[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-549065259", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxeub&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Алексей Хромов", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0438\u043d\u043e","\u0434\u044e\u043d\u0430"], "comments": 21, "likes": 54, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "6556", "is_wide": "" }
Алексей Хромов
9 170

Планета раздора: чего ждать от следующей экранизации «Дюны»

Что поклонники хотят увидеть в фильме Дени Вильнёва, и почему роман так и не получил идеального воплощения на экране.

Поделиться

В избранное

В избранном

Внимание: материал содержит спойлеры!

Один из самых знаменитых научно-фантастических романов XX века – «Дюна» Фрэнка Герберта — скоро обретёт новое киновоплощение. В ноябре 2016 года кинокомпания Legendary приобрела права на экранизацию «Дюны». 1 февраля 2017 года Брайан Герберт (сын Фрэнка Герберта и автор нескольких продолжений романа) официально подтвердил в твиттере, что режиссёром нового фильма станет Дени Вильнёв («Прибытие»).

В начале апреля стало известно, что сценарий фильма напишет обладатель премии «Оскар» Эрик Рот («Форрест Гамп», «Загадочная история Бенджамина Баттона»).

С тех пор, как я в 12 лет прочитал «Дюну», она стала моей любимой книгой наравне с «1984». После «Пленниц» продюсеры Alcon спросили, что я бы хотел дальше снимать. Я спонтанно ответил: «Дюну». Как будто кто-то мог дать мне права на «Дюну» – я знал, что их очень сложно получить. Для меня это была только мечта.

Думаю, я счастливчик — их получила Мэри Пэрент из Legendary и предложила работу мне. Я не мог отказать. Образы из книги преследуют меня уже 35 лет. Это будет главный проект моей жизни. ​

Дени Вильнёв
режиссёр, в интервью Variety

Многие предполагают, что картина может стать основой для будущей крупной франшизы по примеру кинематографических вселенных Marvel и DC. Материала для этого предостаточно – сам Герберт написал четыре продолжения, а его сын в соавторстве с Кевином Андерсоном — ещё с десяток.

Первая «Дюна»

Роман Фрэнка Герберта «Дюна» вышел в 1965 году и быстро стал культовым среди любителей научной фантастики.

Сюжет первой книги сосредоточен на семье Атрейдес, представителях одного из Великих Домов межгалактической империи. Герцог Лето – глава Дома Атрейдес. Его официальная наложница леди Джессика – член ордена Бене Гесерит, обучающего женщин владению голосом для управления людьми, боевым искусствам, усиленному восприятию чужих эмоций и другим особым навыкам.

Основная цель Бене Гесерит – выведение сверхчеловека «Квисатц Хадераха». Сын Лето и Джессики – Пол Атрейдес, главный герой романа, пятнадцатилетний мальчик, проявляющий острый для своего возраста ум и необычные задатки к предвидению.

Семья Атрейдес по приказу императора переезжает с родной планеты на Арракис (другое название – Дюна). Большую часть поверхности Арракиса занимает пустыня, воды на планете мало, и она очень ценится среди населения. В пустынях Арракиса добывают «спайс» – самое важное вещество во вселенной: без него невозможны космические перелёты, он продлевает жизнь, а также помогает предвидеть будущее. Добыча спайса осложняется наличием в песках гигантских червей, всегда приползающих к месторождениям.

Раньше Арракисом и добычей спайса управлял Дом Харконненов – давние враги семьи Атрейдес. Но выясняется, что смена власти на планете — лишь хитроумный план барона Владимира Харконнена по свержению Лето Атрейдеса при поддержке императора. В результате нападения на замок герцог погибает, а его наложница и сын оказываются в пустыне и присоединяются к фременам – свободным жителям песков. Фремены умеют подолгу выживать в открытой пустыне, а из-за употребления спайса у них полностью синие глаза. Они принимают Пола как своего мессию и устраивают восстание против Харконненов.

Фрэнк Герберт сумел соединить в романе закрученный сюжет, философию, политические интриги и создал новый мир, фанатами которого стали миллионы читателей по всему миру.

Предыдущие экранизации

«Дюна» Алехандро Ходоровски

Первая попытка экранизации романа принадлежит режиссёру Алехандро Ходоровски. В середине 1970-х он решил взять за основу книгу Герберта и вольно перенести её на экран. Сценарий Ходоровски лишь в общих чертах напоминал первоисточник, но по сути был полностью авторским проектом. Для примера: в его версии герцог Лето был кастрирован, а Пол выведен искусственно из одной капли крови отца. В конце фильма Пол погибает, но возрождается во всех жителях планеты Арракис. Сама же Дюна обретает разум и мчится через вселенную пробуждать другие планеты. Для работы над декорациями был приглашён Ханс Рудольф Гигер (автор дизайна «Чужого»), саундтрек должны были написать Pink Floyd.

Концепция замка барона Владимира Харконнена, созданная Гигером, позже воплотилась в пещеру создателей из «Прометея» Ридли Скотта

В роли императора Ходоровски видел Сальвадора Дали, Орсон Уэллс должен был сыграть Владимира Харконнена, а Мик Джаггер – Фейд-Рауту, племянника и будущего наследника барона.

Образы главных героев «Дюны», художник Жан Жиро

​Я хотел сделать фильм, который вызовет у людей, употреблявших ЛСД в те времена, ощущение галлюцинаций как от наркотика, без самого наркотика. Я не хочу чтобы принимали LSD, но хочу изобразить эффект от него.

Алехандро Ходоровски
режиссёр

Ходоровски и его команда создали полную раскадровку картины, подобрали актёров и разослали предложение всем киностудиям. Но ни одна студия не согласилась профинансировать съёмки – их не устраивал режиссёр. Но главное, Ходоровски не хотел снимать стандартный полуторачасовой фильм для кинотеатров: он видел картину длительностью 12, а то и 20 часов. Конечно, никто не решился пустить такой проект в производство.

Я изнасиловал Фрэнка Герберта, изнасиловал, вот так! Но с любовью... с любовью. ​

Алехандро Ходоровски
режиссёр

Позже некоторые концепции «Дюны» Ходоровски подхватил Джордж Лукас для съёмок первого фильма из серии «Звёздные войны». Многие отмечают сходство песчаной планеты Татуин из «Звёздных войн», родины Люка Скайуокера, с Арракисом из «Дюны». Тренировка Люка владению световым мечом, по словам Ходоровски, скопирована со сцены обучения Пола фехтованию.

Песчаная планета Татуин, «Звёздные войны»

Я считаю, Лукас должен мне хотя бы ужин.​

Фрэнк Герберт
писатель

Значительная часть рисунков (всего их было около 3 тысяч), созданных для фильма французским художником Жаном «Мёбиусом» Жиро, Ходоровски использовал в серии комиксов «Incal», рассказывающих о приключениях частного детектива в мире космической техноцивилизации. А некоторые концепты космических кораблей и образ герцога Лето перекочевали в комикс «Metabarons».

Кадр из комикса «Incal» Алехандро Ходоровски и Жана Жиро

В 2013 году был выпущен документальный фильм «„Дюна Ходоровски», в котором режиссёр и его команда рассказывают об идее и подготовке к съёмкам.

«Дюна» Дэвида Линча

В 1984 году на экраны вышла первая полноценная экранизация романа. Режиссёром картины стал Дэвид Линч. У фильма был весьма крупный для того времени бюджет – 42 миллиона долларов. Главную роль сыграл Кайл Маклахлен – это была его первая работа в кино. Также в картине снялись известные актёры: Патрик Стюарт, Дин Стоквелл, Макс Фон Сюдов и певец Стинг.

Кайл Маклахлен – Пол Атрейдес

Несмотря на серьёзные вложения, хороший актёрский состав и режиссёрский талант Линча, фильм провалился в прокате, собрав менее 30 миллионов долларов. В первую очередь это объясняют существенными отличиями экранизации от книги. Повествование оказалось значительно прямолинейнее, интриги — проще, а мотивы многих персонажей — неясными.

В итоге поклонники творчества Герберта фильм не одобрили, а люди, не знакомые с романом, просто не поняли. Режиссёр объясняет это тем, что окончательный монтаж проходил без его участия. Дэвид Линч даже убрал своё имя из титров, заменив его на традиционный псевдоним анонимных режиссёров и актёров «Алан Смити». Позже была смонтирована полная режиссёрская версия, куда добавили удалённые при монтаже сцены и закадровый авторский текст, чтобы хоть как-то заполнить пробелы в сценарии.

Представители космической гильдии – монополистов межпланетных перелётов

Образы героев в фильме гротескны, что типично для восьмидесятых. Члены Бене Гесерит бреют головы, у ментатов (специально выведенных людей с полностью компьютерным мышлением) кустистые брови и пятна на губах. Кроме этого, некоторые персонажи не очень похожи на книжные прототипы.

Пол Атрейдес в исполнении Кайла Маклахлена иногда выглядит более статным, чем его отец, хотя в романе после смерти герцога он носил его кольцо на большом пальце — слишком велико оно оказалось. Гурни Халлека – наставника Пола и давнего слугу Дома Атрейдес, который в книге описан как «грузный, уродливый, словно слепленный из неровных глыб», играет обаятельный Патрик Стюарт.

Гурни Халлек, Пол Атрейдес и доктор Юэ

Кроме этого Линч попытался добавить в мир Дюны больше технологий. Так семья Атрейдес при переезде на Арракис полагается не на ум и хитрость, а в первую очередь на новое изобретение – оружие, использующее звуковые модуляции. Владению этим же оружием потом Пол и Джессика обучают и фременов, вместо учения технике боя Бене Гессерит, помогающей контролировать мысли противника и угадывать его движения.

Стинг – Фейд-Раута Харконнен

Концовка фильма также до сих пор вызывает множество споров. В финале «Дюны» Линча на планете начинает идти дождь. Это, конечно, смотрится эффектно и внушительно, но поклонники книги и даже внимательные зрители помнят – дождь убивает песчаных червей. А если на планете погибнут черви, то не будет больше и спайса.

«Дюна Фрэнка Герберта» канала SyFy

В 2000 году вышла очередная экранизация романа, на этот раз в формате мини-сериала.

Главное достоинство этой версии – близость к оригиналу. Конечно, некоторые сюжетные линии были изменены и здесь: некоторые персонажи почти пропали, а другие, наоборот, выдвинуты на первый план, как дочь императора принцесса Ирулан. В книге она по большей части фигурирует только как летописец Муад'Диба (имя Пола Атрейдеса среди фременов) — с её записей начинается каждая глава. Здесь же Ирулан встречается с Полом, и даже потом выведывает у Фейд-Рауты подробности переворота и гибели герцога Лето. Но всё же сюжет сохраняет близость, а иногда и дословно копирует книгу. Большинство сокращений сделаны только из-за ограниченного хронометража.

Алек Ньюман – Пол Атрейдес, Барбора Кодетова – фременка Чани

Увы, но это практически единственное достоинство телесериала. Скромный бюджет (около 20 миллионов долларов – вдвое меньше, чем у Линча, а ведь прошло 15 лет) не позволил сделать достойные спецэффекты или пригласить звёзд. Большая часть состава – малоизвестные актёры из Европы, многие играют довольно посредственно. Алек Ньюман, сыгравший Пола, производит впечатление постоянно неуверенного в себе. Круглолицые и упитанные фремены совсем не ассоциируются с жизнью в пустыне при постоянной нехватке воды.

Увэ Оксенкнехт – Стилгар, предводитель фременов

Спецэффекты же сделаны очень топорно и больше напоминают посредственную компьютерную игру, заставляя воспринимать увиденное даже не как фильм, а скорее как телеспектакль. Пустыня на фоне слишком похожа на картинку, летательные аппараты прорисованы плохо, а черви выглядят ещё менее естественно, чем в фильме 1984 года. Даже синие глаза фременов смотрятся не очень натурально.

П.Х. Мориарти – Гурни Халлек

Несмотря на недостатки, сериал приняли достаточно хорошо, и в 2003 году вышло продолжение «Дети Дюны» на основе второй и третьей книг Герберта.

Ожидания от нового фильма

Выходит, что, несмотря на неоднократные попытки и довольно громкие имена режиссёров, до сих пор так и не появилась эталонная экранизация «Дюны». Что же ждут поклонники знаменитой книги от нового фильма?

Каноничность сюжета

«Дюна» Герберта была практически уникальным сочетанием динамичного действия, закрученного сюжета и философии. Сложность и интриги романа заставляют перечитывать его снова и снова. «Планы внутри планов, и в них опять планы, и в них – новые планы», – произносит в романе леди Джессика. Ловушка Харконненов заключается не только в предательстве доктора Юэ, но и в стремлении перевести подозрения на Джессику. Что им отчасти и удаётся, хотя герцог Лето и раскрыл обман, но оставил это в секрете, в результате чего ментат Суфир Хават после смерти герцога идёт служить к Харконненам, только чтобы отомстить Джессике.

И это лишь одна линия, далеко не основная, из тех, на которых построен роман. Кроме этого, есть философия учения Бене Гесерит, яркие второстепенные персонажи, видения Пола и многое другое.

И тут снова возникает проблема, с которой столкнулись и Ходоровски, и Линч, и даже создатели телесериала: как уместить весь сюжет в хронометраж одного фильма?

Репортёр Quartz Media Адам Эпштейн замечает, раз Legendary приобрели права не только на кино-, но и на телеадаптацию книги, разумнее было бы представить «Дюну» в виде сочетания фильма и сериала (как делают Marvel со своей киновселенной). Ранее сайт Dealine сообщал, что планируется не один фильм, а целая франшиза. Значит, вполне вероятно, что в картину войдёт только часть первого романа, остальное же мы увидим позже в случае её успеха.

Каноничные актёры

Чуть ли не главным камнем преткновения для любой экранизации известного произведения становится выбор актёров на основные роли. И «Дюна» не исключение. Первое и главное недовольство всех фанатов вызывал образ главного героя, а в первую очередь его возраст. В начале романа Полу Атрейдесу всего 15 лет, и на этом строится важная часть истории. Совсем ещё мальчиком он улетает с родной планеты и становится жертвой переворота. Все отмечают его раннее взросление: он задаёт серьёзные вопросы, на равных сражается с взрослыми мужчинами, а в пустыне становится буквально сверхчеловеком.

Кайлу Маклахлену и Алеку Ньюману на момент съёмок было около 25 лет. Те вопросы и поведение, которое у мальчика кажется неожиданно взрослым, в исполнении сложившегося мужчины воспринимаются ровно наоборот. Маклахлен выглядит слишком взросло и не очень правдоподобно изображает эмоции подростка, а Ньюман переигрывает и кажется неуверенным.

Конечно, взять на весьма сложную и нагруженную роль ребёнка вряд ли кто-то решится, ведь на актёра ляжет слишком большая нагрузка как в драматических, так и в экшен-сценах. Последний год среди фанатов «Дюны» всё чаще упоминается имя Тома Холланда («Человек-Паук: Возвращение домой»). Сейчас ему 20, что тоже старше возраста персонажа, но выглядит он вполне юным и уже известен в мире кино после выхода «Первый мститель: Противостояние». Справится ли он с драматической частью, непонятно.

Кроме образа самого Пола Атрейдеса, его возраст важен и для формирования некоторых других героев. Так Фейд-Раута всего на пару лет старше его. И фременка Чани, подруга Пола, а позже его наложница, тоже близка по возрасту. В роли молодого Фейд-Рауты некоторые фанаты хотят видеть Джека Глисона, а на роль Чани предлагают Мэйси Уильямс. Оба актёра знакомы публике по сериалу «Игра Престолов».

В образе Леди Джессики видят Николь Кидман или же Эми Адамс, уже работавшую с Вильнёвом в фильме «Прибытие» .

Огромный Владимир Харконнен, настолько толстый, что способен передвигаться только с помощью генераторов силового поля – Брэндон Глисон или Джон Гудман.

Но, конечно, всё это лишь фантазии фанатов, до объявления официального актёрского состава ещё далеко.

Визуальные эффекты

Глобальных картин и сложной техники в романе «Дюна» очень много: огромные корабли космической гильдии, орнитоптеры – летательные аппараты, машущие крыльями, конечно же, гигантские песчаные черви. Есть где размахнуться с масштабными съёмками и со спецэффектами. Нам до сих пор так и не удалось увидеть «Дюну» во всей красе. Линч снимал слишком давно, а SyFy банально не хватало бюджета для должного технологического уровня.

Космические корабли в фильме Дэвида Линча
Сборщик спайса в телесериале

В «Прибытии» Вильнёв доказал, что умеет снимать красиво, вероятнее всего, «Бегущий по лезвию 2049» подтвердит и то, что он может работать с размахом и создавать целый мир.

«Прибытие»
«Бегущий по лезвию 2049»

В любом случае, все фанаты замерли в нетерпении. С момента выпуска последней экранизации прошло уже больше 15 лет, технологии шагнули далеко вперёд. Остаётся только ждать новостей от режиссёра.

#кино #дюна

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться