Doom RPG и дружба со Стивом Джобсом: история отношений id Software и мобильных игр

Как Джон Кармак, Том Холл и Джон Ромеро пришли к проектам для телефонов.

Анонс Commander Keen в рамках конференции Bethesda на прошедшей E3 был воспринят с прохладцей. Молодая аудитория и не слышала ни о каком Билли Блэйзе, а вот часть игроков, для которых оригинальная Commander Keen от id Software стала игрой детства, не слишком обрадовалась новому формату.

Скепсис игроков понятен, но не всегда уместен — во-первых, Bethesda уже выпустила одну хорошую мобильную игру. Во-вторых, даже у самой id Software в портфолио имеется несколько разработок для телефонов и когда-то было своё мобильное подразделение, созданное Джоном Кармаком.

Разработка мобильных игр была для id Software не желанием лёгкого заработка и не путём наименьшего сопротивления. По разным причинам почти все основатели компании в своей карьере разрабатывали мобильные игры. История этих проектов ещё раз доказывает, что id Software — великая компания, основанная незаурядными людьми, которые не боятся экспериментов.

Золотой состав id позирует на фоне двери
Золотой состав id позирует на фоне двери

Промышленный эскапизм

Работу над Commander Keen, Wolfenstein и Doom лидеры тогдашней id Software вспоминают исключительно тепло. Разработка инновационных платформеров и шутеров давалась молодым гениям легко, попутно принося славу и огромные деньги.

А вот отношения внутри коллектива всегда напоминали американские горки. Кармак — лишенный рефлексии человек-калькулятор, для которого технология важнее игры. Он часто не сходился во мнениях с Джоном Ромеро и Томом Холлом.

Решающим фактором ухода Ромеро из компании стали споры при разработке Quake — Кармак напрочь отказывался добавлять в игру ролевые элементы, на которых настаивал его коллега, и Ромеро решил покинуть id. Холл ушел ещё раньше — по схожим причинам: Кармак не захотел усложнять игровой сюжет.

Холл и Ромеро основали студию Ion Storm, помимо Deus Ex известную провальной Daikatana и культовой Anachronox. А ещё печально известную тем, как тяжело им давалась разработка игр, когда у руля был Ромеро. Намучившись с Anachronox и выпустив её в июне 2001 года, уже в июле Ромеро и Холл основали студию Monkeystone и сосредоточились на производстве мобильных игр.

Причин такого перехода разработчики не скрывали: мобильные телефоны, Game Boy и N-Gage казались им отличными платформами для того, чтобы реализовывать увлекательные, но гораздо более простые в разработке игры.

«Мобильный период» Холла и Ромеро продлился два года. За это время Monkeystone выпустила шесть игр, а вершиной их творчества оказался порт Red Faction на N-Gage с 55 баллами на Metacritic.

Red Faction от Холла и Ромеро
Red Faction от Холла и Ромеро

Что интересно, даже в статусе разработчика мобильных приложений Джон Ромеро умудрялся оставаться звездой: об играх его студии писали IGN , Nokia использовала его известность для рекламы своих девайсов. В 2003 году уже погибающая Midway попыталась привлечь к себе внимание публики и инвесторов, пригласив Ромеро возглавить разрабатываемый ремейк Gauntlet. Туда он и ушёл из Monkeystone, так и не сделав ни одной хорошей мобильной игры.

Кармак против всех

Рассорившая легендарный состав разработчиков Quake стала главным проектом второй половины 90-х для id Software. Сверхуспешная трилогия показала, что Кармак отлично справляется и без своих знаменитых коллег, однако после Quake III: Arena он значительно пересмотрел свои приоритеты не в пользу игр.

В 2000 году Джон Кармак основал компанию Armadillo Aerospace, занимавшуюся проектировкой и постройкой космических аппаратов, а потому ненадолго отошёл от разработки игр. Return To Castle Wolfenstein станет продюсерским проектом id Software, а Doom 3 вышла лишь спустя четыре года, хотя первые наработки были показаны ещё в 2001.

Влияние Кармака распространялось и на смежные индустрии. В 2018 году в своём проникновенном письме он рассказал о сложных отношениях со Стивом Джобсом. Глава Apple снисходительно относился к играм и не считал их важной частью собственных разработок, однако во многом советовался с Кармаком. Кармак убедил Джобса использовать API Open GL в устройствах Apple — сегодня разработчик уверен, что это один из его главных вкладов в индустрию.

Кармак также часто говорил Джобсу, что Apple пора начинать выпускать телефоны. Позже Джон выступил идеологом мобильного Rage, который вообще стал одной из первых дорогостоящих разработок для iPhone.

Doom 2 RPG
Doom 2 RPG

Однако разрабатывать мобильные игры легендарный программист начал задолго до появления «яблочных» смартфонов. И первую попытку совершил ещё в 2005 году, создав Doom RPG. Взяв за основу оригинальный Doom, Кармак сделал из него пошаговую ролёвку, где каждый шаг обозначал один ход. Из-за этого боевая система напоминала V.A.T.S. из Fallout.

Ради баланса был сильно изменён арсенал классического Doom (больше всего обидно за пропавшую бензопилу), а также перерисованы уровни и враги. Ролевая же система представляла собой обычное повышение характеристик вместе с ростом уровня — таким нехитрым способом игра помогала игроку ощутить прогрессию и дойти до самого финала.

Wolfenstein RPG
Wolfenstein RPG

Мотивы для старта разработки мобильных игр оказались вполне в духе Кармака.

Я просто негодовал из-за массы ужасных игр, которые видел на своём телефоне, из-за огромного количества дерьмовых сайд-скроллеров. Я смотрел и понимал, что это жалко и неправильно.

Джон Кармак

Уже во время разработки Doom RPG Кармака захватил сам процесс создания мобильных игр. Программисту понравилось находить новые варианты для проработки интерфейса и управления, работа с графикой, а также общая скоротечность разработки — в среднем на мобильную игру уходило шесть месяцев. Ещё не закончив Doom RPG, Кармак уже задумал Orcs & Elves — и был очень удивлён тому, что такую марку до него никто не зарегистрировал.

Для разработки Orcs & Elves была создана студия Fountainhead Entertainment, главой которой стала жена Кармака, а костяк команды составляли добровольцы из id Software, также заинтересованные в мобильной разработке. Студия развивала идеи Doom RPG, значительно перерабатывая ролевую систему и увеличивая количество врагов и оружия.

В 2007 году Orcs & Elves выйдет и на Nintendo DS, приобретя несколько новых механик вроде рисования заклинаний стилусом. На обеих платформах игру ждал успех, хотя в рамках Nintendo DS это был весьма заурядный проект.

Orcs & Elves
Orcs & Elves

Созданную формулу Fountainhead Entertainment применили и для двух следующих игр: Wolfenstein RPG и Doom 2 RPG. А вот количество платформ к тому времени существенно увеличилось – в Doom 2 RPG, помимо телефонов с J2ME, уже можно было поиграть на Windows Phone и iOS.

Эпоха iOS

Выход iPhone стал знаковым событием в жизни Кармака. Он восхищался: «Гигантский цветной экран с графическим процессором! С этой штукой можно сделать столько классных вещей!».

На презентации первого iPhone Джон сидел в первом ряду. Он был в восторге, пока не услышал, что на iPhone невозможно устанавливать сторонние программы — только приложения для браузера Safari. Это существенно ограничивало возможности разработчиков, и после презентации он пытался обсудить это с Джобсом, на что получил резкий ответ.

Ты ведь умный парень, Джон. Почему бы тебе не написать свою операционную систему?

Стив Джобс

Уже после презентации Кармак сделал несколько едких замечаний, на которые обратила внимание пресса. Джобсу это не понравилось. Настолько, что, по версии Кармака, он лично дал указание не давать никому в id Software доступ к iPhone SDK (средства разработки для iOS).

Отношения двух легенд разладились — теперь уже навсегда.

Однако Кармак видел в iPhone огромный технологический скачок – и потому считал должным продемонстрировать возможности платформы с помощью выдающихся графических достижений своих проектов. У него всё ещё оставались хорошие знакомые в Apple, и потому разработка приложений для этой платформы не была проблемой, несмотря на препятствия со стороны Джобса.

Уже в 2009 году он, вместе с подразделением Bethesda Escalation Studios, выпустил Doom Resurection — банальный рельсовый тир в стилистике Doom 3, лучшей стороной которого была графика. Даже на фоне отсутствия хороших мобильных игр и общей снисходительности Джобса к этому сегменту, Doom Resurection была плоха — тем удивительнее то, что ровно через год Кармак провернёт схожий трюк ещё раз — теперь уже с Rage.

Rage оказалась хорошим подтверждением слов Кармака о том, что в скором времени смартфоны станут мощнее консолей. Однако она всё ещё не был полноценной игрой – и правильнее было бы называть мобильную Rage бенчмарком. Хотя и здесь не обошлось без интересных находок — игра умела подключаться к телевизору, таким образом трансформируя смартфон в геймпад.

Rage HD
Rage HD

Помимо двух красивейших мобильных тиров, Кармак занимался и переносом оригинальных Wolfenstein и Doom на iOS. Для этого было создано подразделение id Mobile и даже заключён контракт с EA Mobile на издание классических ремейков. И такая работа оказалась даже более продуктивной. Кармак сам подстраивал игровую динамику под мобильные устройства, разработал три схемы управления и получил гигантский опыт в разработке мобильных игр.

Вот только применение этого опыта Кармак пока не продемонстрировал — в 2013 году программист покинул id Software и присоединился к команде Oculus Rift, где трудится до сих пор.

Doom 3 для Nvidia Shield
Doom 3 для Nvidia Shield

Уже после ухода Кармака id Software, эксклюзивно для Nvidia Shield Tablet создали порт Doom 3 BFG Edition. Вот только порт получился, мягко говоря, странным. Да, игра выглядела точно так же, как оригинальная Doom 3, но не имела адаптированного мобильного управления и, помимо планшета от Nvidia, требовала ещё и обязательного подключения геймпада.

Сегодня Doom 3 (а также другую классику id) можно запустить и на устройствах Apple, включая iPhone X и iPad Pro, но id Software к этому отношения уже не имеет.

В нынешней id Software не осталось никого из основателей, однако всё ещё достаточно хранителей традиций. Времена «Галактикос» прошли, но на ключевых постах в компании люди, работавшие ещё над Quake 2. И анонс мобильного Commander Keen — это совершенно точно не «плевок в лицо фанатам» и не покушение на святое. Как видно из истории компании, абсолютно всем ключевым лицам id были интересны мобильные игры ещё задолго до App Store и бума free-to-play.

Потому новый Commander Keen, сменивший механику и переехавший на другие платформы — ход вполне в духе Кармака, Ромеро и Холла. С учётом того, что занимаются проектом люди, уже подарившие нам Fallout Shelter, можно надеяться не только на очередную отличную мобильную игру, но и на адаптацию других игр id Software.

5151
22 комментария

Скепсис игроков понятен, но не всегда уместен — во-первых, Bethesda уже выпустила одну хорошую мобильную игру.

4 года тому назад и говно на лопате 3 месяца назад. Скепсис понятен и уместен

6

Особенно если добавить что Fallout Shelter от концепта до релиза сделан канадской студией Behaviour Interactive. Скепсис во все поля.

Комментарий недоступен

4

Разве Кин от шелтеровцев? Шелтер делала BGS, а Кина делает ZOS

3

Doom RPG, Wolfenstein RPG и Orcs And Elves действительно хорошие игры. Если Keen будет исполнен на подобном уровне - будет здорово.

1

Не будет, ведь Keen'a показали мобильной дрочильней со странным геймплеем, с карточками, которые можно и нужно будет покупать за реал. МОжешь посмотреть геймпленый ролик и понять всю ущербность этого, некогда, хорошего, платформера

1