Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Сегодня я хочу сделать то, что давно собирался - разобрать по косточкам одну из величайших игровых франшиз в истории. Metal Gear - это эпопея, это целая философия, завернутая в шпионский боевик с зашкаливающим уровнем пафоса и абсурда. Это то, что заставляло нас покупать консоли, гуглить историю Холодной войны и сомневаться в реальности.

И как у любого преданного фаната, у меня есть свое, выстраданное годами, мнение о каждой части. Будем двигаться от самого дна, от того, что лучше бы и не выходило, к сияющей вершине гения Хидео Кодзимы. Поехали!

Прежде чем мы начнем, одно важное правило: этот топ субъективен! Если ваша любимая игра оказалась внизу списка, это не значит, что она плохая (ну, кроме одной). Это значит, что для меня лично другие части оказались важнее. Metal Gear - это настолько многослойное произведение, что каждый находит в нем что-то свое. И это прекрасно...

12. Metal Gear: Survive (2018)

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Оценка: 1/10

Краткий вердикт: Плевок в душу.

Давайте сразу снимем этот грязный пластырь. Survive - это не Metal Gear. Это циничный плевок в душу фанатов от Konami, решившей, что из ассетов MGSV можно слепить модный на тот момент "выживач" с зомби и микротранзакциями.

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Здесь нет ничего, за что мы любим серию. Нет глубокого сюжета, нет харизматичных персонажей, нет политических интриг, нет философии. Есть только гринд, унылое тыканье копьями в кристальных болванчиков и необходимость платить реальные деньги за второй слот для сохранения. Я не шучу.

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Единственный балл я накидываю за то, что базовые механики передвижения и стрельбы, унаследованные от The Phantom Pain, всё ещё работают. Но это как взять двигатель от Ferrari и поставить его в ржавую Ладу Приору. Ехать-то она будет, но зачем? Это игра-паразит, и чем скорее мы о ней забудем, тем лучше.

10. Metal Gear Solid: Portable Ops

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Оценка: 5/10

Краткий вердикт: Амбициозный, но неуклюжий прародитель Peace Walker.

Portable Ops - это странный зверь. С одной стороны, игра пыталась перенести полноценный MGS на PSP, и во многом ей это удалось. Она представила систему вербовки солдат и менеджмента базы, которая позже расцветет в Peace Walker и MGSV. История, рассказывающая о становлении Бин Босса и создании FOXHOUND, была важна для лора... пока Peace Walker не переписал ее мягко и ненавязчиво.

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Проблема в управлении... Играть в это на PSP без второго стика было физической болью. Камера жила своей жизнью, прицеливание превращалось в пытку. Каждый бой был скорее борьбой с портативкой, чем с врагами. И хотя сюжетные вставки в виде анимированных комиксов были стильными, самой игре не хватало режиссуры и кинематографичности старших братьев. Это важный, но очень корявый шаг в эволюции серии.

10. Metal Gear (1987)

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Оценка: 6/10 (с поправкой на время)

Краткий вердикт: Проект, с которого все началось.

Судить первую Metal Gear по сегодняшним меркам - глупо. В 1987 году это был прорыв. Идея игры, где прятаться выгоднее, чем стрелять, была революционной. Кодзима создал жанр стелс-экшена. Здесь уже были все фирменные элементы: проникновение на базу, радио-переговоры, харизматичный злодей и гигантский шагающий танк в качестве финального босса.

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Но давайте честно, играть в это сегодня - занятие для самых стойких. Управление деревянное, дизайн уровней примитивен, а некоторые моменты (вроде поиска нужной ключ-карты) способны довести до белого каления. Это исторический артефакт, который нужно уважать, но наслаждаться им в 2025 году практически невозможно.

9. Metal Gear 2: Solid Snake (MSX2)

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Оценка: 7/10 (с поправкой на время)

Краткий вердикт: Прототип Metal Gear Solid.

Если первая часть была наброском, то вторая - полноценным эскизом будущего шедевра. Колоссальный скачок вперед. Враги получили конус обзора и слух, Снейк научился ползать и стучать по стенам, чтобы отвлечь охрану. Появился радар! Сюжет стал на порядок глубже: здесь уже были темы ядерного сдерживания, детских травм и двойных агентов. Все основы MGS1 заложены именно здесь.

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

По сути, Metal Gear Solid - это трехмерный ремейк идей из MG2. И хотя игра все еще страдает от ограничений 8-битной эпохи, она играется на удивление бодро даже сейчас. Если вы хотите понять, откуда растут ноги у всей саги, но не готовы к боли от первой части, MG2 - отличный вариант.

8. Metal Gear Solid V: Ground Zeroes (2014)

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Оценка: 7.5/10

Краткий вердикт: Самая дорогая и гениальная демо-версия в истории.

Да, это пролог. Да, основная миссия проходится за час. Но какой это час! Ground Zeroes - это концентрированный MGSV. Идеальная демонстрация возможностей Fox Engine и новой геймплейной философии "тактической шпионской свободы". Десятки путей проникновения, невероятный искусственный интеллект врагов, отзывчивое управление. Все это создавало ощущение настоящего, живого шпионажа!

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

GZ также подарил нам один из самых мрачных и жестоких сюжетов в серии. Эта концовка... она бьет под дых и задает тон всей Phantom Pain. Несмотря на свою краткость, это выверенный, отполированный до блеска и невероятно реиграбельный кусок геймплея, который многие полновесные игры не могут предложить.

7. Metal Gear Rising: Revengeance (2013)

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Оценка: 8.5/10

Краткий вердикт: Чистый, незамутненный, адреналиновый кайф.

А теперь нечто совершенно иное. Спин-офф, который плюет на каноны стелса и превращает все в безумный слэшер от PlatinumGames. И это прекрасно! Они взяли кибер-ниндзя Райдена и позволили нам делать то, о чем мы мечтали в катсценах MGS4 - кромсать все на своем пути под зубодробительный метал.

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Система Blade Mode, позволяющая в замедленном времени нарезать врагов и роботов на сотни кусочков, - это одна из лучших механик в жанре. Битвы с боссами - эпичные, гротескные и незабываемые (привет, сенатор Армстронг). А сюжет, который на первый взгляд кажется бредовым, на самом деле идеально ложится в философию MGS, доводя до абсурда темы мемов, воли и информационной войны.

6. Metal Gear Solid: Peace Walker (2010)

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Оценка: 8.5/10

Краткий вердикт: Полноценная номерная часть, притворяющаяся портативной.

Игра, которая сделала для PSP невозможное. Это огромная, комплексная история, которая является прямым сиквелом MGS3 и приквелом MGSV. Здесь Кодзима окончательно оформил идею "Mother Base", превратив игру в гибрид стелса и симулятора управления военной базой. Фултонить солдат, назначать их в разные отделы, разрабатывать новое оружие - это затягивало не на шутку.

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Сюжет, хоть и подан через стильные комиксы, не уступает номерным частям. История Босс и её истинной миссии получает здесь невероятно трогательное развитие. Да, структура из коротких миссий выдает портативное происхождение, а управление в оригинале было компромиссным. Но в HD-переиздании Peace Walker раскрывается как одна из самых важных и недооцененных глав саги.

5. Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots (2008)

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Оценка: 9/10

Краткий вердикт: Фансервис, возведенный в абсолют. Идеальное прощание.

Самая противоречивая игра в топе. Это одновременно и гениальное завершение саги, и игра, в которой катсцен больше, чем геймплея. Кодзима решил закрыть абсолютно все сюжетные линии, ответить на все вопросы и дать каждому персонажу его минуту славы. Результат - игра-фильм, пронзительное, трогательное и эпичное прощание со Старым Снейком и целой эпохой.

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Да, геймплей здесь часто отходит на второй план. Но когда он есть, он великолепен: кастомизация оружия, новая система маскировки OctoCamo, динамичные поля боя. А моменты, которые MGS4 дарит фанатам... Возвращение на Шэдоу Мозес под музыку из MGS1, битва двух Метал Гиров, финальный рукопашный бой с Оцелотом на вершине "Аутер Хэвен" - это чистые, концентрированные эмоции. Не лучшая игра в серии, но это, возможно, лучший финал, который только можно было представить.

4. Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (2015)

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Оценка: 9/10

Краткий вердикт: Геймплейный бог и сюжетный калека.

Я разрываюсь каждый раз, когда думаю о The Phantom Pain. С одной стороны, это вершина геймплейного дизайна в жанре. Свобода, которую дает игра, просто феноменальна. Огромные открытые локации, десятки способов выполнить одну и ту же задачу, идеальная механика стелса, стрельбы и управления. Играть в MGSV - чистое удовольствие. Fox Engine выдает невероятную картинку и физику. Это песочница, в которой можно жить сотни часов.

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

С другой стороны... сюжет. Он оборван. Вторая глава, состоящая из повторных миссий. История просто не закончена. Она интересна, она поднимает крутые темы личности и мести, а финальный твист - это самый большой "средний палец" Кодзимы игрокам за всю его карьеру. Это гениальная, но глубоко неполноценная игра. Шедевр, у которого вырвали сердце. Та самая фантомная боль.

3. Metal Gear Solid (1998)

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Оценка: 9.5/10

Краткий вердикт: Революция на сером пластике.

Для многих из нас все началось именно здесь, на острове Шэдоу Мозес. MGS не просто перенесла серию в 3D. Она создала новый язык для видеоигр. Это было кино, в которое можно было играть. Постановка, озвучка (Дэвид Хейтер навсегда!), кинематографичные ракурсы камеры - все это было в новинку.

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Каждая комната, каждый коридор базы был маленькой стелс-головоломкой. А боссы! Психо Мантис, читающий вашу карту памяти. Снайпер Вульф, требующая выдержки. Вулкан Рэйвен, Грей Фокс... Каждый из них - икона. Это идеальное сочетание геймплея, сюжета и атмосферы. Вечная классика!

2. Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001)

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Оценка: 10/10

Краткий вердикт: Постмодернистский шедевр, который мы не заслужили.

Самая смелая, самая непонятая и, положа руку на сердце, самая умная игра в серии. Кодзима мог просто сделать "MGS1, но с графоном". Вместо этого он подменил главного героя, заставив нас играть за новичка Райдена, и обрушил на игроков ведро холодной воды в виде сюжета о контроле над информацией, мемах (в научном смысле), фейковых новостях и пост-правде. В 2001 году это казалось бредом. Спустя 24 года - пророчеством.

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Геймплейно это был огромный шаг вперед: стрельба от первого лица, возможность висеть на перилах, более умные враги. Игра мастерски играет с ожиданиями игрока, ломает четвертую стену и заставляет сомневаться во всем, что вы видите на экране. Да, Райдена тогда ненавидели. Да, сюжет казался переусложненным. Но спустя годы MGS2 выглядит как абсолютный, непоколебимый шедевр. Игра, которая осмелилась быть не тем, чего от нее ждали.

1. Metal Gear Solid 3: Snake Eater (2004)

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Оценка: 10/10

Краткий вердикт: Абсолютная вершина. Идеальная игра.

Если бы мне нужно было оставить только одну игру из серии, это была бы она. Идеальный баланс между геймплеем, сюжетом, атмосферой и эмоциями. Кодзима отбросил футуризм и отправил нас в джунгли 60-х, во времена Холодной войны.

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Новая механика выживания и камуфляжа идеально вписалась в сеттинг. Появление CQC (рукопашного боя) навсегда изменило геймплей. Но сердце MGS3 - это ее история. Это трагическая, красивая и пронзительная шпионская драма. История Нейкеда Снейка и его наставницы, легендарной Босс. Их отношения, ее жертва и финальный выбор Снейка - это одна из самых сильных историй, когда-либо рассказанных в видеоиграх.

Мой личный, объективно-субъективный топ франшизы Metal Gear - от худшей к лучшей

Каждый элемент здесь на своем месте. Харизматичный молодой Оцелот. Лестница под песню "Snake Eater". И финал... Этот финальный бой в поле белых цветов и последующий "Салют!" у безымянной могилы. Это чистое искусство. Это не просто лучшая игра в серии Metal Gear. Это одна из величайших игр всех времен и народов!

Концовка Metal Gear Solid 3: Snake Eater
25
8
2
26 комментариев