Восставший из мёртвых: обзор «Капитана Блада» — легендарной игры, которая так и не вышла

Отменённый экшен от «1С» наконец-то нашёлся — и мы его прошли.

Восставший из мёртвых: обзор «Капитана Блада» — легендарной игры, которая так и не вышла

«Капитан Блад» — это одна из игр-легенд российского геймдева наравне со «Всеславом Чародеем», Axle Rage и «Корсарами 4». Дорогой ААА-экшен про пиратов Карибского архипелага должен был выйти в 2010 году. Но будучи полностью готовой, игра просто пропала с радаров и так и не покинула стен студии разработки.

Точная причина неизвестна, но самая вероятная версия — правовые проволочки между западными и отечественными издательствами. Разбирательства и выплаты были слишком невыгодны студии «1С», и «Капитана Блада» было проще никогда не выпускать. Как итог: спустя семь лет производственного ада, кучу переделок и тотального выгорания команды разработки проект пропал без вести. Подробнее об этом можно узнать в нашем большом материале.

Восставший из мёртвых: обзор «Капитана Блада» — легендарной игры, которая так и не вышла

Билды игры до недавнего времени считались утерянными. Ходили слухи, что исходный код игры случайно стёр один из работников «1С». Были версии, что играбельного «Блада» можно найти на девките Xbox 360 где-нибудь на барахолке. Или что пресс-версия игры сохранилась на флешке у одного из разработчиков.

Какие бы догадки не строили в сети, факт оставался фактом — 11 лет от «Капитана Блада» в общем доступе были лишь реклама в журналах, ролики с выставок, катсцены и отрывки геймплея.

Восставший из мёртвых: обзор «Капитана Блада» — легендарной игры, которая так и не вышла

Однако недавно анонимный знакомый разработчиков из студии «1С: Морской волк», работавшей над игрой, смог раздобыть рабочий билд, который должен был отправиться в печать. Он передал нам финальную версию игры для ознакомления, и мы её полностью прошли.

Что сказать — «Капитан Блад» существует, прекрасно выглядит, и его можно без проблем пройти. Геймплей, правда, слабоват даже по меркам тех времён.

Восставший из мёртвых: обзор «Капитана Блада» — легендарной игры, которая так и не вышла

Приключения Капитана Блада

Главный герой, капитан Блад, и его друг Уолт выпивают в таверне Порт-Рояля, как вдруг на город нападают испанцы. Отбив атаку, протагонисты захватывают один из кораблей врага и обнаруживают там военного советника Англии.

Тот рассказывает, что плыл с дочерью через Карибский архипелаг, а на их судно напали пираты под командованием некого Истерлинга. Дочь похищена, команда убита, сам советник тяжело ранен в бою и остался умирать на борту тонущего судна. Однако погибнуть он не успел — его подобрали и взяли в плен испанцы.

Истерлинг
Истерлинг

Обещая вознаграждение и высокий пост на службе Англии, советник просит Блада найти Истерлинга и спасти дочь. Тот соглашается — им с Уолтом всё равно нечем заняться. Охоте за корсаром посвящена первая половина игры, после чего Блад переключится на войну с Испанией.

Восставший из мёртвых: обзор «Капитана Блада» — легендарной игры, которая так и не вышла

Сюжет, как и персонажи, в игре максимально схематичные. Почти ни у кого нет ярко выраженного характера или достаточно экранного времени, чтобы запомниться. Блад — типичный крутой протагонист, а все злодеи исчезают из повествования сразу же после того, как появляются на экране.

Единственным минимально проработанным антагонистом можно назвать разве что Истерлинга — у него хотя бы есть предыстория. Остальные же противники просто возникают из ниоткуда — финальный босс игры и вовсе какой-то случайный испанский губернатор-фехтовальщик без имени.

Всё повествование держится на катсценах, но даже их не хватает для связной истории. В какой-то момент персонажи просто что-то делают. Блад в одиночку крошит целые форты испанцев, убивает злодея за злодеем — один безумнее другого. Кто они, почему они здесь и сейчас, зачем их убивать — не очень понятно, да и, видимо, не особо-то и важно.

Красоты Карибского архипелага

Восставший из мёртвых: обзор «Капитана Блада» — легендарной игры, которая так и не вышла

Самое главное достоинство «Капитана Блада» — дизайн и графика. Даже сейчас, в 2021 году, игра выглядит просто превосходно (особенно если учесть, что изначально её планировали выпускать аж в 2009-м). Возраст выдают разве что редкие устаревшие анимации в катсценах и странная мимика персонажей.

Восставший из мёртвых: обзор «Капитана Блада» — легендарной игры, которая так и не вышла
Восставший из мёртвых: обзор «Капитана Блада» — легендарной игры, которая так и не вышла
Тяжело поверить, но такая графика сделана на следующей версии того же движка, на котором собраны «Корсары 3» — StormEngine 3.0. К тому же, билд полностью поддерживает геймпад, 1440p, 120 гц и захват видео с помощью ShadowPlay

В остальном «Капитан Блад» — без всяких преувеличений, одна из самых красивых игр СНГ-геймдева. Чёткие текстуры, прекрасная работа со светом, гиперболизированный дизайн в духе Fable и Darksiders, яркие декорации и разнообразные уровни. За счёт работы художников кажется, что игра не постарела ни на день и выглядит, как неплохой АА-проект 2021 года из Game Pass.

А ещё у игры отличный саунд-дизайн: очень сочные звуки ударов и выстрелов

В целом, «Капитан Блад» выполнен в пиратской эстетике, доведённой до абсурда и пафоса уровня Resident Evil или Warhammer. Многоэтажные замки, мега-пушки, автоматический пулемёт с ядрами, гигантский крокодил в глубинах испанских подземелий. А люди тут могут пережить удар метровым клинком в грудь и падение через десяток крыш и каменных уступов. В общем, скорее русский сёнен, нежели хоть что-то, похожее на игровую адаптацию произведений Рафаэля Сабатини.

Финал, пожалуй, лучшей битвы с боссом в игре — вы на полной скорости падаете на платформе-лифте на дно бесконечной башни испанского форта. Попробуйте сказать, что это не похоже на типичную сцену из DMC

И это не плохо: в «Капитана Блада» хочется играть дальше хотя бы ради того, чтобы посмотреть — какую безумную чушь на тебя кинут в следующем уровне. Лифт в 100-этажной башне на цепях? Пират-алкоголик-берсеркер? Средневековые рыцари на страже испанского форта? Тут всё это есть — и это очень весело.

Гигантский крокодил-мутант в подземелье испанского форта, почему бы и нет?

Геймплей за бортом!

А вот с игровым процессом тут серьёзные проблемы. Рабочие базовые механики у «Блада» есть, но это лишь скелет потенциально отличной игры, не более того.

Проходить кампанию тяжело и скучно из-за однообразия, мелких недоработок, нехватки запоминающихся сцен и постоянного повторного использования механик и ассетов. Сама по себе игра не очень большая и проходится за 6-8 часов. Однако по факту она ещё меньше — просто её сильно растянули филлерными эпизодами.

Восставший из мёртвых: обзор «Капитана Блада» — легендарной игры, которая так и не вышла

Весь «Капитан Блад» — это переход из комнаты в комнату и убийство толп одинаковых врагов десятка разных классов. Слабые бойцы ближнего боя, элитные фехтовальщики, громилы с тесаками и топорами, мушкетёры, стрелки с двумя пистолями, гренадёры, рыцари с щитами и ряд боссов, лишь пара из которых действительно интересные. Один из уровней разработчики и вовсе просто повторили дважды с незначительными изменениями.

Помимо драк в «Капитане Бладе» есть только две вещи: QTE и корабельные сражения. С обоими пунктами всё печально, так как они хоть и сделаны компетентно, но играются очень тяжело из-за ряда ошибок.

QTE возникают внезапно и требуют молниеносной реакции, из-за чего вы даже не смотрите на круто поставленный ролик — всё внимание зафиксировано на следующей нужной кнопке. Ошиблись хотя бы раз — переигрывайте. Особенно больно, когда из-за ошибки в QTE приходится переигрывать этап битвы с боссом.

В этом моменте я вообще не ожидал какого-то QTE — это был конец финальной катсцены уровня. Поэтому пришлось стоически принять смерть и смотреть ролик заново

Морские сражения — ещё хуже. На бумаге звучит интересно: вы не управляете судном, а бегаете от пушки к пушке, стреляя по вражеским кораблям и отбиваясь от абордажников. Таких уровней в игре три, и они могли бы быть захватывающими, если бы не криво реализованные механики.

Прицеливание из пушек постоянно сбивают назойливые враги и залпы вражеских судов. Сами корабельные сражения занимают втрое больше времени, чем нужно, да и битвы искусственно растянуты огромными волнами врагов, которые не дают целиться из пушек.

Восставший из мёртвых: обзор «Капитана Блада» — легендарной игры, которая так и не вышла

Лодки, на которых они приплывают к кораблю, можно потопить ядром, но попасть по ним практически нереально. К тому же, все ваши выстрелы всё равно будут скорее сосредоточены на кораблях, ведь без их уничтожения уровень не завершится. Исключение — лишь последняя битва, которая почему-то заканчивается сама, и вам в ней просто нужно не умереть. Это лучшая миссия из трёх.

Если вы умрёте в любой момент боя, весь уровень надо перепроходить сначала. Потопили пять кораблей из шести и погибли от случайного выстрела мушкетёра? Начинайте заново. В этих миссиях чекпоинтов нет. К слову, два из трёх корабельных сражений — это тот самый скопированный уровень. Разработчики просто повторили ту же самую морскую битву, лишь увеличив толпы врагов — даже декорации не меняли.

Корсары тоже плачут

«Капитану Бладу» в целом не хватает каких-то уникальных моментов. Они в игре есть: драка на поднимающемся лифте (чуть ли не лучший уровень в игре, который возили по выставкам), стрельба из автоматической пушки с магазинами ядер, побег от огромного крокодила. Есть даже уровень, где нужно принять на себя роль друга Блада, у которого совсем другой стиль игры, однако он всего один — в самом начале.

Все эти эпизоды крутые и запоминающиеся, но их катастрофически мало. Большую часть времени вы просто идёте и сражаетесь с врагами. Победили пачку испанцев, перешли в следующий зал, открыли сундук, победили ещё пачку испанцев, перешли в следующий зал. Смыть-повторить. Разве что на паре уровней модели испанцев заменили на пиратов.

И даже это могло бы и не быть проблемой: в конце-концов, одной из главных игр 2019 года стала Devil May Cry V, в которой также не было вообще ничего, кроме боёв — вырезали даже те немногие платформинг-пазлы и загадки, что были в предыдущих частях. Однако у DMC V было важное преимущество — глубокая боевая система, на которой и держится вся игра. У «Капитана Блада» такой, к сожалению, нет.

Арсенал у героя — сомнительный. Половина навыков слабые и неэффективные. Каких-то сменных стилей или оружия нет. Из последнего — только пистолет, который позволяет прерывать атаки врагов и медленно перезаряжается после выстрела, а также криво летящие и отбрасывающие врагов бомбы. Есть ещё мечи да мушкеты, выпадающие из трупов. Они, в целом, тоже бесполезные — комбо-удары герой ворованными саблями не делает, а какой-то существенный урон наносят лишь двуручный меч и парные пистоли.

Слабых или хорошо потрёпанных противников можно добить особой казнью, некоторые из которых обладают особыми эффектами. Добивание кулаками даёт за убийство больше денег

Сами комбинации и приёмы Блада несбалансированные. Например, есть способность-бросок меча в противника, попасть которой во врага практически невозможно. Да и незачем — урон смешной. При этом в местном магазине навыков за найденные дублоны кроме этой способности можно купить особый приём, при использовании которого Блад загорается синим цветом и шинкует врагов в капусту.

Всего за три нажатия вы проводите столь мощную атаку, что она сбивает врагов с ног и отнимает у них здоровья больше, чем любой другой удар. И вам сильно повезёт, если вы угадаете и купите за золото нужный навык, ведь способности никак не подписаны. Лишь схематично изображены статичной картинкой.

Восставший из мёртвых: обзор «Капитана Блада» — легендарной игры, которая так и не вышла

Ещё в арсенале Блада есть особый режим ярости: благодаря ударам и убийствам капитан накапливает шкалу адреналина. Когда она заполнится, Блад по нажатию специальной кнопки становится берсеркером. Вражеские атаки не прерывают его действия, а сам герой наносит повышенный урон. Механика понятная и рабочая, вот только длится этот режим недолго — и улучшить его нельзя.

К тому же, боёвку убивает множество мелких огрехов, которые особо заметны даже на фоне игр тех лет. Например, враги останавливают анимации Блада ударами и вводят в состояние оглушения на пару секунд. Проблема в том, что если вас окружат, вы окажетесь в бесконечном стаггере — пока отходите от удара одного врага, второй уже замахивается. Ударил второй — а там уже и третий стреляет, не оставляя возможности хотя бы откатиться в сторону.

Если на стороне противника пять-шесть стрелков — победа становится практически невозможной. Приходится устраивать клоунаду: бегать кругами по локации, уклоняться от пуль и пытаться оглушить выстрелом из пистоля злосчастных снайперов, чтобы те перестали закрывать героя в бесконечном цикле оглушений.

Из-за нехватки полировки в боях встречается куча мелких проблем: то анимация атаки врага не остановится, то Блад выстрелит или ударит не в ту сторону. В итоге из-за общей неуклюжести сражаться без получения урона тут невозможно — благо, здоровье восстанавливается само до минимального порога, если героя пару секунд не бьют.

Но у сражений есть и положительные моменты. Враги отличаются тактикой, поведением и дизайном. Некоторые боссы действительно интересны: огромный боцман и безумный капитан оседают в памяти благодаря интересным механикам, отличной постановке и прекрасному дизайну арен.

Все сражения в целом очень «мясные» и зрелищные: жестокие и красивые анимации добивания, расчленение врагов, брызги крови, громовой рокот мушкетов и пистолей.

Иронично, но каждый аспект «Капитана Блада» за исключением визуальной части полностью повторил историю самой игры. Чему угодно, от геймдизайна до боевой системы, не хватило совсем чуть-чуть до успеха — тут всё рушится как будто на самом последнем шаге.

Вроде и босс-файт интересный — но прерывается катсценой, которую вам показывают три раза за всё сражение. Корабельные бои могли бы круто разбавить остальной геймплей, но на деле это нудные и выводящие из себя уровни, которые легко можно было бы вырезать. Наземные сражения крутые и мясные, но им очень не хватает доработки, полировки и баланса.

У этого босса даже механики нет — это просто большой рядовой бандит с огромной полосой здоровья, который бьёт чуть больнее остальных
У этого босса даже механики нет — это просто большой рядовой бандит с огромной полосой здоровья, который бьёт чуть больнее остальных

Но всё же не стоит забывать о том, что судим мы игру сейчас, в 2021 году. Индустрия сильно изменилась за 10 лет — возможно, тогда, в 2010-м, «Капитан Блад» получил бы немало позитивных отзывов. Тяжело абстрагироваться от накопленного за годы опыта. К тому же мы говорим про релиз, который официально так никогда и не вышел. Поэтому об объективной оценке механик не может идти и речи — «Капитан Блад» это скорее артефакт своего времени, а не игра.

Возможно, тогда, в 2009-2010 годах, «Капитан Блад» бы выстрелил, несмотря на куда более качественных конкурентов вроде той же God of War. Помог бы ажиотаж на отечественном рынке, или на Западе игру бы приметили за счёт необычного сеттинга и выдающегося дизайна. А к нашим дням игра бы стала источником ностальгии, который приятно запустить ещё раз по подписке или в сезон скидок. Кто знает, какая судьба сложилась бы у первого русского ААА-слэшера при других обстоятельствах.

Остаётся лишь радоваться тому, что семилетний труд команды разработки всё же не исчез. Билд не стёрли с жёсткого диска, он не сгинул вместе с последними девкитами Xbox. Игра существует, и все старания разработчиков из «1С» сохранятся в истории.

Что понравилось:

  • Атмосфера безумного пиратского китча.
  • Прекрасная графика, почти не постаревшая за 11 лет.
  • Отличная техническая часть – даже по сегодняшним меркам.
  • Зрелищные и жестокие битвы с хорошей анимацией.

Что не понравилось:

  • Практически полное отсутствие какого-либо сюжета и внятных персонажей.
  • Однообразный геймплей, которому не хватает уникальных механик.
  • Лишённая глубины боёвка.
  • Блеклый саундтрек.
  • Мало контента.
1.1K
352 комментария

Комментарий недоступен

249

Комментарий недоступен

71

Комментарий недоступен

43

Да и обзор написан очень странно

10

Комментарий недоступен

8

вы совсем не поняли суть происходящего

Эээх, 10 лет прошло ))) Было приятно над ней работать )) Признание лол )

191