Ветхий завет, чужой завет

Как последние фильмы по вселенной «Чужого» перезаписывают воспоминания детства.

Я убеждён, что, во-первых, татуировка должна в себе что-то нести. А во-вторых, должна быть посвящена тому, поклонником чего ты будешь всю жизнь. Поэтому к рисунку нужно подходить ответственно.

На моей левой руке набит уроборос — символ цикличности. Это связано с некоторыми событиями из жизни и идеями, поселившимися в голове давным-давно. Но уроборос не простой: он использует образ Чужого, фанатом которого я не перестану быть никогда.

Тогда я так думал. Но последние фильмы Ридли Скотта заставляют меня сомневаться.

Осторожно, спойлеры к фильмам «Прометей» и «Чужой: Завет».

Ветхий завет, чужой завет

Загрузка завершена

Удивительно, как легко можно изменить ощущения от любимых произведений. Память перезаписывается, как дискета: поверх того, что ты знал ранее, накладывается новый опыт и неизменно влияет на воспоминания. И чем плотнее связь настоящего с прошлым, тем сильнее влияние.

В «Чужой: Завет» Скотт несколько раз включает саундтрек из самого первого фильма, с которого всё началось, и связывает две свои картины намертво.

Фантазии об идеальном организме, о его происхождении, о Космических Жокеях. «Чужого» окутывала тайна: сама суть оставалась всё это время за кулисами. Но Скотт одернул занавеску, и все увидели, что никакой тайны на самом деле нет.

Ветхий завет, чужой завет

Космические Жокеи, они же Инженеры и Создатели, оказались некоей расой, напоминающей внешне лемурицев Мулдашева: обычные религиозные фанатики, которые создали человечество, а потом решили всё уничтожить. Ну а вид ксеноморфов создал андроид-творец, возомнивший себя богом. Так что у чужих просто нет истории. И никакие они не чужие.

Ветхий завет, чужой завет

Любой другой исход был бы лучше. Вот лишь несколько вариантов, которые приходят в голову:

1) Космические Жокеи — исследователи космоса, раса учёных, добившаяся утопии у себя на родине и отправившаяся изучать другие миры. Они разработали программу мирного освоения космоса, но не были готовы к встрече с ксеноморфами — с видом, который просто стремится выжить любыми способами, договориться невозможно.

2) Жокеи — всё, что осталось от древней расы, совершившей «переход» за грань мироздания. Посланники, задача которых — нести свет в массы и помогать другим расти нравственно и духовно. Чужие в этой концепции — грубая животная сила, противопоставление, символ всего тёмного, что есть в живом существе.

3) Ксеноморфы — вышедший из под контроля генетический эксперимент Жокеев, которые использовали их как рабочую силу в своём идеальном мире. Одна из колоний Жокеев оказалась заброшена, и Чужие остались сами по себе, научились выживать без своих хозяев, как шогготы у Лавкрафта.

4) Или всё могло быть так: раса Жокеев в определённый момент своего развития стала поклоняться Чужим, как идеальному организму. В разные уголки галактики были отправлены специальные корабли-«евангелисты», распространяя ксеноморфов по звёздным системам.

5) Всё это — сон собаки, я не знаю. Даже такой вариант был бы лучше.

Ветхий завет, чужой завет

Но дело в том, что никакого исхода не должно было быть вовсе. Иногда тайны лучше не раскрывать: вспомним Lost, главную интригу которого объяснили магией и божественным присутствием. В то же время, есть множество удачных примеров, где тоже была замешана религия: «Вавилон-5», «Звёздный крейсер «Галактика», тот же «Звёздный путь: Глубокий космос-9».

Ридли Скотт, отбросив весь опыт предшественников, лишил чужих истории. Человек создал машину по своему образу и подобию, чтобы эта машина исключительно из творческого интереса создала вид, который может уничтожить человека. Заходит речь о некоей чёрной жиже, биологическом оружии, которое каким-то образом зарождает внутри любого организма другой организм, переписывающий ДНК. Дикий, необузданный. А ксеноморфов создаёт эстетствующий андроид, которому человек, просто боящийся смерти, дал дар творчества.

Режиссёр прикрывает банальную и непроработанную историю библейскими метафорами, которые на поверку оказываются много примитивнее, чем в супергероике Снайдера. Он изобретает некий чужой завет, вольно обращающийся с ветхим заветом. И этот завет навязывает единственно верную точку зрения на все вопросы о происхождении видов.

Ветхий завет, чужой завет

Ридли Скотту почти 80 лет. Он определённо состоялся, как режиссёр, снял как минимум несколько фильмов, ставших культовыми. И чужие его, похоже, уже не особо интересуют: «Прометей» в процессе работы над сценарием вылился в самостоятельную историю, посвящённую вовсе не ксеноморфам.

Но тогда это можно было принять за недоразумение, одну из вольных трактовок. «Завет» продолжает тему, акцентируется на происхождении видов и мотивах Дэвида, и привязывает объяснение к вселенной намертво.

Вселенная «Чужого» была такой замечательной во многом благодаря разным режиссёрам, разным концепциям. У каждого — своё, даже у Жана-Пьера Жёне. Идея с клонированием из «Чужой: Воскрешение» уже не кажется такой плохой. Каждый вносил свой вклад: прямо ничего не объяснял, но намекал. Лучше бы так продолжалось и дальше.

Ветхий завет, чужой завет

Отдав всё в руки одного человека владельцы вселенной обрекли её на однобокую, каноничную трактовку, которой не должно было быть. У Бломкампа, который собирался снять новых «Чужих», не было сценария, но, по крайней мере, у него могло получиться нечто иное, своё.

Ридли Скотт же, ударившийся в вопросы веры и раскрывший их максимально поверхностно, просто сделал не те фильмы, которые заслуживала вселенная «Чужого». Это будто бы кино про нечто другое, к которому зачем-то привязали ксеноморфов. По «Завету» это очень заметно: хоть какой-то дух первых фильмов появляется там только на последних минутах, вместе с чужим.

Ветхий завет, чужой завет

И теперь я смотрю на свою тату и думаю: «Чёрт возьми, и что теперь это значит? Что я ношу на своей руке?». Образ существа без истории, которого создал какой-то эстетствующий андроид, чей «отец» не читал Азимова.

Но, увы, забыть «Прометей» и «Завет» не выходит, уже поздно. Дискета перезаписана. Даже если ещё десять раз пересмотреть трилогию, былого не вернёшь.

2424
80 комментариев

а на меня все эти отсылки к библии, андроид-дьявол и цитаты английских романтиков оказали гораздо больший эффект, чем все четыре предложенных автором варианта. Чужой это не вселенная Марвел или диси, тут не нужен контент ради контента, все эти безумные навороты с пространством и временем. Да это даже не вполне научная фантастика, ни в одном из фильмов авторы не пытались создать проработанный и глубокий мир. Чужой он про человека и чужого. И в этом смысле новый фильм идеально в него вписывается. Человеческое творение, то есть дважды несовершенное творение, уничтожает своих создателей и создаёт античеловека. Хз, по-моему это лучше, чем "Жокеи поклоняются чужим, ну, знаете, это же так оригинально".

24

ни в одном из фильмов авторы не пытались создать проработанный и глубокий мир.

Это ж какой жопой надо было первый и второй фильмы смотреть.
Чужой не про человека и Чужого, и не про творца и творение, и даже не про Бога. Чужой про то, что космос полон необъяснимого хтонического говна, и что человек для него всего лишь дичь. «В космосе никто не услышит твой крик» не от балды взяли.

12

но самое интересное заключается в том, что спустя годы зритель наконец-то узнает тайну происхождения чужого, а вот команда ностромо в первом фильме свято верует в то, что это лишь живой организм дальнего космоса, а не искусственно выведенный организм для истребления живого. думаю, что никто из героев не доживёт до того момента, дабы та же компания Вейланд узнала каким-то образом про это оружие, которое создал андроид. Т.е. по сути, если самоповторяться, история, начатая в прометее, придёт к первой части чужого и для команды корабля это всё будет казаться загадкой космоса, но зрители уже будут знать все ответы. в этом и прелесть задумки Ридли.

3

Весь смысл Чужого в тайне и в том, что непонятно, откуда это дерьмо вообще взялось — это непостижимый, необъяснимый, загадочный ужас, который пугает тем, что он совершенно чужероден человеку, и сам факт его существования необъясним. Зрителя пугает неизвестность, и ответы Завета разрушают эту неизвестность. Здесь нет ничего интересного, и становится только хуже.

И из-за Завета больше нельзя видеть себя в героях других фильмов про Чужого — Рипли знала столько же, сколько и зритель, они были в одинаковых условиях, и это помогало зрителю погружаться в фильм и переживать за Рипли. Теперь же охуительные истории Завета сделают так, что зритель будет знать заведомо больше, и эмоциональная связь с Рипли будет слабее — а значит, и ужаса будет меньше. Прелесть Ридли в том, что он не только снял дерьмовый фильм, но и испоганил задним числом свой шедевр.

Tl;dr: вы не понимаете, как работает кино, Завет сделал франшизе только хуже.

8

на вконтакте в другой ветке (вроде) обсуждения завета прозвучало от кого-то, мол Дэвид создал ксеноморфов по записям жокеев, так что, по факту, жокеи и создавали их, а Дэвид просто повторил. Так же в первой части найден корабль жокеев с чужими на борту - значит или не всё поселение было истреблено, или корабль уже был послан к земле, дабы истребить человечество этими самыми чужими. так же (уже от себя добавлю на почве размышления над чужими мыслями) - жокеи не создавали чужих, т.к. были в курсе их возможностей и создавали их только в крайнем случае. скорее всего это и было сделано, когда они отправляли "бублик", который нашел экипаж ностромо. что-то пошло не так и корабль упал на планету, а потом его нашли земляне. но если цель бублика была истребить человечество - то, по факту, всё и сложилось так, как и должно было. возможно, в итоге, Дэвид и вовсе ни к чему не придёт, и вообще его роль в этом будет крошечной, и всё в итоге сведется к тому, что я описал выше. черт его знает. нам остается лишь смотреть. а то что обсуждать, когда еще в задумке как минимум 1 фильм? тоже самое, что уйти с показа завета после начальной сцены, сказав "да это не чужие! где ксеноморфы? почему мне показывают как босый мужик играет на рояле, общаясь непонятно о чем с другим мужиком?"

3

Ваши попытки совместить несовместимое кино друг с другом очень трогательны, но будь роль Дэвида в создании Чужих незначительной, Завет как фильм не появился бы вообще. И на мои аргументы про ужас Чужого вы ответа не дали.

Ах да, в фильме наработок Жокеев не было, люди цепляются за соломинки.

1

Зрителя пугает неизвестность, и ответы Завета разрушают эту неизвестность

Все основные ответы были даны ещё в Прометее.
На какие принципиально важные новые вопросы ответил Завет?

1