Александр высоко ценил Аристотеля и считал знания, полученные от учителя, тем, что отличало его от обыкновенных смертных. По словам Плутарха, «Аристотелем он вначале восторгался и любил его, как сам говорил, не меньше отца, потому что благодаря этому он живет, а благодаря тому — хорошо живет» [Алекс., 8]. Узнав, что Аристотель издал некоторые свои сочинения, Александр обратился к философу с сердитым письмом, где, в частности, писал: «Неправильно ты сделал, издав рассуждения, излагавшиеся изустно: чем же мы будем отличаться от других, если произведения, на которых мы воспитывались, станут общими для всех? А ведь я желал бы отличаться знанием того, что прекрасно, а не могуществом» [там же, 7; ср.: Геллий, 20, 5; Зонара, 4, 8]. В своем ответе Аристотель успокаивал Александра, говоря, что тот, кто не слышал философа, ничего не поймет в его трудах [Геллий, 20, 5]. – Илья Шолеймович Шифман «Александр Македонский»
Автора хочется конечно похвалить за проделанную работу, но помимо вполне справедливого и принципиального замечания к поведению отдельных «верующих в науку» она бессмысленна.
Философия как таковая никогда не ответит на вопрос существования Бога, так как все концы этих рассуждений уходят в самопоедающие логические построения (широкий ряд которых в статье и приведен).
Людей на истинный путь тоже никакие аргументы в данном вопросе не поставят, потому что идеально выверенный скептицизм, что в личном, что в общественном отношении — это утопия. Порой неуместная и даже вредная.
Но да, можно отвадить людей от взаимного хамства и фанатизма. Это хорошее дело.
Комментарий недоступен
Спасибо Вам за комментарий. Я с вами полностью согласен, Ваше замечание более чем справедливо, но здесь я уже дал себе слабину.
Вы пишете о науке и научных аргументах, опровергая профессоров Докинза или Рассела, но в подкрепление своей позиции приводите... Культовых жрецов Ансельма и Томмазо Аквината. Для вас это, вероятно, важные авторитеты, но вы даже не замечаете, как это выглядит со стороны.
Вы приводите мнения учёных, живших в обществе тотального христианского дискурсивного диктата, где "атеист" было грязным оскорблением даже в эпоху Просвещения, и вам кажется примечательным и релевантным тот факт, что их публичная позиция была в таких условиях почтительной по отношению к христианству.
Судя по тексту, вы придерживаетесь стандартной для людей ваших убеждений позиции монотеистического супремасизма: вам кажется, что любой разговор о вероятном бытии богов или богинь, о сверхъестественном - это непременно разговор именно о вашем "единственном" авраамическом боге и его тоталитарной метафизике, и ни о ком другом. О боге, который с точки зрения культурологии представляет собой немыслимого франкенштейна из обломков митраизма, орфического культа, иудейской религии и Афина знает чего ещё, но вас это тоже не волнует, у вас христианство в центре мироздания.
Вы призываете людей "познавать действительность через эмпирический метод", но говоря о христианском боге, приводите в качестве доказательств... философские цитаты монахов.
Цитируете вы исключительно христианских мыслителей, и чтоб понять вас, нам необходимо и мыслить начать точно так же, как они. Аргумент, который сводится к тому, что нельзя "вообразить ничего лучше" христианского божества - это вообще пушка, как говорится. Ещё можно заявлять, что ничего лучше героиновой интоксикации и вообразить нельзя - это вам любой опиатный наркоман скажет.
Задумывались ли вы о том, что можно мыслить по-другому? Мыслить как буддист, как конфуцианец, как тенгрианец, как античный эллин, как североамериканский анимист? Или как материалист, который осмеливается отводить мифам место мифов, а сверхъестественному - место примитивных объяснений окружающего мира, созданных людьми, не обладавшими научными знаниями и технологическим аппаратом для изучения этого самого мира?
Знаете ли вы, как в действительности относилась христианская Церковь к восхваляемому вами "критическому мышлению", и в каких выражениях христианские авторитетные мыслители буквально требовали отказаться от него? ("Разум - враг всякой истинной веры" (с) Мартин Лютер).
Не кажется ли вам, что люди, которые мыслят иначе - не дураки, лишенные "критического мышления", а просто... Другие?
Или - страшно сказать - они просто больше узнали об окружающем мире?
Пора читать Шопенгауэра.
И не очень доверять именам древних философов. Там очень тёмные истории о возможном подлоге (Аристофан и Платон), или "бумаги Нелия" к Аристотелю.
Переводы раннего Средневековья исполнены монахами, которые имели собственный взгляд на устройство мира, не то что эти еретики.
Доверять разумеется не стоит, а читать Шопенгауэра - стоит. В данном тексте нет такого посыла, что кто-то говорит истину, а кто-то ересь. Разумеется у средневековых монахов были свои интересы, но интересно то, что они предпочли вписать античную систему в свою собственную, хотя они могли элементарно уничтожить все труды язычников, коими по их представлению являлись античные философы. Это интересно, ибо в этом есть некая толерантность. Современный же человек более категоричен. Труды тех же схоластов современный человек не будет разбирать серьёзно, так как для него это тоже своего рода ересь - в этом и был посыл. Что современному человеку удобнее думать, что в средние века писали трактаты о сущности вроде зубной феи. Между тем, западная наука получила своё развитие благодаря этим монахам, схоластам и тд. Тот же Оксфордский университет девиз которого Dominus illuminatio mea «Господь — мой свет». Этот текст скорее реакция на то, что всё чаще люди стали прибегать к подмене тезисов, чаще стали формировать свои суждения о чём-либо, без должного представления об этом, что на мой взгляд на прямую противоречит научному познанию.
Комментарий недоступен