Сильнейшие колоды Hearthstone: как менялась игра

Изменения игровой меты и вся польза ротации карт.

Успех цифровой карточной игре Hearthstone на старте обеспечили несколько факторов. Огромная и проработанная вселенная с миллионами фанатов, опыт издания ККИ и секретный рецепт успеха видеоигр. Игра прочно заняла своё место на рынке, а в апреле 2016-го, спустя два года после выхода, набрала 50 миллионов игроков.

Посмотрим на развитие игры и пройдёмся по основным вехам, которые серьёзно меняли Hearthstone.

Классический Hearthstone

11 марта 2014 года

В основе игры лежал относительно простой механизм. Задача — довести здоровье героя противника до нуля. Для этого вы используете различные карты, которые по очереди разыгрываете со своим оппонентом.

Всего в игре девять классов, каждый из которых обладает своей уникальной способностью и может использовать доступные только этому классу карты в сочетании с общими, нейтральными картами. Это могут быть карты существ (с характеристиками атаки и здоровья), заклинаний или оружия: каждая стоит определённое количество маны. Маны с каждым ходом становится больше на одно деление, а максимум — 10 единиц.

Один из важнейших аспектов игры: собирательство и коллекционирование. Выполняя различные задания (да и просто за победу) игроки получают валюту, которую затем можно тратить на наборы со случайными картами. Их же можно покупать за реальные деньги.

Сильнейшие колоды Hearthstone: как менялась игра

На момент выхода в игре было 378 карт, а возможностей для создания своих колод — масса. За время бета-тестирования игроки уже успели разобраться с основными механиками игры, изучить все карты и составить свои мощные колоды.

Нужно отметить, что даже среди одного класса существуют различные стили игры. Такие «архетипы» используют разную стратегию для достижения победы. Например, агрессивные архетипы полагаются на дешёвых по мане существ и атакующие заклинания. Задача таких колод — максимально быстро закончить игру, не отвлекаясь на существ противника.

В противовес агрессивным архетипам, в игре существуют колоды, рассчитывающие на долгую игру. Они стараются максимально эффективно использовать свои карты, чтобы уничтожить всех существ противника. Залогом победы для таких колод являются мощные и дорогие карты.

Комбинация с «Огненными великанами» наносила до 32 единиц урона
Комбинация с «Огненными великанами» наносила до 32 единиц урона

Постепенно игровое сообщество опытным путём вывело наиболее эффективные колоды, и многие из них были несбалансированными: сверхсильной комбинацией карт можно было буквально за один ход убить героя противника. Такие колоды стали называть ОТК (one turn kill, убийство за один ход). Но не стоит думать, что все играли только ОТК-колодами.

Игра стала напоминать «камень, ножницы, бумагу». На каждую колоду находилась контр-колода, которая, в свою очередь, проигрывала другой колоде. Это называется игровой метой: актуальными колодами, способными на равных сражаться между собой.

«Ванильный» Hearthstone был самым разнообразным этапом в эволюции игры — тогда разработчики ещё не ввели в игру заранее составленные колоды. Игроки сами находили интересные комбинации карт и составляли свои, уникальные колоды. Тогда вы не могли точно знать, против кого вам предстоит играть. И это было интересно.

«Проклятие Наксрамаса»

22 июля 2014 года

«Проклятие Наксрамаса» — первое дополнение Hearthstone. Оно вышло в формате «приключения»: игроки приобретали доступ к кварталам знаменитого подземелья из World of Warcraft за внутриигровую или реальную валюту. В конце каждого квартала их ожидал босс, после победы над которым они гарантированно получали несколько карт нового дополнения.

Наксрамас добавил в игру 30 новых карт, на одну из которых нужно обратить особое внимание — «Могильщик».

Обычный старт охотника на «Могильщиках»
Обычный старт охотника на «Могильщиках»

Эта карта определила мету Наксрамаса. «Могильщик» стоил 1 ману, а характеристики у него были 1/2 (1 атака, 2 здоровья). Главной особенностью была способность, которая увеличивала его характеристики на +1/+1 каждый раз, когда вы разыгрывали карту с эффектом «предсмертного хрипа». Если у карты есть такой эффект, то он сработает после смерти существа.

Особую популярность эта карта получила в колоде охотника на «предсмертных хрипах». При удачном стечении обстоятельств, охотник мог получить на второй ход трёх опасных существ на столе, одно из которых уже было с характеристиками 3/4. Если вы не могли найти ответ на «Могильщика» с самого начала игры, то, скорее всего, проигрывали.

Как заявили позже представители Blizzard: «Охотник на «Могильщиках» составлял 25% меты, а его винрейт был около 55-57%». После многочисленных жалоб игроков, Blizzard ослабили карту, и теперь «Могильщик» получал лишь +1 к атаке.

«Гоблины и гномы»

8 декабря 2014 года

Второе дополнение Hearthstone отличалось от «Наксрамаса». В этот раз игрокам предлагали купить наборы с новыми картами, а не доступ в кварталы. Всего в игру добавили 123 новые карты, а основной темой дополнения стали механизмы.

Существа из этого нового «семейства» карт дополняли и усиливали друг друга, как мурлоки в классическом наборе. Больше всего от механизмов выиграли классы маг и шаман, получившие несколько сильных агрессивных карт, подходящих под этот механический архетип. Очень скоро игру заполонили «мехмаги» и «мехшаманы», которые одерживали быструю победу над противником.

Отдельно стоит отметить карту, которая оставалась незамеченной до выхода дополнения: «Доктор Бум». Это существо за 7 маны обладало характеристиками 7/7 и вызывало двух «Взрыв-ботов», которые взрывались после своей смерти и наносили случайному врагу от 1 до 4 единиц урона.

Если вам удавалось разыграть «Бума» на втором ходу, то можно было праздновать победу
Если вам удавалось разыграть «Бума» на втором ходу, то можно было праздновать победу

Карта стала обязательной практически во всех колодах благодаря невероятному преимуществу, которое она давала игроку, и своей взрывной силе. Многие пользователи сошлись во мнении, что это была одна из сильнейших карт во всей игре.

«Чёрная гора»

2 апреля 2015 года

Третье дополнение добавило в игру 31 новую карту и отправило игроков в недра Чёрной горы. Это было знакомое по «Наксрамасу» приключение, а главной темой в этот раз стали драконы.

Главным «роялем в кустах» Чёрной горы оказалась карта «Мрачный завсегдатай». Это существо с характеристиками 3/3 и стоимостью 5 маны вызывало свою копию всякий раз, когда получало несмертельный урон. В сочетании с классовой картой воина — «Командиром Песни Войны», все существа получали способность «рывок» и могли атаковать сразу после выхода на поле боя. Как только вы играли «Завсегдатая», он мог сразу атаковать существо противника, призвать свою копию, которая тоже могла сразу атаковать, и так далее.

Эта колода воина обрела большую популярность среди профессиональных игроков, которые сошлись во мнении, что она — одна из самых сложных в игре.

В теории, эта колода позволяла нанести больше 60 урона за один ход, чего более чем достаточно для победы. Другой важной частью такой комбинации стала новая карта «Император Тауриссан». Легендарное существо за 6 маны в конце каждого хода снижало стоимость всех карт в вашей руке на 1. Стало возможно разыграть многие невообразимые до этого комбинации карт.

«Большой турнир»

24 августа 2015 года

Очередное дополнение добавило в игру наборы «Большого турнира» и 132 новые карты. Также в игре появились две новые механики: «воодушевление» и «поединки». Эффект «воодушевления» у существ активировался при использовании способности героя.

Механика «поединков» работала следующим образом: всякий раз, когда вы разыгрывали существо с этим эффектом, из вашей колоды и колоды противника доставали по случайному существу, сравнивали их стоимость, и убирали обратно. Если ваше существо стоило больше, чем у противника, то вы получали эффект от «поединка».

Так выглядит механика «поединка»
Так выглядит механика «поединка»

Но главной угрозой дополнения стали вовсе не колоды, выстроенные на «поединках», а паладин, активно пользующийся секретами. Своему господству эта колода обязана одной единственной карте — «Загадочному претенденту». Это существо за 6 маны с характеристиками 6/6 разыгрывало при выходе на поле боя до пяти секретов из вашей колоды.

Секреты — карты заклинаний, эффект которых срабатывает только после определённого действия противника (например, когда кто-то атакует вашего героя). Огромное преимущество, которое обеспечивал «Загадочный претендент», в сочетании с сильными картами на ранней стадии игры (вроде «Защищённого мини-бота» и «Призыва в бой»), не оставляли противнику практически никаких шансов.

«Кто я такой? Не твоё дело!»
«Кто я такой? Не твоё дело!»

Кроме паладинов, это дополнение усилило архетипы драконов. У жрецов и воинов появились новые карты, сочетающиеся с драконами, что обеспечило этим колодам своё место в мете.

Важная легендарная карта здесь также — «Мариэль Чистосердечная», улучшающая способность вашего героя. Она стала обязательной в нескольких колодах воина и жреца, благодаря которой те могли прожить несколько дольше.

«Лига исследователей»

12 ноября 2015 года

Новое приключение добавило в игру 45 новых карт и механику «раскопки». Если вы разыгрывали существо с такой способностью, то вам на выбор предлагали одну из трёх случайных карт. Механика настолько понравилась игрокам и разработчикам, что карты с ней до сих пор выходят в каждом дополнении.

Однозначного лидера не появилось, первое место делили сразу несколько колод. Главным претендентом стал «агрессивный шаман». До выхода «Лиги исследователей» Blizzard с каждым дополнением добавляли шаманам сильные карты, но их не хватало для создания по-настоящему сильной колоды.

С приходом «Туннельных троггов», получавших +1 к атаке за каждую единицу перегрузки, особой механики шаманов, класс получил отличный первый ход. Комбинация «Туннельного трогга» и «Тотемного голема» обеспечивала шаману сильнейший старт, который перерастал в агрессию и, в конечном счёте, победу.

Взрывной старт «агрессивного шамана» оставлял мало шансов на победу
Взрывной старт «агрессивного шамана» оставлял мало шансов на победу

Другой картой, давшей начало новому архетипу, стал «Рено Джексон». Это легендарное существо восстанавливало вашему герою всё здоровье, если в вашей колоде не было одинаковых карт. Такие колоды — не редкость для остальных ККИ, но до Hearthstone «колоды-горцы» добрались только в ноябре 2015 года.

Лучше всего эту карту использовал чернокнижник, который может быстро перебирать колоду благодаря своей способности. «Ренолок» (от «Рено» и Warlock) стала стабильной и мощной колодой, часто использовалась на турнирах и всегда адаптировалась к новой мете.

«Рено Джексон» мог перевернуть любую игру
«Рено Джексон» мог перевернуть любую игру

Другие легендарные карты дополнения, как «Бранн Бронзобород», «Сэр Финли Мрргглтон» и «Элиза Звездочёт» тоже нашли своё место в новых колодах.

«Бранн» удваивал боевые крики ваших существ, «Финли» менял способность героя, а «Элиза» замешивала в колоду «Путь к Золотой обезьяне», менявшей все ваши карты на случайных легендарных существ.

Пробуждение древних богов и стандартный режим

26 апреля 2016 года

«Древние боги» принесли с собой 134 новые карты. Сами боги были представлены четырьмя мощными картами, стоимостью в 10 маны: «К'тун», «И'Шарадж», «Йогг-Сарон» и «Н'зотт». Каждая из них обладает уникальным эффектом и предполагает создание колоды вокруг себя.

Популярными колодами стали «К'Тун-воин», «К'Тун-друид» и различные колоды с большим количеством заклинаний в сочетании с «Йогг-Сароном». Но главной колодой дополнения стал «воин на пиратах». Эта колода была ещё быстрее, чем «агрессивный шаман», чем и воспользовались многие игроки. Зачастую игры с участием такого воина заканчиваются на пятый или шестой ход. Колода пиратов до сих пор занимает своё место в игре и не собирается никуда уходить.

Вместе с новым дополнением Blizzard разделили игру на два режима: стандартный и вольный. Это сделано для ротации карт из игры, чтобы мета не стояла на месте.

Каждое первое дополнение нового календарного года будет знаменовать новый год в стандартном режиме. Это значит, что нельзя будет использовать карты из дополнений, вышедших в позапрошлом году. То есть, если «Древние боги» вышли в начале 2016 года Кракена, то все дополнения 2014-го («Наксрамас» и «Гоблины и гномы») уходят в вольный режим, в котором можно использовать абсолютно все карты.

«Вечеринка в Каражане»

11 августа 2016 года

Новое приключение подарило 45 новых карт. Дополнение получилось проходным и обошлось без сверхсильных колод. Появилось несколько новых архетипов, вроде «охотника на секретах» и полноценный «Йогг-Сарон друид».

Blizzard не забывали и про старые колоды, добавив «чернокнижнику на сбрасывании» две мощные карты, а магам — сильный портал, наносящий урон и призывающий случайное существо.

«Злачный город Прибамбасск»

1 декабря 2016 года

Разборки криминальных групп посреди пустыни добавили в игру 132 новые карты и три механики, разделённые между классами.

Воины, паладины и охотники приобщились к банде Ржавых Бугаёв и научились усиливать существ в своей руке с помощью различных существ-«контрабандистов» и заклинаний.

Шаманы, друиды и разбойники вступили в общество Нефритового Лотоса и получили механику призыва нефритовых големов. Каждый новый голем, появляющийся на поле боя, становится немного сильнее предыдущего, и если ваш первый голем появляется с характеристиками 1/1, то к концу игры эти нефритовые монстры могут быть 10/10, а то и все 30/30.

Маги, чернокнижники и жрецы стали членами Кабала, который строит свои колоды вокруг таких карт, как «Рено Джексон» и «Казакус». Эти колоды играют лучше всего, когда состоят из одной копии каждой карты.

Сильнейшие колоды Hearthstone: как менялась игра

Наибольшей популярностью пользовались колоды «нефритового друида», чернокнижника с «Рено Джексоном», «воина на пиратах» и «агрессивного шамана».

Даже полное восстановление здоровья иногда не спасало от натиска пиратов. К этому моменту многие игроки устали от засилья шаманов и воинов, а популярные стримеры вроде Forsen прекращали играть в Hearthstone. Люди просили у Blizzard новых карт, которые могли бы защитить их от агрессивных колод, но разработчики не спешили с ослаблением пиратов или выпуском новых существ-провокаторов (если на столе появляется существо со способностью «провокация», то убивать в первую очередь приходится его).

Сильнейшие колоды Hearthstone: как менялась игра

Самой проблемной картой этого дополнения можно по праву считать «Пирата Глазастика». Эта, на первый взгляд, непримечательная карта обладает характеристиками 1/1 и стоит 1 ману. Но главной причиной популярности «Глазастика» стала способность появляется на поле боя, когда вы разыгрываете карту пирата. Фактически, это был бесплатный пират 1/1 с «рывком», который делал вашу колоду на одну карту меньше, что критически важно для агрессивных архетипов.

Сильнейшие колоды Hearthstone: как менялась игра

«Экспедиция в Ун'Горо»

6 апреля 2017 года

Новейшее дополнение в Hearthstone, знаменующее новый год Мамонта. Из стандартного режима в вольный ушли все карты из «Чёрной горы», «Большого турнира» и «Лиги исследователей». Дополнение состоит из 135 карт и добавляет две новые механики: «адаптацию» и «задания».

При разыгрывании карты с «адаптацией» вам предложат на выбор три из десяти случайных усилений для существа. Это может быть усиление характеристик, «провокация» и другие эффекты.

Задания — это легендарные заклинания, после разыгрывания которых вам нужно выполнить определённые условия, чтобы получить мощную награду. Например, если воин разыграет семь существ с «провокацией», то получит в руку карту «Сульфурас». Это оружие заменяет способность воина на эффект «Рагнароса»: при использовании своей способности, воин нанесёт случайному врагу восемь единиц урона.

Задание охотника и награда за него
Задание охотника и награда за него

Дополнение «Экспедиция в Ун'Горо» только вышло, но уже появилось несколько сильных колод, заслуживающих внимания игроков. Большинство из них построены вокруг новых заданий, будь то разбойник, маг или воин.

Например, колода «мага на задании» может, при правильной игре, нанести бесконечное количество урона. А награда за задание разбойника делает всем существам игрока до конца матча характеристики 5/5.

Сильнейшие колоды Hearthstone: как менялась игра

Нужно отметить, что Blizzard прислушались к просьбам игроков и добавили в игру много хороших карт с провокацией, а также карт, нацеленных исключительно против пиратов.

С уходом из игры «агрессивного шамана», единственной похожей колодой стал «воин на пиратах». Этот архетип до сих пор очень силён, но становится очевидно, что разработчики признают проблему и дают игрокам способы справиться с натиском воина.

Сильнейшие колоды Hearthstone: как менялась игра

Blizzard заявили, что на какое-то время прекратят выпускать дополнения в формате приключений и сосредоточатся только на наборах карт.

Уже точно известно, что два будущих дополнения будут состоять из наборов. Всё это повышает порог вхождения в игру для новых игроков, о чём неоднократно говорили пользователи. Но Blizzard делает верные шаги для решения этой проблемы, организовав ежедневные награды за вход в игру перед запуском «Ун'горо».

Ежедневные награды
Ежедневные награды

С момента выхода последнего дополнения прошло совсем немного времени, мета ещё нестабильна, а пользователи создают свои уникальные колоды и просто наслаждаются новыми картами. Экспериментируйте и, возможно, именно вы найдёте ту самую лучшую колоду в игре. По крайней мере, до следующего дополнения.

1616
35 комментариев

В тексте есть ошибка, пират-вары стали так сильно распространены после выхода дополнения "Злачный город Прибамбасск", так как в нем добавили одну из главных карт этой колоды - Пират Глазастик.

5

В Прибамбасске колода взлетела по популярности среди большой части игроков, но уже в Древних Богах многие брали на ней легенду. Добавление помощника Нзота и культистки дало колоде стабильность и хороший урон. Глазастик стал уже вишенкой на торте.

1

Как ни надеялись на контроль мету с выходом Унгоро, все равно получили превосходство агроколод.
Пиратвары и Квестроги тир 1 и самые распространенные колоды в ладдере

4

Сейчас в игре есть одна контроль колода - прист, какая может быть контроль мета?

Вместо допиливания баланса и добавления интересных фич (посмотрите на в чем-то похожий на хартстоун клеш рояль, насколько там больше возможностей интерактива с другими игроками) близзард теперь как бешеный принтер вываливает горы карт на игроков, чтобы выдоить побольше бабла. Киберспортивным элементом в игре еще с выхода большого турнира уже даже и не пахнет. Хочешь в легенду? Сиди, кидай кубики, главное подольше гриндить.

6

Главное побольше плакаться на баланс. Мета - есть мета, она в любом киберспорте существует, как и рандом, ты либо получаешь удовольствие от игры либо нет, дело не в игре, а в индивидах от неё уставших.
С киберспортивным элементом всегда все было ОК, турниры всегда было интересно смотреть.

По поводу вкидывания бабла - простите, но почему-то лично я с беты потратил 129(?) рублей на арену, чтобы добить нехватавшей на приключение голды, и чувствую себя замечательно, да и жена начавшая играть на релизе прибамбасска тоже весьма хорошо

1

Хотел почитать про историю меты в хс, получил короткую рекламную ретроспективу. Ни про хэдлока, ни миракл-рогу ни слова - а они были чуть ли не с начала времен. Про нерфы карт тоже мало - а они всегда знаменовали доминирование какой-либо колоды

2