Лучше бы Бэтмену позвонили: в чём причина провала «Отряда самоубийц»

В ожидании перезапуска вспоминаем оригинальный фильм, стоявший у истоков падения киновселенной DC.

Лучше бы Бэтмену позвонили: в чём причина провала «Отряда самоубийц»

Вышедший три года назад «Отряд самоубийц» оставил после себя крайне противоречивые впечатления. Критики его разгромили, а вот обычные зрители отнеслись к картине Дэвида Эйра куда благосклоннее. Пусть средняя оценка «Отряда» на IMDb составляет 6 баллов, кассовые сборы фильма при производственном бюджете в 175 миллионов долларов составили 746 миллионов. Так почему же его часто называют провалом?

Первым делом нужно понять, по каким критериям следует оценивать успешность или неуспешность «Отряда», и за кем закреплен финальный вердикт. По сути, мнение зрителей и критиков не имеет решающего значения, право записать «Отряд» в удачи или неудачи принадлежит Warner Bros. И, судя по всему, студийные боссы остались не очень довольны.

Лучше бы Бэтмену позвонили: в чём причина провала «Отряда самоубийц»

700 миллионов долларов — это приличная сумма, но студии из неё достаётся только половина, вторую забирают кинотеатры. Получается, что в WB в лучшем случае отходит порядка 350 миллионов долларов. На первый взгляд, студия в плюсе, ведь прибыль в два раза превысила издержки. Но 175 миллионов долларов — это лишь производственный бюджет, в него не включаются затраты на маркетинг, которые, по сообщениям прессы, вполне могли превысить 150 миллионов долларов.

Если сложить суммы, получается, что Warner Bros. заработала на «Отряде самоубийц» всего 25 миллионов долларов без учета продаж дисков и цифровых копий. С ними сумма может подрасти до 160 миллионов чистой прибыли, но и это явно не тот результат, который можно назвать головокружительным успехом.

«Отряд самоубийц» вышел в прокат спустя всего несколько месяцев после премьеры уничтоженного прессой «Бэтмена против Супермена», и WB отчаянно нуждалась в безоговорочном хите, который бы остудил пыл критиков студии. Получилось ли у Дэвида Эйра снять такой фильм? Не самые выдающиеся сборы, 6 баллов на IMDb и очередной ворох отрицательных рецензий — кажется, нужный эффект не был достигнут.

Если бы студия была полностью довольна «Отрядом самоубийц», вряд ли она так легко отпустила бы Дэвида Эйра и исполнителя главной роли Уилла Смита, а по сети сейчас бы не ходили новости о том, что Джеймс Ганн уже на втором фильме устроит мягкий перезапуск серии с привлечением половины новых персонажей. Причём нынешние изменения в планах затрагивают не только второй «Отряд самоубийц», но и всю вселенную DC.

Всего несколько лет назад WB мечтала построить собственную киновселенную DC и в спешке готовила сцену для появления «Лиги Справедливости». Сейчас же слышно всё больше разговоров о том, что каждый новый фильм WB будет самостоятельным.

«Отряд самоубийц», быть может, и не был единственной причиной таких изменений, но сыграл в них важную роль. И пока мы ждём перезапуск от Джеймса Ганна — самое время разобраться, что же было не так с оригинальным фильмом. Возможно, студия учтёт этот опыт.

Слишком рано, слишком быстро

Лучше бы Бэтмену позвонили: в чём причина провала «Отряда самоубийц»

После ошеломительного успеха «Мстителей» студия WB оказалась в роли догоняющей. К тому моменту как извечные конкуренты из Marvel успели запустить общую для своих персонажей вселенную, в WB только готовили к выпуску первый фильм киновселенной DC — «Человека из стали» Зака Снайдера.

Опасаясь навечно остаться позади, студия решила форсировать создание собственной общей вселенной. Уже в следующем после «Человека из стали» фильме студия решила столкнуть лбами двух своих самых главных тяжеловесов (и это несмотря на то, что Бэтмена в фильмах ещё не показали), ввести в повествование Чудо-женщину и хотя бы мельком, но показать остальных ключевых персонажей — Флэша, Аквамена и Киборга.

Сделано всё это было настолько топорно, что стало одной из главных причин для критики фильма. Однако боссы WB продолжали бежать впереди паровоза — следующим после «Бэтмена против Супермена» проектом должен был стать «Отряд самоубийц», фильм о том, как сборище не самых последних злодеев вселенной DC силой заставили работать во имя добра.

Сама задумка экранизировать «Отряд самоубийц» заслуживает похвалы — в DC явно вдохновились «Стражами галактики» и решили снять свою версию фильма Джеймса Ганна. Вот только момент для этого был выбран неудачно — прежде чем превращать команду злодеев в антигероев на службе государства, WB и DC следовало показать их в естественной среде обитания — в роли антагонистов, противостоящих традиционным героям DC.

Тогда бы зритель успел заранее проникнуться характерами участников Отряда, режиссёру Дэвду Эйру не пришлось бы тратить добрую половину фильма на знакомство с персонажами, а эволюция Дэдшота и Харли Квинн выглядела бы более впечатляющей.

Лучше бы Бэтмену позвонили: в чём причина провала «Отряда самоубийц»

Но и этого было мало. Заранее анонсировав проект и объявив дату выхода, WB поспешила поскорее запустить фильм в производство.

Как правило, на написание сценария отводится от четырех до шести месяцев. Дэвиду Эйру дали шесть недель.

Подобная спешка не могла не сказаться на качестве. Впоследствии даже сам постановщик высказался о том, что будь у него машина времени, он бы исправил некоторые моменты в сценарии.

Два разных фильма

Если верить инсайдерам, руководство WB с самого начала сомневалось в кандидатуре Эйра, поэтому, вместо того чтобы оказывать своему избраннику всяческую поддержку, студийные боссы принялись вмешиваться в съёмочный процесс, отчего и режиссёр, и вся съёмочная группа работали под невероятным давлением.

У Дэвида Эйра было свое видение фильма, но у него совершенно не было опыта съёмок блокбастеров
У Дэвида Эйра было свое видение фильма, но у него совершенно не было опыта съёмок блокбастеров

Эйр представлял себе «Отряд самоубийц» как мрачный, напрочь лишённый юмора тягучий фильм об отщепенцах общества, которые под давлением обстоятельств превращаются в настоящую семью. В общем, прямая противоположность супергеройским эпикам от прямых конкурентов из Marvel.

К несчастью для Эйра, за полгода до премьеры «Отряда» вышел «Дэдпул» — неполиткорректный, весёлый и раздолбайский фильм с возрастным рейтингом «18+».

Лучше бы Бэтмену позвонили: в чём причина провала «Отряда самоубийц»

Фильм про говорливого наёмника настолько пришёлся руководителям WB по душе, что они мигом решили превратить «Отряд самоубийц» в свою версию смеси «Дэдпула» со «Стражами галактики». А тут ещё и хулиганский трейлер фильма под Queen зашёл публике на ура.

В общем, «Отряду» заказали массивные пересъёмки, а затем выставили главного архитектора фильма из монтажной комнаты — по слухам, у Дэвида Эйра не было никакого контроля над итоговой версией фильма. В результате на свет родился монстр Франкенштейна, сотканный словно бы из двух разных версий, совершенно противоположных по стилю.

Первый час — стильный и динамичный клип под весёлую музыку. Второй — медленный, тягучий и мрачный экшен, разворачивающийся в тёмное время суток. Обе эти половины сшиты настолько неумело, что фильм по сути разваливается на кучу мало связанных друг с другом сцен, половину из которых можно было бы показывать в любом порядке.

При этом «Отряд» превратился в картину парадоксов. В фильме огромное количество лишних сцен, первая половина картины при всей своей динамичности ужасно перегружена, и в то же время вся эта перегруженность ни к чему не ведёт — при великом множестве событий в кадре толком ничего не происходит.

Нелюбимые герои

Прежде чем собрать Мстителей, Marvel представила почти каждого члена команды в отдельном фильме, а обделённые собственными сольниками Соколиный Глаз и Чёрная Вдова успели засветиться в чужих.

Половина будущих членов Лиги Справедливости сначала была представлена в досье, скачанных с персонального компьютера Лекса Лютора, а после этого зрители бегло познакомились со всеми действующими лицами в начале самой «Лиги Справедливости». Это отлично иллюстрирует подход WB к созданию киновселенной DC — и «Отряд самоубийц» хорошо сюда вписывается.

Лучше бы Бэтмену позвонили: в чём причина провала «Отряда самоубийц»

«Отряд самоубийц» — история про команду злодеев. Однако складывается ощущение, что лишь два персонажа — Дэдшот и Харли Квинн — представляют для авторов интерес, поскольку лишь у них в фильме есть хоть какая-то мотивация и предыстория.

Да и то, Дэдшот показан слишком мягкотелым и добреньким, а взаимоотношения Харли с Джокером прописаны очень поверхностно.

Но что же остальные герои? Эль Диабло неплохо раскрывается ближе к концу фильма, но большую часть сценария ему попросту нечего делать. Киллер Крок — ходячий расовый стереотип. Катана появляется в отряде спустя час после начала действия. Капитан Бумеранг только и делает, что нерешительно мечется в кадре.

Лучше бы Бэтмену позвонили: в чём причина провала «Отряда самоубийц»

Но хуже всех пришлось Слипкноту, которого добавили в историю только для того, чтобы прикончить спустя пять минут, не дав ни единого шанса раскрыться. Если это было сделано для того, чтобы показать всю суровость ситуации, в которой оказался Отряд, то напрасно — все его члены и так это понимали. Ну а если для того, чтобы показать, какой на самом деле засранец капитан Бумеранг, то тогда есть другой вопрос: почему эту тему никак дальше не раскрыли?

Хотя что говорить о мотивации персонажей. В одной сцене Бумеранг в гневе выходит из бара, отказываясь участвовать в дальнейшем безумии, а в следующем кадре он уже невозмутимо шагает бок о бок с остальными. Понятное дело, одумался, испытал угрызения совести, вернулся, с кем не бывает, но неужели нельзя было показать всё это или хотя бы разнести события по времени. Мгновенное возвращение Бумеранга напрочь убивает все впечатления от сцены, а сам герой выглядит очень переменчиво.

Лучше бы Бэтмену позвонили: в чём причина провала «Отряда самоубийц»

Проблемы со злодеями

В распоряжении создателей «Отряда» был огромный список потрясающих персонажей. Брутальные убийцы, чокнутые маньяки, Джокер, в конце концов. Но используют всё это добро с такой эффективностью, что складывается впечатление, будто авторы фильма в принципе не имели понятия, кто им достался и что с этим делать.

Лучше бы Бэтмену позвонили: в чём причина провала «Отряда самоубийц»

Сам Отряд самоубийц из команды брутальных антигероев и ступивших на путь исправления злодеев превратился в сборище неудачников, которым просто не повезло в жизни.

Дэдшот просто хочет вернуться к семье, Эль Диабло превратился в кающуюся жертву собственных способностей, Киллер Крок комплексует из-за собственной внешности, Харли Квинн низвели до роли наивной влюблённой и несколько чокнутой дурочки, а капитан Бумеранг, кажется, просто не очень умён и слегка пьян. Больше похоже на «Отбросы», чем на «Отряд самоубийц».

Противники команды — Чародейка и её брат Инкубус — номинально главные злодеи фильма. Но они получились настолько серыми, скучными и неубедительными, что это, кажется, дошло даже до руководства студии. Недаром оба персонажа практически отсутствовали во всех рекламных материалах фильма.

Их армия безликих монстров бесполезна, их нарисованные на компьютере формы навевают тоску, а финальная схватка и вовсе напоминает ярмарку упущенных возможностей — столько раз обе противоборствующие стороны имели шансы закончить драку раньше, но невообразимо лажали.

Лучше бы Бэтмену позвонили: в чём причина провала «Отряда самоубийц»

А ведь в фильме было как минимум два персонажа, грамотное использование которых сделало бы конфликт гораздо ярче и острее.

Начать стоит с Джокера: клоун-принц преступного мира активно участвовал в пиар-кампании «Отряда самоубийц», но большинство сцен с ним оказались вырезаны из финальной версии фильма, а оставшаяся сюжетная линия не оказывает никакого влияния на сюжет. Да и сам злодей больше похож на приглашённую звезду, чем на персонажа, от поступков которого действительно что-что зависит.

Лучше бы Бэтмену позвонили: в чём причина провала «Отряда самоубийц»

Джокер в исполнении Джареда Лето вызвал у фанатов достаточно противоречивый отклик: одним понравился образ спятившего мафиози, вторые, напротив, сочли такого Джокера насмешкой над неповторимым оригиналом.

Хотя какую именно версию клоуна брать за оригинал — тоже большой вопрос. Джокер Николсона? Леджера? Джокера из мультфильма «Бэтмен»? Джокер из комиксов? А какого периода? Окончательно дать оценку его характеру непросто — для этого необходимо знать, какую роль Джокер изначально играл в фильме.

Впрочем, вряд ли бы версия с его участием была принята хуже версии с Чародейкой и Инкубусом в роли главных злодеев. Даже сам Дэвид Эйр признался, что, появись у него такая возможность, он бы вернулся в прошлое и переписал сценарий таким образом, чтобы главным злодеем оказался именно Джокер.

Главным злодеем должна была стать Аманда Уоллер

«Отряду самоубийц» вовсе не требовался Джокер в качестве главного плохиша, с этой ролью вполне бы справилась и сама создательница Отряда Аманда Уоллер. Именно ей принадлежит идея использовать осуждённых злодеев в качестве пушечного мяса для хороших парней. Но, если задуматься, она виновата во всём, что происходит в фильме.

Воспользоваться отрядом самоубийц, чтобы замести следы собственных провалов — Аманда, это так по-злодейски
Воспользоваться отрядом самоубийц, чтобы замести следы собственных провалов — Аманда, это так по-злодейски

Прежде чем уйти в свободное плавание и уничтожить половину Мидвэй-Сити, Чародейка короткое время была одним из рекрутов Отряда самоубийц, и только потом вырвалась на свободу и принялась сеять вокруг хаос и смерть. Другими словами, именно Аманда Уоллер собственными руками создала угрозу, с которой вынужден бороться остальной отряд.

Именно Аманда Уоллер отправляет отряд в Мидвэй-Сити, причём изначально перед ними не стояла задача непременно расправиться с Чародейкой и Инкубусом. В первую очередь, Самоубийцы должны были вытащить из гибнущего города одну крайне важную персону — саму Уоллер.

Ну а уж совершенно бесполезное убийство всех гражданских свидетелей, застрявших в осаде вместе с ней, и вовсе не вписывается ни в какие рамки — так поступают только самые настоящие злодеи.

Аманда Уоллер своими руками создала весь кризис в Мидвей-Сити, именно она в ответе за все смерти, показанные на экране. За свои преступления, провалы и просчёты Уоллер заслужила, как минимум, разделить каталажку с уцелевшими членами Отряда. Именно она — настоящий злодей. Но в фильме она умудряется пережить даже встречу с не шибко довольным Бэтменом.

Никакого отряда-то и нет

Пожалуй, один из главных парадоксов картины заключается в том, что в фильме о становлении команды самого становления так и не показано. Из повествования словно бы выкинули середину — в начале картины мы видим просто кучку уголовников, которых силой и угрозами заставили работать вместе, а в конце они уже внезапно стали лучшими друзьями и считают друг друга семьёй.

Такое развитие событий вполне допустимо, но подобное доверие достигается не за один день и уж явно не за пару перестрелок и одну посиделку в баре.

В фильме в принципе не чувствуется групповой динамики
В фильме в принципе не чувствуется групповой динамики

За исключением пары общих кадров камера практически в каждой сцене переключается на крупный план и показывает одного, максимум двух персонажей за раз. Из-за этого порой складывается впечатление, что смотришь не «Отряд самоубийц», а бадди-муви «Дедшот и Харли Квин».

Хромая логика повествования

Из-за того, что «Отряд самоубийц» появился уже в самом начале киновселенной DC, возникает вполне закономерный вопрос: зачем он вообще понадобился так быстро? Использовать банду уголовников в качестве последней линии обороны Земли — это настолько безумная, полная отчаяния и безысходности идея, что в условиях мирного времени она должна была прийти в голову правительству в последнюю очередь.

Во-первых, любые уважающие себя военные первым бы делом продавили бы создание особого воинского подразделения, бойцы которого были бы специально обучены для противостояния мета-людям и инопланетным угрозам.

Лучше бы Бэтмену позвонили 
Лучше бы Бэтмену позвонили 

Во-вторых, более разумным решением стало бы создание не Отряда самоубийц, а Лиги справедливости. Да, Супермен погиб, а к его действиям у властей были вопросы. Да, остальные члены Лиги ещё практически не появлялись на экране, но власти наверняка знали хотя бы о некоторых из них. В конце концов, всегда оставался вариант позвонить Бэтмену. Неужели обычные супергерои вызывают меньше доверия, чем матёрые уголовники? Это в каком мире такое возможно?

Когда чиновники больше доверяют уголовникам, чем супергероем, о чём это нам говорит?
Когда чиновники больше доверяют уголовникам, чем супергероем, о чём это нам говорит?

Что вообще Отряд мог бы противопоставить Думсдею, генералу Зоду или тому же Супермену, реши он вдруг перейти на тёмную сторону? Двинули бы его бумерангом по затылку или проверили на прочность катаной или пулей? Отряд едва-едва смог завалить дезертира из собственных рядов, куда уж им тягаться с более сильными сущностями.

«Отряду самоубийц» просто не повезло. Из него вполне мог бы получиться отличный фильм, но корпоративная спешка, отсутствие веры в собственного режиссёра, противоречивый монтаж и невнятная история не дали картине раскрыться на все сто.

Радует лишь то, что WB не теряет веру в бренд «Отряд самоубийц» и наняла для съёмок продолжения Джеймса Ганна — человека, у которого, пожалуй, лучше всех получится сделать из фильма DC-версию «Стражей Галактики». Мрачный и тягучий «Отряд» явно остался в прошлом вместе с Дэвидом Эйром.

134134
142 комментария

Не понимаю чем этот фильм так сильно не угодил людям. Ну т.е он конечно так себе, но он из той же оперы что и Изгой-Один и Хан Соло, фильмы которые сильно но с похожей судьбой.

38

Потому что он нелепый.
Актеры переигрывают/недоигрывают. Плоские и неинтересные персонажи, которым вообще не сопереживаешь. Сюжет невнятный и никак не интригует. Диалоги на уровне пятилетнего пацана, который играет со своими игрушками. СЛИШКОМ МНОГО МУЗЫКИ.

80

Потому что есть Batman: Assault on Arkham который:
- Правильное использование отряда
- Правильно использует Джокера
- Правильно раскрывает персонажей через конфликт
- Логично вписывает Харли в отряд, она не просто фан сервис
- Злодеи реально злодеи, которые убивают направо и налево
- Бэтмен
И есть Отряд самоубийц:
- Злодеи являются злодеями только потому что они сами так про это говорят. Исключение Капитан бумеранг, который, не устану повторять, сыграл мудака как надо.
- Харли Квин фан сервис, плюс Катана вписана для продаж фигурок.
- Непонятно зачем Джокер
- Раскрытия персонажей нет
- Отряд должен устранить ошибку создание отряда.

Если первый заставлял смотреть от начала до конца, то на втором я банально уснул, так как все было предсказуемо скучно.

26

Ну такое себе сравнение. Для меня изгой один - лучшее произведение во вселенной зв под руководством Дисней. Как вообще можно их сравнивать? Ненужный и нелогичный «отряд», который оставляет кучу сюжетных дырок. И, наоборот, «изгой», фантастически вписывающийся во вселенную силы и джедаев, даже не показывающих их

9

Кстати да, сейчас каждый второй фильм, будь то фантастика, будь то героика, это просто набор ничем не связанных эпизодов ведущих в никуда, банально набор клипов. Ни знакомства с персонажами, ни раскрытия их, тупо и ярко

6

Как бы это удивительно не звучало, но ХАН СОЛО – хорошее приключенческое кино. Просто снятое по лекалам Мумии 2000 года. Его приятно смотреть, оно местами прям увлекает тебя, как это делала та же Мумия.

5

Только Изгой-Один получился охуенным, а отряд самоубийц говно.

4