Там, где всегда мороз: краткий путеводитель по Кислеву

В честь месяца Древней Руси рассказываем о колоритной фракции Warhammer Fantasy Battles, основанной на народах Восточной Европы.

Там, где всегда мороз: краткий путеводитель по Кислеву

Сеттинг Warhammer FB основан на реальной истории: великая империя Сигмара — это Священная римская империя 14—15 веков, Люстрия — Новый Свет или Америка с племенами древних цивилизаций, Эльфы — Британия, Бретония — англо-французское рыцарство, стражи гробниц — Египет и так далее.

Естественно, такой огромный мир не мог обойтись без своего аналога славян — северного равнинного народа с необычными традициями и суровыми нравами. Им стал Кислев — государство между землями людей и пустошами Хаоса, основанное на русской, украинской, восточно-азиатской и польской культурах.

Долгое время Кислеву уделяли очень мало внимания: юниты этой страны выступали наёмниками или довеском к основным фракциям и никогда не обладали собственной армией. И оригинальный настольный варгейм, и тем более видеоигры зачастую если не игнорировали, то крайне неохотно вспоминали про фракцию северо-восточных воителей.

Однако с перезапуском настольной Fantasy Battles и анонсом Total War Warhammer 3 кислевитов решили не только вспомнить, но и наконец дать им роль полноценной армии со своими правилами. В честь этого, а также в честь месяца Древней Руси, давайте вспомним, что такое Кислев, чем знамениты его сыны и какие у них отношения с медведями.

Общая информация

Миниатюры кислевитской кавалерии
Миниатюры кислевитской кавалерии

Государство Кислев расположено на северо-востоке от великой империи Сигмара. На западе от него лежит море Когтей, на севере за рекой Линск — страна Троллей, а на востоке — Краесветные горы. Империю людей и Кислев разделяет граница в виде реки Урской, названной в честь бога-медведя Урсуна.

Кислев — это заснеженные степи, леса и горы, где люди живут во множестве хуторов и сёл. Строительный камень здесь в дефиците, поэтому полноценных городов с защитными стенами в Кислеве достаточно мало. Главные столичные поселения — Прааг, Эренград и одноимённая столица Кислев.

Там, где всегда мороз: краткий путеводитель по Кислеву

Населяют Кислев два народа: господари и унголы.

Господари обитают на юге страны и составляют более цивилизованную часть Кислева. Живут в городах, имеют регулярную армию, умеют обращаться с огнестрельным оружием и артиллерией. Иерархия господар напоминает княжескую Русь: у них есть дружинники, бояре и, конечно, цари и царицы.

Господарь
Господарь

Унголы — кочевые племена, обитающие в степях и холмистых лесах Кислева. Своей умелой кавалерией они оказывают всецелую поддержку господарам.

Племена унголов населяли Кислев ещё когда империя Сигмара только формировалась, но в какой-то момент на земли кочевников начали массово переселяться богатые и хорошо подготовленные господари. В ходе долгих и кровопролитных войн они выгнали унголов с их земель и стали главной правящей силой на северо-востоке Старого Света. Их власть не смела оспаривать даже империя Сигмара: в те годы она больше была занята внутренними распрями.

Унголы из мода Call of Warhammer для Total War: Medival 2
Унголы из мода Call of Warhammer для Total War: Medival 2

По итогу сотен лет конфликтов и территориальных распрей господари стали главенствующей силой в Кислеве. Города Кислев и Эренград полностью состояли из господарской знати и говорили на их языке, а вот Прааг оставался идейно унгольским: его разрушили в ходе войн, а восстановили на деньги кочевой знати. Впрочем, после конфликтов унголы и господари всё же заключили перемирие и стали основой единой нации.

Кислевиты — суровый, мрачный народ. Пускай они отличаются от людей из империи не так сильно, как эльфы или дворфы, они всё же смотрят на жизнь совершенно по-другому. Западных соседей они считают избалованными детьми, слабыми и эксцентричными. Кислевиты любят шутить, что имперским мужам стоит пожить год-два «на ветру» — то есть на севере, где стоит ледяная стужа. К слову, обычно сильные морозные ветра означают приближение нового нашествия Хаоса с севера и востока.

Там, где всегда мороз: краткий путеводитель по Кислеву

Кислев — главный и последний рубеж для сил Хаоса перед вторжением в империю Сигмара. Не проходит и года, чтобы северные воины вновь не защитили весь Старый свет от очередных рейдов варваров или демонов. В империи прекрасно понимают, что без Кислева следующей целью орд Хаоса станут они, поэтому держат крепкий союз с восточными соседями, поставляя им тренированную пехоту, огнестрел и столичную артиллерию.

На текущий момент лора, который затрагивают события настольной игры и Total War Warhammer 3, Кислевом правит царица Катерина Боха — ледяная королева и дочь царя Бориса Бохи, который по новому лору уже погиб. Катерина — талантливый маг льда, хладнокровный полководец и практически богиня для всех кислевитов. Железной рукой она правит господарями и унголами, а также лично возглавляет армию в особо крупных сражениях.

Катерина
Катерина

Города Кислева

В Кислеве лишь три больших и полноценных города — Прааг, Эренград и одноимённая столица.

Прааг — северный бастион унголов, построенный ещё до нашествия господарей. Пережил несколько набегов северных варваров и был полностью уничтожен в ходе великой войны с Хаосом, после чего его отстроила унгольская знать.

Прааг интересен тем, что после разорения хаоситами от него осталось лишь пепелище с проклятыми, искажёнными скверной руинами: из-под земли слышались крики, из домов росли щупальца, а оставшиеся стены покрылись лицами и глазами. Некоторые морды, торчащие из зданий, и вовсе могли укусить зазевавшегося путника. С годами скверна так никуда и не исчезла, поэтому город регулярно перестраивают, чтобы избавиться от влияния Хаоса над ним.

Прааг в Warhammer Online
Прааг в Warhammer Online

Будучи центром сбора унголов, Прааг не раз пытался вырваться из-под царской власти, но все восстания останавливали бойкотом товаров, вводом войск и другими не менее жестокими способами. Сейчас городом управляет наместник господарей, подчиняющийся воле царицы.

Эренград — единственный крупный порт Кислева и второй по размеру порт во всём Старом Свете после Мариенбурга. Изначально он был укреплённой столицей унголов под названием Норвард, но после его захватили господари и превратили в центр всей торговли Кислева. Застройка города очень плотная, но дома невысокие — всего два-три этажа.

В Эренграде торгуют китовым жиром, моржовым клыком, деревом, жемчугом, янтарём и рыбой. Иногда для торговли сюда прибывают даже высшие эльфы. У самого Кислева флота нет, однако торговым кораблям Эренграда всегда обеспечивают лучшую охрану из стрелков и бойцов.

Эренград
Эренград

Кислев — столица государства. Так как он расположен неподалёку от границы с империей, тут сильно влияние её культуры, науки и литературы. Непоколебимый город с огромными защитными стенами не раз был в осаде сил Хаоса, но так ни разу и не сдался их войскам.

В Кислеве множество храмов и мавзолеев, а в самом центре стоит дворец Бохи — резиденция царей и цариц. Здания украшены золотыми куполами, а в самом городе регулярно проводятся военные парады, прославляющие многократные победы над Хаосом.

Армия Кислева

До недавнего времени у Кислева не было официальной книги правил и юнитов: страна северян, как мы помним, стояла на втором плане, и её воины выступали как наёмники и дополнительные отряды для полноценных фракций. Лишь сейчас у кислевитов формируется настоящий состав.

Наполнение наёмных отрядов меняется от редакции к редакции. Плюс многих солдат Кислеву придумали фанаты, и вполне возможно, что любительские наработки уйдут в канон новой редакции.

Несмотря на всё это, более-менее официальные, канонические и постоянные юниты у Кислева есть. Основа пехоты — коссары, или косари: солдаты с топорами и луками, эффективные и в ближнем, и дальнем бою. Для кислевитов вступить в полк косарей — это способ уйти от прошлого. Служба на этой должности снимает вину за былые преступления, а берут в ряды косарей любого, кто проходит проверку силы и выносливости.

Там, где всегда мороз: краткий путеводитель по Кислеву

Так как зачастую в косари берут бандитов, порой они совершают преступления против мирных жителей. По этой причине главы полков не ведут учёт казнённых за провинности — иначе списки были бы ужасающе большими. Однако на другой чаше весов — невероятная эффективность в бою. Некоторые из тех, кто устаёт от бесконечных сражений на территории Кислева, уходят в империю Сигмара работать наёмниками.

Возглавляют косарей бояре — полководцы, представляющие волю царя или царицы. Это наследственные дворяне, каждому из которых принадлежит какая-то часть страны с прилегающими хуторами и деревнями. Взамен на привилегии бояре верно служат царю или царице и по первому зову собирают со своих земель рекрутов на войну.

Стоит отметить, что, в отличие от других наций, кислевиты охотно откликаются на зов воеводы, даже если конкретно их деревне или городу опасность не угрожает. Это объясняется своеобразным патриотизмом северян: им противна сама мысль о том, что кто-то чужой пришёл покорять их родную землю.

Коссары, они же косари
Коссары, они же косари

Бояре — полководцы преимущественно господар. У унголов лидеры — гетманы. Этот титул также передаётся от отца к сыну и обязывает носящего защищать свои земли от набегов варваров, тварей хаоса и зеленокожих.

Основная сила Кислева — разнообразная кавалерия. Пожалуй, самые известные её представители — это крылатые гусары, или крылатые уланы, элитная конница с крыльями на доспехах. Лучшим считается легион Грифона — подразделение, состоящее из самых умелых и богатых рыцарей Кислева. Их крылья украшены не орлиными, а грифоньими перьями.

Там, где всегда мороз: краткий путеводитель по Кислеву

Ещё в армии северян немалую роль играют конные лучники и кочевники унголов, а также знаменитая медвежья кавалерия — ещё один символ войск Кислева. Изначально, по правилам, на медведе ездил лишь царь Борис, но позже на этих зверей пересели и остальные.

В армии Кислева важную роль играют и ледяные ведьмы — колдуньи, что становятся заклинательницами холода путём сложных и порой смертельных испытаний. По завершении ритуалов их кожа становится холодной и бледной, а глаза — голубыми. Также ведьмы принимают обет целомудрия. Они не просто элитные маги в рядах армии Кислева, но и члены древнего ордена, правящего господарами.

Королева Катерина — самая талантливая и могущественная из ледяных ведьм
Королева Катерина — самая талантливая и могущественная из ледяных ведьм

Один из забавных референсов на реальные войска — кремлёвская гвардия, или кремлёвская стража, элитная пехота и защитники государя. Подразделение создали по приказу безумного царя Игоря Грозного: из-за сумасшедшей паранойи он требовал постоянной охраны, которой и стала кремлёвская стража.

Сам Игорь и его кровавый режим правления стали историей, а вот личная гвардия осталась: три сотни лучших воинов Кислева по сей день сторожат главный дворец столицы. В войнах кремлёвская гвардия защищает военачальников разных кислевитских армий. Основное оружие — бердыш, или двуручный топор.

Стража Кремля из Call of Warhammer
Стража Кремля из Call of Warhammer

Ещё одно довольно смешное заимствование из реальной истории — это чекисты. Во вселенной Fantasy Battles чекисты — тайная полиция на службе у царицы. Само её существование, впрочем, не такой уж и секрет, да и некоторые её члены работают вполне открыто. Однако часть чекистов служит шпионами, которые тайно ищут хаоситов и оппозиционеров Катерины.

Приказом самой Катерины чекисты наделены неограниченной властью и полной свободой от законов, что зачастую приводит к ложным обвинениям и превышению полномочий в личных целях. Однако так же часто чекистов, не выполняющих прямые обязанности и терроризирующих собственных граждан, по итогу ловят коллеги по цеху. Так что профессионализм, как и верность царице, — одна из главных черт, нужных для службы чекистом.

Чекист
Чекист

Так как Кислев отчасти вдохновлён царской Русью, его армия не могла обойтись без стрельцов — воинов с огнестрельным оружием. Изначально это был полк коссаров под командованием боярина Бойдинова из Эренграда, одержимого военной наукой империи Сигмара. Во время совместного с имперскими войсками боя дворянин увидел пороховое оружие в действии и решил снабдить им кислевитов. В итоге коссары превратились в стрельцов, вооружённых ружьями и бердышами на манер имперских алебард.

Стрельцы в Кислеве — практически полумифические солдаты. Юнцы со всей страны мечтают приехать в Эренград, освоить почти волшебное для них пороховое оружие и получить заветный значок с перекрещёнными бердышом и мушкетом — символ принадлежности к полку этого вида войск.

Стрельцы из Call of Warhammer <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru-klukva-ru.livejournal.com%2F382275.html&postId=659431" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Стрельцы из Call of Warhammer Источник

Стрельцы верны Кислеву и не продают свои услуги в качестве наёмников другим государствам. Более того, у них есть суеверные предрассудки: например, стрельцы дают своему ружью имя после первого убийства или выстрела во врага. Говорят, что в этот момент оружие само шепчет его владельцу. К тому же, стрелец не может взять в руки ружьё товарища, разве что в совсем уж критической ситуации.

Стрельцы — это братство: они редко несут службу или отдыхают в одиночестве. Вместе они сражаются, играют в карты, пьют и гуляют. В мирное время они постоянно тренируются и ухаживают за оружием, которое весьма быстро изнашивается — технологии изготовления огнестрела в Кислеве сильно уступают имперским.

В рядах Кислева служат казаки — аналог реальных одноимённых воинов, но с алебардами и огнестрелом. Более близки к классическому образу казака в медиа дрояшки — самые элитные мечники Кислева. Они не носят брони и полагаются только на мастерство владения одной или двумя саблями.

Дрояшки
Дрояшки

Армия Кислева не могла обойтись без медведей: это и ездовые животные, и обычные боевые звери. В войсках кислевитов всегда есть заводчики и тренеры медведей. Это животное — священный символ народа, поднимающий боевой дух армии. Особо удачливые медведи даже становятся знаменитостями среди кислевитов. К слову, убийство зверя во время спячки считается в Кислеве государственной изменой.

В новой редакции к классическому составу армии Кислева добавится ледяная стража — самый элитный круг защитников царицы. Они сражаются оружием из магического льда и сами способны применять простейшие ледяные заклинания.

Напоследок стоит упомянуть квасников — вспомогательные отряды пехоты, которые бросают во врагов бутылки с квасом. В Fantasy Battles квас — национальный алкогольный напиток Кислева, который даже используется в целебных целях. Пускай у людей империи подобный факт вызывает смех, у кваса, возможно, всё же есть особые свойства: войска с напитком сражаются лучше, чем без него. К тому же, он достаточно горючий, чтобы с помощью воткнутой в бутылку тряпки его можно было использовать как зажигательный снаряд.

Традиции Кислева

Кислевитам не интересны боги имперцев. В их религии главенствуют три северо-восточных божества: Даж, Тор и Урсун.

Даж — бог солнца и плодородия. Изображается кислевитами как красивый юноша с прямыми светлыми волосами, охваченными огнём. Его символ — золото.

Тор — бог воинов и грома. Благоволит храбрым бойцам и героям битв. Популярен потому, что практически каждый кислевитский мужчина в той или иной мере — воин, ведь живут они в весьма суровой среде, где постоянно бушуют сражения.

Но, пожалуй, главная религия в Кислеве — культ Урсуна, бога-медведя. Его утвердили господари. В каждом городе Кислева есть как минимум один священник Урсуна: обычно это самый большой и сильный человек на селе. Он также отвечает за ведение охоты и наказание нарушителей законов культа. Величайшим позором для последователя культа считается смерть вне боя или охоты.

Сыны Урсуна, элитная кавалерия на медведях
Сыны Урсуна, элитная кавалерия на медведях

Чтобы стать священником, нужно пройти ритуал: вооружиться луком и ножом, пойти в лес и приручить медведя. У некоторых учеников на это уходят годы. Прошедшие ритуал обычно дичают: начинают носить одеяние из шкур и костей и чувствовать себя неуютно в цивилизованных городах.

В Кислеве используются аж три метода летоисчисления: Имперский, господарский и унгольский. Интереснее всего последний: в нём время отсчитывают четырёхгодичные циклы, а сам отсчёт начинается за 500 лет до коронации первого императора людей Сигмара, когда великий бог-медведь Урсун начал выходить из спячки. Однако теперь этим календарём пользуются разве что племена унголов: в большей части страны предпочитают имперский и господарский варианты.

Кислевиты хоронят своих родственников ещё до смерти: мальчиков — после вступления в армию, а девочек — после свадьбы. Их отпевают и провожают на тот свет полноценно, как если бы они умерли ещё вчера. Это обусловлено тем, что кислевиты всегда живут в опасности из-за суровой среды их родины: постоянные набеги зеленокожих и варваров, злобные зверолюды, неурожай, страшные холода. Если человека не успели отпеть до смерти, то с его трупом пьют всю ночь, а затем хоронят.

Там, где всегда мороз: краткий путеводитель по Кислеву

У кислевитов очень много совсем уж странных обычаев. Например, мутацию хаоса лечат питьём целого кубка медвежьей урины, а в первый день урожаев атаман села должен ходить голым по станице. Также известны ритуалы хождения задом наперёд и с луковицей на голове.

На свадьбе кислевитов женихом считается тот, кто к концу гуляний остаётся на ногах. Поэтому будущему супругу невесты наливают разбавленное вино, тогда как остальные гости пьют крепкий квас. Однако бывали случаи, когда завистники подливали жениху алкоголь и хитростью забирали невесту. Обычно хитреца в итоге наказывали всей гулянкой, но бывали и исключения, когда жена согласно традиции отходила другому человеку.

Кислев в видеоиграх

Warhammer Fantasy Battles до недавнего времени и так был не самым популярным сеттингом в видеоиграх, а Кислев был ещё и не самой популярной фракцией из-за второстепенности в правилах настольного варгейма. Поэтому страна практически незнакома геймерам, хотя кое-где всё же появлялась.

Единственная видеоигра, где кислевиты были отдельной фракцией — это Blood Bowl 2, симулятор американского футбола во вселенной Fantasy Battles по мотивам одноимённого настольного спин-оффа. Там сыны Урсуна выступают в меховых шапках и с личным талисманом-медведем.

Там, где всегда мороз: краткий путеводитель по Кислеву

Земли Кислева упоминаются в стратегии Warhammer: Dark Omen и ARPG Warhammer: Chaosbane — в последней можно даже увидеть их дома и граждан, но не сыграть за самих северян. Также кислевиты есть и в самой Total War: Warhammer, но внешность и юнитов они позаимствовали у империи: от подданных Карла Франца они отличаются лишь озвучкой и тем фактом, что не входят в состав курфюрстов.

Куда больше внимания кислевитам уделено в модах. Полноценно они появились в Call of Warhammer — глобальной модификации для Total War: Medival 2, которая послужила вдохновением для официальной линейки Total War: Warhammer. В моде есть все известные юниты Кислева — стрельцы, крылатые гусары, косари, медведи, ледяные ведьмы, стража Кремля и прочие знаковые воины. Хотя стоит сказать, что их сюжетка в моде — чуть ли не самая сложная.

К слову, традицию продолжили моды уже к самой Total War: Warhammer. И к первой, и ко второй части фанаты создали полноценную любительскую фракцию Кислева. Самый лучший вариант — Kislev Reborn для TWW2: в него включён весь ростер юнитов от пехоты до артиллерии, два лорда с уникальными механиками и моделями и даже особая механика фракции. У кислевитов есть ресурс Сопротивления, который набирается победами над монстрами: за него исследуются технологии, а при низком количестве очков настроение граждан будет падать.

Также за Кислев можно полноценно сыграть в моде для Mount&Blade на тему Warhammer Fantasy Battles под названием Warsword Conquest. У Кислева в нём есть большая часть земель и полноценное древо юнитов, где обычную сельскую дружину можно развить вплоть до крылатых гусар на медведях. Мод очень стабильный, рабочий и достаточно весёлый, и Кислев в нём по проработке ничем не уступает остальным фракциям.

Ожидается, что Total War: Warhammer III выйдет до конца этого года. Это во многом знаковая для Fantasy Battles игра: последняя часть трилогии, новая глобальная игра по сеттингу и, что не менее важно, — долгожданный дебют Кислева как полноценной фракции, а не второпланового игрока.

Вместе с видеоигрой слуги царицы также вернутся и в настольный варгейм с новой редакцией правил, которую Games Workshop сейчас готовит под влиянием популярности игр Total War. Пожелаем суровым северянам удачи.

288288
57 комментариев

Комментарий недоступен

51

Я только не понял где тут русь? Тут сплошная польша скорее.

9

Комментарий недоступен

32

В Защитниках Кремля, Стральцах и этих Чекистах, которые опричники скорее.
Всего понамешали Games Workshop и добавили ездовых медведей впридачу.

9

Так Польша была большую часть своей истории провинцией России

1