Мы провели хакатон просоциальных игр. Что мы выяснили?

Отрывок из игры-победительницы хакатона про пожилых людей и самоизоляцию
Отрывок из игры-победительницы хакатона про пожилых людей и самоизоляцию

Николай Овчинников, сооснователь Noesis, рассказывает, зачем студия придумала хакатон просоциальных игр Controller, и что получилось у создателей.

Мы уже провели два хакатона просоциальных игр (в 2019 и 2020 годах), оттуда уже вышли три полноценных проекта (один еще в работе, но скоро релиз): текстовый квест про абьюз в отношениях, тиндер для чиновника (выбираем, какие инновации внедрять, чтобы никто не пострадал) и новая игра-расследование, про которую мы в ближайшие месяцы вам еще не раз расскажем. В них поиграли больше 120 000 человек, про них написали самые разные люди, и в общем было ощущение, что останавливаться нельзя. Просоциальные - то есть помогающие развитию третьего сектора, просветительские, проблемные - игры оказались востребованы не только теми, кто их хочет делать, но и более широкой аудиторией.

Третий хакатон мы стали делать в онлайне. Во-первых, пандемия не закончилась, и нам как-то совсем не хотелось рисковать здоровьем участников. Во-вторых, нам хотелось расширить географию участия за пределы Москвы, Петербурга и соседних городов.

Как результат: 91 заявка, 28 команд (в 2019 году было всего четыре и шесть заявок). И, главное, тьма топовых идей, которые прямо сейчас хочется реализовать. Среди проектов были: игра про котиков и протесты, цифровой учебник-игра по кибербезопасности, симулятор бездомного со сбором бутылок, игра про слоника, игра по мотивам книги о крутых и вдохновляющих биографиях женщин Беларуси.

Что понравилось

1) Нет ощущения, что игры воспринимаются в некоммерческом и медийном коммьюнити как карго-культ (типа "Вау, мы сделаем игру, потому что игры это круто, картинки двигаются, на них надо кликать").

2) Люди приходят в основном с четким пониманием того, какие проблемы они хотят решать при помощи игр и почему именно через них: новая аудитория, более удобный способ сбора пожертвований, более иллюстративный контент, помогающий правильно осознать проблему и так далее.

3) Нет контента ради контента. У участников в большинстве своем есть понимание, как рассказать историю через игру, как сделать ее интереснее, чем пересказ очередного печального текста (особенно крутой был пример с фантастической историей про героиню, которая борется с драконом, а, прежде всего, с патриархальным обществом). А конкретно победители из команды, делающей игру про пожилых людей в самоизоляции, и вовсе делают удивительный с эмоциональной точки зрения продукт.

Получатели спецприза от te-st.ru: игра про котиков и безопасность в большом городе<br />
Получатели спецприза от te-st.ru: игра про котиков и безопасность в большом городе

Что беспокоит

1) В ряде случаев социальная составляющая ограничивается тем, что авторы стремятся показать то, как плохо кому-то живется. Повестка не прочувствована.

2) Текст > Все остальное. Я на своем опыте знаю, как журналистский бэкграунд мешает рассказывать истории по-другому. Многие вещи идеально переупаковываются из текста в другой формат (у одной команды это отлично проиллюстрировано сценкой с полицейским, который предъявляет необоснованные требования в виде пламени, столкновения с которым надо избегать - просто и круто, у другой сложности существования героини не описываются текстом, а описываются непроходимым лабиринтом - тоже просто и круто).

3) Импакт неосязаем. Часто команды понимают, как их игра должна изменить мир, но при этом им не хватает числового выражения этих самых перемен. Таковым может быть: реиграбельность (если игра обучающая и ее просто обязательно надо перепроходить) или оценка эффективности (при помощи опроса по итогам игры). Об этом обязательно надо помнить.

Но даже учитывая этим минусы, я нахожусь в огромном восхищении от произошедшего. Просоциальные игры перестают быть блажью отдельных людей и забавным экспериментом отдельных организаций. Это уже не индустрия, но немаленькое коммьюнити.

Так победим!

55
1 комментарий

Спасибо вам за то, что вы есть. И проводите такие крутые штуки!

1