Человек-бензопила: Резе. Работа над ошибками 😡
Не буду таить - фильм великолепен. Пожалуй, та самая редкая 10/10 адаптация, которой нечего предъявить даже самым рьяным фанам манги. Нет, не сухой перенос фреймов из оригинала, а настоящая работа творца, искусство. Где каждая сцена поражает своим стилем и изобретательностью, делая историю лишь живее, круче, эмоциональнее нежели в первоисточнике.
До похода в кино не был прям большим фанатом этой арки в манге, но после увиденного уровня, даже малость ужасает - способна ли будет Маппа когда-либо его превзойти или хотя бы приблизиться в последующих сезонах Пилы. Так что да, возможно, нам довелось лицезреть абсолютный пик, не только данной истории, но и всего анимационного медиа, в художественно-эстетическом плане так точно.
Так что за ошибки?
Все же предлагаю сбавить фанфары и вернуться слегка во времени, чтобы таки понять причину, по которой фильм начинается буквально с извинительного письма фанатам манги в виде анимированной ч/б сцены первых страниц арки.
Подобный лейтмотив возвращения к истокам, можно сказать, прямо пронизывает всю ленту, начиная с забавных мелочей вроде оммажа к обложке 1 тома или смены чардизов на более близкие к манге.
Но что куда важнее, так это подход к адаптации в целом. И почему-то перед нами стоят два совершенно разных произведения в лице фильма и 1 сезона. Их различия отнюдь не заканчиваются на бюджетах, сроках производства или стафе, как норовят объяснить многие. Художественное виденье всегда первостепенно, а оно, так уж вышло, здесь диаметрально противоположное.
Все же Человек-бензопила далеко не самая заурядная и простая в экранизации манга. Тут даже автор оригинала, Тацуки Фудзимото, признавался, что хоть он и вдохновлялся фильмами, однако приемы, используемые им в манге, труднопереносимы на экран.
Так что Рю Накаяма, сидевший тогда в кресле режиссера 1 сезона, предпочел не бросать вызов гению, и снять собственную художественную интерпретацию истории с упором на более размеренный драматичный темп с закосом под приземленность лайв-экшен кинематографа.
И браво! Рукоплескание фанатов с запада - вау, шедевр, это так смело... Только вот в Японии, прикола почему-то не оценили, с таким гениальным решением под нож полетели весь дух, сюрреализм, драйв и экспрессивность оригинала, весь авторский стиль Фудзимото, который не ограничивается так называемой киношностью.
Весьма иллюстративный пример - одежка, по которой встречают аниме - опенинги. Там где фильм стильно и со вкусом пытается рассказать историю, добавляет глубину и детали, которые можно подметить, лишь возвращаясь после концовки. Первый сезон весь оп беспардонно наяривает на свою киношность пулеметом отсылок к популярным фильмам, и так - и так во всем...
А можно было иначе?
Честно говоря, все это раздувание вокруг "невозможно нормально нормально экранизировать" напомнило мне еще одного гения-хитреца, но от мира ранобэ. Нисио Исин тоже в свое время любил заливать подобное, пока за его Истории Монстров и остальной цикл Историй не взялась студия Shaft, превратив в одну из самых уникальных и популярных аниме-франшиз на родине. И это, кстати, отличный пример, где удалось совместить ту самую кинематографичность с анимешной гиперболизацией и сюрреализмом первоисточника.
Шафты честной кропотливой работой находят оригинальные визуальные решения, чтобы подчеркнуть характер оригинала в той или иной сцене, занимаются действительно творческой адаптацией и это приносит плоды, та же трилогия фильмов Истории Ран, по заявлениям Фудзимото, даже вдохновили его при написании Пилы.
Неудивительно, что фильм о Резе, так же креативно работающий с адаптацией манги, местами вызывал у меня куда больше ассоциаций с Историями Ран нежели с 1 сезоном Пилы.
Оказывается, можно снять настоящую ABSOLUTE CINEMA, не бросая в урну душу оригинала в угоду киношности. Я бы даже сказал, фильм - это первое полноценное воплощение Пилы на экранах, во всем ее великолепии и многогранной эксцентричности, на которую в 1 сезоне был забит болт. Так что не удивительно, что здесь даже у фанов 1 сезона сносит башню с крутости, происходящего на экране. А между делом, фильм вышел именно таким лишь благодаря прохладному фидбэку японцев по 1 сезону, на которых еще недавно было принято гнали бочку за незаслуженный хейт "шедевра". Оказывается, можно было не выпендриваться и сразу сделать как хотели фанаты, и все по итогу будут рады. К слову, ровно так, как сейчас срежиссирован фильм, я в свое время и представлял идеальный 1 сезон в вакууме.