Сеттинги и Круги Мацанюка

Почему мы протираем пыль и убираем огород, а не воюем с драконами.

Се́ттинг (англ. setting «помещение, установка, обстановка») — среда, в которой происходит действие; место, время и условия действия. Сеттинг может рассматриваться в настольных и компьютерных играх, в фильмах, художественных произведениях, новостях и др. Описывая сеттинг, пользователь определяет свойства реальности, моделируемой медиапродуктом.

Владелец игровых бизнесов – Игорь Мацанюк ввел интересную систему определения популярности сеттингов для игровых проектов.

Слайд из лекции Алексея Калинина
Слайд из лекции Алексея Калинина

В своём видеокурсе о гейм-дизайне, Алексей Калинин (исполнительный продюсер Wargaming) объяснял работу кругов таким образом: наиболее популярен будет тот сеттинг, который больше всего приближен к реальности. То есть первым кругом, охватывающим наибольшую аудиторию, будет – реализм. Меньшую аудиторию охватывают игры о научной фантастике, к которым кстати можно отнести и игры созданные в сеттинге постапокалипсиса. Еще меньше игроков предпочтут миры фэнтези, а уж тем более их ответвления (стимпанк, фэнтези по мотивам мифологии разных народов).

Действительно, большинство игроков мобильных игр привлекает то, что окружает их прямо сейчас. Давайте убедимся в этом, взглянув на топы Play Маркета на сегодняшний день (12.03.19)

  • Gardenscape – 7 место и более 50 млн. скачиваний. Выше только гиперказуальные игры (Color Blump 3D; Paper.io 2)

  • Homescapes – 10 место и более 50 млн. скачиваний

  • Standoff 2 (шутер, косплеющий CS:GO) – 20 место и более 10 млн. скачиваний. Опять же, игра расположилась ниже 9 проектов, представляющих гиперказуальные жанры.

Почему так получилось? Куда пропали киберпанк, эпическое фэнтези и причудливые паровые роботы? Неужели разработчики совсем забыли о фанатах космических кораблей, драконов и дирижаблей?

Все просто. Большинству игроков будет сложно проникнуться различными фишками, которые представлены в игре не про реализм. Все знают, как приготовить бургер или протереть пыль, но уже меньше игроков понимает, а точнее представляет, что требуется сделать, чтобы взвести курок футуристической пушки или зачитать заклинание. А уж тем более, мало кто поймет – как управлять паровым боевым роботом.

Нет, я сейчас не пытаюсь назвать игроков глупыми. Под «не поймет» я имею ввиду, что казуальный игрок с трудом найдет для себя ответ: «зачем я сейчас пытаюсь ввязаться в войну между орками и эльфами?». Просто большинству, как бы это не было странно, легче ставить для себя задачи, которые он смог бы поставить и в реальной жизни. Не забывайте, что рынок мобильных игр – самый большой во всей индустрии. Здесь, помимо фантазеров и мечтателей, собрались и далекие от фэнтези и фантастики люди, которые хотят просто убить время.

Таким образом мы видим, что негодование хардкорных геймеров, привыкших к масштабным фэнтези-замесам и странным повествованиям в стиле Хидэтака Миядзаки, имеет свое обоснование – выгоднее создать игру об уборке дома, чем заложить фундамент для большой глубокой франшизы с нетривиальным «лором». И сложно разработчиков в этом винить: на что есть спрос, на то и будет предложение.

Это не значит, что сегодня игры в сеттинге того же фэнтези никому не нужны. Они нужны и в них играют, но через какие трудности предстоит пройти разработчику, чтобы продвинуть игру, сеттинг которой находится в самом малом кругу?

Первый вариант – гигантские вложение в пиар. Clash of Clans – популярнейший проект о разборках варваров, магов и великанов. Игру скачали более 500 млн. раз. Только вот затраты на её запуск составили $15 млн., а на старте ежемесячные затраты на маркетинг составляли $10 млн. Supercell буквально пришлось вталдычивать своим будущим пользователям, что им стоит попробовать новую игру. Сложно сказать, но вероятно продвижение симулятора фермы Hay Day обошлось разработчикам куда дешевле.

Интересно, в какую сумму Supercell обошлась реклама с участием Лиама Нисона?

Есть и второй вариант для разработчиков – угодить будущему игроку во всем. Фанаты менее популярных сеттингов могут быть придирчивыми, требовательными, на то они и фанаты! Но если разработчик учел привязанность своей будущей аудитории к определенному сеттингу, то пусть будет готов к многократной отдаче.

Взять ту же Guns of Glory. Игра представлена в сеттинге стимпанка. Напомню, что стимпанк-игры – редкость не только на мобильном рынке, но и в большой индустрии. Я молчу о кинематографе, где стимпанк еще более редкий гость. То есть для данного сеттинга в информационном пространстве практически нет никакой поддержки. Все держится только за счет самих фанатов – любителей миров паровых технологий.

На первый взгляд, создавать мобильную стимпанк-игру – заведомо проигрышная идея. Но разработчики Guns of Glory справляются с задачей. Здесь есть и дирижабли, и предметы, отлично характеризующие паровой волшебный мир (камзолы, плащи, пороховое оружие), и юниты стилистически схожие с солдатами 18 века. Тут не пытаются угодить всем. Разработчики сфокусировались на конкретной аудитории и стараются благоволить ей на 100%. Поэтому у игры, несмотря на крайне глубокое расположение в системе кругов, 10 млн. скачиваний вкупе с отличной позицией среди бесплатных стратегий.

Сеттинги и Круги Мацанюка

Подытоживая, хочется посоветовать игрокам: чаще опускайтесь ниже, уже и без того мозолящих глаза трендов. Вы найдете игру по вкусу, в любом сеттинге, который нравится именно вам. Мобильные игры есть для фаната любого мира, будь то мир пиццерий и ферм или же мир вечной войны ангелов и демонов.

55
13 комментариев

фаната любого мираПиздешь

Я уже мозг сломал над этими кругами, почему он поместил их один в другой?
Там есть тень, может, это пирамида - НФ опирается на реализм?

В том то и дело, что это не пирамида. Просто чем шире круг, тем больше аудитория. В самой середине будут какие-нибудь психонавты и вангеры, когда на самом широком кругу всегда будет симс и кс:го.

Чем дальше от привычного, тем меньше вероятность успеха (за некоторым исключением)

Странно, я и город не убираю и с драконами не воюю)

Блоки складываешь?

Значит, к схеме надо добавить самый широкий круг - "абстракция".