Некоторые аркадные игры

Некоторые аркадные игры

Иногда нет-нет да просыпается это причудливое желание окунуться вглубь виртуальной эпохи, в стародавние интерактивно-развлекательные изделия. На самом деле, играю и радуюсь, что мне довелось быть относительно молодым человеком в эпоху, когда видеоигры достигли своего пика, полноправно зайдя на пьедестал искусств. Ведь расти на подобного рода недоразумениях было бы делом довольно печальным. И дорогим по монеткам. И вот с чем я успел быть знаком:

1. Nightmare in the Dark (Arcade)

Некоторые аркадные игры

Безделка, смысл которой состоит в том, чтобы за отведённое время бить нежить керосиновой лампой по голове, а потом запускать из неё же огненный шар, который полетит выбивать призовые очки из оставшихся врагов. Откровенно говоря, не очень понятно и совсем неинтересно.

2. Judge Dredd (Arcade)

Некоторые аркадные игры

Знаете, какова миссия видеоигр на аркадных автоматах? Помимо того, чтобы обкрадывать детишек, изымая карманные деньги за пару минут цифрового наркотика? Миссия аркад состояла в том, чтобы быть круче всего в этом мире. Вот играешь ты в свою кончелыжную 8-битную SNES, а затем идёшь в галерею игровых автоматов, а там графика как в кино, потрясающие воображение эффекты, невообразимые художественные концепты. И после такого эстетического пиршества ты уже смотреть не можешь на свою дряхлую домашнюю консоль, которая никогда не будет так же хороша. И вот Judge Dredd он про это — про культурный шок. Запускаешь её в 90-е и словно бы пообщался с виртуальным богом.

Мега-Самара 1
Мега-Самара 1

Я, откровенно говоря, понятия не имею, что здесь происходит. Знаю только, что это какая-та мета-ирония в духе "грязные бомжи захватывают наш любимый Мега-сити 1, судья Дредд, сделай что-нибудь!". В довесок идут огромные крысы в канализации, какие-то биореакторы, что клепают новых бомжей в прямом эфире, огромные лоботомированные качки, боевые роботы на гусеничном ходу, и всякое подобное.

Что сказать, играть прикольно. Это первый битемап на моей памяти, где персонаж может атаковать не только "влево-вправо", но в четыре стороны — условно перед собой и позади себя в вертикальной плоскости. А вместо блока здесь присутствует уклонение — Дредд приседает, будто уронил ключи в канализационную решётку, и в этот момент становится полностью неуязвим, — невиданная поблажка для алчных до наличной мелочи устройств. Впрочем, как и полагается в аркадах, умирать ты будешь здесь постоянно, а на боссах ещё в три раза чаще.

Некоторые аркадные игры

Вообще, я поначалу удивился — какого ж чёрта Дредд выносит приговор на кулаках? Это скорее герой шутеров, а не битемапов. И действительно, скоро в игре обнаруживаются огнестрельные секции, аж в двух вариациях — псевдотрёхмерной, где ты управляешь курсором, и привычной, в виде сайдскроллера. Это всего лишь третий уровень игры, и он сломан. Безнадёжно сломан. Будем честны, игры тех лет — на Nes, Sega и прочем — это то ещё посредственное уныние, уродливое, сложное, кривое. Но вот чего я никогда за такой продукцией не замечал так это багов. Judge Dredd в свою очередь пропитан багами — за следующие 20 минут на уровне с шутерным сегментом я столько херни повидал, сколько даже в современных играх не встречал. Что там было: экран переставал двигаться вперёд, равно как и назад; Дредд перелетал через платформу, а после воскресал вообще чёрт знает где; его избивали механические клешни, хотя персонаж не то, что не имел фреймов неуязвимости после очередной смерти — он даже на экране не появлялся, и лишь кряхтел от боли, оставаясь невидимым, но осязаемым. А ещё там платформа в какой-то момент взрывалась, но я не могу убежать, потому что опять же застрял на экране, и это была неотвратимая смерть.

Клешни бьют несуществующего Дредда по голове. Софтлок.
Клешни бьют несуществующего Дредда по голове. Софтлок.

И всё это безобразие, к слову, стоит твоих денег — заплати четвертак, чтобы персонаж через мгновение умер от бага. Хорошая сделка. Ну и, к слову, шутерный сегмент сам по себе конченый — ты здесь задушишься быстрее, чем в Дарк Сосалусе, когда по незнанию свернул на кладбище гигантов. Но, как говорится, были бы деньги.

Откровенно говоря, досадно. Потенциально это одна из лучших аркадных игр, в какую и сейчас было бы поиграть не противно, но что есть, то есть.

Происходит душилово
Происходит душилово

3. Judge Dredd (Sega Game Gear)

Огорчённый скоротечным расставанием с аркадным Дреддом, решил посмотреть, на что похоже его малое воплощение, а точнее "сеговское" — я понятия не имею, чем Sega Mega Drive отличается от этого самого Sega Game Gear, но игра выглядит совершенно типично. Ну и, надо сказать, как сайдскроллер-шутемап играется это неплохо — в том смысле, что если игра с 8-16 битной консоли не задушила тебя за первые 15 минут, то это уже признак большого потенциала. Хотя на самом деле геймплей здесь довольно тупой — ты и твой противник стреляете друг в друга одновременно, и побеждает тот, у кого окажется больше здоровья.

Он не ожидал, что я умею стрелять сидя. К слову, в игре есть мужики в белых халатах, и вот они уже умеют стрелять сидя. Интеллектуалы.
Он не ожидал, что я умею стрелять сидя. К слову, в игре есть мужики в белых халатах, и вот они уже умеют стрелять сидя. Интеллектуалы.

Понятное дело, побеждает Дредд, но это до поры до времени. Возможно, есть вариант как-нибудь ловко перепрыгивать вражеские пули, и, например, ползать — если двигать Дредда вперёд при положении в полуприседе, он поползёт, — но такой подход превращает и без того неинтересные перестрелки во что-то громоздкое и ещё более неказистое. Словом, Дредд здесь больше не свирепая машина из GYM, как на аркадном автомате, а тюфяк, хило постреливающий из пистолета.

Вариант с ползаньем выглядит ещё более унизительно, чем можно было подумать
Вариант с ползаньем выглядит ещё более унизительно, чем можно было подумать

Играть, в целом, можно, однако моё прохождение оборвалось внезапно и комично. Дойдя до конца уровня, я не нашёл кнопки, которая отвечала бы за "IN". Типа, их не так чтобы и много, и я перетыкал все — ни одна не подходит. Возможно, на уровне спрятан какой-то ключ или ещё что, но не то, чтобы мне хотелось исследовать этот вертикальный лабиринт, в котором надо поднимать наверх по зигзагообразному паттерну. Ну да и чёрт с ним, не очень-то и хотелось.

Некоторые аркадные игры

4. Pretty Soldier Sailor Moon (Arcade)

"Милый солдатик". Бог мой Император. Вариант российского дубляжа с "красавица-воин" трогает моё сердце намного нежнее.

Сцена, предваряющая применение супер-приёма
Сцена, предваряющая применение супер-приёма

Многого рассказать не смогу — это типичнейший однокнопочный битемап средней сложности с супер-приёмом, что зачищает экран от врагов. Играется не хорошо-не плохо, под настроение.

Некоторые аркадные игры

Интересны здесь хорошо анимированные движения героинь и общее визуальное исполнение, да инсценировка битвы из первого эпизода сериала — может быть есть референсы из других серий тоже, но я так далеко не проходил. Ну и музыка приятная, к слову — мягкая и мелодичная.

Некоторые аркадные игры

Демонов тоже не узнаю. Однако здесь мои фанатские познания невелики — я бросил просмотр на середине второго сезона, поскольку он был сильно похуже первого. А ещё у меня есть хороший — по моим меркам — обзор, где я рассказываю, как вообще так случилось, что я смотрел аниме для девочек, и почему люблю его.

 Обязательная щепотка фетишизма
 Обязательная щепотка фетишизма

Королева Погибель, финальный босс Pretty Soldier Sailor Moon, это типичная для тех лет издёвка над игроком. Здесь наличествуют нечестные боссы, — как, например, пара жеманных красавчиков, что захламляют экран своими прожектайлами, от которых нет варианта увернуться, — но Королева затыкает их одним своим появлением. Она уклоняется от 80% твоих атак, тут же впивается в тебя своими когтями и вышибает 2/3 здоровья — минуты две я вообще не мог нанести ей хоть какой-то урон. По-хорошему, бить мадам по лицу нужно одним конкретным приёмом — сочетанием атаки и прыжка, что приводит к круговому взмаху кулаком, — вот от этого злая стерва увернуться почему-то уже не может. Впрочем, не факт, что она под приём попадёт, и что он у тебя вообще получится и вместо этого ты не подпрыгнешь на месте лишь для того, чтобы ещё раз получить по хребтине.

Здесь должна была быть битва с Королевой, но я забыл сделать скриншот
Здесь должна была быть битва с Королевой, но я забыл сделать скриншот

И всё это неудовольствие затребовало от меня, наверное, штук 10 монеток — 2,5 доллара! По курсу 80-х это, наверное, можно было купить себе целую Самару в безраздельный феод. Ну и здесь встаёт закономерный вопрос — а какова награда мне, игроку, за проделанные усилия и потраченные деньги? А никакая. Ни тебе милой сценки на движке игры, ни анимационного ролика — игра тупо запускает титры. Они инсценировали ту серию, где обычный домашний кот под влиянием тёмного колдовства превращается в демона, но не удосужились нарисовать что-нибудь под финальный триумф — какое разочарование. Это как если бы этот ваш Dark Souls — ассоциация с которым приходит сама собой во время боя с Королевой — кончался бы аккурат после победы над лордом Гвином, без последующей сцены с принесением себя в жертву Огню. Типа, думай сам, что там произошло после и какое значение имел твой путь, нам вообще плевать — жаль, Миядзаки не догадался до столь находчивого авторского этюда. В игре как художественном произведении нет развязки, и это прям обидно.

Наоко, ты малость недоработала
Наоко, ты малость недоработала

5. Galaga '88

Некоторые аркадные игры

Ну, типа, "Галага". Не знаю. Со своими эстетическими странностями, но играется бодро, однако мне думается, что и на SNES, и на SEGA этого добра было в избытке, так что лишний coin можно и приберечь.

6. Aliens: Infestation для Nintendo DS

Некоторые аркадные игры

Мне ещё очень далеко до того, чтобы как-либо уверенно ориентироваться среди всего, что клепало на своём веку "Нинтендо", но как я понимаю, Nintendo DS это некая портативка, что помимо стандартных кнопок имела два экрана и стилус для цифрового с ними взаимодействия. Концепция не лишённая смысла и Aliens: Infestation вписывается в такие рамки довольно органично. Игра вообще выглядит весьма привлекательно — это та самая игра, в которую ты всей душой жаждешь поиграть, посмотрев фильм Кэмерона. Узнаваемая атрибутика, симпатичная графика, простой, но многофункциональный геймплей c возможностью переключаться между пушками, простая и надёжная форма коридорного экшена — что могло пойти не так?

Как оказалось, амбиции разработчиков сделать большую комплексную игру там, где этого и не ожидается. Мне странно это говорить, но само желание поведать сюжет, ввести игрока в контекст, дать происходящему смысл идёт игре лишь во вред. Не успев даже окинуть Infestation взглядом, игрок оказывается втянут в диалог. Это один из самых длинных диалогов, которые вы можете себе припомнить — он продолжается и продолжается, продолжается и продолжается, а я всё жму и жму контекстную кнопку в надежде, что он закончится, но он не заканчивается. Даже с перемоткой к концу абзаца он не заканчивается. Клянусь, там не меньше 20 панелей сплошного текста — ребят, я всё понимаю, но я не знаю вас и чего вы хотите, и мне на данный момент абсолютно это неинтересно, я здесь не за этим. Зачем затягивать вступление в духе "военные прибыли на какой-то комплекс, поражённый ксеноморфами" до целого эпизода сериала типа "Клиники", я понятия не имею.

Некоторые аркадные игры

Стоило мне отболтаться от назойливого командира как меня ждало новое потрясение. Это скорость персонажа. Он очень медленно ходит. Почти настолько же медленно, как тянутся вступительные диалоги в этой игре. А у нас тут, на минуточку, метроидвания, и перемещаться по уровням с такой вот скорость бухого гуляки по ночной набережной это проблема. Но на самом деле в игре можно перемещаться быстрее — кувырками. Персонаж буквально не умеет бегать, он может либо ходить, либо перекатываться. При чём пермаментно перекатываться тут тоже не выйдет, у протеже есть шкала выносливости.

Не томя интригу, скажу сразу — в этой игре про чужих я так и не встретил чужих. Я тупо до них не продрался сквозь эту чрезвычайно нудную метроидванию. У нас же тут полноценная сюжетоориентированная игра — мы не можем сразу окунуть игрока в экшен, мы должны сначала нагнать саспенс. Идёт такой персонаж по коридору, видит — слизь инопланетная, и давай набирать своего командира: "шеф, тут что-то странное происходит". И так 40 минут, или час, или сколько я в это играл. Как я и сказал, у нас тут метроидвания — терпеть не могу метроидвании — ходи, значит, морпех, ищи ключи. За это время, что я бродил искал ключи, я наткнулся лишь на пару-тройку каких-то андроидов, мало походящих на синтетиков. И, потенциально, да, — непосредственно как экшен игра-то любопытна. Стрелять, кидать гранаты, укрываться за объектами (герой даже характерно прижимается к ним) — выглядит это всё прикольно. Но это всё ещё метроидвания про поиск ключей среди коридоров с лифтами, в которой герой очень медленно ходит и постоянно звонит начальнику. И я слишком быстро дошёл до того момента, когда, чтобы достать ключ, нужно выключить пар, а я понятия не имею, где и каким образом выключается пар. И локация на миникарте во всю широту дисплея из бесконечных коридоров, лифтов в этого вот всего, и нужная кнопка может быть где угодно. И тут я понял, что моих 110 IQ (абсолютно достоверная информация) всё ещё не хватает, чтобы играть в подобные игры, на чём закрыл приложение.

Некоторые аркадные игры

Aliens: Infestation игра пристойная, потенциально. Но персонально я не готов пробиваться сквозь целую череду плохих или неуместных дизайнерских решений, вышибающих из продукта по лицензии "Чужих" всё веселье. Чёрт с ним, пусть будет саспенс и первый десяток минут шастанья по пустым коридорам — кампания морпеха в AwP2 на ПК начиналась так и выглядела отлично, -- но у вас вся игра в этом заунывном темпе, портативная игра.

Ещё забавно, что в игре есть скример с котом и он повторяется — то есть, один и тот же рыжий кот Джонси ходит по всему этому страшному научному комплексу и пугает тебя.

7. Aliens (Arcade)

Некоторые аркадные игры

Игры для аркадных автоматов отложились в моём сознании как превосходящие современников как минимум в визуальном плане. Ну и как нарочито сложные, в чём я смог убедиться лично. Единственное, чем Aliens мне запомнится, помимо того, что выглядит она довольно отвратно, это весьма специфическим обращением с первоисточником. У нас тут, по идее, второй фильм, и концептуально достоверная заставка, в которой Рипли на всех парах въезжает в Hadley's Hope. А потом начинается какой-то бред из разноцветных ксеноморфов разных форм и размеров — есть и ползущие, и летающие штуки, и даже какие-то генокультисты из "Вахи" в меня гранатами кидаются. Ну а геймлей у всего этого представляет собой зажатие одной кнопки и хождение вверх-вниз для охвата наибольшей площади огнём из пушки. Тут нашлось место и такой же тщедушной битве с боссом, и псевдотрёхмерному уровню с обороной на крыше танка, но всё это так же пресно, уродливо и просто неинтересно.

Некоторые аркадные игры

8. Blade Master (Arcade)

А это уже куда более типичный образчик игры для аркад — толстолобый битемап про полуголых фэнтезийных мужиков и полчища всевозможных чудовищ из секс-данженов. И, в целом, забавное развлечение на вечер. Забавное сейчас, когда мои Нумьи карманцы полнятся бесконечными наколдованными четвертаками, а так я редко когда и экран с врагами мог миновать, чтобы не закинуть ещё монету на радость мерзавцам, что делали столь неподъёмные для аудитории продукты. При том геймплей-то здесь примитивный даже по меркам жанра — ни комбо-ударов, ни волшебных способностей, ничего. Только иди вперёд и руби одной кнопкой.

Некоторые аркадные игры

На выбор два героя, огромный полуголый босс качалки и его друг-slave ростом пониже — первый, по ощущениям, куда более полезен, хотя не может бить в прыжке сверху вниз, а значит имеет вдвое более скудный мувсет по сравнению со своим напарником. Врагов игра вываливает как из бочки, они все жирные, а боссы это вообще до свидания -- типичного рыцаря из Dark Souls я уронил на пол неприличное количество раз и уже начал подозревать, что чего-то не понимаю. Но нет, он просто слишком жирный. Как считывать атаки боссов, куда уклоняться от них, это вообще забей — в игре есть босс-кальмар, ты можешь протиснуться к нему лишь по узкой щели меж щупалец, и стоит тебе его ударить как он тут же чем-то в тебя прыскает и от этого почти невозможно увернуться. Минус 3-4 доллара в четвертаках только лишь на этом экране.

Некоторые аркадные игры

Зато выглядит игра как полагается этим самым постояльцам аркадных автоматов — ярко, сочно, гипертрофированно фантастично. В лучших традициях Golden Axe и творчества Бориса Вальехо. Ты стоишь посреди пустыни на вершине каменной пирамиды, вместо брони у тебя наплечник и кусок грязной накидки вместо штанов, в руке у тебя топор, сверкающий чёрными молниями, а перед тобой орды других потных мужиков, некоторые из которых и людьми-то не являются, и весь твой героический путь будет отмечен бессчётными убийствами и океанами крови, что пропитают эту гиблую землю и призовут к жизни древних хтонических чудовищ, покусившихся на твой успех. Я скучал по таким образам. Понятия не имею, чем мы занимаемся в игре на самом деле — вроде спасаем какую-то случайную мадам, — однако мне визуальная сторона проекта навеяла именно такие картины старого доброго эпического фэнтези. Что бы такого почитать?

Некоторые аркадные игры

Были и другие проекты, но этот текст уже раза в 3-4 больше, чем я задумывал изначально. Потому пока что на этом оборвусь. На приведённых примерах ключевая мысль проиллюстрирована не очень хорошо, но вообще же она в том, что даже старые и, казалось, давно уже утратившие всякий лоск видеоигры ещё способны интриговать и удерживать на себе внимание — хотя бы за счёт того, что в некоторых из них кроются концепции и образы, нынешней индустрией во многом потерянные. Ну не делают нынче такой маскулинно-тупоголовой херотени как Blade Master. А ведь хочется порой играть и в такое, бить людоящеров мечами по голове. Особенно когда от больших нарративов и долгих экспозиций голова начинает идти кругом.

Некоторые аркадные игры

Думаю, для меня ещё найдётся пара примечательных образчиков, в которые стоит поиграть, о которых стоит рассказать. Но уже в другой раз.

14
2
1
9 комментариев