Пальмы и гитарные педали: австралийская нео-психоделия в двенадцати группах
От гаражного блюза до псих-диско
За последние несколько лет австралийская сцена альтернативной музыки стала чаще появляться в мировых чартах и оказалась крайне важной частью современного рок- и поп-звучания. Особенно расцвела австралийская нео-психоделия - в конце 2000-х она получила новое дыхание. Молодые исполнители и титаны жанра обогащают его, каждый по-своему заигрывая со структурой и звучанием.
С представленных ниже двенадцати групп можно начать свое путешествие по жанру. Здесь собраны как самые значимые исполнители, так и довольно незаметные таланты, но далеко не все.
Предисловие
Перед тем, как начать рассказывать о представителях этого музыкального течения, думаю, стоит ответить на два главных вопроса: что такое психоделия и нео-психоделия, и почему последняя спонтанно стала набирать популярность в Австралии?
Считается, что психоделическая музыка и, в частности, психоделический рок зародились в конце 1960-х на западном побережье США как контркультурная музыка. Многие напрямую связывают психоделическую музыку с психоактивными наркотиками - марихуаной, ЛСД и псилоцибиновыми грибами, особенно популярными у открытой к экспериментам молодежи и хиппи.
Эта контркультура и породила неторопливую, мелодичную музыку, играющуюся с большим количеством гитарных эффектов, использованием малоизвестных восточных инструментов, отличающуюся протяжными музыкальными партиями и заигрыванием с темпом, ритмом и тональностями. Музыкальный стиль быстро распространился сначала по Америке, а затем и по всему миру. Среди культовых групп выделяют первопроходцев Grateful Dead, более грязно играющих The 13th Floor Elevators и Jefferson Airplane, одних из самых коммерчески успешных групп того жанра и периода.
Хотя многие культовые коллективы вроде the Beatles и the Beach Boys тоже попробовали себя в новом музыкальном направлении и даже на какое-то время вывели его в мейнстрим, после середины 70-х годов психоделия пропала из поля общественного внимания. В течении следующих десятилетий псих-рок повлиял на многие музыкальные жанры и течения (например, шугейз и арт-рок), и, хотя некоторые коллективы преданно продолжали писать в этом стиле, он уже не пользовался былой популярностью.
К девяностым-нулевым годам психоделическая музыка получила второе дыхание. Нео-психоделия продолжила основные идеи своего прародителя, но осовременила их, сильнее изменив форму и конструкцию, но оставалась андеграундом.
Но нео-психоделия развивалась не только в США. Большое распространение она получила и в Австралии, благодаря множеству параллелей между этими двумя странами. Развитая пляжная и серф-культура, тропический климат, схожие ценности общества и психоактивные вещества - всё это сформировало на континенте кенгуру и коал свои музыкальные сцены нео-психоделии.
Всего можно выделить две основные сцены. Одна из них возникла в городе Перт на западном побережье страны. В нем зародились такие коллективы, как Tame Impala, Pond и GUM, но сильнее всего формировала музыкальный стиль местной сцены именно Tame Impala: плавный переход от “классической” гитарной психоделии в начале 2010-х в сторону поп-музыки и электроники к концу декады.
Довольно ярко в Австралии представлена и мельбурнская сцена. Второй по величине город материка-государства на его южном побережье представлен King Gizzard & the Lizard Wizard, the Murlocs и другими проектами, в которых доминирует гаражное звучание и сильная тяга к экспериментам.
Эти две крупнейшие музыкальные сцены сильно повлияли на развитие жанра и на локальные коллективы, которые, оказавшись под их влиянием, стали экспериментировать со своим звучанием, рождая что-то новое и неожиданное.
Tame Impala
Разумеется, обойти стороной Tame Impala невозможно. Проект, который многие почему-то считают “невероятно андеграундным”, уже давно является одним из самых узнаваемых австралийских музыкальных проектов в принципе.
Tame Impala Кевина Паркера, ветерана австралийских мелких рок-коллективов, появилась в 2007 году в Перте. Тогда Паркер писал музыку в своей спальне и публиковал в Myspace, а сейчас он – одна из самых ярких звезд австралийской музыкальной сцены.
Музыку Кевин Паркер пишет самостоятельно - лишь для редких отдельных партий привлекаются другие люди. Как говорит сам Паркер, это дает ему больше пространства для экспериментов со звучанием. Например, для Innerspeaker, первого альбома, он с помощью педалей эффектов смог заставить гитары звучать как синтезаторы, а уже к третьему альбому, Currents, он решил, что для психоделической музыки не обязательно психоделическое звучание - и сдвинул гитары на задний план, сделав упор на синты.
Музыка проекта крайне успешна: их альбомы Lonerism, Currents и The Slow Rush победили в самой престижной австралийской премии ARIA Music Awards в номинациях на лучший альбом и лучший проект, а также номинировались на Грэмми в категории “лучший альтернативный альбом”.
Начать слушать Tame Impala можно с альбома Currents. Если Вам понравится его мягкость, переходите к последнему релизу The Slow Rush; если Вы ищете чего-то более тяжелого, обратитесь к ранним лонг-плеям группы.
King Gizzard & The Lizard Wizard
Этот коллектив со странным и запоминающимся названием зародился в Мельбурне в 2010 году. За одиннадцать лет существования группа звучала невероятным многообразием жанров: и серф-роком, и гаражным панком, и краутроком, и джазом, и трэш-металом, и фанком, и соулом. Их психоделическое нутро – в постоянном открытии чего-то нового.
Описание творческого пути группы и рассказ о каждом из их альбомов потребует отдельной статьи. Крайне плодовитые King Gizzard выпустили 17 музыкальных альбомов (только в 2017 году их вышло аж пять) и регулярно выступают с невероятно эффектными турами.
Их ключ к успеху кроется в бесконечном стремлении держаться вне рамок. Ограничений не существует нигде – ни в жанрах, ни в инструментах, ни в структуре музыки. Например, альбом Paper Mâché Dream Balloon (2015) был записан в амбаре на ферме родителей фронтмена группы Стю Маккензи практически полностью на акустических инструментах и звучит как классический фолк-рок семидесятых. А Infest the Rats' Nest (2019) отходит от и так шаткого понимания жанра группы, превращаясь в тяжелый и агрессивный стонер- и треш-метал.
Одна из самых заметных тенденций звучания KGLW - это использование микротональности. Вдохновившись ближневосточной музыкой, Маккензи и компания стали применять в проектах турецкие и арабские музыкальные инструменты и заигрывать с микротонами. Интервалы, не попадающие в стандартный 12-тоновый строй, звучат по-внеземному и крайне психоделически.
Один из самых известных альбомов коллектива Nonagon Infinity вышел в 2016 году. Он выполнен в концепции музыкальной “петли Мёбиуса” - каждая из песен плавно и неразрывно перетекает в другую, включая первую и последнюю. Именно с ним King Gizzard победила в ARIA Music Awards в номинации “лучший хард-рок/хэви-метал”.
Если хотите начать знакомство с группой, можете попробовать Nonagon Infinity; впрочем, гораздо лучше понять их творчество Вам поможет кнопка “перемешать все”.
Pond
Этот коллектив из Перта очень часто ассоциируют с Tame Impala - многие участники обоих проектов неоднократно работали вместе. Но Pond отличается от музыки Кевина Паркера, хоть он и продюсирует группу до сих пор.
В 2009 году они выпустили свой первый альбом, гаражно звучащий Psychedelic Mango, после которого экспериментировали со слиянием псих-рока и поп-музыки. Но после прорыва Кевина Паркера с шумными гитарами его альбома Innerspeaker группа вернулась в русло гитарно-роковой психоделии, выпустив Beard, Wives, Denim - альбом, после которого на них обратили внимание вне австралийской альтернативной сцены.
Однако группа вернулась к синтезаторам поп-жанра в 2017 году с одним из своих самых заметных релизов - лонг-плеем The Weather. Хотя он звучал довольно доступно, Pond затронули в своих текстах не самые типичные для психоделии темы - постколониализм, разобщенность и даже ядерное вооружение. Контраст ярких синтезаторов и мрачных текстов не оставил альбом без внимания критиков, которые отмечали возросшую матерость группы.
Потустороннее звучание благодаря смешению рок- и поп-музыки и концептуальные музыкальные клипы сделали Pond одной из самых заметных австралийских групп, и она продолжает открывать новые горизонты звучания.
Чтобы прочувствовать их инопланетную энергию, начните с The Weather - у Вас еще есть время познакомиться с творчеством группы до их следующего альбома, который ожидается летом 2021.
Moses Gunn Collective
Коллектив пяти музыкантов из Брисбена назван в честь американского актера второй половины ХХ века. Музыканты говорят, что вдохновились его ролью мудрого старца в фильме «Бесконечная история» 1984 года - и не ясно, шутят ли они. MGC в целом ведут себя шутливо, легко и непринужденно на концертах, в интервью и в самих музыкальных релизах, создавая впечатление отстраненных людей, наслаждающихся своим полетом в облаках.
Магия Moses Gunn Collective - в заключении психоделических рифов в объятия инди и дрим-поп музыки. В своем пока что единственном альбоме Mercy Mountain 2015 года они воспевают как простые и случайные вещи, вроде дыры в стене, так и призывают петь на смертном ложе. Эстетика легкости, отрешенности от проблем и поставленного под сомнение настоящего формируется неторопливым темпом, обилием переливов и намеренной неряшливостью, присущей гаражным инди-коллективам.
Скоро в дискографии группы ожидается пополнение: новый альбом Dr Moses Love Hospital должен выйти в 2021; с него в начале марта группа выпустила первый сингл.
Psychedelic Porn Crumpets
Одним только своим заряженным названием группа прекрасно описывает саму себя. Эти музыканты из Перта - панки от мира австралийской неопсиходелии.
Легенда гласит, что участников группы друг с другом свел общий наркодилер. Проект обрел форму в 2014 году, переродившись из университетского проекта их фронтмена Джека МакЭвана в музыкальную группу. Первое время они играли музыку “для души” и для своего окружения, которое описывало их звучание как “гаражный рэйв”.
Дебютным релизом группы стал High Visceral - вышедший в двух частях альбом, который позже дополнился EP с невошедшими композициями. Музыка в High Visceral была одновременно и очень мягкой и плавной, и звонкой, с яркими гитарными партиями.
Уже в 2019 состоялся релиз их нового альбома - And Now for the Whatchamacallit. Звучание изменилось под влиянием экспериментального электронного джаза, став еще более ярким и дерзким, чем раньше. Психоделия PPC - это не расслабляющие синтезаторы, а смелый и звонкий электронный звук в быстром темпе, в который вплетены абстрактные трипы про дроидов и фрукты.
Их бойкое звучание в сочетании с очень ярким и колоритным стилем клипов и выступлений хорошо описывается самоопределением группы - “энергичный беспорядок цвета и тона”. Темперамент, драйв и потусторонность коллектива быстро захватывают и не отпускают до последней ноты - попробуйте сами.
Идеальной точкой входа для Вас может стать их последний альбом Shyga! The Sunlight Mound, появившийся на свет в феврале 2021. Если он показался Вам слишком бурным, не беда - High Visceral, pt. 1 никуда не торопится и наслаждается каждым рифом.
Stonefield
Четыре сестры из небольшого городка Дэрауэйт Гуим, штат Виктория, в 2006 году сформировали группу Iotah. Первое время Эми, Ханна, Сара и Холли играли вдохновленный 1970-ми рок, однако, сменив свое название на Stonefield, все сильнее стали увлекаться псих-роком.
С годами они стали все сильнее двигаться в сторону стонер-рока - если первые релизы вроде Through the Clover были скорее данью уважения старой музыке, то после As Above, So Beyond сестры нашли себя в темных и низких отражающихся изобретательных рифах, пойдя дальше и сформировав Stonefield как психоделическую рок-группу. Звук Stonefield - это, в своем большинстве, погруженные в эффекты тяжелые гитары, сохранившие в себе любовь к семидесятым; в их музыке сложно не услышать влияние Led Zeppelin и Black Sabbath. Все их композиции довольно вязкие и шумные, но благодаря медленному темпу и очень спокойной игре звучат очень естественно и гармонично.
Последний альбом коллектива, Bent, вышел в июне 2019. Он поможет познакомиться с творчеством Stonefield поближе, учитывая, что об их следующем релизе пока нет вестей.
The Murlocs
Если Вы фанат King Gizzard & the Lizard Wizard, то этот коллектив Вам тоже, скорее всего, знаком. В нем не только играют два музыканта из KGLW - их еще и продюсирует Стю Маккензи, солист «ящерицы-волшебника».
Описать звучание группы можно как гаражный ритм-н-блюз, а сравнить - с ранними альбомами самих King Gizzard. Впрочем, это не та же группа под другим названием - безбашенных экспериментов тут меньше (хотя они никуда не делись), ритмы проще, а звучание традиционно грязное и шероховатое. Блюзовые гитары вместе с губной гармоникой солиста Амброуза Кевина-Смита стали почерком группы.
Хотя в Австралии группа была известна примерно с самого своего существования из-за участия в локальных и национальных фестивалях и турах других групп, мировую известность им принес альбом Old Locomotive 2017 года. Он может стать отличным трамплином для прыжка в мир гаражной блюз-психоделии.
GUM
Создатель этого проекта - видный музыкант из Перта Джей Уотсон. Мультиинструменталист, играющий в Pond и на выступлениях Tame Impala, нашел время для сольного проекта GUM, в котором конструирует психоделию из мелодий прошлого.
В амплуа GUM Уотсону удаются те идеи, которые не получилось реализовать в других коллективах. По большей части, это заигрывание с электроникой прошлых десятилетий: диско и сай-фай саундтреков восьмидесятых и лоу-фай и электро-музыкой девяностых. Уйдя от влияния Кевина Паркера (ранние работы GUM заигрывали с угадывающимися мотивами Tame Impala), Уотсон смог сформировать свой уникальный музыкальный язык из ярких синтезаторов и звуков пиксельных видеоигр, погружающих в приятную фантомную ностальгию.
Последний на данный момент альбом Out In The World вышел в июне 2020. Он кажется самым амбициозным и куда более личным, чем предыдущие релизы GUM, и создаст отличное представление о его музыкальном стиле.
The Babe Rainbow
В небольшом городке с населением менее 10 000 человек, под названием Байрон Бэй, объединились четверо музыкантов, которым так понравилась музыка истоков психоделики, что с 2014 года они с помощью гитар возвращаются на полвека назад.
The Babe Rainbow играет софт-рок, вдохновленный шестидесятыми и семидесятыми годами ХХ века. Их очень неторопливая солнечная музыка не пытается удивить экспериментами - это годами проверенная мягкая психоделия, прелесть которой в ее консервации. Впрочем, звук осовременен, но минимально - группе важно было воссоздать безмятежную атмосферу жизни и культуры хиппи шестидесятых. И BR это удается - под них хочется наслаждаться природой, расположиться на пляже или встать на сёрфборд.
На данный момент последним альбомом группы является лонг-плей Today 2019 года. Чтобы познакомиться с магией этого хиппи-коллектива, начните с их первого альбома, названного так же, как и группа - The Babe Rainbow.
Turtle Skull
Сиднейский коллектив Turtle Skull описывает свою музыку словосочетанием “Flower Doom” - и это крайне точная формулировка. Сиднейский квинтет с помощью монолитно тянущихся музыкальных интервалов и дум-гитар создают очень иммерсивный стонер-рок.
Став гибридом Pink Floyd и калифорнийских Sleep, TS создает очень плавные погружающие мелодии с протяжными проигрышами и соло. 7-10 минутные песни превращаются в непрерывный опыт, ради которого коллектив позволяет себе разделять слова строчками пополам и уходить от рифмы ради художественного описания монотонным гипнотизирующим голосом.
Первый и единственный альбом коллектива, Monolith, вышел 28 августа 2020 года.
Beaches
Не стоит путать этот коллектив с канадскими поп-рок The Beaches - их мельбурнские тезки играют туманную психоделию с привкусом пост-панка.
Женский квинтет записывает звучную гитарную музыку с гулкими шумящими эффектами, которая ближе всего к новой волне пост-панка. Предыдущий проект Антонии Зельбах, голоса и гитары Beaches, как раз вдохновлялся культовыми альт-рок коллективами восьмидесятых - это желание освежить прошлым настоящее перекочевало из Love of Diagrams в ее псих-рок проект. Не-роковое экспериментальное звучание гитар соединяется с резонансами психоделической музыки и заигрываниями синтезатора, создавая и протяженные многоминутные инструментальные композиции, и крайне неожиданные комбинации с мягким голосом вокалисток.
Beaches не только звучит как реинкарнация музыки сорокалетней давности; это в целом проект, который очень неохотно адаптируется под новые реалии музыкальной индустрии - они редко выпускают альбомы и почти не балуют слушателей синглами. На данный момент группа выпустила три альбома, которые выходили с перерывами в 4-5 лет. И хотя сейчас Beaches сохраняют радиомолчание, не исключено, что они готовят что-то новое.
Начать знакомство с нынешним творчеством Beaches можно с их альбома Second of Spring 2017 года - 75-минутного лонг-плея из семнадцати песен, которые познакомят Вас с их шумящей пост-панк психоделикой.
The Black Heart Death Cult
Эта группа - представитель андеграундной нео-психоделии. Мельбурнская пятерка выпустила свой первый сингл в 2016, еще три года им понадобилось, чтобы выпустить свой дебютный альбом.
BHDC, как описывает себя сам коллектив, - это протяжные «шумящие психо-мантры». От обложек до текстов коллектив пропитан грустно-мечтательной восточной эстетикой. Восточные инструменты отражаются и в звучании группы - наряду с перегруженными гитарами, неразборчивым голосом и тягучестью мелодий.
Группе удалось изобрести свой почерк, который состоит из мрачной космической смеси шугейза и психоделии. Несмотря на грязное гаражное звучание, музыка у The Black Heart Death Cult довольно структурированная и отработанная - продюсером проекта выступил Рики Майми, один из основателей видной американской псих-рок группы The Brian Jonestown Massacre. Говоря откровенно, не упомянуть этот коллектив в этой подборке мне не позволила бы совесть.
26 марта они продолжат свою проповедь вторым лонг-плеем, Sonic Mantras, а пока у Вас есть время ознакомиться с их дебютным альбомом, The Black Heart Death Cult.
Описывать музыку всегда непросто, но особенно сложно описывать психоделическую музыку. Звуки, которые откликаются глубоко в душе, кажутся крайне интимными, про них не хочется много говорить общими формулировками. Тем не менее, я попытался рассказать про двенадцать групп, которые своим творчеством создают живую и крайне изменчивую картину австралийской и мировой музыки.
Разумеется, это не ультимативный гид по австралийской нео-психоделике. Жанр крайне многообразен и представлен разнообразными коллективами. Сюда не поместились многие группы и исполнители - но Вы можете пополнить список в комментариях.
Австралийская альтернативная сцена стремительно развивается. Очень скоро она сможет удивить нас неизвестными до этого именами или подтвердить талант уже знакомых исполнителей. Но наслаждаться прекрасной музыкой, погружающей в транс, мы можем уже сейчас.
Материал подготовлен при поддержке A Special Presentation, редактор Владимир Любченко