Pathfinder: Kingmaker - от восторга до ненависти и до любви за 90 часов

Так уж получилось, что в Pathfinder (Kingmaker я опущу, но речь идет о компьютерной игре, а не о настолке) я начал играть как раз после прохождения Divinity: Original sin 2. Можно представить, какую планку задала игра от Larian‎'ов по ролевой, тактической и сюжетной частям. Однако, являясь поклонником изометрических приключений разного калибра, особенно Baldur’s Gate, хотелось чего-то такого же. Грубо говоря, современного снаружи, но олдскульного внутри.

Pathfinder: Kingmaker - от восторга до ненависти и до любви за 90 часов

Конечно, не стоит скрывать, что откровенно настораживала российская разработка Pathfinder, но я изучил отзывы (ну, так, для общего впечатления) и понял, что по большому счету придирки у коммьюнити было две: странный баланс и куча багов.

На сегодняшний день, думал я, точно все поправили патчами. Все-таки уже версия 2.0.6. Ответ: и да, и нет. Но обо всем по порядку.

Я из тех людей, что любят сложные игры, но не хотят прилагать какие-то совсем уж космические усилия. Говоря об РПГ с автопаузой, мой идеал — несколько остановок за бой, раздача основных команд, каст спеллов, а дальше группа выносит всех сама. Вроде и не просто автоклик на атаку, а вроде и не слишком много микроконтроля. Поэтому было принято решение начать игру на стандартной сложности.

Стало непросто с самого начала (после вступления), но постепенно группа увеличивалась, появлялись новые бафы у инквизитора, мощный контроль у барда, да и мой рейнджер с дуалами уже меньше промахивался. История развивалась хоть и немного наивно, но сопровождалась прекрасными диалогами без воды, отличным юмором, была разбавлена беседами внутри партии, личными квестами, комментариями барда Линдзи, которая записывала все приключения.

Тексты — одно из самых больших достижений Pathfinder. Лично на мой вкус в тех же Pillars of Eternity и Tyranny (в гораздо меньшей степени) было многовато лишней информации. Нет, они вовсе не плохие, но иногда становилось скучно читать. А это не очень хорошо для игры, где чтение — солидная часть контента. Все это, конечно, вкусовщина, но мне Pathfinder в этом плане понравился гораздо больше. Даже спутники более проработаны, характеры у них разные, действительно запоминающиеся.

Нок-Нок оказался топовым дамагером
Нок-Нок оказался топовым дамагером

Для ролевого отыгрыша в привычных парадигмах добра, хаоса, нейтралитета и зла простора хоть отбавляй. Не все решения имеют последствия, но некоторые в финале преподносят неожиданные сюрпризы. Да и просто круто, когда у тебя 5-6 вариантов поступков в одной ситуации, а еще парочку фраз завязаны на убеждение, блеф, устрашение или проверки навыков (скрытность, знание религии или магии, да много всего). Благодаря этому возникают очень интересные ситуации.

Занимательных механик становится больше, когда в распоряжении появляется собственное баронство, а потом и королевство (думаю, это не такой уж спойлер, учитывая название игры). Я тогда подумал: «Да тут еще и градостроительный симулятор, а еще и задания советникам раздавать, а еще в тронном зале принимать просителей и своих компаньонов, просто шикарно». И поначалу это действительно так. Вникать в карточки с проблемами и возможностями интересно, но проходит N-ое количество часов, и ты понимаешь, что все твое королевство — это набор цифр. Сила армии, шпионаж, магия, культура — эти и другие показатели ни на что не влияют. Главное - не уронить их до нуля. Карточки повторяются, а хуже всего, что игра ставит временные рамки, по которым сюжет не сдвинется, пока не пройдет порядка 300 дней. Вот и приходится сидеть и прокачивать советников по две недели, назначать их на задания. Посмотрел итоговый прирост цифр — повторил, и по кругу.

Казалось бы, при чем тут Дерь...
Казалось бы, при чем тут Дерь...

Да, есть возможность поставить королевство на автоуправление (отключить его будет нельзя до конца игры), но так ведь потеряешь львиную долю контента. Это как включить автолевелинг для своих спутников. Самое то для партийной игры, да?

Вдвойне обидно просиживать в королевство по 300 дней, когда сюжет примерно с середины игры начинает лихо закручиваться. Появляется очень обаятельная антагонистка нимфа, и практически сразу понятно, что ее история не так проста, как кажется. Постепенно открываются детали, которые очень любопытно меняют взгляд на вещи. Но подробнее об этом говорить, думаю, не стоит. И если сначала ты понятия не имел о политической картине мира Голариона, то к середине игры уже понимаешь, кто из влиятельных семей в каких отношениях, кого можно поддержать, а от кого лучше помощи не принимать. Можно запросто пригреть у себя на груди змею, которая ударит в самый неподходящий момент. Можно выдерживать нейтралитет и делать свое королевство «великим снова», не обращая внимания на соседей. Вот это все проработано просто великолепно. Есть трогательные моменты, есть смешные, есть пафосные речи, а есть прям хорошо прописанные какие-то сатирические штуки. Такая атмосфера нереально скрашивает игру.

Карта реально очень большая, но дополнительные локации слишком камерные
Карта реально очень большая, но дополнительные локации слишком камерные

Примерно на середине, может, чуть дальше, мне пришлось поднять сложность на одно деление, так как враги начали уж слишком быстро отлетать. Стало в итоге самый раз: не слишком раздирающе пятую точку, но и расслабиться было нельзя.

Прошло еще немного времени, и в какой-то момент все очарование Pathfinder начало улетучиваться. Дополнительных квестов стало меньше, основной приходилось ждать 200+дней, королевские дела уже осточертели однообразием. Было ощущение, что запал разработчиков на второй половине игры начал сходить на нет. Несмотря на это, я решил пройти ее до конца, тем более, что главная сюжетная ветка только набирала обороты.

Когда украли трон, а быть королем надо
Когда украли трон, а быть королем надо

Правда, я чуть не бросил все, стоило мне добраться до предпоследнего акта, где герой попадает в замок той самой нимфы. Дальше будут незначительные спойлеры. По квесту надо найти своих спутников, разбросанных в разных уголках замка. Если ты прошел их личные ветки «правильно», то мог их спасти, если нет, то терял навсегда.

Так получилось, что единственным, кого я не смог спасти, оказался мой главный бафер, с которым я прошел всю игру. Второй же персонаж, который лучше всех контролировал мобов, скажем так, покинул партию в необычном формате по сюжету. В итоге я оказался в замке с теми, кем практически не играл. Но это половина беды. Дело в том, что на этом моменте сложность боев устремилась куда-то в небеса. Появились стычки, в которых группу (без бафера и без контролера) практически ваншотали. Даже снизив сложность обратно до средней, я загружался по 10-15 раз, а то и больше, чтобы пройти то или иное столкновение. Да еще и сам замок настолько плохо сделан в плане левелдизайна, что хотелось реально все бросить.

Конечно, можно было перекачать персонажей, сформировать новую группу, но, кажется, даже это бы не помогло, настолько резко подскочила сложность. Через кровь, пот и боль я дошел до финального боса, где, как нетрудно догадаться, мне пришлось сбросить сложность до уровня «история», за что мне ни капли не стыдно. Скорее, очень обидно. Пусть ненадолго, но превратился-таки в казуала.

Ближе к финалу начинается ад
Ближе к финалу начинается ад

Сам виноват, git gud, скажете вы и будете правы. Но дело в том, что к финалу 89-часового забега по миру Pathfinder появилась самая настоящая усталость. Я не люблю, когда приходится через силу доигрывать, но именно это обстоятельство ( благодаря рутине и дикому балансу) в итоге убило частично шарм и смазало впечатление. Я говорю именно «смазало».

Несмотря на все вышесказанное, я считают Pathfinder: Kingmaker великолепной игрой и от души благодарю Owlcat Games за труды. Здесь есть очень, повторюсь, очень классная, в какой-то мере даже философская история. Есть очаровательные спутники, которые меняются на протяжении игры в зависимости от поступков главного героя. Есть шикарные тексты и диалоги, уровень художественности и проработанности которых приятно обрадовал. Интересная политическая картина мира, большой простор для отыгрыша и широкая вариативность, куча классов с возможностью их смешивания, наконец, старая-добрая механика бросания кубика по любому поводу.

Этот квест я посетил раньше времени, оказался мал уровнем, а потом не смог вернуться, возможно, из-за бага. Волшебная дверь второй раз не открылась.
Этот квест я посетил раньше времени, оказался мал уровнем, а потом не смог вернуться, возможно, из-за бага. Волшебная дверь второй раз не открылась.

То, что мы получили в Pathfinder, это по-настоящему круто. Для меня это примерно уровень Divinity OS2, о которой я говорил в самом начале. Там ведь тоже были всякие раздражающие мелочи, так ведь? Хотя, сравнивать их глупо, но личные ощущения схожи — и та, и эта отличные ролевые игры, отдающие дань классике.

После Pathfinder осталось очень приятное чувство чего-то хорошего и теплого. Наверное, в чем-то это схоже с впечатлениями от первого прохождения Baldur’s Gate или с тем, как ты первый раз просыпаешься в клетке и слышишь голос :

Ahhh, the child of Bhaal has awoken. It is time for more experiments. The pain will only be passing; you should survive the process.

Айреникус
137137
188 комментариев

примерно уровень Divinity OS2, о которой я говорил в самом начале. Там ведь тоже были всякие раздражающие мелочи, так ведь?Не уверен, для меня DOS 2 чуть ли не идеал, не могу вспомнить что там раздражало. После первой части они провели чуть ли не лучшую работу над ошибками

30

тоесть рандомный шмот, который просто от лвла в магазине апается это работа над ошибками? лвл получил , идёшь смотришь магазин, апаешь шмот, получаешь лвл, идёшь в магазин. это по твоему нормалья схема для сингл игры?

10

Да, Divinity 2 прекрасен!!! Тем более, учитывая сколько времени до этого не выходили настолько хорошие игры) Из минусов, я бы отметил возможность абузить боевую систему из-за оп нежити, и второй половинки. С другой стороны, идеальный баланс недостижим, и если играть не используя все механики, игра супер крутая)

3

С добавлением маг и физ брони к игры нарушил я баланс. Например в не боя ты можешь просто пробежать любые препятствия (яд огонь электричество) и тебе ничего не будет пока есть маг и физ броня,а про боевку я молчу, она тоже там все портит. Довольно много гейм дизайнерских и логических ошибок, например если играть за Фэйна то он в диалогах дышит, чувствует кожей, выпучивает глаза и тд. На него накладывается дебаф к понижение конституции (возможно яепридераюсь но это бред) и можно ещё много таких вещей найти, НО игра великолепная! Она дарит столько рофлов и эмоций что это все меркнет по сравнению механикой и историей 12 кастующих крокодилов из 10

3

Надеюсь, так же будет с Pathfinder 2 (если таковой планируется).

1

То есть ты ничего странного не видишь в полосках магической и физической брони которые сводят под полный нуль любые контролящие заклинания и оставляющие тебе только с дд и примитивным надомажь по самые помидоры одного врага как можно быстрее?)
А когда полоску маг или физ брони снял, то нету никакоо смысла контрить персонажа, ведь его легче сразу убить. Все эти станы и т.д. работают только вначале игры когда у вас нету достаточного ДД урона чтобы убить персонажей и приходиться выкручитваться. Стоит пройти начальную главу и все это говно теряет смысл. Вся эта разлитая кислота, огонь и т.д. полностью бесполезен. Проклятый огонь разве что бывает выгоден. Но игра изи даже на самом высоком уровне сложности и вся эта параша просто не используется.
Даже Нету смысла делать балансированную команду из физ-дамага и маг дамага, ведь тогда ты гарантированно будешь посасывать так как дамаги будет не хватать. Что вначале игры, что в конце.

1

Например, наличие прыжков/скачков/телепортов у каждого класса, полностью убивающее тактическую составляющую игры.