Геймификация IKEA. Как нами манипулируют

Обычно промывка мозгов ассоциируется с журналами об НЛО, религией, коммунистами или выборами. Но одна из самых успешных кампаний по промывке мозгов проводится вполне невинной организацией по производству минималистичной шведской мебели, которая называется IKEA.

Публикация на основе текста из речи видеоролика с YouTube-канала «ТОПЛЕС». (Не принимайте эту информацию всерьез, это просто шуточные и субъективные размышления автора).

Каталогов IKEA печатается больше чем библий, 160 миллионов копий ежегодно против 100 миллионов библейских томиков. Вот как надо захватывать мир.

С момента когда мы переступили через порог IKEA, мы попадаем в круговорот самых гениальных приемов манипуляции, призванных заставить нас купить всякую ненужную нам шляпу. Все от фирменных фрикаделек до книжных полок со сказочными названиями, которые никто из нас не может произнести правильно.

Названия такие, будто их придумывает внеземное чудовище:

  • Хенсвик
  • Екби эрпен
  • Тригве
  • Тровардинг
  • Тёре
  • Холь
  • Зигфрид
  • Бьернум

Так как же получается что IKEA буквально заставлять нас покупать все это?

Икея это RPG. Да, поначалу звучит странно, но я сейчас все объясню. Пространство икея построено по принципу геймдизайна, то есть по типу RPG и игр от первого лица.

Почти все заходили в знаменитые лабиринты Икеи и выходили из них «спустя три года» и это нифига не ошибка дизайнера, а продуманный лабиринт в которой ты входишь один раз и выходишь тоже один раз.

В каждом магазине икея проложен четкий маршрут задача которого в том, чтобы человек не замечал что следует по заранее продуманному маршруту.

Это лабиринт и идеологи икеи называют этот лабиринт — «длинный и естественный путь». В нем почти невозможно потеряться, проход только один и только вперед, и он организован по принципам игр от первого лица.

Никаких длинных прямых коридоров, это было бы уныло и скучно. Если смотреть карту игры сверху, то коридоры тесные и квадратные, а когда играешь наоборот будто проходишь много километров и сменяешь несколько декораций.

Геймификация IKEA. Как нами манипулируют

В икее дорожки сворачивают примерно раз в 15 метров. Эта извилистость дает ощущение смен декораций и новых событий и каждый раз ты открываешь для себя что-то новенькое интересненькое.

И чтобы выйти вам нужно обойти всю площадь магазина, хотите вы этого или нет.

Чтобы сделать хоть один круг в икеевском лабиринте нужны минимум минут сорок. В общем задумка в том чтобы держать тебя внутри как можно дольше и давать тебе возможность даже поспать если устал.

Геймификация IKEA. Как нами манипулируют

Как в любой игре здесь есть пасхалки, это секретные проходы по типу тайных дверей в видеоиграх. Они дают ощущение будто вы обманули систему, но на самом деле, вы просто играете в их игру с еще большим энтузиазмом чем другие покупатели и гордитесь этим.

Теперь вы продвинутый игрок, который исследует лабиринты и находит тайные коридоры, хотя на самом деле просто покупаете письменный стол.

Проскользнув в скрытую лазейку ты можешь сократить путь. Но это ловушка, короткий путь приведет тебя прямиком к фрикаделькам.

Постоянная доступность еды придает нам сил и бодрости, а главное не дает заскучать и приуныть. Что еще нужно для хорошего покупателя?

Веселые люди менее бдительны и с большей вероятностью потратят деньги. Лабиринт намеренно дезориентирует тебя и создают ощущение что ты заблудился. Тут есть лишь одно направление движение — вперед.

Благодаря этому врастает шанс купить что-то интересненькое, заметить что-то такое что ты еще не замечал.

Большие и открытые игры вроде Skyrim, Assassin’s Creed или Fallout 4 используют аналогичный механизм. Формально есть главная цель и один путь, но куда бы ты не пошел, всегда найдется интересное местечко куда хочется заглянуть.

Ты с удовольствием блуждаешь.

Именно так люди проводят в этих играх многие сотни часов, хотя главный сюжет можно пройти за 10-20 часов. Также в Икее, ты приходишь на час, а выходишь через семь.

Самое здоровское что в Икее нет назойливых продавцов, которые навязчиво подбегают и очень сильно хотят помочь типо:

— «здравствуйте, вам что-нибудь подсказать?»

Консултанты Икея наоборот, как тихие персонажи из компьютерных игр, к которым можно подойти и пообщаться, и взамен ты получаешь подсказку.

Cотрудники Икеи настолько лояльны, что не обращает внимание даже если ты будешь проезжать мимо на погрузчике или рассекать по складу на тележке.

Геймификация IKEA. Как нами манипулируют

Всё как в открытом компьютерном мире, чтобы ты стал по-настоящему счастлив и захватил с собой столько, столько даже и не нужно.

Тактика икеевских мерчендайзеров проста. Набросай вещей в кучу и повыше. Горы наваленных товаров создают впечатление более выгодной и дешевой покупки. Некоторые магазины специально бросают товар на пол как попало тоже специально, для того чтобы создать ощущение высокого спроса и популярности.

Все мы любим ролевые видеоигры, ну например за то, что в них есть много интересных мест и много шмота, и можно прокачать персонажа.

Основатель Икеи Ингвар Кампрад создал целую систему названий, чтобы погружать в свой особый мир.

Ингвар Кампрад
Ингвар Кампрад

Название мебели — это шведские географические названия. Стулья — это мужские имена. Детские товары — это зверьки и птички.

И это не просто так, чем уникальные и интереснее название предмета, тем уникальнее и интереснее он нам кажется.

Например, название вещей в играх создает сильнейшие погружение в мир игры. Ты начинаешь думать игровыми категориями, например для игрока Counter Strike слова «АВП» и «Эмка» — это важнейшие и глубокие понятия. А в Borderlands пистолет не просто пистолет, а обязательно: «жгучий оплот бесконечности», «тактикальный дурашлеп» или «тугой взъерошенный Гарольд»

Одно из самых главных правил Икеи— это изоляция. Давайте-ка вспомним сколько раз ты забегал в IKEA с работы чтобы купить что-то по пустякам? Сколько раз ты проводил в IKEA меньше двух-трех часов так что даже фрикадельки не кушал?

Вот именно! Ни разу!

Икея всегда специально размещает себя в сказочно отдаленных местах. Никто не забегает в Икею как в обычный магаз за фрикадельками.

Если ты можешь быстренько дойти до икеи, скорее всего ты живешь в где-то в лесу. Ближайший путь как минимум в получасе езды на каком хочешь транспорте и стоит посреди унылого пригорода.

Это продуманный креатив и маркетинговая кампания Икеи. Согласно центру исследований, этот прием не только устраняет конкурентов, но и заставляет тебя уехать от них подальше. Этот прием превращает поход в Икею в настоящий поход с приключениями и сосисками.

Мало найдется людей которые совершат часовую поездку просто чтобы посмотреть на витрины, тем более что Икеи витрин нет. На это способна только моя мама и то, только потому что она исключительный человек, но все равно она приезжает из Икеи с маленькой кучкой чего-то не нужного.

В общем поход в Икею так или иначе заканчивается покупкой хоть чего-нибудь, чтобы вознаградить тебя за эти труды, которые ты преодолел чтобы приехать туда.

Официальная версия говорит мол большое расстояние покрывает аренду, поэтому такая дешевая мебель. Но это всего лишь прикрытие.

Кратчайший путь к нашим кошелькам лежит через наши желудки. Икея это знает. Ты можешь отвести глаза от рекламы, но ты не сможешь отвести глаза от шоколадных конфет. Мало какие компании владеют этим оружием также хорошо как и Икея.

Икея нагоняет вентиляционными насосами запах жареного мяса в отделы кухни. В России это тоже можно встретить, но реже. Насосы не всегда включают, а вот в Бангкоке реально пахнет.

Все это для того, чтобы лишний раз вам напомнить как вы гениально стоите на кухне и готовите.

А теперь про самую крутую манипуляцию века. Все вкурсе про инструкции Икеи. Они выглядят почти также как инструкция для лечения рака.

Как вообще понимать их? Нифига ведь непонятно.

Вот посмотрите похоже это кусок инструкции как собрать вытяжку для кухни.

Геймификация IKEA. Как нами манипулируют

Это безумие объясняет наука. Как только вы соберете вещь, вы полюбите ее глубочайшей любовью и будете любить как своих детей, а все лишь потому что собрали ее лично вы.

Но почему?

Потому что все люди самолюбивые. Взять к примеру ваших детей. Я уверен, ваши дети, если конечно они у вас есть, в общем они отвратительные сопляки, а то и похуже. Но вам они все равно нравится.

А знаете почему?

Потому что их сделали вы! Людям всегда будут нравиться вещи, в которые они вложили труд и и свое время. Даже если это полная херня.

Икея умеет пользоваться этим лучше всех. Поэтому заставляет вас работать над своими вещами дольше всех. Так что маркетологи всего мира стали называть этот прием манипуляции — «эффектом Икеи»

Он создает ощущение что усилия стоили того..

Только тогда, когда ты полностью обставишь свою квартирку стильными икеевскими товарами, ты вдруг поймешь, что пахнет она совсем не сосисочками и клюквенным соусом, а картоном и печалью.

И только тогда ты наконец узнаешь что на самом деле произошло. Будь осторожен. Бери с собой ровно столько денег сколько ты готов потратить и подумай прежде чем выйти из дома.

И не забывай каким бы не была Икея хитрым гадом, пожалуй в ней продается лучшие товары этого сегмента.

Материал подготовлен при поддержке команды www.clubshuttle.ru

198198
144 комментария
114
Ответить

Всегда буду лайкать эту фотку стула. Живая интерпретация фразы "Да я и без инструкции соберу, это всего лишь стул!"

11
Ответить

Репортаж с места событий?

Ответить

Стул убил человека?

Ответить

Хочу JRPG по Икее, чтобы пиздиться с диванами-мимиками.

88
Ответить

Могу предложить только бесконечную Икею.
http://www.scp-wiki.net/scp-3008

21
Ответить

Amazing sofa ahead

19
Ответить