Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Valve – одно слово, пять букв и десяток ассоциаций, которые возникают в мозге от одного упоминания культовой компании Гейба Ньювелла. От «создатели инновационных игр и последний оплот ПК-гейминга» до «закостенелые капиталисты, которые потеряли связь с собственной аудиторией, заботятся только о прибыли и первые люди в истории, не желающие поверить в существование цифры 3». Сегодня предлагаю поговорить о том, что случилось с некогда главными звездами игровой индустрии и стоит ли ждать релиза новых хитов Valve, включая мифические Half-Life 3 и Left 4 Dead 3.

Предлагаю посмотреть видео-версию материала, но если у вас по каким-то причинам нет желания тратить на него время, публикую текстовый вариант сценария.

В качестве ретроспективы можно углубиться в историю Valve и десяток минут перечислять былые заслуги разработчиков… Но я предлагаю этого не делать. Нам всем хорошо известны причины легендарной репутации Вентелей, которая абсолютно полностью заслужена. История игровой индустрии делиться на два периода: до и после прихода Valve. Но если мы собираемся анализировать поступки Valve и составить алгоритм будущих действий разработчиков важно учитывать не то, кем была раньше компания, а то, кем она является сейчас. Поэтому сконцентрируемся больше на основных грехах Valve.

А грехов у Valve набралось огромное количество, поэтому даже забвение культовых франшиз и неспособность разработчиков поверить в существование цифры «3» - это только вершина айсберга. И я вижу как минимум две причины неудач Valve. И первая из них – коммерческая направленность компании.

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

По сути, здесь нет ничего плохого, во многом это даже правильный подход. Ведь к разработчикам современных игр с многомиллионным бюджетом невозможно применить поговорку о художнике, который должен оставаться голодным. Игры должны не только отбить затраты на разработку, но и принести существенную прибыль уже ради того, чтобы у разработчиков были ресурсы для создания новых, еще более впечатляющих проектов. Но когда создателям многих современных игр удается найти тонкую грань между коммерцией и искусством или привнести ряд положительных инноваций в игровую индустрию, ну или на худой конец создавать проекты, которые от них ждут игроки, Valve решает идти своим, особенным путем! Путем создания проектов, ориентированных на получение максимальной прибыли.

Игры-сервисы, обязательный акцент на онлайн-составляющей и эксплуатация проверенных, трендовых механик с минимумом экспериментов. Вот такой он в последние годы путь некогда главных новаторов в игровой индустрии.

За примером далеко ходить не надо, можно просто вспомнить 2 последние относительно крупные игры Valve – Counter Strike GO и Dota 2. Игры полностью онлайновые, но при этом с отлично отточенной механикой. В них просто интересно играть, разве это не главное? Но как насчет новых больших однопользовательских игр, которые и сделали Valve великими? Хоть что-нибудь, даже без цифры три в заголовке. Но нет, на все наши мольбы мы получаем только кинутую в лицо подачку в виде карточной игры. Очередную игру сервис, словно созданную по внутреннему правилу Valve – минимум инвестиций и максимум прибыли.

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Кстати говоря, так сильно «любимые» многими геймерами игры-сервисы – это тоже в некотором роде находка Valve. По крайней мере, именно компания Гейба Ньювелла вывела их в главные тренды игровой индустрии.

Все началось с выпуска без сомнения великолепной Team Fortress 2. Разработчики не захотели забрасывать собственное детище и регулярно выпускали бесплатные обновления для игры. Казалось, ничего не предвещало беды, как Valve в 2009 году добавили всем известные шляпы. По существу в подобных косметических предметах нет ничего страшного, если бы не дальнейшие шаги Valve. Запомните эту дату – 30 сентября 2010 года, именно в этот день в TF2 и одновременно в мир крупных платных проектов ворвались лутбоксы, день, который изменил игровую индустрию и указал Valve путь к легким деньгам. В итоге эффект от косметических предметов и лутбоксов за реальные деньги оказался настолько силен, что именно вокруг была них построена вся программа поддержки DOTA 2 и Counter Strike GO. Опять мы видим знакомую практику Valve: попытка выжать максимум прибыли при минимальных затратах труда.

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Как мне кажется, именно здесь кроется причина падения популярности проектов Valve по сравнению с League of Legends, разработчики которой больше уделяют внимание доработке геймплейных аспектов и регулярному выпуску игрового контента, а не бездумному штампованию косметических предметов и редким правкам баланса. Но все же стоит отдать должное Valve, деньги они умеют зарабатывать.

Конечно, в первую очередь благодаря Стиму, доход которого в 2017 году составил почти 4 с половиной миллиарда долларов. ДОТА 2 и Counter Strike тоже, несмотря на падения рейтингов, показывают впечатляющие финансовые результаты, особенно учитывая низкие затраты на поддержку проектов. Да что еще нужно говорить, если уже в 2011 году Valve в перерасчете на каждого сотрудника стала самой прибыльной компаний в США. Я уверена, что Valve работают действительно талантливые люди, когда речь заходит о попытке выжить максимальную прибыль из всех своих разработок… Почти всех, про недоразумение под названием Steam Machines даже и вспоминать не охота.

И именно сейчас самое время обратить внимание на вторую причину неудач Valve – анархическая структура компании и корпоративная идеология, где все равны и даже сам Габен не является начальником.

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Прославленная идеология и отсутствие четкой иерархии выгодно отличает разработчиков среди других компаний в игровой индустрии. Только представьте себе: вы разработчик в Valve, у вас неограниченный объем ресурсов, никто не стоит над душой и вы вольны воплотить в реальность любые, даже самые безумные затеи. Разве это не мечта? Не удивительно, что в 2014 году по итогам масштабного опроса именно Valve разработчики называли самым желанным местом работы. Не компания, а настоящая идиллия, которую Вентили в официальном руководстве для новых сотрудников назвали «Равномиром».

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Вот только у меня нет сомнений, что идеология труда, где все равны и нет четкого руководителя, во многом мешает при разработке игр. Особенно больших, тех самых, с цифрой «3» в заголовке, для создания которых требуется слаженный труд нескольких сотен разработчиков. А чтобы лучше донести эту мысль, давайте посмотрим на организацию труда в Naughty Dog.

Компания, подарившая нам серию Uncharted и The Last of Us не имеет менеджеров, в ней тоже приветствуются творческие порывы разработчиков и каждый сотрудник может работать в удобном для себя графике. Разве что вся команда делится на ряд должностей и разработкой игр курируют несколько человек, которые могут направить разработку проекта в нужное русло и когда требуется наложить вето на очередную безумную идею разработчика рангом пониже. Иногда крайне важно сказать «нет», чтобы не распыляться на сотни идей и довести проект до финала разработки. В итоге мы получаем одни из лучших игр на планете. А с другой стороны у нас наши любимые Вентили, компания, где нет четких должностей и все сотрудники имеют равную степень свободы. В итоге мы не получаем новых крупных игр уже в течение 6 лет, ведь каждый человек пытается тянуть одеяло на себя.

При этом в теории у каждого проекта Valve есть руководитель, который избирается сотрудниками компании. Все разработчики делятся на несколько ячеек и каждая отвечает за собственную разработку. Но будь ты сколько угодно руководителем по мнению большинства, если кому-то твоя идея не нравится, то ты его просто не заставишь работать, что приводит к многочисленным творческим конфликтам и невозможности закончить проект.

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Лучше всего существование данной проблемы доказывает недавняя информация от авторитетного инсайдера Valve News Network. На условиях анонимности он получил информацию о ходе разработки Left 4 Dead 3. Проект немного поменял концепцию, обзавелся обширными уровнями и предлагал на выбор 8 персонажей с различными способностями. Такой себе Overwatch с акцентом на зомби и кооператив. Игру даже хотели выпустить в 2016 году, но в дело вмешались очередные дрязги внутри команды. Часть разработчиков хотели создать игру на Source 2, другие настаивали на Unreal Engine 4, но так как у проекта не было четкого руководителя, труд разработчиков отправился на свалку. Идентичные истории, кстати говоря, фигурирует во всех инсайдах, связанных с Half-Life 3.

Но может не стоит так сильно винить во всем внутреннюю политику Valve, ведь подобным образом компания работала с момента основания и мы получали прекрасные игры. Возможно, у Valve просто пропал энтузиазм к разработке игр, но существуют мнения, которые называют именно устройство труда в Valve главной причиной, по которой разработчикам не удается реализовать собственные проекты.

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Речь идет о бывшем разработчике Valve Риче Гелдрихе, который летом прошлого года назвал компании с горизонтальной иерархией настоящим рассадником токсичности и порекомендовал дважды подумать над решением трудоустроиться в компании вроде Valve. Главная проблема заключается в системе бонусов, вокруг которой строится система оплаты труда.

В компании Гейба Ньювелла бонусы начисляются по итогам двух факторов: рецензирования, когда на условиях анонимности сотрудники дают оценку работы своих коллег и ранжирования, учитывающего общий объем выполненной работы.

Система в теории неплохая, но открывающая огромное количество лазеек для эксплуатации недобросовестными работниками. Например, формирование отдельных групп внутри коллектива, которые осознано гнобят не нравящихся им сотрудников, занижают баллы при анонимных опросах, а то и вовсе могут своровать чужие наработки, чтобы получить денежные дивиденды. Вот так описывает Гелдрих работу в Valve, в так называемой компании мечты. И можно как угодно относиться к этой информации, но это уже не в первый случай, когда резко критикуют рабочую обстановку и руководство вентильного государства.

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Пожалуй, здесь закончим разбирать грехи Valve. Даже без глубокой аналитики очевидно, что внутри компании серьезные проблемы. Самое главное теперь понять, когда Вентили начнут выпускать новые игры и какими они будут, ведь год тому Гейб обещал, что Valve вновь разрабатывает игры, а тут еще и Галенкин со своим Эпик Стором наступает на пяты Стиму, грозясь отобрать у Valve главную дойную корову.

Мои прогнозы более менее оптимистичны. Год тому Valve купили студию Campo Santo, которая разработала сюжетную игру Firewatch и готовится выпустить In The Valley of Gods. Кроме того Valve учащенно набирает в свой штат сценаристов, среди которых можно отметить Роба Йескомба, написавшего сюжет к Alien Isolation и Эрика Вулпо, ответственного за сценарий двух эпизодов Half-Life и дилогии Portal. Я не сомневаюсь, что на данном этапе Valve нацелена на выпуск с игр, включающих в себя сюжетный аспект и может быть даже полноценный сингл. Особенно после провального Артефакта, который должен был Гейбу наглядно показать, что мультиплеер и гонка за трендами далеко не всегда приносит доход.

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Я также полностью уверена, что со временем мы получим Left 4 Dead 3, так как в отличие от Халфы изначально кооперативный проект легче монетезировать, к тому же и требования к нему на порядок ниже, чем у поклонников физика с монтировкой. Да и в релизе третьей Халфы или любого другого проекта по мотивам вселенной я уверена. Никто настолько мощный франчайз не будет забрасывать. С большим

Но выйдет новый Half-Life тогда, когда Valve будет уверена, что игра как минимум окупит бюджет и не повредит и без того не лучшей репутации разработчиков. А вот какой именно получится третья часть франшизы, зависит полностью от того, к чему решат прислушаться Valve: к зову собственного сердца или к звону шекелей в кошельке, как бы это клишировано не звучало. Самый реалистичный вариант - выпуск экспериментального и не особо амбициозного Half-Life VR, особенно в свете того, что о проекте в прошлом году начали циркулировать слухи и уже в мае Valve готовится представить собственную версию VR-шлема.

2020
63 комментария

Не стоит вскрывать эту тему. Ты молодая, шутливая, тебе все легко. Это не то. Сюда лучше не лезть. Серьезно, любой будет жалеть. Лучше закройте тему и забудьте что тут писалось.

18
Ответить

Мадам. Статью я конечно прочитаю, потом, но за кликбейт у нас спускают в яму с жабами. Не красиво это. Не та платформа.

5
Ответить

Спасибо большое и в яме с жабами быть не охота, конечно, но постараюсь выдавать годные материалы, чтобы было интересно почитать и не завлекать одной лишь картинкой. Понравится кому-то - уже хорошо.

1
Ответить

"Вот только у меня нет сомнений, что идеология труда, где все равны и нет четкого руководителя, во многом мешает при разработке игр." - глаз вырвал предложеньице, никак перед нами как минимум Кевин Левайн под русским акком, раз "у нее нет сомнений". проорнул
но читать я это конечно не буду)

Ответить

Душечка, поменяй приветствие ) Каждый раз корёжит, не могу смотреть.
По тексту:
1) Game-as-service первыми начали херачить создатели Ultima Online. Дальше это дело подхватили создатели корейских гриндилок с донатом и подписками. Так что Гейб тут далеко не первый.
2) Все компании заинтересованы в извлечении максимальной прибыли.
3) По поводу горизонтальной иерархии - так работает далеко не только Valve, всё зависит от способности членов команды кооперироваться и самостоятельно выбирать лидеров. Это не просто, согласен, но опыт классный. Особенно если понять, что каждый сможет порулить.

Спасибо за материал для дискуссии, нет ли желания похайпится на Origin и шекелях EA? :D

3
Ответить

Поняла, спасибо за критику) Над приветствием надо основательно поработать, хоть и прижилось)
Раз вы написали по пунктам, то тоже отвечу по ним, хоть, разумеется, с вами и согласна.
1) Про Ультиму знаю, да что там говорить, если в 2004 вышел вов, но именно бум сервисов, как мне кажется, пошел после TF2. Может время совпало так. но Valve хорошо успели сесть на трендовый паровоз.
2) Так и есть, и я полностью согласна, что абсолютно все пытаются заработать побольше деньжат, и это правильно. Но Valve полностью потеряла связть с аудиторией и тратит минимум финансов для получения этой самой прибыли. Можно вспомнить хотя бы прошлогодние РДР2 и ГОВ. Оба проекта крайне дорогие в производстве, суммируют в себе множество актуальных трендов. но они сделаны по лекалам, которые и сформировали имя компании: масштабные синглплеер проекты (про довесок рдр онлайн можно и не вспоминать, т.к. ресурсов н негто выделили минимум по сравнению с сюжеткой). До 2011 года Вентили придерживались подобной политики, а потом все закрутилось, завертелось и мы получили слепленные на коленке Артефакт, который оказался ненужным даже поклонникам карточных игр, не говоря о кор аудитории валве.
3) Полностью согласна, компании с горизонтальной структурой и все дела. Потому и привела в пример наути дог, где похожая струкутура, но имеется четкая иерархия. Если честно, то не знаю других крупных компаний, которые придерживаются идентичной валве политике. Есть инди-разработчики, эдакие адепты круглого стола, где все равны. Но там и масштаб у игр заметно меньше, поэтому, как мне кажется, данная политика не шибко работает в ААА сегменте. Да и потом, есть ведь слухи, что в валве не так уж и хорошо работается, что тоже может быть причиной.

В общем, вот. Спасибо за коммент) А что за хайп с шекелями и ориджином? Я за любую движуху)

3
Ответить

Не устаю проигрывать от этого амикошонского "привет котаны".

3
Ответить