Так ли сильно отличаются настольные игры от компьютерных/консольных?

Читая комментарии к предыдущему посту, я увидел, что имеет смысл провести параллели и рассказать больше о самой сути настольных игр. За что их можно любить и чем они отличаются от компьютерных/консольных игр.

Так ли сильно отличаются настольные игры от компьютерных/консольных?

Сразу оговорюсь, что обе индустрии очень разнообразны и из общей картины могут быть исключения. Я постараюсь усреднить свой игровой опыт обоих сфер и рассказать вам, чем эти 2 индустрии похожи и чем отличаются. Надеюсь это позволит многим взглянуть на настольные игры под другим углом.

Общие черты

Что является залогом абсолютно любой хорошей игры и что отличает её от других форм искусства? В первую очередь это наличие интересного выбора. Любая игра дает игроку принять решение. А в зависимости от решений, дает обратную связь и вы наслаждаетесь последствиями принятых решений. Играя в стратегию, вы стараетесь обстоятельно проанализировать следующий ход и сделать максимально эффективное действие. Даже в самом линейном шутере Вы решаете вопросы позиционирования, выбора целей и кучу других микромоментов. Простота этого выбора в шутерах компенсируется крайне маленьким временем на принятие правильного решения. Часть решений можно принять, учтя все моменты. А часть зависит от удачи игрока и выглядит скорее как игра с шансами.

Настольные игры ничем не отличаются от компьютерных/консольных в этом плане. Все игры строятся на принимаемых решениях. В основном у игроков есть время на обдумывание своего хода, Поэтому любители стратегий почувствуют себя более комфортно и привычно. Но есть игры, которые заставляют решать довольно простую задачу в условиях ограниченного времени. Из последнего мне хочется вспомнить Магомаркет.

Так ли сильно отличаются настольные игры от компьютерных/консольных?

4 героя решили нажиться оружием в магическом супермаркете. Денег нет и их задача украсть нужное оружие и сбежать с ним, пока не кончится время. Каждый игрок может двигать любого героя, но только в одном направлении. А разговаривать игроков во время партии нельзя :)

Также обе индустрии иногда жадные до денег, пиля кучу дополнений, без которых игра пустая(особеено этим страдает FFG), заставляя покупать по 2 коробки одной игры(привет карточный Ужас Аркхема), делая постоянные рескины игр или их копии(привет Манчкин) и куча подобных непотребств.

Отличия же настольных игр кроются в «платформе» на которой они играются. И эти отличия могут показаться глотком свежего воздуха и добавить разнообразия вашему игровому опыту. Я постараюсь дать оценку этим отличиям относительно привычного игрового опыта на консолях/ПК.

Отличие 1: Игровой движок

Со времени развития игровой индустрии вычислительные мощности компьютеров росли. Все больше вычислений можно было спрятать под капот. Вы могли играть в РПГ, которая работает на DnD системе и не знать, что происходит. Локации, картинки, сцены - все сменяется само. Игрок получает готовые результаты всех вычислений и просто принимает решения и наслаждается последствиями.

В настольной игре так сделать нельзя. Сами игроки обслуживают игру, производят необходимые расчеты, переставляют юнитов и тд. Поэтому развитие пошло по пути оптимизации вычислений и изобретению таких систем, в которых игра обслуживается почти автоматически. То есть каждое решение меняет что-то на столе и игрокам не нужно делать никаких дополнительных действий(или нужен минимум действий для обслуживания игры).

Одним из самых крутых примеров мне кажется реализация расчетов в 4х стратегии Eclipse: New dawn for the galaxy. Каждый раз когда игрок выполняет действие или захватывает сектор, он кладет диск с планшета игрока на это действие/сектор. В конце раунда игрок вынужден оплатить за свои ходы столько, сколько указано под последним убраны диском(на скриншоте это -10). Если у тебя большая империя и/или ты сделал много ходов - плати кучу денег. Также колонизируя планету ты просто снимаешь кубик с планшета и ставишь на эту планету. В конце раунда ты получаешь столько ресурсов, сколько видишь под последним снятым кубиком. Никаких дополнительных расчетов - все читается без проблем.

В итоге вы получаете изящные и легко читаемые механизмы, в которых нет черных пятен для игрока. Вы прекрасно понимаете как работает эта система и это очень клевое чувство. Вы видите все механики, которые заложили в игру и целью является распоряжаться этим максимально эффективно. Похожие чувства вызывают игры, в которые ты играешь очень давно и хорошо знаешь.

Вообще в этом плане настольные игры часто очень похожи на старые компьютерные стратегии, в которых все цифры на поверхности и основным ключем к победе является хорошее понимание основных механик игры.

Конечно у этого подхода есть один минус - правила игры. Вам нужно изучать их перед партией. Очень редко можно разобраться «на ходу». К сожалению стол не позволяет сделать полноценное обучение с контекстными подсказками и книга правил является лучшим выбором. Хотя есть и исключения.

Отличие 2: Сессионность и отсутствие закрытого контента

Компьютерные игры готовы предложить игроку длинный связанный сюжет, который по ходу будет открывать новый контент. Удержание игроков в игре нередко тоже обеспечивается понемногу открываемым контентом, правильной системой внутриигровой прогрессии и просто продолжением интересной истории.

Настольные же игры в большинстве своём близки к сессионным играм старой школы, таким как CS, Герои, Цивилизация, Dota. Весь контент доступен новичку и открывается по ходу партии. А сама партия это одна независимая игровая сессия. По итогу единственное что вы получаете это свой персональный опыт в этой игре и лучшее понимание механик.

Конечно есть исключения. Есть Legacy игры, в которых игра по ходу развивается, есть одноразовые сюжетные игры вроде «Агенство ВРЕМЯ», есть монструозная Gloomhaven с прорвой контента и сюжетной компанией на 95 миссий.

В силу сессионности и невозможности добавления какой-то серьезной прогрессии почти все игры имеют свои механизмы, которые повышают реиграбельность конкретной коробки. Разные условия игры, персонажы, карты, использование только части всего контента в партии и тд. Про эти механики можно будет рассказать отдельно если будет интересно. Любопытно смотреть как повышают реигра

Отличие 3: Реальные соперники и реальное взаимодействие

Это отличие мне кажется лучшим из всего что могут дать настольные игры. Похожий опыт вы могли получать в компьютерных клубах. Каждый раз когда Вы делаете что-то на столе Вы видите реакцию других игроков. Вы можете наслаждаться красивым ходом, видя как соперник поражен своей неудачей. Вы можете договариваться с другими игроками, можете вводить соперников в заблуждение своим поведением, не давая раскрыть твои планы раньше. Можете пытаться манипулировать соперниками, пытаясь стравить их, сделать неверные ходы. И все это лицом к лицу. У Вас открывается огромное число игровых и неигровых инструментов для огромной кучи интересного взаимодействия со своими друзьями.

Я часто слышал фразу что кооператив делает любую игру лучше и в целом согласен с этим аргументом. Это потому, что во время игры возникает дополнительное пространство для взаимодействия со своими друзьями. Так вот настольные игры в этом плане работают гораздо круче. С правильными людьми Вы получите нереальное удовольствие. Просто огромный спектр эмоций.

Партия в Игру Престолов в самом разгаре
Партия в Игру Престолов в самом разгаре

Я до сих пор вспоминаю партию в Игру Престолов, которая прошла в условиях «жесточайшего мира». Старки и Грейджои заключили союз и начали двигаться на юг общим фронтом. Но с самого начала между ними было жесткое напряжение, каждый игрок ждал подлой атаки в спину. Каждый боялся уводить войска от огромной общей границы, потому что другой мог подло напасть. И эти войска обеими сторонами воспринимались как угроза. Это была очень напряженная партия с кучей дебатов уговоров и убеждений друг друга что «мы же союзники». Но каждый раз обе стороны были готовы защититься или тут же напасть в ответ.

Конечно из этого правила есть исключения. Есть куча игр, в которые можно играть одному. Но по моему скромному времени именно во взаимодействии с другими людьми и кроется основное удовольствие от настолок.

Отличие 4: Пути развития

Это не совсем корректно называть отличием, но отметить хочется. Настольная игра это в первую очередь идея. Оригинальная идея интересных механик, которые оформлены и сбалансированы для комфортной игры. В большинстве своем игры заметно отличаются друг от друга. Редкий случай когда люди готовы покупать такую же игру но в другой обертке. Конечно есть исключения в виде манчкина и какого-то черта еще продающейся монополией, но в целом игры оригинальны.

И это все очень сильно напоминает рынок инди игр в лучшее его время. Все та же простота исполнения и оригинальность идей и механик.

—————-

Как вы видите отличия между играми на ПК/консолях и настолками не настолько сильные, они очень сильно пересекаются. Но есть вещи, которые могут отлично дополнить Ваш игровой опыт и стать глотком свежего воздуха.

К тому же настольные игры для меня как идеальный способ провести время с друзьями. Если правильно подобрать игру, то вы получаете опыт, который похож на посиделки за Mortal Combat или кооперативное прохождение Helldivers. Они все очень разные, дарят разные эмоции и впечатления, но позволяют отлично провести время в компании.

Как всегда очень жду фидбека, любых вопросов и информации какие темы Вам интересны.

А всем желающим поиграть из Барнаула - пишите мне ВК(тот же ник, что и на DTF).

7474
72 комментария

Так ли сильно отличаются настольные игры от компьютерных/консольныхДа, в компьютерной партии я не могу дать в лицо ДМ`у или сопартийцу xD

12
Ответить

но ведь так же и не можешь получить. что тоже плюс

21
Ответить

В компьютерной сессии ты и не увидишь, какие рожи могут корчить хорошо знакомые тебе люди, после твоего удачного хода

2
Ответить

Кажется в этот раз я выбрал верный раздел. Для тех кому интересно еще раз немного о себе
Я занимаюсь настольными играми уже более 8 лет. Большую часть этого времени я провожу игротеки на базе своей коллекции. Уже несколько лет мы живем как Барнаульский клуб любителей настольных игр «Другое Место». Я всегда рад ответить на любые вопросы в комментариях или в личку вк по нику aimock.

7
Ответить

"Игры" - верный раздел. Не слушай расистов.

9
Ответить

У меня к вам вопрос по настолке, если позволите:
Есть такая замечательная карточная игра как "ICE COLD ICE HOCKEY". В сети мы нашли только правила на английском языке, они довольно большие и с терминами. Есть ли локализация правил на русском языке?

Ответить

Привет.

Был бы рад, если бы ты оформил отдельной статьей, свой опыт по формированию клуба «с нуля», с нюансами и подводными камнями.

Ответить