Merzbow | Там, где кричит звук

В начале было не слово, а шум. И у шума было имя — Акита Масами. Великий и ужасный император нойза, создатель группы Merzbow, а также писатель, акционист и борец за права животных. Про что его музыка?

Вокруг шум. Почему?

Начать стоит с того, что Merzbow принадлежит к такому музыкальному и культурному явлению как japanoise.

Japanoise (ジャパノイズ, Japanoizu) — японская нойз-сцена, зародившаяся еще в 1970-х годах, но ставшая популярной в 90-е. Самыми известными считаются Merzbow, Boredoms, Solmania, Hijokaidan, Masonna, Hanatarash, The Gerogeregegege. В наше время на слуху другие шумные — Melt-Banana, Boris.

Сами музыканты считают, что этот ярлык на них лепить не надо. Это нивелирует отличие между ними. Но в то же время этот термин позволяет выделить японскую сцену на фоне мировой, со всеми ее особенностями и новаторством.

Сам по себе нойз — это шум, громкий и дисгармоничный, идейный последователь индастриала, эмбиента и панка. Каждый предмет в такой звуковой концепции уникален и может стать музыкальным инструментом — радио, синтезатор, посуда, пылесос, железная арматура.

В то же время нойз тесно связан с концептуальным искусством и акционизмом. Каждое выступление артиста — это перформанс, обреченный либо на тотальное непонимание аудитории, либо на запрограммированный механический транс.

И, если вам кажется, что "там всегда шумят", то порекомендую ознакомиться с творчеством Джон Кейджа и Бойда Райса, а также прочитать манифест Луиджи Руссолло "Искусство шумов".

Мы, футуристы, глубоко любили гармонии великих мастеров и наслаждались ими. На протяжении многих лет Бетховен и Вагнер потрясали наши сердца и щекотали наши нервы. Теперь мы пресыщены и находим больше удовольствия в сочетании звуков трамваев, карбюраторных моторов, экипажей и шумной толпы, чем на репетиции, например, "Героической" или "Пасторальной".

Луиджи Руссолло (Luigi Russolo), Композитор, живописец, футурист

Золотая эпоха японойза насчитывала сотни коллективов и одиночек, активно шумящих в космос. Дикая, неограненная, пульсирующая какофония механизмов и инструментов стала национальным достоянием Японии в ответ на западную прилизанную музыку. Но почему именно Merzbow стал легендой, пусть и в узких кругах?

Акита Масами (Akita Masami)
MERZBOW

Сложно писать про подобные группы, обросшие историей и музыкой словно кожей — пятым слоем, десятым, 350-ым... Поэтому расскажу о главном.

Акита родился в Токио образца 19 декабря 1956 года. Япония тех лет была опустошена войной и двумя ядерными бомбами, которые в дальнейшем взрывались в сердце каждого японца. Взрывы эти находили выход в культуре (привет, Годзилла), нашли они выплеск и в музыке.

В 15 лет Акита начал заниматься музыкой и выступать — играл на барабанах в рок-группе, косящей под Хендрикса и Cream. Вскоре эпигонство надоело и Акита со своим другом Киеси Мизутани начали экспериментировать с тем, что в будущем нарекут "нойзом".

Merzbow | Там, где кричит звук

Отталкиваясь от работы Лу Рида Metal Machine Music (одной из первых нойзовых пластинок в поп-музыке), прихватив идеи дада и сюрреализма и даже зацепив японский театр буто, юный Акита создал новый звук. Издал он его на своем же лейбле Lowest Music & Arts — шумная кассета под названием Metal Acoustic Music.

В 1979 году возник Merzbow — искусство из хаоса и шума. Не случайно само название группы отсылает нас к концептуальной работе немецкого авангардиста Курта Швиттерса, где Merz означает "искусство из отходов", а Merzbau — это "некое помещение в процессе становления". Примечательно, что и свое жилище Акита превратил в перформанс, наполнив его предметами readymade и джанк-артом.

The Merzbau - by Kurt Scwitters: The Cathedral of Erotic Misery
The Merzbau - by Kurt Scwitters: The Cathedral of Erotic Misery

Merzbow звучит как агонизирующая промышленная стройка, конвульсирующая и вальсирующая, искаженная закольцованная пленка, усиленная нестандартным ритмом и электронными сэмплами. В начале пути Merzbow был менее агрессивным и более мелодичным, если так можно сказать. Но в 80-х Акита стал отходить от использования стандартных инструментов, а в конце 90-х и вовсе стал писать музыку на ноутбуке. Однако, как и большинство его закольцованных записей, в середине нулевых Акита вернулся к более акцентированным ритмам и сел за старые добрые барабаны, с которых и начинал карьеру музыканта.

Вопрос из зала: "А зачем это слушать?"

Конечно, у меня припасен ответ:

Епифанцев о Merzbow

Merzbow — это более, чем 350 выпущенных записей. Это огромное число коллабораций с другими артистами: 3RENSA, Abe Sada, Boris With Merzbow, Bustmonsters, Crystal Fist feat Universal Indians, Flying Testicle, 非常階段 [Hijokaidan], Kikuri, Maldoror, MAZK, Merzbow Null, Satanstornade, SCUM, The Secrets, Senssurround Orchestra, Tibeta Ubik, True Romance, Atari Teenage Riot, Mike Patton, Twiggy Ramirez.

Например, другие евангелисты нойза, Boris, выпустили в прошлом году совместную пластинку с Merzbow. Мелодичность партий Boris с прошлых их альбомов встретилась с личным шумом Акиты:

Прелесть Merzbow и этого жанра в том, что эту музыку невозможно воспроизвести вживую так же, как она звучала в первый раз. Ее возможно только захватить, записать на рекордер и гонять на повторе. Именно поэтому нойз стал таким популярным в Японии, с ее подходом ваби-саби, созерцанием уходящих моментов и вечным движением.

Ползи, улитка.

Вот она —

Фудзи!

Кобаяси Исса

В раннем творчестве приемы Акиты были достаточно просты. Метод "материального воздействия" — получение обратной связи от колонки в виде шума и визга, когда микрофон подносится вплотную к колонке. В таком положение любой дополнительный звук, произнесенный в микрофон, становится новой волной шума. Как и Тристан Тцара или Уильям Берроуз, Акита использовал и метод "газетных нарезок". Он разрезал готовые записи и склеивал их в новом, порой хаотичном, порядке.

Два важных понятия к понимаю музыки Merzbow — эротика и бессознательное. Акита рассматривает шум как музыку, освобожденную от символов и налипших общественных стереотипов. Как и эротика, она бессознательна, архетипична и спрятана внутри нас.

В Японии была популярна игра "Katamari Damacy", в которой главный герой становится липким катящимся шаром, на который налипают все окружающие предметы. Это происходит до тех пор, пока он не становится настолько огромным, поглощающим горы и города, чтобы достать до звезды. Бэкграунд Акиты сродни такому же гигантскому шару. Диапазон музыки, впитанной им, поражает: прог, фри-джаз, грайндкор, дэт-метал, EDM, хэви-метал, индастриал, протопанк, music concrete...

Но не только музыкой ограничиваются его увлечения. Акита — писатель и публицист, издавший несколько книг:

  • アナル・バロック («Анальное барокко»);
  • ヴィンテージ・エロチカ («Винтажная эротика»);
  • ラブ・ポジション («Любовная позиция»);
  • ノイズ・ウォー―ノイズ・ミュージックとその展開
    («Война шумов: нойз и его развитие»).

Это помимо статей о современном искусстве, музыкальных субкультурах, фотографии, кино, театре и БДСМ.

С 2000 года Акита становится веганом, защитником животных, а также вливается в движение Straight edge. С тех пор каждое его интервью затрагивает тему насилия к природе, а часть заработанных средств он отправляет в фонды защиты животных.

Я посвящал животным отдельные произведения и серии произведений, организовывал кампании по сбору пожертвований на различные связанные с этим инициативы. Кроме того, я неоднократно использовал звуки голубей и кур, которых развожу сам.

Акита Масами, Merzbow

Мастер не врет. Например, у него есть цикл пластинок, посвященный 13 птицам, порхающим в Японии. По одной на каждый альбом.

В том же 2000-м году Акита Масами становится самым важным нойз-артистом в истории, а австралийский лейбл Extreme Records выпускает монументальный бокс-сет "Merzbox" из 50 дисков Merzbow (всего 450$, друзья).

А как же концерты?

Акита долгое время успешно выступал на родной сцене. Но прорыв на Запад стал возможен благодарю первому альбому, выпущенному за пределами Японии — Batztoutai with Memorial Gadgets. В это же время Акита начал активно гастролировать по всему миру. Заезжал и в разваливающийся СССР в 1988-ом году. В Хабаровске тогда проходил фестиваль джазовой и экспериментальной музыки "Амур". Эксперимент, справедливости ради, оценили не все.

Концертный сетап Merzbow со временем стал легче — большое количество педалей эффектов, осцилляторов, синтов и тон-генераторов заменил ноутбук с софтом для гранулярного синтеза.

Продолжились и коллабы с другими артистами — Balázs Pándi, Mats Gustafsson, Cuts of Guilt, Cuts Deeper, Thurston Moore, Keiji Haino.

Вообще, говорить о живых музыкальных концертах, это как объяснять фильмы Линча. Лучше один раз увидеть.

В 2020-ом Merzbow должен был вспахать нашу тишину в России, но оба концерта постоянно переносились из-за пандемии. Надеемся на этот год и готовим зубные щетки. 👇

Типичный фанат нойза

Что послушать?

Вряд ли кто-либо будет слушать все наследие Merzbow, но можно остановиться на его знаковых альбомах. Каждый из них — определенная веха в творчестве музыканта.

Pulse demon (1996)

Наиболее монументальная работа Масами, которая сама по себе и олицетворяет нойз. Вихрь высоких частот падает в бездну гула, психоделия и энтропия нарастает, а потом проходит. Также резко как и началась.

Venereology (1994)

Наиболее брутальная работа, от которой вешались фанаты грайндкора, дэт-метала и прочих "самых жестких жанров". Осилить ее = жрать гвозди на завтрак.

Aqua Necromancer (1998)

Некромант отличается тем, что на нем заметно влияние прог-рока, которым увлекался в юности Акита. King Crimson, Gentle Giant, семплированные ударные, завернутые в петли. Крайне интересная работа.

Door Open at 8 a.m. (1998)

Наиболее чистая и невесомая работа Merzbow, напоминающая о джазе. Это все еще шум, но в гвалте которого можно расслышать абсолютно все. Майлз Дэвиз и Джон Колтрейн передают привет.

Путь Merzbow не описать в одной статье, слишком он грандиозен. Кто имеет уши — да услышит и пойдет разбираться дальше.

Важно понимать, что музыка бывает разной. Какие-то песни не нравятся нам, каким-то песням не нравимся мы. Но искусство должно отличаться, иначе все застынет и стухнет.

P.S. Больше о японской музыке можно прочесть в тг-канале TokyoEater: t.me/tokyoeater 🗻🎧🤘

Та же статья в одном Coub'e
3838
30 комментариев

Назовите меня нормисом, но нойз - это потолок претенциозности. Это даже хуже, чем положить 3 дилэя с ревербом в BIAS FX и дергать за одну струну на гитаре "я играю эмбиент епта".

5
Ответить

Я ниже трек выложил, у меня от него мурашки. К нойзу приходишь постепенно. Можно и не приходить, собственно. Норма понятие весьма условное, а претенциозность можно найти например в современной академической музыке или атональщине, фриджазе. Но на самом деле, речь не о музыке, а человеческой природе. 

7
Ответить

Есть ещё Power Noise и Rhythmic Noise, которые на ура заходят на вечеринках в ночных клубах, и претенциозность тут не при чём. Эх, как мы отжигали в 2009-м под вот такие вот жирные треканы:
https://youtu.be/90xeoeObZ9A

3
Ответить

Нормис

2
Ответить

Такой жанр понятным и интересным становится, только когда начинаешь интересоваться саунд дизайном и структурой звука. Это немного не про классическое восприятие музыки как гармонии, сочетания нот, это больше про текстуры звука, про волну.
Пару лет назад, когда пресытился обычной музыкой, открыв для себя мерзбоу, джона кейджа и в целом жанр нойза, я начал чувствовать некую музыкальность в окружающих звуках. Ходил просто по улице в поисках интересных шумов.
В целом, со стороны, такая музыка может показаться дико претенциозной, но если понять ее философию, эстетику, то можно открыть целый музыкальный мир, который не похож вообще ни на что.

6
Ответить

Одна из главных музыкальных ачивок в моей жизни - навернуть merzbox за 5 дней.

5
Ответить

О, мой любимый музыкальный мемс пригодился

5
Ответить