый элемент здесь на своем месте. Харизматичный молодой Оцелот. Лестница под песню "Snake Eater". И финал... Этот финальный бой в поле белых цветов и последующий "Салют!" у безымянной могилы. Это чистое искусство. Это не просто лучшая игра в серии Metal Gear. Это одна из величайших игр всех времен и народов!