Мёртвые души для тех, кто не читал.

Мёртвые души для тех, кто не читал.

Ах, «Мёртвые души»! Знаете, я всегда считал эту книгу самой загадочной и невероятно современной из всей русской классики. Гоголь ведь задумывал её как русскую «Божественную комедию» — три тома, где первый том это «Ад» российской действительности, второй — «Чистилище», а третий — «Рай». Но, как это часто бывает с гениями, план рухнул, оставив нам на руках лишь блистательный, уморительный и жуткий первый том.

Представьте себе Россию 1840-х годов. Дороги, ухабы, бескрайние поля и захолустные городишки. И по этим дорогам едет загадочный господин средних лет — Павел Иванович Чичиков. Приятной наружности, не слишком толстый, но и не тонкий, «как бы ни слишком молод, но и не слишком стар». Идеальная посредственность. Его афера гениальна в своей простоте: он скупает у помещиков... мёртвых крестьян. Да-да, тех, кто уже умер, но по ревизским сказкам ещё числятся живыми. А потом заложит эти «души» в Опекунский совет и получит солидные деньги.

И вот он начинает объезжать помещиков — это же галерея портретов, каждый из которых смешон и страшен одновременно!

Вот Манилов — сладкий до приторности, строящий воздушные замки, но в его имении вечный беспорядок, а в кабинете два года лежит книжка с закладкой на 14-й странице. Он готов даже подарить Чичикову мёртвые души — лишь бы соблюсти приличия.

А вот Коробочка — тупая, боящаяся всего нового старушонка, которая боится продешевить, продавая покойников. «Может, по хозяйству как-нибудь понадобятся...» — приговаривает она.

Ноздрёв — враль, кутила и скандалист, для которого вся жизнь — игра. Он готов и подраться, и проиграть в карты свою собственную шляпу, и наврать с три короба.

Собакевич — медведь в человеческом облике, прижимистый хозяин, который своих крестьян считает добротным товаром и за мёртвых дущ просит цену, как за живых.

И наконец, Плюшкин — это уже не просто комический тип, а настоящий психологический ужас. Старик, который копит всё подряд, ходит в лохмотьях, но при этом владеет тысячами душ. Его имение — царство запустения, а сам он — живой мертвец.

Самое удивительное, что все эти персонажи — не карикатуры. Узнаёте? Они ведь и сегодня среди нас. Маниловы, строящие прожекты, коробочки, боящиеся перемен, ноздрёвы, живущие одним днём... Гоголь вывел не просто помещиков XIX века — он вывел вечные человеческие типы.

А финал! Когда слухи о странном господине, скупающем мёртвых, ползут по городу, чиновники начинают строить самые невероятные догадки. Не переодетый ли он Наполеон? Не шпион ли? Эта сцена — гениальная сатира на российскую бюрократию, которая способна родить любую нелепость, кроме простого объяснения.

Гоголь, конечно, сжёг второй том. Говорят, он не нашёл в нём тех «живых душ», ради которых всё затевал. И в этом — вся трагедия. Он показал нам «мёртвые души» с такой силой, что мы до сих пор смотримся в это зеркало — и содрогаемся. Узнавая в ком-то Манилова, в ком-то Плюшкина... а может, и в себе самом ту самую «мёртвую душу», которая лишь числится живой по бумагам.

8
1
8 комментариев