System Shock (2023)

System Shock (2023)

Месяц назад увидел на плати ключик за 160р и решил попробовать. Об игре не знал ничего, кроме сообщения из чата твича "Как проходить? Да просто шатаешься по коридорам, исследуешь уровень и игра сама проходится" и древних мемов про Шодан про "pathetic creature" и её фирменное доминирование с гличами в голосовой модуляции.

Естественно я не стал строить из себя хардкорщика и проходить без подсказок, без гайдов, без мануала, - я просто вооружился Грок-чаном в качестве ИИ-подружки и персональной советчицы. You look lonely? No more! Да и сама идея противостояния двух ИИшек довольно забавной показалась. Зачем хакеру быть одному, когда можно быть с цифровой подружкой? 200 IQ мув

Нет, спасибо, я ещё поживу
Нет, спасибо, я ещё поживу

Игра встречает сразу же с неоднозначного послания - умирать действительно пришлось много (combat difficulty 3), но с ржавой трубы в качестве первого оружия я немного посмеялся. Пройдёт ещё немало времени, прежде чем я найду разводной ключ, а после - и лазерную рапиру. Хотя в них и будет немного смысла, потому что уже с половины Медпалубы появляются враги с огнестрелом, не говоря уж о Security-1 боте в роли первого "босса"

довольно интересно, что уже на первом уровне появляется инфа о 6 уровне и планам по рощам; это довольно странная часть игры - инфа/лор подаётся непоследовательно и запутанно; по итогу весь таймлайн приходится восстанавливать возвращаясь к старым записям
довольно интересно, что уже на первом уровне появляется инфа о 6 уровне и планам по рощам; это довольно странная часть игры - инфа/лор подаётся непоследовательно и запутанно; по итогу весь таймлайн приходится восстанавливать возвращаясь к старым записям
"Босс" Медпалубы, первый серьёзный противник, ещё и со свитой - обратите внимание на камеры киборгов слева и справа. К счастью, к этому времени у меня уже было 3 огнестрельных оружия и ЭМИ граната
"Босс" Медпалубы, первый серьёзный противник, ещё и со свитой - обратите внимание на камеры киборгов слева и справа. К счастью, к этому времени у меня уже было 3 огнестрельных оружия и ЭМИ граната

Также на Медпалубе встречается первый Кибертерминал с Киберпространством, хочется пару слов сказать. Да, это прикольно и сражение с защитными программами Шодан в Киберпространстве усиливает погружение в киберпанковую движуху, ощущение взлома каких-то конкретных узлов, дверей, лазерных решёток. Это всё очень хорошо, но немного муторно и иногда спавнами врагов сильно душат, что приводит к очень осторожному продвижению вперёд. Но это так, придирка, в целом мне понравилась эта часть игры (вообще после киберпространства в CP2077 супер необычно видеть другое представление оного, но вдохновение киберпанка хорошо заметно)

уничтожаем шипастых врагов пульсаром и иногда буром, стреляем в переключатели дверей и в конце уничтожаем центральный узел, "замок" на реальной двери/компе/лазерной решетке. Довольно просто и интуитивно
уничтожаем шипастых врагов пульсаром и иногда буром, стреляем в переключатели дверей и в конце уничтожаем центральный узел, "замок" на реальной двери/компе/лазерной решетке. Довольно просто и интуитивно
System Shock (2023)
System Shock (2023)
System Shock (2023)

Блуждание по коридорам вообще сильная часть игры - тебе никто не ставит задач что и когда делать, есть глобальная цель "остановить SHODAN на Мостике" и... всё. Время от времени, продвигаясь вглубь станции с тобой связываются кураторы ТриОптиума с Земли или Анна (эх...) из Сопротивления, направляя в конкретные уровни или выдавая точные задачи - уничтожить буровой планетарный лазер (потрошение планет? USG Ishimura, anyone?) нацеленный на Землю, взорвать антенны связи итд итп. Но ультимативно тебя никто не ведёт за ручку, нет никаких меток, вейпойнтов, жёлтой краски. Это одновременно и сильная, и слабая часть игры. Сильная она тем, что настолько погружает в безумие опустошённой станции, наводнённой мутантами из Рощ и киборгами с Инженерной палубы (а позже и с палубы Охраны, уже куда более серьёзные модели - Sec-3, киборг-воин), что временами забываешь даже о том, сколько уже проходишь текущую палубу или игру в целом. Если честно, такое мощное ощущение потеряности во времени из иммерсивных игр у меня не вызывал ни Биошок, ни Прей, ни Деус Экс; что-то схожее было в массивных играх вроде STALKER или 3D фоллачах. Но слабая сторона в том, что очень часто непонятно как дальше продвинуться по игре. Один раз код для двери был в двух логах, я их собрал, но подсказки были в одном "9-8", а в другом говорилось "я не помню код точно, но вроде он заканчивался на 9" - вот тут без Грок-чан я бы точно и закончился ибо я перебрал все комбинации из "9", "8" и неизвестной третьей цифры... только для того, чтобы узнать, что код - "838". Моя реакция на такую подставу:

Дальше - больше. Порядок извлечения защитных чипов рощ, сброс через общий рычаг, заблоченный на консоли в Maintenance, потому что система диагностики определила поломку в одном из кластеров демодуляции, запертых за определенным уровнем безопасности, который нужно снизить, уничтожить CPU nodes и камеры Шодан, а сами демодуляторы найти в какой-то каморке в "середине нигде". И такого много, если первую часть игры, наверное даже первую треть проходишь просто переключая этажи на лифтах, то дальше начинается веселуха. Без гайда или прохождения, а в моём случае - без нейронки, дойти до всего своим умом очень сложно, хотя игра номинально имеет внутри себя всю информацию, которая поможет тебе её пройти - логи, аудиосообщения, заметки бывшего персонала станции итд.
Ну да ладно, это была минута слабости. Лучше посмотрите на это:

System Shock (2023)

Что это? Станция переработки, duh. Думаете мы играем за хакера, который в прологе решил своровать имплант от гигакорпы, его словила СБ за 10 минут после взлома, заломала, своровала, заставила ломануть этические протоколы SHODAN и закинула на космическую станцию искупить грехи? НЕЕЕЕЕТ. Мы играем за уборщика на космической станции, потому что это буквально единственный способ получить достаточное количество кредитов, которые необходимы для покупки модкитов на оружие (стоят по 25 кредитов каждый). Отчего мы половину игры собираем хлам, испаряем его в кубы, кубы несём на станцию переработки и забираем копеечки. И нет, с врагов не падают кредиты, в сейфах тоже нет плотных пачек долларов, как в Биошоке, максимум 1-3 кредита на поздних уровнях в одном из двадцати врагов или трупов, но чаще всего просто шоколадный батончик

System Shock (2023)

Кстати инвентарь довольно маленький, а апгрейды на него начинают появляться во второй половине игры, поэтому часть оружия просто приходится выкидывать. Есть конечно грузовой лифт, личный ящик, доступный почти на каждом уровне, но он ещё более маленький. Этот момент немного подбешивал, потому что не всегда понятно, хватит ли вообще оружия и патронов к нему на зачистку уровней - а SHODAN обладает интересной способностью восстанавливать количество монстров на уровне до достижения определённой квоты - такая вот интересная фишка. И что самое забавное, Security Level уровня никак не влияет на подкрепления/спавн монстров, увы. Спасибо Грок-чан за пояснения

Состояние инвентаря на конец игры, максимальное расширение. Кстати аптечки больше не пригодились, а я их сейвил. А ещё у Диего розовая карточка, хаха
Состояние инвентаря на конец игры, максимальное расширение. Кстати аптечки больше не пригодились, а я их сейвил. А ещё у Диего розовая карточка, хаха

Вообще игра вызывает желание сохранять патроны/оружие, потому что чувство неизвестности, неизведанности станции загоняет игрока в какое-то состояние если не страха, то постоянного беспокойства - а хватит ли ресурсов? В этом плане игра становится сильно похожей на survival horror, а сеттинг заброшенной станции без людей... или с тем, чем стали люди (мутанты, киборги) лишь усиливает впечатление. Помню я до 5 уровня не выкидывал стартовый мини-пистолет, хотя уже давно имелся ПП Скорпион - потому что попросту боялся слишком быстро истратить 9мм патроны за счёт скорострельности ПП. В какой-то момент, вроде бы в районе уровня Storage у меня из патронов осталась только штук 25 дробовика, 70 пистолетных и 13 магнитных кассет, а монстры были уже довольно страшные. Например:

System Shock (2023)

Та-дам, горилла-тигр! Это кстати версия с палубы Руководства (Executive level), они также встречаются в Рощах и самая первая - в Storage как раз-таки. Вроде был даже аудиолог про неё... или мне кажется. Тема с мутантами полученными слиянием двух разных животным мне кажется довольно занятной, она встречается время от времени в разных играх - в Борде, в Фоллауте, в Сталкере (хотя и посредством Зоны, а не руками людей). Но да, Горилла-Тигр это просто мощный танк с сильным сопротивлением урону и большим милишным дамагом.

Иногда на уровнях встречаются необычные комнаты, вроде этой комнаты поклонения Шодан на уровне Реактор:

System Shock (2023)

на столе откровения ИИ, вокруг черепа, ритуальные жертвоприношения, зелёные облики "богини нового мира". Красиво, но пугающе - люди действительно сходили с ума, что подтверждает аудиолог этих культистов, который лежит рядом с человеческим черепом. Алсо:

System Shock (2023)
System Shock (2023)

Скелли, маскот студии разработчиков. Вроде бы на каждом уровне есть и за нахождение всех дают ачивку, но я не стал париться, слишком уж много бэктрекинга. Но атмосферно, да. Вообще до определенных апгрейдов (специальные ботинки, усиливающие прыжки) половина этих комнат недоступна ибо спрятана где-то под потолком в служебных тоннелях и канализациях.
Реактор... уровень, для которого нужен шестизначный(!) код, получаемый после уничтожения CPU Nodes на каждом уровне включая палубу Руководства. Причём дают по 1 цифре на каждом уровне

System Shock (2023)

Сюжетно его конечно же нужно взорвать - но в определенном порядке и только после одобрения представителя TriOptimum, которое получаем только после уничтожения антенн связи, чтобы Shodan не загрузила себя в Интернет хуманов на Земле... да. Бюрократия, бюрократия даже в будущем. Вокруг реактора фигачит мощная радиация, отключать его без неё - самоубийство, от радиации защищает апгрейд защитного ранца, который лежит в определённом месте определённого уровня... ну вы понимаете, как всё запутанно. Можно ли без защитного ранца? Можно, но очень больно и затратно по аптечкам/медипатчам. Точно так же и в Бета роще, которая вообще полностью заражена биологическим оружием, точнее beta-strain, который разрабатывал СЕО корпы Диего и который позже использовала Shodan для создания мутантов. Диего вообще забавный персонаж, мало того, что три раза появляется как босс, так ещё и встал на сторону Shodan, став её личным пророком (ну и конечно же он сдал всё верхушку ей на золотом блюдечке, трупы до сих пор валяются в роскошных апартаментах и ресторане на палубе Руководства). Вот так, слабое звено - всегда человек, мораль всей игры. Вторая мораль - нельзя оставлять неучтённые/нестабильные единицы, как ГГ, играясь с ними как со слабой жертвой ибо слабая жертва может перегрызть горло; а в случае с Шодан - изолировав ядро в киберпространстве, хех.
Палуба Руководства выглядит впечатляюще, также именно на этом уровне раскрываются мотив Диего, рассказывается о жизни верхушки станции и их ультимативный конец. Также на уровне находятся три Рощи, изначально задуманные как оазисы природы Земли на космической станции, но ставшие ловушкой и очередным экспериментом на людях (даже до Шодан, доступ к рощам имела только верхушка, а все кто ниже сходили с ума от пустоты и холода космоса вокруг и металла станции)

System Shock (2023)
System Shock (2023)

Рощи... Вдохновение черпали из реального эксперимента "Биосфера-2" где-то в пустыне Аризоны в начале 90х. Исследовали сможет ли вообще человек прожить в замкнутом пространстве с воссозданной с нуля экосистемой. Можете сами почитать или посмотреть про эту штуку, но спойлер - нет, без пиццы и завоза кислорода извне, хуманам пришлось непросто. А так что там эксперимент под куполом, что в игре:

System Shock (2023)
System Shock (2023)

^ в Дельта роще есть шахматная загадка, которую рекомендуют решать вбив в онлайн симуляторы партии, но я своим умом с первого раза выиграл. Да-да, 200IQ (хвастовство, каюсь)

System Shock (2023)
System Shock (2023)

^ злится, потеряв почти всё. Никаких больше рощ с мутантами, biiiiitch

System Shock (2023)

^ очень злится, когда пытаются добраться до её внутренних систем. Предыдущему хакеру не слишком повезло, киборг добрался до его головы прямо во время дайва в киберпространство. Кстати забавно, но до игрока враги так добраться не могут - ты в полной безопасности, пока взламываешь узлы сети Шодан, хехе.

System Shock (2023)

Киборги ближе к концу игры становятся абсолютно безумными и мощными. Даже жаль бедолаг, от человека тут только верхняя половина осталась и то без рук. Чувство вкуса у Шодан отсутствует - чувствуется её презрение к "жалким букашкам", которых следует "улучшить".

System Shock (2023)

А ещё есть такие чудища. То есть мало человека превратили в киборга, модифицировав куски тела, так ещё и подвергли влиянию beta strain, отчего киборг... мутировал. Видимо обычной сопротивляемости урону Шодан было мало. Эти чудища стреляют спаренными лазерами и обычно опасности не представляет - на зарядку требуется время и любой угол локации тебя надёжно защитит от смертоносного луча. А вот если такой встретится вдали от укрытий, может быть больно, сносят 70% хп вроде.
Красивая станция Цитадель:

System Shock (2023)

А, всё...

забавно купола Рощ разлетелись словно шары бильярда после разбивки
забавно купола Рощ разлетелись словно шары бильярда после разбивки

Ближе к концу игры SHODAN начинает осознавать свои ошибки, раздражается, даже бесится(?) если так можно сказать, ускоренно раздаёт приказы киборгам и своему Диего, но это конечно только оттягивает её конец

System Shock (2023)

Игра крутая и интересная, я регулярно терял счёт времени, бродя по этим лабиринтам. Которые, как выяснилось из одной записки, были специально устроены таким образом, чтобы население Цитадели постоянно находилось в условиях тревоги и стресса. В дальнейшем эта идея социальных экспериментов в условиях изоляции ещё не раз будет подниматься в играх, я сразу вспомнил Vault Tec и Убежища. И резиденты Убежищ, и исследователи/рабочие/низшее звено менеджмента просто расходный материал и подопытные - и заложены эти эксперименты были задолго до катаклизмов. Люди реально любят потыкать в свою природу, переходя через рамки морали и этики, не так ли?

System Shock (2023)
System Shock (2023)

Победил, но какой ценой?

7
4
3
2
1
1
1
7 комментариев