Радикальное пуританство или возвращение круутофелинидов. Обзор альфа-версии Warhammer 40000: Dark Heresy [ЛОНГ]
Эйзенхорн, Каневский и «Следствие вела Инквизиция».
Дисклеймер
Данный материал является обзором ранней версии Warhammer 40000: Dark Heresy от Owlcat Games.
Как следствие, многие затронутые в статье элементы могут не войти в финальную версию игры или даже в бету. Также имейте в виду, что в тексте содержатся небольшие спойлеры.
Что ж, вы были предупреждены, а теперь начинаем!
Пролог. Nobody expects the Imperial Inquisition!
Невиновных не существует. Есть разные степени вины.
Во мраке далекого будущего война ведется не только на полях сражений.
Покуда миллионы солдат Имперской Гвардии гибнут от постукиваний орков, лояльности комиссаров и еретических действий космодесантников-предателей, куда более значимая борьба происходит в тенях.
Вдалеке от света Его Божественного Величества каждую секунду во тьме на тысячах миров плодятся предательство и обман.
Еретические культы Хаоса, козни эльдаров и зараженные генокрадами граждане Империума подрывают порядок и стабильность, а инопланетные и инопланарные угрозы таятся во мраке среди умирающих звезд.
Осколки К’Тан и зараженные Варпом остовы спейсхалков ― все это угрозы, которые готовы поглотить человечество и ввергнуть его во мрак.
Но к счастью, в тени Золотого Трона есть те, кто силой ума и хитрости, борется с этими проявлениями незримых угроз.
И имя этой силе…
Инквизиция во многом ― это самая могущественная организация Империума.
Бояться ее ― ересь. Не бояться ее ― еще большая ересь.
Каждый Инквизитор имеет право перехватывать контроль над целыми мирами, реквизировать почти бесконечные ресурсы и даже ― если иного выбора нет, ― уничтожать планеты, чтобы они не достались врагу.
Однако, как Инквизитор борется с ересью под кожей Империума, он так же должен бороться и с мраком, сокрытым в его собственной душе.
Желание применять артефакты Хаоса для борьбы с ним и заключение союза с врагами Человечества против еще больших угроз ― все это так или иначе толкает преданных принципам Империума «пуритан» на путь «радикализма» ради, как они верят, максимальной эффективности.
И к несчастью, как гласит имперская народная мудрость:
Если начинающий Инквизитор не пуританин — он бессердечный, если бывалый Инквизитор не радикал — он дурак.
В общем, Инквизиция ― это одна из самых любопытных и привлекающих внимание фракций Warhammer 40000.
Грегор Эйзенхорн и Гидеон Рейвенор от Дэна Абнетта или Эмберли Вейл из цикла о ГЕРОЕ ИМПЕРИУМА!!! Кайафасе Каине ― это одни из лучших и самых интересных персонажей книжного Warhammer’а. Это сложные и многогранные герои с непростой судьбой, и их истории раскрывают нам изнанку Империума Человечества. Однако они не единственные такие в гримдарке далекого будущего.
В любом случае, фанаты Вахи на протяжении десятилетий мечтали о CRPG, в которой им бы позволили сыграть за одного из тайных слуг Императора. Да, были дьяблоид Warhammer 40,000: Inquisitor ― Martyr и «игроизация» работы Дэна Абнетта Eisenhorn: XENOS…
…Но это все было не совсем то, чего желали фанаты. Им хотелось сложных моральных выборов, интересных сюжетных поворотов и персонажей, от которых захватит дух.
И в итоге их молитвы были услышаны, потому что в раннем доступе спустя много лет вышла…
Однако, как бы ни был мощен движок Ren’Py и как бы… эм… ни еретичны были некоторые сцены в этом шедевре (кстати, без иронии: как юмористическая фанатская эроге Inquisitor Trainer хороша), ей все еще не хватало комплексности настоящей RPG.
И вот тут в конце 023М3 на сцену вышли одни из главных классиков современного RPG-жанра. Рос… кипрская студия Owlcat Games, также известная на Высоком Готике как «Круутофелиниды».
Несмотря на «зарашенную» под конец разработку (спасибо перепугавшим всех гениальным решениям Unity Technologies…), Warhammer 40000: Rogue Trader почти мгновенно забрался на пьедестал как одна из лучших игр по вселенной вечной войны.
И как итог, мало у кого остались сомнения, что долгожданная CRPG за Инквизитора была не за горами.
И вот, как и ожидалось, в мае 025М3 была анонсирована Warhammer 40000: Dark Heresy.
Я провел в альфе около 20 часов, расследуя, повергая врагов Империма и ловя софт-локи в самых неожиданных местах. И теперь, после двух прохождений, я готов поделиться с вами тем, что на данный момент представляет из себя будущая RPG от Совоко… Круутофелинидов.
Глава первая. Трудные будни аколита. Общие сведения об альфе и моем прохождении.
У вас тут на планете своя атмосфера?
Прощайтесь с ней, если вы предали Терру.
Вирусные бомбы и четкая позиция ―
ЭКСТЕРМИНАТУС! Святая Инквизиция!
Итак, что такое Warhammer 40000: Dark Heresy?
Warhammer 40000: Dark Heresy, как и ее предшественница ― это перевод на компьютерные рельсы уже существующей настольной RPG от компании Fantasy Flight Games. Последняя использует схожие правила, что и Rogue Trader, однако есть и определенные отличия, которые отделяют одну настольную RPG от другой.
В компьютерной же версии сиквел, на первый взгляд, не сильно отличается от своего предшественника. Но, если начать углубляться, станет очевидно, что Круутофелиниды заметно перелопатили многие моменты геймдизайна.
Мы начинаем прохождение за аколита (помощника Инквизитора), и нашей задачей по приказу местного Конклава становится помощь другому Инквизитору, проводящему археологические раскопки на нижних уровнях имперского мира-улья.
…И вот тут надо обсудить, почему я был вынужден сделать два прохождения.
Мы начинаем… видимо, с середины первого акта, что заметно сказывается на впечатлениях и игровом опыте. Например, мы играем за предзаготовленного персонажа без возможности настройки, а еще в самом начале нам предлагается выбрать состояние мира, сформированное действиями протагониста в прологе.
И стоит признать, что пусть выбора всего два, они заметно влияют на локации, сюжет и даже геймплей.
Оба моих прохождения по факту вышли достаточно короткими, но, за счет высокой реактивности и большого количества контента, они оказались весьма насыщенными. И теперь, поскольку мы разобрались со структурой альфы, давайте обсудим некоторые ее элементы.
Глава вторая. Аколит Леонидиус Каневскиус и дундуктивный метод дознавателя. Ролевая система и расследования.
― Фишиг, ты на кого работаешь?
― На Императора.
― Тогда представь, что я ― это он. Ошибешься незначительно. Делай, как я сказал.
Инквизитор Грегор Эйзенхорн и арбитр Годвин Фишиг
Прокачка навыков, способностей и иже с ними ― по крайней мере для меня одна из самых интересных частей любой CRPG. Новые боевые и небоевые навыки ― это то, что обеспечивает вариативность, как в рамках сюжета, так и геймплея ролевой игры.
И пусть из-за ограничений альфы система порезана, уже сейчас можно сказать, что Owlcat услышали ряд критики в отношении ролевой системы Rogue Trader.
Набирая опыт, игрок поднимается по уровням и выбирает различные активные и пассивные способности для боевого геймплея.
Система в этом похожа на RT, но появились некоторые новые элементы. Например, мы можем выбирать специализации в рамках архетипа и изменять свои активные способности разными способами.
Абилки же можно изменять на определенных уровнях, перманентно добавляя им определенные свойства, или же присовокупляя к ним пассивные модификаторы специализации, тоже получаемые при прокачке. При этом последние еще и можно спокойно менять, так что, если вы ошиблись с выбором, ничто не мешает вернуть старые модификаторы обратно.
В целом, прокачка заметно облегчена по сравнении с Rogue Trader и сделана более понятной для среднестатистического игрока. Хотя многие, наверняка, продолжат ломать голову.
Для чего же нужна прокачка?
Ну, по традиции для боя, диалогов, взаимодействия с точками интереса на локациях...
И вот тут нужно поговорить об исследовании мира и новом ключевом элементе игры. Мы ведь играем за, по сути, межпланетного детектива в гримдарк-сеттинге. А детективы ведут расследования.
И ― елы-палы! ― Круутофелиниды уловили этот момент... наверно, даже слишком хорошо.
Знакомьтесь:
По ходу игры нам не раз (в альфе ― дважды) будут даваться сложные и комплексные детективные задания, где нам нужно будет расследовать убийства, пропажу людей и т.д. и т.п.
И если в обычных RPG это просто пометки в журнале заданий, то здесь это, по сути, отдельная игровая механика со своими приколами и мозговывертами.
В меню нам доступна отдельное окно «Инквизиторский журнал», где мы собираем улики и профайлы связанных с делом персонажей и пытаемся вычислить виновного.
Чтобы распутать клубок, вам придется допрашивать свидетелей, заставлять сопровождающие вас сервочерепа подсвечивать следы на земле и пытаться улавливать вокс-сигналы...
...А теперь представьте, что свидетели могут вам врать, частью улик придется пожертвовать для получения новых (не всегда полезных), а механика выбора того, как события прошлого, по вашему мнению, разворачивались, может открыть, что ваш метод дедукции... недалеко ушел от уровня дундукции.
По идее, в полной версии игры это должно будет приводить к сложным интеллектуальным играм и порой моральным дилеммам... но в альфе с этим есть проблема, потому что она слишком короткая и, как следствие, последствий своих решений я не увидел.
Однако в целом система оказалась для меня довольно интересной и заставила крайне тщательно исследовать локации на предмет малейших зацепок. И что крайне важно, эта механика является именно составным элементом геймплея, а не мини-игрой по типу Крестового Похода в WotR или кораблика в Rogue Trader.
Хотя мне нравятся оба. Да, я извращенец.
И вот тут проблема. Видите ли, мне эта система и впрямь понравилась, но мне трудно сказать, как на нее среагируют другие игроки. Возможно, как минимум в первые часы, люди будут чувствовать перегруз информацией, и оттого теряться…
В общем, я предлагаю дать этой механике шанс. Она отлично работает на повествование, атмосферу и исследование мира... но я пойму, если кому-то она покажется чересчур сложной.
Глава третья. VATS и локальный Экстерминатус. Боевая система Dark Heresy.
В огненном вихре исчезнут города,
И порожденья тьмы свет уничтожит.
Моря порока иссушим до дна.
Огонь священный нам поможет.
Боевая система Dark Heresy претерпела несколько изменений по сравнении с Rogue Trader. И если одни сразу бросаются в глаза, то другие куда менее заметны, несмотря на свою значимость.
Во-первых, дорогие читатели, у меня для вас плохие новости: в игре пока что нет аналога дозанерфленной версией 1.5 Кибеллы или Ардженты с тяжелым болтером.
Так что в бою приходится иногда думать.
Второе же важное изменение ― это переработка прицельных выстрелов и точных ударов в ближнем бою.
Если в Rogue Trader у снайперок это был просто бонус к точности засчет траты большего кол-ва очков действий, то в «Темной Ереси» ― это... аналог VATS из трехмерного Fallout'а.
При наличии подходящего оружия мы можем выбрать точку попадания на теле противника для нанесения ему урона. И наложить дебаффы до самой смерти (или очистки соответствующими способностями). Например, попадание в шею вызовет кровотечение, а критическое повреждение ног не позволит врагу перемещаться.
Это на удивление важная механика, и она крайне значительно влияет на бой. Главное помнить, что те же самые дебаффы могут быть наложены и на игрока.
Третье же изменение... куда менее заметное, но, наверно, самое значимое.
А именно ― Совоко... Круутофелиниды добавили в каждый бой в альфе какие-то геймплейные изюминки, которые делали каждое сражение по-настоящему уникальным.
Например, в бою со скитариями Механикус мне в идеале нужно было зарядить центральный когитатор (имперский компьютер) в центре с двух генераторов, обороняясь несколько ходов. А в битве в поселении ксеносов-круутов можно было загнать круутокса (гориллоподобного родственника круутов) в клетку вместо его убийства. И это, кстати, влияло на отношение ко мне нелюдей после боя.
В общем, боевка Dark Heresy с одной стороны в своем ядре наследует пошагу Rogue Trader, а с другой ― серьезно изменяет его. И, на мой взгляд, в лучшую сторону. В альфе не было ни одного «мусорного» боя... но тут вопрос, удастся ли Совокотам сохранить это в полноценной версии игры. Тут остается только молиться Богу-Машине.
Глава четвертая. Пуританство и радикализм. Сюжет, выборы, атмосфера и сопартийцы.
― Я нахожу странно успокаивающим, что последнее, что мы слышим в этой жизни ― это Инквизитор Ярлсдоттир, ставящая под сомнение генеалогическое древо нашего врага. Никогда бы не подумал, что мне это понравится.
― Момент, честно говоря, лишен подходящей торжественности, не так ли?
Космодесантники из ордена Серых Рыцарей Гиперион и Галео в ходе почти что суицидальной миссии против сил Хаоса, слыша в воксе ругань Инквизитора Анники Ярлсдоттир
Ну что ж, теперь, наверно, стоит поговорить о том, ради чего люди зачастую играют в игры Совокотов.
И вот тут возникает проблема, связанная с тем, что альфа длится меньше одного акта игры. И как итог...
...Мне почти нечего сказать.
Нет, правда. Это не говорит, что сюжет плохой или неинтересный ― повторюсь, что детективная часть меня затянула, ― но его просто слишком мало пока что для полновесного оценивания; плюс, альфа начинается не с начала игры, и это ощутимо бьет по погружению.
Не помогает этому и то, что нам не дают создать и тонко настроить персонажа, что сильно влияет на восприятие игры и эмоциональную привязку. С другой стороны, это все-таки проблема ограничений альфы, а не самой писанины.
Тем не менее то, что есть, написано хорошо: мы имеем дело с относительно радикальной Инквизиторшей, Сестрой Битвы, почти еретическим культом самобичевателей, а еще поселением ксеносов-круутов и местными бандитами.
И, например, взаимодействие с круутами мне крайне понравилось.
Однако есть одна вещь, с которой Owlcat в альфе справились на ура. И это атмосфера.
Грязная вода и ржавые коридоры нижних уровней мира-улья. А еще разгул преступности и зачуханные добросовестные подданные Императора…
Круутофелинидам отлично удается гримдарк еще со времен WotR'а, но в Вахе они его улавливают лучше, чем большинство других разработчиков игр по этой вселенной.
И вот тут надо поговорить о музыке. Я в принципе считаю, что у «киприотов» один из самых недооцененных саундтреков современности, и работы Силантьева, Перепелицы, Ейбога и других ― это шедевры, место которым на виниловых пластинках.
Например, все мы помним тему трикстера из Pathfinder: Wrath of the Righteous.
...
... ...
А, блин, простите. Это был гимн DTF.
Я про этот трек:
А Scions of Lorgar и Reaving Tempest из Rogue Trader у меня навеки в сердечке.
В «Темной Ереси» музыка тоже подобрана на ура, и, думаю, будущим игрокам понравится.
Теперь о выборах.
Решений в игре много, и они значительны. Не буду спойлерить, но, например, к предфинальной локации можно прийти минимум двумя разными путями, а, как я уже говорил, вы можете сделать разные выводы в своих расследованиях.
Единственное, что пока не радует в альфе ― но это следствие именно недоделки, ― это отсутствие системы морали в духе «еретик-догматик-схизматик» или DnD'шных мировоззрений.
По идее в релизной версии будет шкала «пуританин/радикал», и в альфе даже были выборы, похожие на это... но пока что оценивать мне нечего.
Ну и последнее. Персонажи и сопартийцы.
Персонажи всегда были самой сильной стороной Owlcat. Если вы не живете по принципам Регилла, то вы недостаточно базированы, чтобы читать эту статью (шутка).
С альфой же Dark Heresy ситуация... двоякая.
И опять-таки проблема в том, что нас изначально бросают в середину повествования, и мы начинаем прохождение сразу с несколькими сюжетными сопартийцами в отряде.
То есть для первых трех нет подходящего представления, мы о них почти ничего не знаем, а все, что нам дозволяется выяснить, проявляется только в ходе их вставок в диалогах с другими персонажами. Хотя, где надо, часть из них демонстрирует себя хорошо.
Эпиона, аколит-хирургеон
Медик отряда с крайне научным складом ума и упором в биологию. Наверно, самый разговорчивый сопартиец из первой троицы.
Романсабельна ли? Скорее всего, нет. Без понятия. В альфе романов нет, а датамайнеры пока ничего в файлах игры не нарыли.
Хеймар, орк-коммандос
Довольно неожиданный ход со стороны Круутофелинидов добавить в наш отряд орка уже на раннем этапе.
Почему он орк? Ну, на картинке он зеленый, его способности и оружие нацелены на выдачу максимального количества дакки... и в рамках этой дакки он может не попасть по противнику ни разу, стоя к тому вплотную.
Зато внезапно он сияет со снайперками и своей катачанской боевой чопой в паре с пистолетом-слагой.
Если же серьезно, Хеймар ― крутой ветеран-гвардеец из элитного полка мира смерти Катачан... и, наверно, самый скучный персонаж на данный момент. Ему просто негде пока раскрыться.
Саро
Псайкер-пиромант, «стеклянная пушка»... и, честное говоря, главная имба на данный момент. Нет, правда. Его способности нехило так бьют по площади. А при улучшениях Саро просто сносит собой треть карты.
Как персонаж... ну, он довольно религиозный проимперский догматик, заметно побаивающийся собственного дара.
И вот тут, думаю, внимательные читатели должны были заметить одну интересную деталь. А именно:
Он своими варп-силами спер портрет псайкера-Торговца из Rogue Trader'а.
И это странно, потому что его портрет в файлах игры есть.
Что мешало вставить его и русский перевод в альфу, история умалчивает:
А теперь переходим к сопартийцам, которых мы впервые встречаем именно по сюжету альфы. И за счет этого эти персонажи и сияют.
Когг
Огрин из местного полка Имперской Гвардии, чей отряд загадочно погиб.
Геймплейно танк группы (как неожиданно...) и довольно тупенький «малый», из-за чего и мил. Хотя из тройки лучших сопартийцев альфы он нарративно самый слабый. Но посильнее предыдущих (пока что).
Лаартир
Первый из моих любимцев из-за того, что в альфе есть его личный квест и с ним много взаимодействий в рамках последнего. Является Искателем Путей (т.е. псайкером эльдарских Корсаров), заключившим союз с Инквизицией ради каких-то своих целей.
Ведет себя с мон-кеями как типичный эльдар... но имеет ряд нестандартных моментов.
Геймплейно melee DD с примесью саппорта.
Ра'акти
Круут-Несъедобная (т.е. круут, изгнанная из своего клана за поедание опасного для генома круутов мяса).
Имеет много взаимодействий с собой до принятия в отряд, из-за чего успевает запомниться и раскрыться.
Геймплейно оперативник, сильный в ближнем и дальнем бою, и имеет ряд способностей для дебаффа врагов. Главный любовный интерес для протагониста.
В общем, главная проблема с сопартийцами ― это то, что им не дают раскрыться из-за нехватки времени в альфе. Однако те, кого мы собираем после начала, дают надежду на то, что Owlcat своих навыков работы с персонажами не утратили.
Напоследок скажу, что датамайнеры нарыли и других членов отряда... но я не буду спойлерить. Скажу лишь, что кое в чем, похоже, можно будет закосплеить Эйзенхорна или ГЕРОЯ ИМПЕРИУМА!!! в его четвертой книге.
Глава пятая. Скрап-код от пятого бога Хаоса, С'о-вок-О'та. Графика и техническая сторона вопроса.
Человечество должно страдать, чтобы выжить.
Грегор Эйзенхорн о техническом состоянии игр Owlcat Games на релизе.
Первое, о чем тут стоит поговорить ― это, разумеется, значительная работа проделанная разработчиками над графикой. Круутофелиниды заметно прокачали этот параметр, из-за чего модельки сопартийцев выглядят куда более детализированными и похожими на свои портреты чем раньше.
И это внезапно сказалось на еще одном аспекте игры: на постановке.
В Rogue Trader уже было много срежиссированных катсцен... но, скажем честно, они выглядели «не очень» из-за самой графики и анимаций. В Dark Heresy же поработали над всеми этими параметрами и режиссурой, вследствие чего ряд постановочных эпизодов смотрится довольно сносно.
Ну, а теперь о главном. О нашем любимом... самом трудолюбивом отделе разработки багов на Земле.
Я как-то сказал одну вещь:
Совокоты ― это орки нашей реальности. Их игры работают, только потому что Совокоты верят, что их игры работают. В руках любых других разработчиков они не то что не работают ― они взрываются.
И это правда... но только не в отношении ранних версий игр Owlcat Games.
Серьезно, я тестил всю их продукцию ― даже Kingmaker, ― и поверьте, друзья мои, отдел по разработке багов подключается к работе только на позднем этапе продакшена.
Что по альфе?
Ну... было сносно, и, например, Solemnace жаловалась только на Т-позы и мелкие баги.
...А вот мне повезло, и я схватил софтлок в первой половине альфы, что вылилось в перепрохождение 2-3 часов игры. Но потом Owlcat выпустили хотфикс, так что проблемы больше нет.
В общем, из багов, окромя этого софтлока, была только незначительная мелочевка... но это не значит, что релиз не будет сломан, как спина Магнуса Нипридавала о колено Лемана Русса.
Эй, а чего вы хотели? Отдел по разработке багов тоже должен показать, что не зря ест свой хлеб!
Заключение... еретика в тюрьму перед сожжением. Выводы по игре.
Возможно, надо заглянуть за край бездны, чтобы по-настоящему оценить чистоту небес над головой.
Ну, на этом наш отчет Конклаву Инквизиции подходит к концу.
И пусть я местами и критиковал альфу, имейте в виду, что моя критика в основном адресована ограниченности контента на нынешней стадии, нежели чем самой игре.
Там, где персонажам и сюжету позволено развернуться, они сияют. А геймплей просто представляет собой все, что было хорошего в Rogue Trader'е, и при этом улучшенное и отполированное.
Мне понравилось расследовать преступления и отыгрывать начинающего детектива во мрачном мире далекого будущего. Единственное, на что я надеюсь, что в бете контента будет побольше и нам дадут хотя бы создать персонажа.
А пока, дорогие граждане Империума, просто помните, чему нас учил Грегор Эйзенхорн:
Размышления порождают ересь. Ересь порождает возмездие.
Прощайте до выхода беты Dark Heresy... или The Expanse: Osiris Reborn, если повезет.
И да, с наступающим:
Абеляр, поздравь читателей DTF с Новым Годом и Рождеством: