Три книги, которые в день релиза вызывали смех, а сейчас только слезы
Почему их еще не запретили?
Конечно вы бы могли поспорить и поставить сюда 1984, но это, во-первых, гротеск, доведенный до крайности, то есть вымышленный мир, а во-вторых, это даже не весело. Данные же три книги это постмодерн, который уже опирается на реальность (даже если она в голове), а еще и дает возможность побывать в ней. И в этом вся фишка. Снафф, например, самый молодой, написан пятнадцать лет назад, поэтому будем считать эти произведения не столько нацеленными на реальность, сколько совпадением с нею, так будет лучше. Как говорится, все проведенные параллели случайны, любая попытка притянуть факт к уголовному кодексу являются проекцией вашего собственного несовершенного сознания.
Москва 2042
Книга про поздний Советский Союз будущего, как бы доведенная до крайности идея, где люди уже не верят, но все равно делают вид, что ничего не происходит – русская традиция, и как по мне, это очень разумный подход. Люди в книге Войновича не идиоты, они знают обо всем, но старательно делают вид, что все в порядке, и как только происходит переворот, тут же меняют пилотку на шапку ушанку и лампасы.
Сам по себе текст – сатира. Смешного намного больше, чем серьезного, но и в несерьезности прослеживается понятный манифест. Вообще стоит отметить, что все три автора данного поста довольно враждебно относятся к Советскому союзу, поэтому будьте готовы – либо усмехаться, либо гореть, исходя из вашей позиции. Так вот, завязка такая: главный герой прилетает в 2042 год и видит, что СССР не распался. Сами понимаете, что поле тут непаханое, такого можно напридумывать, что Дмитрий Пучков пожизненно будет обеспечен контентом для "анализа".
Но суть-то в чем? В том, к чему приходит эта система после ее распада. К монархии. К наказаниям плетьми, к запрету англицизмов, к бороде, в конце концов. Но не стоит думать, что это относится только к концу, такая идея пронизывает все произведение, это как бы главный его нерв.
Шутка про говнопровод требует отдельного упоминания.
S.N.U.F.F.
Тут книга в представлении не нуждается, все-таки Пелевин. Но чтобы стало понятно всем – урки, Уркаина, Ортодокс, верхний мир... Как говорится, кто не понял, тот не понял. Можно ли сказать, что это политика? И да, и нет. В целом это, скорее, идея рекламы в военном контексте, то есть если в Поколении П это были девяностые, то тут все завязано на вооруженном конфликте. Можете притянуть сюда многое, но стоит понимать, что книга выпущена в 2011, до всего этого "мейнстрима".
Но Пелевин не был бы им, если бы не допустил свою постиронию. Есть две параллельных линии – война и Карпов, который за ней наблюдает. Арка с последним это какая-то ирония над невышедшим фильмом Она с Хоакином Фениксом, где ИИ продаются как товар на потребление любви? То есть "самое прекрасное чувство" монетизируется, и это выглядит и как издевка над любителями резиновых вагин, так и серьезный манифест поколению ПорнХаба??
Но это все на поверхности. Если рассмотреть поближе, это еще и очень тоненькая нитка сатиры над рациональностью. Люди сами выбирают куклы, которые можно запрограммировать, чтобы точно понимать желания, мотивы и не делать себе мозги по поводу женской иррациональности. Позже Пелевин пройдется и по женской части в IPHUCK 10, но понятно одно – без мифа человек это уже не человек. Пытаться объяснить все формулами это дорога к нервозу и даже психозу. Как говорится, Дробышевский, отстань ты уже от этих неандертальцев.
День Опричника
Тот же самый "говнопровод" Войновича, только как бы уже продолжение. Люди пришли к выводу, что монархия это круто, а вместе с монархией приходит и опричнина, так уж завелось. Книга рассказывает о дне одного опричника, выполняющего "важные государственные дела".
Если вы знакомы с Сорокиным, то знаете, что вас тут ждет. Ну как бы человек, написавший о том, что советские люди кушают Норму, сделанную из детского говна, не может иначе. Вы конечно же будете испытывать отвращение, прям жесткое, но вместе с тем можете даже ПОСМЕЯТЬСЯ. Ладно, ладно, похихикать. Тихо так, чтобы никто не узнал, что ваш смех вызывает "Гойда", исходящее из крепких русских уст.
Удивительно в этой книге все. В 2027 году Россия, отстаивая традиционное, открывает границы для Китая. Каждый уважающий себя русский ездит на китайской машине. И конечно же как не поддать огоньку по трубе православной?
Открывает один пограничник задвижку, двое других подскакивают к торцу трубы, приставляют к ней зады свои и пердят. Грозно-завывающе проходит бздёх молодецкий по трубе, течет сквозь стену и… слышатся вой и вопли на Западе. Звучит финальный аккорд, трое молодцов вспрыгивают на трубу и победоносно воздымают автоматы. Занавес.
И это малая часть этой не самой большой книжки. Сцена в баньке с мужиками – ну вы поняли. Если у Сорокина нет мужеложества, то это уже не Сорокин.
Итог
да бля впадлу писать. Ладно, итогу такой: хотите – читайте. Не хотите – не читайте. Мое дело показать, а ваше сделать вывод из собственного, ненавязанного мнения. Я же не пропагандирую, в конце-то концов, а всего-лишь навожу справку.