Обзор аниме «Акудама драйв» — интересной попытки смешать мир киберпанка и стиль Квентина Тарантино

Море крови, тонна отсылок и продуманный хаос от автора серии игр Danganronpa.

Аниме уже давно стало средством для продвижения других продуктов. Чаще всего оно адаптирует известную мангу/ранобэ/игру или же просто выступает как небольшая часть огромной медиа-франшизы. Сериалы без первоисточника каждый год можно пересчитать по пальцам, да и те не всегда блещут оригинальностью.

Оттого в этом засилье сиквелов, приквелов и спин-оффов особенно приятно видеть что-то по-настоящему необычное. Как раз таким выглядит аниме «Акудама драйв». В глаза сразу бросается имя сценариста сериала: Кадзутака Кодака придумал серию игр Danganronpa, эксцентричный и красочный детектив о расследовании школьниками убийств своих одноклассников.

«Акудама драйв» изначально рассчитан на аудиторию 18+, черпает львиную долю вдохновения из западных медиа и пытается совместить постепенно уходящие из моды кровавые криминальные триллеры 90-х и жанр киберпанк, который в последнее время будто бы переживает свой ренессанс.

Обзор аниме «Акудама драйв» — интересной попытки смешать мир киберпанка и стиль Квентина Тарантино

Особенно это актуально на фоне выхода игры Cyberpunk 2077, которая последние месяцы доминирует в информационном поле. Выход двух подобных проектов в одном жанре не больше чем совпадение, но выглядит оно довольно забавно. «Акудама драйв» — тоже амбициозный долгострой, который начали разрабатывать ещё в 2014-м. Но обо всём по порядку.

Краткая история создания

Мир производства аниме довольно тесен и сильно завязан на личных связях. Например, мы уже рассказывали, как режиссёр Хироси Нагахама согласился заняться аниме «Цветы зла» после долгого застолья в баре с продюсером. Что-то подобное произошло и с «Акудама драйвом» .

Продюсер из Studio Pierrot Садахико Томинага случайно узнал, что его бывший одногруппник Кадзутака Кодака стал сценаристом игр и занимается известной франшизой Danganronpa. Томинага решил напомнить о себе и зашёл на театральную постановку по игре, где и встретился с Кодакой. Двое вспомнили былые университетские дни на факультете киноведения и быстро сошлись на любви к старым криминальным триллерам из 90-х, вроде «Криминального чтива» Тарантино и «Подозрительных лиц» Сингера. Они решили, что стоит как-то поработать над чем-то подобным.

Обзор аниме «Акудама драйв» — интересной попытки смешать мир киберпанка и стиль Квентина Тарантино

Кодака очень хотел выйти за пределы разработки игр, а Томинага мечтал создать собственный проект, который не был бы основан на каком-то первоисточнике. Но как заинтересовать зрителя подобной историей? Ответ нашёлся в жанре киберпанка, который оба тоже сильно любили. Так начался неторопливый процесс разработки проекта.

В отличие от привычного аниме, где период создания ограничивается одним-двумя годами, у Кодаки было много времени на проработку мира и героев. Первые два года за сериалом даже не был закреплён режиссёр. В начале работы Кодака пригласил на проект хорошо знакомых людей. Подгонять сценарий под формат эпизодического сериала помогал Кайхо Норимицу, они уже ранее работали вместе над сериалом Danganronpa 3 (который вызвал довольно противоречивые отзывы фанатов). Для предварительного дизайна персонажей пригласили Руи Комацудзаки, который работал над персонажами игр Danganronpa.

Кроссовер персонажей «Акудама Драйв» и Danganronpa от Руи Комацудзаки<br />
Кроссовер персонажей «Акудама Драйв» и Danganronpa от Руи Комацудзаки

Расстановка сил в проекте значительно изменилась с приходом в команду режиссёра Тагути Томохисы. Его пригласили в первую очередь из-за того, что в кругах аниматоров он известен как человек, умеющий ставить экшен-сцены, к тому же он отлично умеет работать со светом и тенью, что в мире киберпанка попросту необходимо. Для режиссёра это был шанс поработать над чем-то интересным и вместе с тем наконец-то громко заявить о себе (до этого он занимался вторым сезоном «Путешествий Кино», аниме по франшизам Digimon и Persona и едва ли был знаком широкой публике).

Первым делом Томохиса пригласил в проект аниматора Синди Ямагути, которая значительно переработала дизайн персонажей для того, чтобы их было легче анимировать. Дальше постановщик начал вносить правки в сценарий и дорабатывать его под своё виденье. Судя по интервью, именно за ним было последнее слово относительно тех или иных сюжетных поворотов.

Обзор аниме «Акудама драйв» — интересной попытки смешать мир киберпанка и стиль Квентина Тарантино

Вместе с тем, ещё до конца работы над сценарием для проработки визуального стиля сериала привлекли арт-директора Ёсио Таниоку, что помогло лучше представить мир и его особенности. Обычно арт-директор разрабатывает локации уже по готовому сценарию, но на этот раз он напрямую влиял на сюжет.

С самого начала сценарист решил взять несколько нестандартный для киберпанка сеттинг — регион Кансай (а конкретней — город Осаку) 1950-1970-х. Главным столпом большинства киберпанк-произведений всегда был Токио, а для того же «Призрака в доспехах» за основу брали Гонконг 90-х. В этом контексте Осака пусть и не находится слишком далеко, но всё же выделяется.

Обзор аниме «Акудама драйв» — интересной попытки смешать мир киберпанка и стиль Квентина Тарантино

Поэтому у арт-директора была цель углубить и как можно лучше раскрыть мир с помощью простых и понятных визуальных символов. Например, для самоидентификации горожане используют традиционные печатки ханко, да и паспортный стол выглядит как пучок таких печаток, связанных воедино.

Другим очевидным символом может послужить здание Цутэнкаку. В реальной Осаке это достопримечательность наподобие Эйфелевой башни, откуда туристы могут увидеть красивый вид города, но в мире киберпанка там находится отдел казней, потому что только властные структуры могут свысока смотреть за народом.

И подобная проработанность касается даже мельчайших деталей. Сериал просто заполнен элементами ретрофутуризма, а в оформлении города огромный упор на когда-то очень популярные неоновые вывески, дисковые телефоны, традиционные элементы декора и так далее. Такие детали тоже работают на историю. Например, в мире «Акудам» дерево — ценный раритет, поэтому его практически не увидишь на улицах города, зато интерьер элитной гостиницы отделан им практически полностью. Больше о разработке сериала можно узнать из видео YouTube-канала Canipa Effect.

Обзор аниме «Акудама драйв» — интересной попытки смешать мир киберпанка и стиль Квентина Тарантино

В целом производство аниме прошло довольно гладко. Здесь даже было всего по одному контролёру анимации на серию, за исключением последних эпизодов (там, скорее всего, повлияла пандемия COVID-19). Ещё лет десять назад этот факт не вызвал бы ни у кого удивления, но сейчас в обстановке полного аврала на всех стадиях производства аниме нормой постепенно становится видеть 6-7 человек на этой должности.

Кто такие Акудамы и в чём их драйв?

В лучших традициях киберпанка сеттинг сериала довольно мрачный. Много лет назад была война между японскими регионами Канто и Кансай. Кансай потерпел поражение, но Канто оплатило восстановление региона и вместе с тем сделало его по факту своей колонией. Кансай делает всё возможное, дабы угодить своему покровителю, а жителям промывают мозги с помощью пропаганды. Улицы переполнены преступниками, которых называют Акудамами. Именно о них рассказывает аниме.

Сам по себе сюжет сериала довольно прост, видели мы подобное не раз и не два: кто-то разослал главным преступникам города заказ на освобождение опасного убийцы прямо перед его казнью. Но всё пошло не совсем по плану: преступника хоть и освободили, это оказывается только первой частью грандиозного плана неизвестного заказчика.

Также в дело случайно оказываются втянуты мелкий жулик и обычная девушка, которой среди этих головорезов тоже приходится притворяться преступницей. Итого, Хакер, Боец, Доктор, Маньяк, Шпана, Курьер и Мошенница теперь в одной лодке и должны работать вместе, пока у них на хвосте постоянно находится отряд Палачей.

Обзор аниме «Акудама драйв» — интересной попытки смешать мир киберпанка и стиль Квентина Тарантино

Уже по одним именам героев (вернее сказать, по их отсутствию) очевидно, что персонажи здесь выступают в первую очередь в роли ярких и довольно стереотипных образов. Взять, к примеру, Курьера. Он будто вышел из старых добрых фильмов с Джейсоном Стэйтемом. Немногословный мужчина доставит заказ в любую точку мира без лишних вопросов, только бы плата была достойной. У него на счету нет ещё ни одной провальной миссии, а по пути он всегда готов смести всё и всех, кто попытается его остановить.

Но так как Курьер это герой аниме, теперь все его особенности доведены до крайности. На вооружении у героя стоит супербайк, у которого есть автопилот, лазеры и электрозаряды, плюс он оборудован парой гарпунов для дополнительной подвижности.

И подобные особенности тут практически у всех персонажей. Доктор с лёгкостью проводит операции на сердце, у Маньяка на счету уже более тысячи отрубленных голов, Шпана представлен как самое скользкое ничтожество из всех скользких ничтожеств и так далее.

Что забавно, решение не давать героям имён было принято случайно. Кадзутака Кодака обычно пишет в сценариях просто роли своих героев, а уже на последнем этапе придумывает им имена. Вот только он забыл предупредить об этом работников студии, и те приняли такой подход за отсылку к «Бешеным псам» Тарантино. В итоге все герои так и остались со своей ролью в сюжете вместо имени.

Во многом такая случайность пошла сериалу на пользу: она сразу же задала настрой истории и показала, на что нужно обращать внимание в первую очередь. «Акудама драйв» (как, по сути, и остальные работы Кодаки) это эдакий конструктор, в котором сценарист собирает интересные ситуации на основе уже давно устоявшихся стереотипных сюжетных ходов и характеров героев.

И визуально создатели сериала не забивают это продемонстрировать при любом удобном случае. Место действия всегда подписывается титром, а в переходах между сценами локации буквально собирают по кусочкам на глазах у зрителя.

Да и вообще, визуальная составляющая в сериале построена изобретательно и выглядит отлично. Как уже сказано раньше, во многие бэкграунды и детали интерьера вложен символический посыл, который должен углубить понимание мира сериала для тех, кто будет пытаться эти смыслы искать.

Для всех же остальных локации выглядят попросту отпадно и становятся местом ожесточённых баталий. Взять, к примеру, залитый неоновым светом люкс-номер гостиницы, где Акудамы столкнулись с Палачами, вооружёнными лазерными дубинками.

Или другой пример. Боец сражается с Палачом посреди заброшенного парка развлечений. Льёт проливной дождь, и молния бьёт прямиком в колесо обозрения, которое от этого загорается яркими огнями. «Камера» вращается вокруг двух героев, а в каплях дождя отражается свет ламп.

И такой подход в сериале практически к каждой сцене. Например, вот так выглядит знакомство со Шпаной.

Подобная заставка есть для всех семерых главных героев

От обилия таких ярких запоминающихся сцен и вместе с тем намеренно стереотипных героев может сложиться впечатление, что суть «Акудама драйв» — только в красивой картинке. Но это не так.

Отсылки, заимствования и попытки создать новую историю на основе старых идей

Практически во всех своих интервью об «Акудаме» Кадзутака Кодака называет своим главным вдохновителем Квентина Тарантино, и это очень чувствуется. Подобно фильмам Тарантино сериал собирает известные сцены, образы, сюжетные повороты из других фильмов и вплетает их в свой сюжет. Причём сделано это максимально очевидно, вплоть до того, что названия серий здесь — это названия фильмов-вдохновителей. Например, есть тут «Семь», «Бешеные псы», «Брат» (Китано, не Балабанова) и «Миссия невыполнима».

Причём сюжет серий старается тематически соответствовать сюжету «оригинала». В «Миссии невыполнимой» героям придётся проникнуть на охраняемую станцию метро, в «Скорости» они будут заключёнными на скоростном поезде-синкансене, а в «Сиянии» ожидайте увидеть залитый кровью коридор и сцену с выбитой дверью. Только фразы «Here’s Johnny!» не хватает.

Сюжетом такие ходы не ограничиваются, и визуальных оммажей тоже можно найти предостаточно. Увидим мы и традиционную сцену из «Акиры», и отсылки к «Бегущему по лезвию» (причём как к оригиналу, так и сиквелу), ну и американской супергероике ряд сцен тоже довольно очевидно делает поклон.

Без разворота из «Акиры», конечно, не обошлось
Без разворота из «Акиры», конечно, не обошлось

Подобный подход сразу же снимает все вопросы об источниках вдохновения и заимствованиях. Да, это отсылка, да, она там специально. Хотя порой теряешься в догадках: эта сцена просто совпадение или отсылка. Электронный голос на станции метро намекает на GLaDOS из Portal или это просто стандартный роботизированный голос? А мелодия, где накладываются друг на друга множество голосов, была вдохновлена саундтреком «Призрака в доспехах» от Кэндзи Каваи или это просто похожая идея?

Весь саундтрек сериала отлично вписывается в подобную эклектику происходящего. Здесь одна мелодия может за пару минут сразу несколько раз сменить жанр на что-то совсем иное. Да и сами по себе треки зачастую напоминают что-то, что слышал уже раньше, вот только в оригинале всё звучало совсем по-другому.

Обзор аниме «Акудама драйв» — интересной попытки смешать мир киберпанка и стиль Квентина Тарантино

Вместе с тем, надо чётко понимать, что Кадзутаке Кодаке до мастерства Тарантино далеко. Если американский режиссёр умело вплетает в свои сюжеты массу известных и забытых произведений, на основе которых выстраивает собственную историю, его японскому поклоннику это даётся с трудом.

Во-первых, отсылки довольно поверхностны и по большей части очевидны. Само по себе это не так уж плохо, но всё же не добавляет сериалу глубины. Во-вторых, диалоги звучат скупо, они либо работают в качестве экспозиции, либо в лоб показывают какую-то черту характера персонажа. В-третьих, с прогрессией сюжета в сериале есть определённые проблемы, и это хуже всего.

После бодрого начала ближе к середине аниме начинает сильно буксовать. После уже которой стычки с Палачами, где опять кроме статистов никто не гибнет, боевые сцены начинают приедаться. А потом основной сюжет и вовсе уходит на паузу. Сценаристы пытаются лучше раскрыть характеры героев, дать им небольшую передышку и создать предпосылки к развязке, но выглядит это довольно внезапно и неумело. К тому же перед зрителем выкладывают практически все карты относительно происходящего, и секреты противостояния Канто с Кансаем не слишком впечатляют.

Обзор аниме «Акудама драйв» — интересной попытки смешать мир киберпанка и стиль Квентина Тарантино

Зато во второй половине сюжет набирает обороты — и больше не останавливается до самого конца. С каждой новой серией аниме умело стреляет изо всех заранее расставленных орудий и не даёт времени на передышку. Наконец-то начинается обещанное в начале рубилово в духе каких-нибудь «Козырных тузов» на радость тем, кто сумел дождаться.

Градус кровавости постепенно поднимается всё выше, а сериал показывает сцены гораздо более жестокие, чем мы привыкли видеть в большинстве современном телевизионном аниме. У создателей окончательно перестают работать тормоза, а огромные чёрные полосы цензуры постоянно летают из одного угла экрана в другой. Скорее бы сериал вышел на Blu-Ray, потому что тогда появится возможность увидеть всё это в полной красе.

Скорее всего, здесь проводят публичную казнь. Но, возможно, горожане просто решили разбить пиньяту с джемом
Скорее всего, здесь проводят публичную казнь. Но, возможно, горожане просто решили разбить пиньяту с джемом

Дальше — только больше. Создатели на полном серьёзе пытаются дать линию развития всем дожившим до этого момента персонажам и это, что удивительно, получается. Все флешбеки поданы коротко и по сути, а герои действуют с оглядкой на события предыдущих серий. Этим безымянным болванчикам хочется сопереживать, а за их судьбу становится действительно неспокойно. Непонятно лишь, почему с самого начала нельзя было настолько плотно подавать события одно за другим и не забывать о раскрытии героев.

К тому же начинает играть свою роль и социальная составляющая сеттинга, которая изначально была в аниме как бы для галочки. За долгие годы комментарий о человеческом обществе стал практически обязательным атрибутом киберпанк-произведений, и «Акудама драйв» тоже не отступает от этого курса.

Для того, чтобы идеи сериала не затерялись на фоне всего творящегося на экране безумия, один из персонажей буквально вслух объясняет причинно-следственную связь событий и её социальную подоплёку. Не то чтобы идеи сериала были очень уникальными, но они просты, понятны, а главное непосредственно связаны с героями. Подобная забота о деталях и реакция мира на поступки персонажей радует.

Обзор аниме «Акудама драйв» — интересной попытки смешать мир киберпанка и стиль Квентина Тарантино

Заканчивается сериал раскрытием последнего секрета Канто (его одолжили ещё из одного культового аниме), после чего наступает последний эпизод под названием «Акудама драйв». Авторы чётко и уверенно утверждают, что, несмотря на все отсылки и заимствования, они старались в первую очередь создать нечто самобытное и уникальное.

Финал ставит точку, заканчивая историю Акудам ровно так, как это и должно было произойти. Судя по превью Blu-ray издания, нас ждут пять минут дополнительных сцен, которые должны раскрыть судьбу нескольких второстепенных персонажей и показать немного предыстории этого мира, но едва ли подобный эпилог что-то изменит. «Акудама драйв» удался, осталось только надеяться, что Кодака не решит продлить аниме на второй сезон и всё испортить.

Обзор аниме «Акудама драйв» — интересной попытки смешать мир киберпанка и стиль Квентина Тарантино

«Акудама Драйв» — аниме, по которому чувствуешь, сколько в него было вложено сил на всех этапах производства. Сценаристы, режиссёры, дизайнеры персонажей и бэкграундов, композиторы, аниматоры и многие другие — все они отлично сработали на общую идею и добавили сериалу глубины. Здесь каждый понемногу «наворовал» из своих любимых произведений, в результате чего получилось выстроить что-то интересное и оригинальное.

Аниме без первоисточника сейчас само по себе попадается не так уж часто, тем более в подобном сеттинге. Да, «Акудама драйв» получился неидеальным, в нём немало недостатков, но они спокойно перекрываются достоинствами. Такой бодрый финал 2020-го года даёт большие надежды на будущие интересные проекты. Главное, чтобы они не остались незамеченными.

314314
220 комментариев

Комментарий недоступен

31
Ответить

Комментарий недоступен

61
Ответить

Вот если честно, Хик, тут ты не совсем прав. Я бы еще понял, если бы речь шла про Титосов или Jujutsu kaisen какой-нить, который из каждой щели течет. Но инфополе у Акудамы маленькое, так что рассказать аудитории дтфа (большая часть из которой смотрит по 1-2 аниме в год по указке Костина) про отличный тайтл, почему бы и нет. Да, в идеальном мире автор бы писал о "Почему 3 сезон Данмачей достоин того, чтобы вернуться к этому дерьму" или даже "Скалолазки лучше чем вы могли бы подумать", но сайту ясен красен нужен трафик и хайп. Мне вон на МирФе вообще особо не дают обзоры писать, не рентабельно)

17
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

На каком хайпе? Про акумаду слышали полторы калеки.

3
Ответить

Ну я вот к аниме отношусь опосредованно, на подсайт подписан только в надеждах уловить что-нибудь интересное. Описание "Тарантино+киберпанк" как раз к такому относится, но должен признать, что звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. 

1
Ответить

Например? Из этого года что можно посмотреть либо в подобном жанре либо темного фэнтези

Ответить