Надежда на светлое будущее — обзор второго сезона Star Trek: Discovery

Новое начало звёздного пути.

Главная проблема Star Trek: Discovery — в выбранных временных рамках. Действие сериала разворачивается всего за десять лет до событий самого первого шоу 60-х. Тогда, разумеется, возможности производителей сериалов были гораздо скуднее, а представления о будущем — совсем другими.

Но было бы странно в наше время делать сериал по принципам второй половины прошлого века. Поэтому в Discovery мы видим ряд несоответствий: другой дизайн клингонов, голограммы, споровый двигатель, позволяющий «Дискавери» мгновенно перемещаться в любую точку галактики, и совсем иные принципы ведения космического боя. Конечно же, канон из-за этого трещит по швам, даже несмотря на вялые попытки все эти изменения оправдать.

Надежда на светлое будущее — обзор второго сезона Star Trek: Discovery

Так что давайте определимся на берегу: Discovery — не тот Star Trek, что был раньше. Научности в нём почти не осталось, как и, в общем-то, железной логики в действиях героев.

Раньше в Star Trek каждая серия представляла из себя законченный сюжет, но авторы Discovery решили делать цельную историю. Так было в первом сезоне: из-за этого интересных концепций почти не было, а сам «Дискавери» толком и не исследовал глубокий космос.

Во втором сезоне же совмещаются оба подхода. Звездолёт исследует загадочные сигналы, появляющиеся в разных частях альфа и бета-квадрантов, борясь за будущее разумной жизни во всей вселенной, но при этом есть и эпизоды, рассказывающие более-менее обособленные истории.

Надежда на светлое будущее — обзор второго сезона Star Trek: Discovery

Однако из-за этого повествование выглядит рвано, и 14 серий явно недостаточно для того, чтобы раскрыть всех персонажей и центральный конфликт одновременно. Доходит до смешного — ближе к концу вдруг появляется важный для финала персонаж, которого до этого показывали лишь в одной из короткометражек. Deus ex machina, не иначе.

В первой же серии к команде «Дискавери» присоединяется гениальный инженер, но уделить ей нужное количество времени у сценаристов не выходит. То же можно сказать и о многих других членах экипажа: в первом сезоне благодаря мощному центральному сюжету этого не замечаешь, но в продолжении из-за особенностей структуры повествования начинают возникать вопросы.

Почему лейтенанту Сару посвятили целый эпизод, а лейтенанту Овосикан или Кейли Детмер — нет? Зачем авторы вводят новых персонажей, а потом просто убирают их из сюжета, когда можно было бы отдать это время тем, кто уже давно на борту?

Надежда на светлое будущее — обзор второго сезона Star Trek: Discovery

Зато у сериала серьёзно вырос продакшн — если первый сезон можно было покритиковать за бюджетные съёмки, плохой CG и странную операторскую работу, то со вторым так уже не выйдет. Порой Discovery выглядит ничуть не хуже, чем фильмы Абрамса. Жаль только, что космических боёв здесь почти нет: битва, по сути, одна, зато — одна из самых масштабных космических сцен во всё франшизе. Да, выглядит она откровенно нелепо, а действия капитанов кораблей не поддаются никакой логике — но зрелищно.

Словом, если вы — фанат Star Trek, то лучше сразу отбросить все ожидания насчёт науки и логики, их в этом сериале нет совсем. Зато есть много искусного фансервиса. Ну а если вы никогда не смотрели предыдущие сериалы, то подвоха и не заметите.

Новому сезону — новый капитан
Новому сезону — новый капитан

Из новеньких в сюжете выделяются, главным образом, двое — Спок, которого подозревают в убийстве, и его капитан с «Энтерпрайза» — великолепный Кристофер Пайк.

Да, повествование всё ещё идёт от лица Майкл Бёрнем, но Пайк запросто забирает себе всё зрительское внимание — слишком уж он обаятелен. Привлекательности персонажу добавляет и непростая судьба, которая ждёт его через несколько лет: если вы смотрели оригинальный сериал, то понимаете, о чём я.

Именно с Пайка начался путь Star Trek: он командовал «Энтерпрайзом» до Кирка и был в центре сюжета «Клетки» — пилотного эпизода шоу. Было бы странно не использовать этот сюжет во втором сезоне «Дискавери»: так что одна из важнейших серий здесь продолжает ту самую историю, с которой всё началось. И это — действительно великолепный эпизод и лучший фансервис, который можно придумать.

Надежда на светлое будущее — обзор второго сезона Star Trek: Discovery

Но дыры в сюжете с помощью фансервиса залатать, к сожалению, не выйдет. Второй сезон Discovery слишком широко замахивается: если в первом речь шла о параллельных вселенных, то здесь — о путешествиях во времени, а это всё-таки очень сложная тема. И, чем дольше смотришь, тем больше возникает вопросов.

Из-за скомканного повествования авторам приходится объяснять поступки персонажей прямым текстом — герои даже порой проговаривают свою мотивацию. «Ты сделал это, потому что до этого я сделал вот это». Повествовательные связки хуже даже сложно придумать.

Сюжетная линия клингонов бесполезна почти полностью
Сюжетная линия клингонов бесполезна почти полностью

Это всё, впрочем, не делает Discovery плохим шоу — всё-таки это бодрая концептуальная фантастика про исследование космоса, очень красивая и необычная по своей сути. Но если сравнивать все сериалы во вселенной Star Trek, то Discovery рискует занять последнее место. Впрочем, это всё ещё на голову выше многих других сериальных космоопер.

Однако финальный твист сезона дарит надежду на светлое будущее. Без спойлеров дальше обсуждать шоу невозможно, поэтому если вы пока не досмотрели сериал, то не читайте дальше и возвращайтесь потом.

Надежда на светлое будущее — обзор второго сезона Star Trek: Discovery
Надежда на светлое будущее — обзор второго сезона Star Trek: Discovery

Главная проблема Star Trek: Discovery — в выбранных временных рамках. И теперь они, наконец, устранены. Брайан Фуллер, создатель шоу, покинувший свой пост во время работы над первым сезоном, изначально планировал каждый новый сезон снимать в новом времени. И, похоже, его коллега Алекс Курцман решил вернуться к этой идее.

В финале «Дискавери» прыгает на 950 лет в будущее — это дальше, чем события в любом сериале до этого. Даже уже после того, как взорвался Ромул, запустив события фильмов Дж. Дж. Абрамса. С какими опасностями столкнутся герой в будущем — загадка, однако Курцман обещает держаться в рамках вселенной, то есть, отсылок к предыдущим шоу будет много.

Надежда на светлое будущее — обзор второго сезона Star Trek: Discovery

Решение очень смелое, но оправданное — во временных рамках «за 10 лет до» сериалу явно было очень тесно. Тот же финальный бой — вопиющее нарушение канона и логики в принципе: в ту временную эпоху войны велись совсем не так. А вот спустя 950 лет можно делать уже всё, что захочется.

Однако вместе с тем это и большая ответственность: авторам придётся связать вообще все события, которые были в предыдущих шоу, и каким-то образом отразить скачок технологий, который, несомненно, произошёл за все эти годы. Федерация, как минимум, одолела коллектив Борг и изучила их технологии, а также, скорее всего, освоила гама- и дельта-квадранты. Чего уж говорить про Q и жидкий космос.

Теперь звездолёт «Дискавери» действительно оправдывает своё название. Но сомнения всё-таки терзают: если авторы не смогли справиться с приквелом, то что будет с сиквелом, где переменных много больше?

Надежда на светлое будущее — обзор второго сезона Star Trek: Discovery

Впрочем, Star Trek сейчас на коне: впереди нас ждут, как минимум, сериал о Жане-Люке Пикарде и жизни Секции 31, которой как раз был посвящён второй сезон Discovery — он показал, как эта теневая организация стала той, что мы видели в Deep Space Nine.

Впереди — новая эпоха открытий, и долгий звёздный путь, похоже, только начинается.

7474
93 комментария

Ребята, осторожно, в комментах есть спойлеры :)

Комментарий недоступен

29

То есть все то, что снимали десятки лет после окончания "Следующего поколения" не разочаровали? Дискавери на порядок выше всего, что было в Звездном пути за долгие десятилетия.

5

Главное, что лучшее из фантастики за последние лет 5-6 точно :)

Являясь поклоником Стартрека лет 15 уже и посмотрев весь материал могу определенно сказать что не согласен что слабые персонажи, что нет нормальной сюжетной линии и уж что Орвилл является более "каноничным". Млять, вы серьезно? Орвилл? Карл, Орвилл! Вам кто наступил на глаз? Орвилл комедийное пародище и дерьмище с игрушечным луком. Я ждал стар трека и вот он пришел наконец.....и я рад....очень....отличная история, персонажи очень характерны каждый по своему. Ненавижу мужскую "любовь" и за это простить не могу ,так что придется терпеть, а в остальном нормально, ну кроме еще и внутренних мучений героини, которые по итогу и не нужны были

1

Второй сезон отличается обилием бессмысленного пиздежа. Если вижу, что герой переходит в режим "душещипательной речи", начинаю перематывать вперед. Обычно в такие моменты произносятся дешевые банальности, призванные выдавить из зрителя слезу, на сюжет влияния ноль. Так вот в первом сезоне не помню чтобы хоть раз скипал такое, во втором же почти в каждой серии.

8

Кстати да, нажимал кнопочку [вперёд на 10 сек] довольно часто.
И согласен со многими логика в поступках страдала очень, но визуально смотрелось красиво.
Финал 2-го сезона показался более слабым чем 1-го, впрочем, как и весь сезон

3