«Голова-ластик» — страх отцовства?

«Голова-ластик» — первая полнометражная работа режиссёра Дэвида Линча. С каждым годом появляется всё больше трактовок и людей, пытающихся анализировать данную ленту. Однако я хотел бы заострить внимание лишь на одном моменте, не претендуя на истинность изложенного, поскольку только режиссёр знает своё творение до самого конца.

«Голова-ластик» — страх отцовства?

Кинолента привлекает аудиторию своей непознаваемостью. Фильм практически полностью состоит из индустриальных пейзажей, проникающих в душу эмбиентов и деталей, которые формируют у нас особое отношение ко вселенной, созданной Дэвидом Линчем.

Это был мир. В моем воображении существовал мир между фабрикой и соседними с ней домами. Небольшая, неизвестная, кособокая, почти беззвучная заброшенная местность, наполненная еле заметными деталями и маленькими страданиями.

Дэвид Линч, О съёмках «Головы-ластика»

Акцентируя внимание на первой полнометражной работе, не стоит списывать со счетов и то, что многое было уже задано предшествующими короткометражками. Так, например, «Бабушка» затрагивала семейные отношения в том ключе, что главный герой выдумал себе близкого родственника, который защищал его от жестокого мира домашнего насилия, в лице добродушной старушонки.

Если в коротком метре именно бабушка олицетворяла собой спасение и маленький мальчик обретал возможность отдохнуть от суеты сует, то Линч в «Голове-ластике» пошёл ещё дальше и назначил спасителем главного героя уютный дом.

Но мне кажется, хотя в Генри было много непостижимого страдания, его квартира, ну, то есть его комната, — понимаете, она была довольно уютной. Это просто было небольшое убежище, где он мог поразмыслить.

Дэвид Линч, О комнате Генри Спенсера
Улыбаемся и машем
Улыбаемся и машем

Впрочем, семейный мотив всё равно нашёл своё продолжение и в «Голове-ластике», несмотря на тщательную работу с окружением. Но если бабушка в одноимённой ленте несла в себе исключительно добро (или хотя бы успокоение), то «Голова-ластик» преподносит нам иного героя — ребёнка. Своеобразный антипод бабушки, который является не причиной существования главного героя, но следствием самой его жизни.

Страх отцовства проявляется у Линча вполне себе в человеческом духе и входит в фильм постепенно. Главный герой возвращается домой с работы, включает музыку, ложится на кровать, но чего-то не хватает… или кого-то? Генри Спенсер достаёт порванную фотографию (здесь мы видим, очевидно, некий прошлый разрыв в отношениях между Генри и его возлюбленной) и смотрит на карточку Мэри взглядом полного уныния. В конце концов чувства одерживают верх и Спенсер направляется в сторону дома семьи Мэри на ужин.

Тут-то начинается самое интересное. Генри чувствует себя не в своей тарелке: цыплёнок на его блюде натуральным образом течёт, мать Мэри содрогается в странном припадке, а отец семейства безмятежно улыбается, заглядывая протагонисту прямо в глаза.

Данная застольная сцена предшествует осознанию страха отцовства, но и здесь раскрывается не менее близкое — процесс вхождения в семейную жизнь, проявляющийся через общение с семьёй своей возлюбленной. Если говорить серьёзно и без прикрас, то у многих из нас взаимодействие с родственниками происходит в некотором сюрреалистическом ключе. И то вызвано хотя бы тем, что многие точки соприкосновения, которые есть у ровесников, попросту отсутствуют при общении с людьми другого поколения.

Но настоящий удар прилетает по Генри тогда, когда он узнаёт, что у них с Мэри появился ребёнок. Данное существо, упомянутое мною ранее, вносит полнейший диссонанс в жизнь главного героя. Причём не только лишь Генри испытывает отвращение к своему дитятку, но и сама Мэри гнушается кормить порождение своей утробы даже с ложки. Уютный дом медленно, но верно становится полем для битвы.

Ребёнок действительно является обузой, которая сознательно (!!!) удерживает главного героя в изначально заданных рамках. То можно отметить в той сцене, когда Генри пытается выйти из своей квартиры, а ребёнок в то же самое время начинает плакать, что побуждает Генри остаться в помещении. Чистой воды манипуляция.

Генри не может быть удовлетворён сложившейся ситуацией в связи с тем, что он всячески пытается покинуть ребёнка. Он находит успокоение во встречах с девушкой из радиатора, которая в одном из эпизодов давит эмбрионы, отравляющие жизнь главному герою.

Дело доходит до того, что даже любовница видит в лице Генри недоразвитое дитя. Спенсер каким-то образом ассоциируется у женщины с инфантильностью или чем-то пугающим, что приводит к разрыву их недолговременных отношений. Отождествление ребёнка со Спенсером происходит довольно часто, чтобы зритель смог убедиться в том, что одно существо начинает замещать другое, т. е. протагонист начинает терять свою идентичность.

Линч называл данный фильм "сном о тёмных и тревожных вещах", но не является ли то тёмное и тревожное простым страхом перед столкновением с тем, что раз и навсегда меняет человеческую жизнь? Появление новой души всегда несёт за собой кризис у тех людей, которые привыкли к одиночеству, но стоит ли сдаваться под натиском подобных проблем и “освобождаться” от семейных оков?

Это вопрос.

4343
9 комментариев

Чёрная дыра не такая уж и тяжёлая...по сравнению с "Ластиком"

7
Ответить
1
Ответить

Прочитал статью, не могу избавиться от страха (

1
Ответить

Знакомо.

Ответить

Да, страх отцовства. Обсосано уже донельзя, извините.

1
Ответить

Любимый фильм Линча. Впервые посмотрел где-то в старших классах, ничего не понял, но очень заинтриговало. Пересматривал много раз (благо, он короткий), пока не сложилось в голове. Ключевая сцена, давшая фильму название, отлично бы сработала даже сама по себе как короткометражка.

Ответить

еще первая дочь линча родилась с дефектом развития ног и несколько операций уже в первые годы жизни перенесла. считается, что это тоже повлияло

Ответить